Консультация для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольника»
консультация (младшая группа)

Тимакова Елена Евгеньевна

Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_palchikovye_igry.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №43 Калининского района Санкт-Петербурга

Консультация для родителей по теме:

«Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольника»

Воспитатели:

Лебедева Наталья Николаевна

Тимакова Елена Евгеньевна

2021-2022 учебный год

«Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольника»

     Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, мелкой пальцевой моторикой.

     Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

     Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

     Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной.

     Пальчиковые игры, на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

     Прежде чем начать работу пальчиковой гимнастики, убедитесь в том, что дети знают основных персонажей стихов, песенок. Сначала покажите детям игрушки или цветные картинки, чтобы дети смогли вспомнить, как выглядят те или иные животные, о которых будет рассказываться в стихотворении. Затем, предложите изобразить его с помощью пальчиков. При необходимости надо показать, как при помощи пальчиков может выглядеть то или иное животное.

     Постепенно пальчиковую гимнастику можно усложнить: вы читаете первую строчку стихотворения – ребёнок изображает действия, затем читаете следующую строчку – ребёнок изображает другое действие и т.д. Так можно разыгрывать все стихотворение.

     Такие игры и упражнения надо проводить постоянно с детьми раннего возраста. Дети лучше развиваются, когда они успешны и чувствуют, что у них всё получается и ими довольны взрослые. Хвалите детей даже за самые маленькие успехи.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком.

      Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

     Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

    Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

     При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

     Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

     Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

     Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

     Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять,

4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате освоении всех упражнений, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

«Апельсин»

Мы делили апельсин -          (двумя руками «держат» предполагаемый апельсин)

Много нас, а он один.           (показывают сначала десять пальцев, а потом один)

Эта долька – для ежа,           (загибают большой палец руки)

Эта долька – для стрижа,     (загибают указательный палец)

Эта долька для утят,             (загибают средний палец)

Эта долька – для котят,        (загибают безымянный палец)

Эта долька – для бобра,       (загибают мизинец)

А для волка – кожура.          (бросают предполагаемую кожуру рукой)

Он сердит на нас – беда!      (делают испуганный вид)

Разбегайся кто куда!             (делают движения руками в стороны)

 «Компот»

Будем мы варить компот -                     (левую ладонь держат «ковшиком»)

Фруктов нужно много. Вот.                   (указательным пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить,                          (загибают пальцы по одному, начиная с большого)

Грушу будем мы рубить,                                                  

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот,                      (опять «варят» и «мешают»)

Угостим честной народ.  

 «Фрукты»

Знают взрослые и дети:                         (сжимают и разжимают пальцы)

Много фруктов есть на свете!

Яблоки и апельсины,                              (загибают по одному пальцу, начиная с мизинца)

Абрикосы, мандарины,                        

И бананы, и гранаты

Витаминами богаты.

 «За грибами»

Я корзину в лес беру,

Там грибы я соберу.

Удивляется мой друг:

«Сколько здесь грибов вокруг» (показывают удивление, развод руки в стороны.)

Подосиновик, масленок, (поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой)

Подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь —

Не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки

Найду я на опушке,

Возвращаюсь я домой,

Все грибы нecy с собой.

Мухомор не понесу. (большой палец левой руки отставляют, грозят ему.)

Пусть останется в лесу!

 «За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)

В лес пойдём мы погулять. (обе руки идут пальчиками по коленкам.)

За черникой, за малиной, (загибают пальчики, начиная с больших.)

За брусникой, за калиной.

Землянику мы найдём и братишке отнесём.

 

«Домашние животные»

Раз, два, три, четыре, пять. Как животных нам назвать? (поочередно загибаем пальчики на левой руке)

Самых близких, самых верных, каждый знает их, наверно (хлопаем в ладоши).

Лошадь, корова, собака и кошка (указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке).

Как назовем их?  Подумай немножко (разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих).

В доме с хозяином дружно живут (изображаем руками крышу дома над головой),

Значит, домашними все их зовут.

«Насекомые»

Дружно пальчики считаем, насекомых называем: (сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха. Это жук с зеленым брюхом. (поочередно сгибаем пальцы в кулак)

Это кто же тут звенит? (вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит! (прячем руки за спину)

Прилетела к нам вчера (машут ладошками) полосатая пчела.

А за нею шмель – шмелёк (на каждое название насекомого дети загибают палец)

И веселый мотылек, два жука и стрекоза

Как фонарики глаза (делают кружочек из пальчиков и подносят к глазам)

Пожужжали, полетали (машут ладошками)

От усталости упали (роняют ладошки на стол)

«Снежок»

Раз, два, три, четыре (загибать пальчики, начиная с большого)

Мы с тобой снежок лепили (изобразить, как лепят снежок).

Круглый, крепкий, очень гладкий (показать руками круг)

И совсем - совсем не сладкий (погрозить пальчиком).

Раз - подбросим (подбросить воображаемый снежок),

Два - поймаем (поймать воображаемый снежок),

Три - уроним (уронить воображаемый снежок)

И … сломаем. (топнуть ногой).

«Геометрические фигуры»

Будем пальчики считать: (сжимание-разжимание кулачков)

Раз, два, три, четыре, пять! (загибание по одному пальчику)

И фигуры называть! (хлопки в ладоши)

Вот квадрат, а вот кружок, (загибание по одному пальчику)

Треугольничек и ромб,

А еще прямоугольник!

И не трудно сосчитать, (хлопки в ладоши)

Их по счету ровно 5! (сжимание-разжимание кулачков)

Раз, два, три, четыре, пять! (загибание по одному пальчику)    

 «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,    (загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.         (сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,                          (загибают пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («шагают» по столу средними и указательными пальчиками)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей".

Речь детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....

Консультация для родителей «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей».

Консультация для родителей «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей»....

Консультация для родителей "Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей"

Консультация для родителей "Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей". Пальчиковые игры существуют очень давно и сопровождают нас в течение всей жизни. Главная ценность пальчиковых ...

Консультация для родителей : "Роль пальчиковых игр в развитии речи"

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию....

Статья для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»

В статье рассматривается использование пальчиковых игр как эффективное средство развития речи у дошкольников....