Проект "Огород на окне"
проект (старшая группа)

Петрова Светлана Витальевна

Цель проекта: расширение представлений детей об окружающем мире и привитие трудовых навыков, посредством совместного создания огорода. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod_na_okne.docx131.2 КБ

Предварительный просмотр:

               ПРОЕКТ

                   старшая группа
                       «Капельки»

         «Огород на окне» http://img3.vashgorod.ru/uploads/images/news/t5/f30194.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/93/402/93402420_11.jpg

                                                               

                                                                Выполнила воспитатель
                                                          старшей группы «Капельки»
                                                                         Петрова С.В.

март 2022 год

Паспорт проекта:

Тема

«Огород на окне»

Целевая аудитория

дети старшей группы «Капельки», родители, воспитатель.

Тип проекта

краткосрочный: с 10.03. 22 по 15.04.22 г

познавательно – исследовательский, творческий

Формы реализации

С детьми:

Наблюдения;  организованная деятельность; беседы с рассматриванием иллюстраций, фотографий, презентации; чтение художественной литературы; продуктивная деятельность; тематические прогулки, экскурсии, организация выставок.

С родителями:

Индивидуальные беседы, консультации,  наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.

Цель и задачи проекта

 Цель проекта: расширение представлений детей об окружающем мире и привитие трудовых навыков, посредством совместного создания огорода. 

Задачи проекта:

  • формировать представления о работах, проводимых в весенний и летний период в саду и огороде. формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях;
  • расширять представление детей о жизни растений. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, огурцы, кукуруза , салат,  помидоры, цветы); Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность;
  • учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке;
  • развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков). Развивать познавательные и творческие способности;
  • воспитывать бережное отношение к растениям, уважение к труду, бережное отношение к его результатам;
  • способствовать взаимодействию семьи и детского сада. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Ресурсы проекта

 средства ИКТ; иллюстрации и энциклопедии по данной теме; необходимый инвентарь для реализации проекта (ящики, почва, семена, ,лейки и др.)

Предполагаемые результаты

Дети:

  • активизировать интерес детей к образовательной деятельности в области «Познание»;
  • повышение уровня экологической грамотности детей;
  • формирование осознанной потребности в общении с природой;
  • повысить уровень личной самооценки детей за достигнутый результат.

 Педагоги:

  • совершенствование компетентности воспитателей в вопросах экологического воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;
  • объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по экологическому воспитанию.

 Родители:

  • объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области экологического развития и воспитания детей;
  • создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания детей. творить и исследовать вместе с взрослыми.

Актуальность проекта. 

Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, об условиях необходимых для их роста.

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. Изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям. Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое. Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Огород на окне». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет видеть в зеленом ростке живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает ли он уход или нет.

Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского развития ребенка. Маленькие дети любят действовать, Приобщение к посильному труду по уходу за растениями -  это развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат. Выявленные проблемы позволили определить цель и поставить задачи.

Гипотеза.
Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно растение, будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости. Мир будет спасён.

Выполнение проекта.

Этапы проекта.

1 этап - подготовительный.

Определение цели и задач проекта.

Изучение материала по программе для детского сада по возрастной группе: «Что должно присутствовать в «групповом  огороде» в старшей группе.

Подбор методической литературы по теме. Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки.

Подбор и изготовление дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, дидактические и настольно-печатные игры);

Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена, лейки).

Разбивка огорода на подоконнике. Дети, воспитатели.

2 этап - основной  (реализация).

1 неделя

                                                                 

Задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная

деятельность

Образовательная

деятельность

Взаимосвязь

с семьей

Сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о культурных растениях. Подвести детей к пониманию того, что люди выращивают овощи и фрукты для пищи. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за ростом лука (корни,перо),развивать поисковую деятельность детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту растительного мира природы.

Беседа «Как овощи попадают на стол»;
Беседа «Овощи – наши друзья»;

Беседа «Садовые инструменты»;

ЧХЛ:  С.В. Михалков «Овощи»;
В. Коркин «Что растёт у нас на грядке»;

Рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей овощей и фруктов;

ДИ «Собираем урожай»;
Конструирование «Огородим огород».

Настольные игры «Разрезные картинки»;

 СР игра «Приготовим щи для кукол»;

ПИ «Огород у нас в порядке».

Речевое развитие «Составление рассказов об овощах»;

Рисование:  «Наш лучок»

Лепка «Овощи»;

Экспериментальная деятельность: Опыты: «Посадка лука в воду»; «Посадка лука в землю», «Подготовка почвы для посева семян»;

 Конструирование забора для огорода

 Познавательное развитие «Все начинается с семечка»

Помощь детям в подготовке земли, горшочков, мини-парничков, семян для успешной реализации проекта.
- Создание альбома «Все об овощах»

2 неделя

Формировать понимание ухода за культурными растениями (по принципу поговорки «Что потопаешь, то и полопаешь»).

Дать детям понять, что они ухаживают за живым растением, и оно нуждается в заботе.

Воспитывать любовь и бережное отношение к продукту своей деятельности.

Беседа «Солнце и растения»- определить роль солнца в жизни лука и других растений

Беседа «Тепло и растения» - выявить потребности растения в тепле.

ЧХЛ  А.Прокофьев «Огород»;
РНС «Вершки и корешки»;

Рассматривание

иллюстраций о труде людей на огороде.

Наблюдения за корневой системой лука в воде;

Разучивание песни «Есть у нас огород»;

Просмотр презентации «Горох и фасоль»

ДИ «Найди растение по описанию», «Угадай овощ по описанию», «Угадай овощ по загадке»;

Рисование красками, карандашами, мелками, используя разные приемы: «Как растут овощи», «Мой огород на окне, каким он будет»,

 Аппликация: «Урожай», «Огород на окне».
ПИ «Урожай», «Картошка».

 Познавательное развитие: «Витамины в овощах»;

Экспериментальная деятельность Опыты: «Посадка семян в почву», полив. Посадка чеснока в землю.

 Исследовательская деятельность: «Человек и растения»

 Аппликация «Чудо-овощи»;

Речевое развитие. Составление сказок о луке «Как лучок появился на грядке»;

 Исследовательская деятельность: «Рассматривание   цветочных семян через лупу»

Конструирование “Домик на нашем огороде”.

Папка-передвижка «Как полезны овощи»; Консультация для родителей «Витаминный лучок»

3 неделя

Расширить знания об овощах и фруктах: особенности строения, произрастания, возможность использования человеком.

Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)

Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.

ЧХЛ:  А. Барто «Морковный сок»;

И. Токмакова «Купите лук»;
сказка «Колосок»;

разучивание пословиц, поговорок, потешек, песен, загадок об огороде, овощах и фруктах;

Беседа: «Земля – какая она?» 
 Беседа: «Земля и растения»; Наблюдения: растут ли наши растения?;

Просмотр презентации: «Как растут овощи?»

ДИ  «Чудесный мешочек»,

«Что сначала, что потом»,

«Подбери пару»;

Словесные игры:

 «Опиши, я отгадаю», «Вспомни – назови»;

Игра-драматизация «Репка»

Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если…» (пропали все овощи, не светило солнце, не было семян и т. д.).

ПИ «Собери урожай», «Кабачок»;

Пальчиковые игры «В огороде много грядок», «Лук»; «Мы капусту рубим, рубим…»
опыт
 «Как быстрее».

 Опытно - экспериментальная деятельность: «Солнце и растения» 

Развитие речи  «Огород»

Познавательное развитие: «Друзья и враги культурных растений»

Викторина.

«Загадки с грядки»

ДО тестопластика «Овощи на тарелке»

Рисование «Зарисовка этапов роста растений»;

рассматривание иллюстраций растений и их семян;

Консультация «Игры экологического содержания»;

Рекомендации родителям «Труд детей на даче»

4 неделя

Формировать исследовательские способности в процессе реализации проекта.

Развивать интерес к работе на «огороде».

Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.

 Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растения;

Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле

Беседы по ОБЖ «Инвентарь для работы на огороде»;

Беседа: «Вода и растения»; Придумывание сказок про овощи;

ЧХЛ: Э Успенский «Как капусту растили», 

А.Максакова «Посадила в огороде»,

 Т. Казырина «А у нас в саду порядок», 
Г.Юдина “Сказка о том, как овощи воевали”;

Игра-хоровод «Огородник и воробей»

Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада». Цель: Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке «огорода на окне» в огород на участке сада.

Настольно – печатные игры: лото «Фрукты-овощи», домино «Огород»

ПИ  «Разгрузи машину»;

ДИ: «Найди овощ по описанию»,

«Отгадай по вкусу».

СР игра «Летнее кафе»

Трудовая деятельность: «Полив и уход за растениями»;

 Развитие речи. Составление рассказа «Как я помогаю на огороде»;

Рисование «Овощной суп»;

Игра-путешествие «Разноцветные плоды растений»;

Познавательное развитие «Что мы знаем об овощах»;

 Познавательное развитие «Труд овощеводов и садоводов».

Познакомить  с результатами проекта – фотоотчёт.

Оформление фотоальбома «Огород на подоконнике»

Беседа с родителями о пересадке овощей на участок, привлечение родителей к данному виду деятельности.

3 этап- заключительный.

Подведение итогов реализации проекта.

В результате проделанной нами исследовательской деятельности мы выяснили, что:

  • растения требуют регулярного, хорошего полива;

растения любят свет, тепло, воду;

  • растения можно вырастить в домашних условиях.

Заключение

В процессе данного проекта ребята приобрели практический опыт познавательно - исследовательской деятельности. Сам процесс и результат проекта принёс удовлетворение, радость переживания, осознание собственных умений. Были получены следующие результаты:

  • у детей сформировалось экологическое представление об овощных культурах;
  • выращивая и ухаживая за растениями, ребята наблюдали за тем, какие из них растут быстрее, сравнивали форму и цвет листьев, определяли условия, необходимые для роста и развития растений;
  • дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития;
  • сформировались знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени;
  • в результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания об условиях для роста растений;
  • дети увидели многообразие посевного материала;
  • дети стали более бережно относиться к растительному миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конcпект занятия по краеведению и развитию речи в подготовительной группе доу " Машина времени у меня под окном"

Занятие построено с использование мультимедийного пректора и компьютора.Внесены события прошлого , настоящего и будующего....

Цветы на окне и за окном

Конспект занятия для детей средней группы по ознакомлению с миром природы. К разработке прилагается набор карточек для игры....

консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"

фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки  "Как предотвратить ...

«Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы» Акция «Окна победы»

laquo;Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы»Акция «Окна победы»...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении смотра-конкурса лучшего оформления окна группы к Новому году «Волшебное окно»

Цели и задачи смотра-конкурсаЦелями и задачами смотра-конкурса являются:создание праздничной новогодней атмосферы в группе;эстетическое воспитание дошкольников;активизация инициативы, творчества, выду...

За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело!

За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело! Работа на нашем огороде началась зимой. На занятиях по экологии мы разобрали культуры, которые будем выращивать, изучили правила ухода....

Памятка для родителей "КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА? Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми.

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА? Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми....