Проект "Огород на окне"
проект (старшая группа)
Цель проекта: расширение представлений детей об окружающем мире и привитие трудовых навыков, посредством совместного создания огорода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ogorod_na_okne.docx | 131.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
старшая группа
«Капельки»
«Огород на окне»
Выполнила воспитатель
старшей группы «Капельки»
Петрова С.В.
март 2022 год
Паспорт проекта:
Тема | «Огород на окне» |
Целевая аудитория | дети старшей группы «Капельки», родители, воспитатель. |
Тип проекта | краткосрочный: с 10.03. 22 по 15.04.22 г познавательно – исследовательский, творческий |
Формы реализации | С детьми: Наблюдения; организованная деятельность; беседы с рассматриванием иллюстраций, фотографий, презентации; чтение художественной литературы; продуктивная деятельность; тематические прогулки, экскурсии, организация выставок. С родителями: Индивидуальные беседы, консультации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы. |
Цель и задачи проекта | Цель проекта: расширение представлений детей об окружающем мире и привитие трудовых навыков, посредством совместного создания огорода. Задачи проекта:
|
Ресурсы проекта | средства ИКТ; иллюстрации и энциклопедии по данной теме; необходимый инвентарь для реализации проекта (ящики, почва, семена, ,лейки и др.) |
Предполагаемые результаты | Дети:
Педагоги:
Родители:
|
Актуальность проекта.
Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, об условиях необходимых для их роста.
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. Изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям. Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое. Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Огород на окне». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет видеть в зеленом ростке живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает ли он уход или нет.
Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского развития ребенка. Маленькие дети любят действовать, Приобщение к посильному труду по уходу за растениями - это развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат. Выявленные проблемы позволили определить цель и поставить задачи.
Гипотеза.
Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно растение, будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости. Мир будет спасён.
Выполнение проекта.
Этапы проекта.
1 этап - подготовительный.
Определение цели и задач проекта.
Изучение материала по программе для детского сада по возрастной группе: «Что должно присутствовать в «групповом огороде» в старшей группе.
Подбор методической литературы по теме. Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки.
Подбор и изготовление дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, дидактические и настольно-печатные игры);
Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена, лейки).
Разбивка огорода на подоконнике. Дети, воспитатели.
2 этап - основной (реализация).
1 неделя
Задачи | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Образовательная деятельность | Взаимосвязь с семьей |
Сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о культурных растениях. Подвести детей к пониманию того, что люди выращивают овощи и фрукты для пищи. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за ростом лука (корни,перо),развивать поисковую деятельность детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту растительного мира природы. | Беседа «Как овощи попадают на стол»; Беседа «Садовые инструменты»; ЧХЛ: С.В. Михалков «Овощи»; Рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей овощей и фруктов; ДИ «Собираем урожай»; | Настольные игры «Разрезные картинки»; СР игра «Приготовим щи для кукол»; ПИ «Огород у нас в порядке». | Речевое развитие «Составление рассказов об овощах»; Рисование: «Наш лучок» Лепка «Овощи»; Экспериментальная деятельность: Опыты: «Посадка лука в воду»; «Посадка лука в землю», «Подготовка почвы для посева семян»; Конструирование забора для огорода Познавательное развитие «Все начинается с семечка» | Помощь детям в подготовке земли, горшочков, мини-парничков, семян для успешной реализации проекта. |
2 неделя | ||||
Формировать понимание ухода за культурными растениями (по принципу поговорки «Что потопаешь, то и полопаешь»). Дать детям понять, что они ухаживают за живым растением, и оно нуждается в заботе. Воспитывать любовь и бережное отношение к продукту своей деятельности. | Беседа «Солнце и растения»- определить роль солнца в жизни лука и других растений Беседа «Тепло и растения» - выявить потребности растения в тепле. ЧХЛ А.Прокофьев «Огород»; Рассматривание иллюстраций о труде людей на огороде. Наблюдения за корневой системой лука в воде; Разучивание песни «Есть у нас огород»; Просмотр презентации «Горох и фасоль» | ДИ «Найди растение по описанию», «Угадай овощ по описанию», «Угадай овощ по загадке»; Рисование красками, карандашами, мелками, используя разные приемы: «Как растут овощи», «Мой огород на окне, каким он будет», Аппликация: «Урожай», «Огород на окне». | Познавательное развитие: «Витамины в овощах»; Экспериментальная деятельность Опыты: «Посадка семян в почву», полив. Посадка чеснока в землю. Исследовательская деятельность: «Человек и растения» Аппликация «Чудо-овощи»; Речевое развитие. Составление сказок о луке «Как лучок появился на грядке»; Исследовательская деятельность: «Рассматривание цветочных семян через лупу» Конструирование “Домик на нашем огороде”. | Папка-передвижка «Как полезны овощи»; Консультация для родителей «Витаминный лучок» |
3 неделя | ||||
Расширить знания об овощах и фруктах: особенности строения, произрастания, возможность использования человеком. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков) Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся. | ЧХЛ: А. Барто «Морковный сок»; И. Токмакова «Купите лук»; разучивание пословиц, поговорок, потешек, песен, загадок об огороде, овощах и фруктах; Беседа: «Земля – какая она?» Просмотр презентации: «Как растут овощи?» | ДИ «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом», «Подбери пару»; Словесные игры: «Опиши, я отгадаю», «Вспомни – назови»; Игра-драматизация «Репка» Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если…» (пропали все овощи, не светило солнце, не было семян и т. д.). ПИ «Собери урожай», «Кабачок»; Пальчиковые игры «В огороде много грядок», «Лук»; «Мы капусту рубим, рубим…» | Опытно - экспериментальная деятельность: «Солнце и растения» Развитие речи «Огород» Познавательное развитие: «Друзья и враги культурных растений» Викторина. «Загадки с грядки» ДО тестопластика «Овощи на тарелке» Рисование «Зарисовка этапов роста растений»; рассматривание иллюстраций растений и их семян; | Консультация «Игры экологического содержания»; Рекомендации родителям «Труд детей на даче» |
4 неделя | ||||
Формировать исследовательские способности в процессе реализации проекта. Развивать интерес к работе на «огороде». Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества. Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растения; Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле | Беседы по ОБЖ «Инвентарь для работы на огороде»; Беседа: «Вода и растения»; Придумывание сказок про овощи; ЧХЛ: Э Успенский «Как капусту растили», А.Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок», Игра-хоровод «Огородник и воробей» Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада». Цель: Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке «огорода на окне» в огород на участке сада. | Настольно – печатные игры: лото «Фрукты-овощи», домино «Огород» ПИ «Разгрузи машину»; ДИ: «Найди овощ по описанию», «Отгадай по вкусу». СР игра «Летнее кафе» | Трудовая деятельность: «Полив и уход за растениями»; Развитие речи. Составление рассказа «Как я помогаю на огороде»; Рисование «Овощной суп»; Игра-путешествие «Разноцветные плоды растений»; Познавательное развитие «Что мы знаем об овощах»; Познавательное развитие «Труд овощеводов и садоводов». | Познакомить с результатами проекта – фотоотчёт. Оформление фотоальбома «Огород на подоконнике» Беседа с родителями о пересадке овощей на участок, привлечение родителей к данному виду деятельности. |
3 этап- заключительный.
Подведение итогов реализации проекта.
В результате проделанной нами исследовательской деятельности мы выяснили, что:
- растения требуют регулярного, хорошего полива;
растения любят свет, тепло, воду;
- растения можно вырастить в домашних условиях.
Заключение
В процессе данного проекта ребята приобрели практический опыт познавательно - исследовательской деятельности. Сам процесс и результат проекта принёс удовлетворение, радость переживания, осознание собственных умений. Были получены следующие результаты:
- у детей сформировалось экологическое представление об овощных культурах;
- выращивая и ухаживая за растениями, ребята наблюдали за тем, какие из них растут быстрее, сравнивали форму и цвет листьев, определяли условия, необходимые для роста и развития растений;
- дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития;
- сформировались знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени;
- в результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания об условиях для роста растений;
- дети увидели многообразие посевного материала;
- дети стали более бережно относиться к растительному миру.