Проект "Огород на окне"
проект (старшая группа)

Петрова Светлана Витальевна

Цель проекта: расширение представлений детей об окружающем мире и привитие трудовых навыков, посредством совместного создания огорода. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod_na_okne.docx131.2 КБ

Предварительный просмотр:

               ПРОЕКТ

                   старшая группа
                       «Капельки»

         «Огород на окне» http://img3.vashgorod.ru/uploads/images/news/t5/f30194.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/93/402/93402420_11.jpg

                                                               

                                                                Выполнила воспитатель
                                                          старшей группы «Капельки»
                                                                         Петрова С.В.

март 2022 год

Паспорт проекта:

Тема

«Огород на окне»

Целевая аудитория

дети старшей группы «Капельки», родители, воспитатель.

Тип проекта

краткосрочный: с 10.03. 22 по 15.04.22 г

познавательно – исследовательский, творческий

Формы реализации

С детьми:

Наблюдения;  организованная деятельность; беседы с рассматриванием иллюстраций, фотографий, презентации; чтение художественной литературы; продуктивная деятельность; тематические прогулки, экскурсии, организация выставок.

С родителями:

Индивидуальные беседы, консультации,  наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.

Цель и задачи проекта

 Цель проекта: расширение представлений детей об окружающем мире и привитие трудовых навыков, посредством совместного создания огорода. 

Задачи проекта:

  • формировать представления о работах, проводимых в весенний и летний период в саду и огороде. формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях;
  • расширять представление детей о жизни растений. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, огурцы, кукуруза , салат,  помидоры, цветы); Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность;
  • учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке;
  • развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков). Развивать познавательные и творческие способности;
  • воспитывать бережное отношение к растениям, уважение к труду, бережное отношение к его результатам;
  • способствовать взаимодействию семьи и детского сада. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Ресурсы проекта

 средства ИКТ; иллюстрации и энциклопедии по данной теме; необходимый инвентарь для реализации проекта (ящики, почва, семена, ,лейки и др.)

Предполагаемые результаты

Дети:

  • активизировать интерес детей к образовательной деятельности в области «Познание»;
  • повышение уровня экологической грамотности детей;
  • формирование осознанной потребности в общении с природой;
  • повысить уровень личной самооценки детей за достигнутый результат.

 Педагоги:

  • совершенствование компетентности воспитателей в вопросах экологического воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;
  • объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по экологическому воспитанию.

 Родители:

  • объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области экологического развития и воспитания детей;
  • создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания детей. творить и исследовать вместе с взрослыми.

Актуальность проекта. 

Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, об условиях необходимых для их роста.

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. Изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям. Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое. Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Огород на окне». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет видеть в зеленом ростке живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает ли он уход или нет.

Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского развития ребенка. Маленькие дети любят действовать, Приобщение к посильному труду по уходу за растениями -  это развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат. Выявленные проблемы позволили определить цель и поставить задачи.

Гипотеза.
Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно растение, будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости. Мир будет спасён.

Выполнение проекта.

Этапы проекта.

1 этап - подготовительный.

Определение цели и задач проекта.

Изучение материала по программе для детского сада по возрастной группе: «Что должно присутствовать в «групповом  огороде» в старшей группе.

Подбор методической литературы по теме. Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки.

Подбор и изготовление дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, дидактические и настольно-печатные игры);

Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена, лейки).

Разбивка огорода на подоконнике. Дети, воспитатели.

2 этап - основной  (реализация).

1 неделя

                                                                 

Задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная

деятельность

Образовательная

деятельность

Взаимосвязь

с семьей

Сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о культурных растениях. Подвести детей к пониманию того, что люди выращивают овощи и фрукты для пищи. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за ростом лука (корни,перо),развивать поисковую деятельность детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту растительного мира природы.

Беседа «Как овощи попадают на стол»;
Беседа «Овощи – наши друзья»;

Беседа «Садовые инструменты»;

ЧХЛ:  С.В. Михалков «Овощи»;
В. Коркин «Что растёт у нас на грядке»;

Рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей овощей и фруктов;

ДИ «Собираем урожай»;
Конструирование «Огородим огород».

Настольные игры «Разрезные картинки»;

 СР игра «Приготовим щи для кукол»;

ПИ «Огород у нас в порядке».

Речевое развитие «Составление рассказов об овощах»;

Рисование:  «Наш лучок»

Лепка «Овощи»;

Экспериментальная деятельность: Опыты: «Посадка лука в воду»; «Посадка лука в землю», «Подготовка почвы для посева семян»;

 Конструирование забора для огорода

 Познавательное развитие «Все начинается с семечка»

Помощь детям в подготовке земли, горшочков, мини-парничков, семян для успешной реализации проекта.
- Создание альбома «Все об овощах»

2 неделя

Формировать понимание ухода за культурными растениями (по принципу поговорки «Что потопаешь, то и полопаешь»).

Дать детям понять, что они ухаживают за живым растением, и оно нуждается в заботе.

Воспитывать любовь и бережное отношение к продукту своей деятельности.

Беседа «Солнце и растения»- определить роль солнца в жизни лука и других растений

Беседа «Тепло и растения» - выявить потребности растения в тепле.

ЧХЛ  А.Прокофьев «Огород»;
РНС «Вершки и корешки»;

Рассматривание

иллюстраций о труде людей на огороде.

Наблюдения за корневой системой лука в воде;

Разучивание песни «Есть у нас огород»;

Просмотр презентации «Горох и фасоль»

ДИ «Найди растение по описанию», «Угадай овощ по описанию», «Угадай овощ по загадке»;

Рисование красками, карандашами, мелками, используя разные приемы: «Как растут овощи», «Мой огород на окне, каким он будет»,

 Аппликация: «Урожай», «Огород на окне».
ПИ «Урожай», «Картошка».

 Познавательное развитие: «Витамины в овощах»;

Экспериментальная деятельность Опыты: «Посадка семян в почву», полив. Посадка чеснока в землю.

 Исследовательская деятельность: «Человек и растения»

 Аппликация «Чудо-овощи»;

Речевое развитие. Составление сказок о луке «Как лучок появился на грядке»;

 Исследовательская деятельность: «Рассматривание   цветочных семян через лупу»

Конструирование “Домик на нашем огороде”.

Папка-передвижка «Как полезны овощи»; Консультация для родителей «Витаминный лучок»

3 неделя

Расширить знания об овощах и фруктах: особенности строения, произрастания, возможность использования человеком.

Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)

Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.

ЧХЛ:  А. Барто «Морковный сок»;

И. Токмакова «Купите лук»;
сказка «Колосок»;

разучивание пословиц, поговорок, потешек, песен, загадок об огороде, овощах и фруктах;

Беседа: «Земля – какая она?» 
 Беседа: «Земля и растения»; Наблюдения: растут ли наши растения?;

Просмотр презентации: «Как растут овощи?»

ДИ  «Чудесный мешочек»,

«Что сначала, что потом»,

«Подбери пару»;

Словесные игры:

 «Опиши, я отгадаю», «Вспомни – назови»;

Игра-драматизация «Репка»

Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если…» (пропали все овощи, не светило солнце, не было семян и т. д.).

ПИ «Собери урожай», «Кабачок»;

Пальчиковые игры «В огороде много грядок», «Лук»; «Мы капусту рубим, рубим…»
опыт
 «Как быстрее».

 Опытно - экспериментальная деятельность: «Солнце и растения» 

Развитие речи  «Огород»

Познавательное развитие: «Друзья и враги культурных растений»

Викторина.

«Загадки с грядки»

ДО тестопластика «Овощи на тарелке»

Рисование «Зарисовка этапов роста растений»;

рассматривание иллюстраций растений и их семян;

Консультация «Игры экологического содержания»;

Рекомендации родителям «Труд детей на даче»

4 неделя

Формировать исследовательские способности в процессе реализации проекта.

Развивать интерес к работе на «огороде».

Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.

 Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растения;

Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле

Беседы по ОБЖ «Инвентарь для работы на огороде»;

Беседа: «Вода и растения»; Придумывание сказок про овощи;

ЧХЛ: Э Успенский «Как капусту растили», 

А.Максакова «Посадила в огороде»,

 Т. Казырина «А у нас в саду порядок», 
Г.Юдина “Сказка о том, как овощи воевали”;

Игра-хоровод «Огородник и воробей»

Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада». Цель: Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке «огорода на окне» в огород на участке сада.

Настольно – печатные игры: лото «Фрукты-овощи», домино «Огород»

ПИ  «Разгрузи машину»;

ДИ: «Найди овощ по описанию»,

«Отгадай по вкусу».

СР игра «Летнее кафе»

Трудовая деятельность: «Полив и уход за растениями»;

 Развитие речи. Составление рассказа «Как я помогаю на огороде»;

Рисование «Овощной суп»;

Игра-путешествие «Разноцветные плоды растений»;

Познавательное развитие «Что мы знаем об овощах»;

 Познавательное развитие «Труд овощеводов и садоводов».

Познакомить  с результатами проекта – фотоотчёт.

Оформление фотоальбома «Огород на подоконнике»

Беседа с родителями о пересадке овощей на участок, привлечение родителей к данному виду деятельности.

3 этап- заключительный.

Подведение итогов реализации проекта.

В результате проделанной нами исследовательской деятельности мы выяснили, что:

  • растения требуют регулярного, хорошего полива;

растения любят свет, тепло, воду;

  • растения можно вырастить в домашних условиях.

Заключение

В процессе данного проекта ребята приобрели практический опыт познавательно - исследовательской деятельности. Сам процесс и результат проекта принёс удовлетворение, радость переживания, осознание собственных умений. Были получены следующие результаты:

  • у детей сформировалось экологическое представление об овощных культурах;
  • выращивая и ухаживая за растениями, ребята наблюдали за тем, какие из них растут быстрее, сравнивали форму и цвет листьев, определяли условия, необходимые для роста и развития растений;
  • дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития;
  • сформировались знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени;
  • в результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания об условиях для роста растений;
  • дети увидели многообразие посевного материала;
  • дети стали более бережно относиться к растительному миру.