Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии
консультация

 Вохмянина Лариса Владимировна

     Игра в жизни ребенка занимает значительное место. Двигательная активность является жизненно важной потребностью человека, степень удовлетворения  которой во многом определяет характер физического развития ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии

     Игра в жизни ребенка занимает значительное место. Двигательная активность является жизненно важной потребностью человека, степень удовлетворения  которой во многом определяет характер физического развития ребенка. Существует оптимум для каждого возраста. При двигательной активности в границах ниже оптимума наблюдается задержка роста и развития, снижаются возможности организма.

     Игра формирует личность ребенка. Ребенок – это деятель. И деятельность выражается прежде всего в движениях. Развитость движений – один из показателей правильного нервно – психического развития.

     У детей с нарушениями в развитии дефицит движения приводит к выраженным функциональным и морфологическим изменениям. У детей снижается активность биохимических процессов, ослабевает иммунитет к простудным  инфекционным заболеваниям, сужается диапазон возможностей дыхательной  и сердечной систем, ослабляется нервно- мышечный аппарат, формируются различные дефекты осанки, что приводит к мышечной гипотонии, уменьшению подвижности грудной клетки во всех отделах, общему ослаблению  организма и снижению жизненного тонуса характерным следствием указанных нарушений функционировании различных систем и органов является ухудшение физических и психомоторных качеств: координации, точности и быстроты движений, скорости двигательной реакции, подвижности суставах, равновесия, силы мышц, выносливости и общей работоспособности.

     Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. Для ребенка ОВЗ крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью она проводится.

     Специально организованную игровую деятельность, включающую подвижные игры, эстафеты, спортивные игры по упрощенным правилам, игровые задания относят к игровому методу. Игровыми средствами являются основные движения: ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание, метание, переноска груза, упражнения, с предметами и без них, выполняемые в помещении или на свежем воздухе. Игры доступны и детям, которые  двигаются на коляске.

     Игровой метод широко используется для наших воспитанников в физическом воспитании  для всех возрастных категорий. Подвижные игры имеют широкий диапазон воздействий на организм и личность ребенка, что создаются неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей. Целенаправленные подвижные игры  у детей с ОВЗ развивают  мелкую моторику, равновесие, координацию и точность движений, улучшают качество внимания, звукопроговаривание, помогают освоению математических представлений о величине, расстоянии, скорости, весе, объеме, т.е стимулируют развитие способностей развитие физических качеств, психомоторных и интеллектуальных способностей детей.

     В организации и методике проведения подвижных игр для детей с ОВЗ можно выделить ряд последовательных этапов подготовки:

  • Выбор игры;
  • Подготовка инвентаря;
  • Расстановка играющих:
  • Объяснение правил и хода игры;
  • Дозировка игры;
  • Окончание игры.

Подвижная игра для слабовидящих детей.

«Найди мячик»

Цель: развитие у ребенка способности ориентироваться на локализованный звук без посторонней помощи.

Инвентарь: звучащий мяч ( с бубенчиком внутри).

Ход игры. Педагог прячет мяч и прячется с мячом. После того как мячик спрятан, дети отправляются на его поиски.

«Догони колокольчик»

Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

Инвентарь: колокольчик.

Ход игры. Зал  для игры следует обозначить осязательными ориентирами. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а другие стараются окружить его, сомкнув руки. Ребенок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать колокольчик другому игроку.

Подвижные игры для детей с нарушением интеллекта.

«Повтори, не ошибись»

Цель: развитие внимание, быстроты реакции, накопление количества и уточнения смысла слов, обозначающих действие.

Ход игры. Дети  стоят полукругом. Ведущий медленно выполняет простые движения руками(вперед, вверх, в стороны, вниз). Дети должны выполнять те же движения, что и ведущий. Допустивший ошибку выбывает из игры.. Выигрывает оставшейся последним игрок.

Лохматый пес»

Цель: Активизация речевой деятельности, развитие памяти и быстроты реакции, формирование способности имитировать животных (собаку).

Ход игры.Из числа детей выбирают «собачку». Он сидит в стороне. Другие дети медленно идут к нему, проговаривая:

Вот сидит лохматый пес, в лапки свой уткнувши нос,

Тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим и посмотрим

Что же будет?

Дети тихонько подходят и хлопают в ладоши. Собачка вскакивает, рычит, лает и ловит детей.

Игра, направленная на совершенствование функции дыхания.

«Перышки»

 Цель: формирование правильного носового дыхания

Инвентарь:4-5 перышка.

Ход игры. Каждому ребенку на ладошку кладется перышко. По сигналу педагога делают глубокий вдох носом, сильным выдохом сдувают  перышко. Чтобы осуществить выдох, губы нужно сложть узкой трубочкой и надуть щеки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры для детей с нарушениями зрения

Подвижные игры для детей с нарушением зрения имеют огром­ное значение  в развитии  сохранных функ­ций, навыков ориентировки в пространстве, совершенствования движений, умения бегать, прыгать...

Консультация "Подвижные игры для детей с нарушением речи"

Развивать речь ребёнка в движении в игровой форме...

Консультация для педагогов "Подвижные игры для детей с нарушением зрения"

В данном материале даны рекомендации по организации и проведению подвижных игр для дошкольников с нарушением зрения, а так же представлены примерные игры и упражнения....

Подвижные игры для детей с нарушениями речи

Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе. Для детей с дизартрическими нарушениями р...

Подвижные игры для детей с нарушением зрения

"Никогда не делай в помещении того, что можно сделать в данный момент на воздухе."...

Дидактические и подвижные игры для детей с нарушениями развития интеллекта

Игры для детей с нарушением интеллекта , помогающие развивать внимание, восприятие, память, мышление, развитие тактильных ощущений, ориентирование в пространстве. Игры, помогающие активизации речевой ...

Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии.

Подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод, дающий возможность воздействовать на ребенка при его непосредственной активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным, а потому...