Обучение детей звуко-буквенному анализу слов
консультация

Болотова Алина Юрьевна

Целью педагога является знакомство дошкольника со словом - его смысловой (слово может обозначать предмет, действие или явление) и фонетической или же звуковой стороной (звучание слова, слово состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, слово состоит из слогов и т.п)

Трудности в звуко-буквенном анализе и синтезе испытывают дети у которых имеются проблемы при произношении фонем, дети, у которых есть нарушения в речевом развитии. Данные пробемы могут выражаться в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательности и позицию необходимого звука в слове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_detey_zvuko-bukvennomu_analizu_slov.docx13.57 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей звуко-буквенному анализу слов.

В современом мире для поступления ребенка в школу существует ряд требований, которыми он должен овладеть до конца старшего дошкольного возраста.

Именно в дошкольном возрасте происходит развитие умственных способностей ребенка: овладение речью, обогащение и развитие лексических, грамматических категорий языка.

Неотъемлемой частью обучения грамоте является звуко-буквенный анализ и синтез. Начиная со старшего дошкольного возраста данное умение начинают развивать, и продолжают в течение всего времени обучения.

Ведь звуко-буквенный анализ слова - это основа чтения и письма.

Целью педагога является знакомство дошкольника со словом - его смысловой (слово может обозначать предмет, действие или явление) и фонетической или же звуковой стороной (звучание слова, слово состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, слово состоит из слогов и т.п)

Трудности в звуко-буквенном анализе и синтезе испытывают дети у которых имеются проблемы при произношении фонем, дети, у которых есть нарушения в речевом развитии. Данные пробемы могут выражаться в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательности и позицию необходимого звука в слове.

Аналитико-синтетический метод обучения грамоте - это знакомство детей сначала со звуками родного языка, а затем с буквами.

Обучение языковому анализу слова предполагает:

  • Определение количества звуков в слове
  • Фонетическую характеристику (дифференциация гласных-согласных звуков, звонких-глхих, твердых-мягких, определение места звука в слове).

Помните!

Существуют понятия «буква» и «звук».

Звук - это то, что мы слышим и произносим.

Букву мы видим, читаем и пишем.

Гласных звуков шесть: А, О, У, Ы, И, Э.

Гласных букв десять: А, О, У, Ы, И, Э - соответствуют звукам,

                                      Я (йа), Ю (йу), Е (йэ), Ё (йо).

Гласные звуки обозачаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими (звук образуется без участия голосовых складок) и звонкими (с участием голосовых складок). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.

Также согласные звуки бывают твердыми и мягкими.

Всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

На схеме твердые звуки обозначаются синим цветом, мягкие - зеленым.

4 ступени при подготовке к анализу слова:

  1. Учим детей выделять начальный гласный звук из состава слов (и - игла). На этом этапе даем детям представление о том, что звуки могут располагаться в определенной последовательности.
  2. Анализ  и синтез обратных слогов. Учим детей выделять последний согласный из конца слова (сом, кит).
  3. Выделение ударных гласных из положения после согласных (том).
  4. Анализ  и синтез прямого слога типа са, затем - умением выделять первый согласный из слов.

Только когда ребенок овладеет 4-мя ступенями подготовительного периода, он может стать готовым к полному звуковому анализу и синтезу слов.

Звуковой анализ слов:

  1. Послушать себя, произнести слово.
  2. Выделить первый звук, определить гласный или согласный, дать характеристику.
  3. Выделить второй звук.
  4. Выложить схему слова.

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук, мог дифференцировать звуки, делить слова на слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по подготовке детей к обучению грамоте. Звуко-буквенный анализ слова.

Памятка  предназначена для родителей с целью восполнить пробелы в знаниях фонетического разбора слов (звуках речи русского языка), грамотно выполнять с детьми домашнее задание....

Рекомендации для родителей «Обучение детей звуко-буквенному анализу слов»

laquo;Обучение детей звуко-буквенному анализу слов»...

Методическое пособие для обучения детей звуко-буквенному анализу и синтезу.

Данное пособие применяется как раздаточный материал на подгрупповых занятиях по грамоте, а так же в индивидуальной работе с ребенком для закрепления пройденного материала....

Демонстрационный материал по обучению детей грамоте "Звуковой анализ слова - "Нота"

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, обобщать знания о звуковом составе словаПрограммные задачи.1. Продолжать учить детей различать гласные, согласные звуки, качественно их характер...

Демонстрационный материал по обучению детей грамоте "Звуковой анализ слова - "Вата"

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, обобщать знания о звуковом составе словаПрограммные задачи.1. Продолжать учить детей различать гласные, согласные звуки, качественно их характер...

Памятка для родителей «Обучение детей звуко-буквенному анализу слов, составлению слоговых схем, схем предложений».

Уважаемые родители!Предлагаю Вам небольшую шпаргалку+памятку «Обучение детей звуко-буквенному анализу слов, составлению слоговых схем, схем предложений», которая поможет нам быстрее освоит...

Рекомендации для родителей «Обучение детей звуко-буквенному анализу слов»

Звуко - буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте. Данное умение начинают формировать в детском саду в старшей группе и продолжают в течение всего времени обучения. З...