Воспитание хороших привычек
статья

Гусакова Елена Александровна

Статья для родителей о воспитании хороших привычек у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospityvaem._horoshie_privychki_u_detey.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание хороших привычек.»

Воспитатель: Гусакова Е.А.        


 «Воспитание хороших привычек.»

Воспитание есть усвоение хороших привычек.»

Платон

Как говорил древнегреческий учёный и философ Аристотель: «Привычка – вторая натура». Привычки делятся на полезные и вредные, и задача родителей приучить своего малыша регулярно делать нужные для организма вещи. Воспитание хороших привычек – одна из обязанностей родителей.

Все родители мечтают о том, чтобы их дети были хорошими, чтобы они были счастливы и большинство родителей сознает, что для этого детей нужно заботливо воспитывать. Однако, даже понимая, как важно правильное воспитание, многие родители не умеют практически взяться за это дело и не приступают к воспитанию своих детей своевременно.

Особая трудность воспитания состоит в том, что ошибки в этом деле становятся заметными не сразу. И лишь спустя много лет иногда обнаруживаются последствия неправильного воспитания.

Одной из частых ошибок родителей являются увлечение нравоучениями и непонимание необходимости воспитания привычек. Между тем, роль привычек в формировании личности огромна.

Привычки возникают в детстве вместе с навыками и умениями. Чтобы лучше понять, что общего у привычки и навыка и, чем они отличаются, обратимся к примерам. Ребенок двух лет, едва научившийся ходить, уже самостоятельно ходит по квартире и вместе со взрослыми выходит на улицу. В это время он обучается открывать и закрывать двери. Сначала он несколько раз с помощью старших сосредоточенно учится поворачивать ручку двери, затем после многократных повторений он начинает выполнять это действие легко, как говорят автоматически. Он не смотрит уже на ручку, не думает о том, в какую сторону нужно ее повернуть, вообще, открывая дверь, он может не обратить внимания на то, как он ее открыл. В этом время он может, то быть даже увлечен чем-нибудь другим, например, игрушкой, которую несет в руке. Этот ребенок, говорим мы, овладел навыком открывания и закрывания дверей. Процесс выработки навыков происходит в жизни ребенка каждодневно. Без приобретения навыков то и есть без автоматизации действий, немыслимо было бы ни учиться в школе, ни работать, ни обслуживать себя в быту. Навыки позволяют экономить силы и достигать лучшего результат в выполнении действия.

Разные привычки возникают в различные годы жизни. Родители должны помнить, что воспитание привычек нужно начинать, как можно раньше. Некоторым родителям кажется, что в первые годы жизни ребенка самое важное - сохранить его здоровье, обеспечить питанием, одеждой и т.д. А воспитание откладывается на более позднее время. Поэтому, когда ребенку исполняется 3-4 года, родители часто сталкиваются со множеством стихийно возникших у него привычек, которые влияют иногда и на здоровье ребенка.

Вот 13 привычек, которые нужно привить ребенку до 3 лет:

1.Мыть руки

Мыть руки до и после еды, после прогулки и туалета, а если малыш это забывает в силу возраста, родители должны неустанно ему напоминать о том, как и когда это нужно делать; уметь пользоваться мылом и вытираться полотенцем самостоятельно.

2. Чистить зубы

Правильно почистить зубы такому маленькому ребенку довольно сложно - малышу трудно пользоваться щеткой. Но родители должны всегда чистить зубы вместе с ребенком, помогать ему в трудных местах. Можно поощрять малыша какой-то наградой за хорошо проделанную работу.

3.Ежедневно принимать душ

Ребенка следует мыть под душем или купать дважды в день. Если ребенок весь день провел дома, это не повод забывать о гигиене.

4. Правильно вести себя

Ребенок должен как можно раньше начать есть за общим столом с остальными членами семьи, которые будут показывать ему пример того, как себя вести за столом и пользоваться столовыми приборами. Нельзя разрешать ребенку бросаться едой, выливать суп из тарелки, залезать под стол и т.п.

Если Вы будете делать "скидки" на возраст, Вы очень быстро превратите такое поведение в норму. Не удивляйтесь тому, что уже подросший ребенок будет Вас заставлять краснеть за общим столом в гостях или в ресторане.

5. Ложиться спать во время

Для малыша важна не только сама продолжительность сна, но и ритуал отхода ко сну. Режим дает малышу чувство уверенности и стабильности. Поэтому укладывайте ребенка ежедневно в то же время, соблюдая все ритуалы отхода ко сну: душ, сказки на ночь и т.п. Старайтесь не отклоняться от режима и в выходные дни.

6. Есть домашнюю здоровую еду

Прежде чем знакомить ребенка с любимыми всеми гастрономическими радостями (фаст-фуд, чипсы, конфеты, печенье и другие сладости), следует позаботиться о том, чтобы в его рационе с самого рождения были полезные продукты. Делайте еду яркой и разнообразной, чтобы малышу было интересно. Сами показывайте ребенку пример здорового питания.

Но не стоит переусердствовать и обещать ребенку новую игрушку за каждый съеденный овощ. Так он быстро поймет, что этим можно манипулировать.

7. Больше двигаться

Детей не нужно просить побегать или попрыгать. Но иногда им нужно создать подходящие условия для активных игр. Например, постоянно работающий телевизор или планшет в руках явно не стимулирует ребенка больше двигаться. А вот прогулки на улице и веселая музыка точно подтолкнут его к активности.

8. Убирать в комнате

Ребенка нужно приучать к порядку с раннего возраста. Все начинается с привычки убирать свои игрушки. Чтобы облегчить малышу эту задачу, нужно, во-первых, правильно организовать хранение игрушек: сортировать игрушки по коробкам и ящикам, не покупать слишком много игрушек, делать места хранения доступными для крохи. Во-вторых, нужно ввести правило: поиграл с одной игрой, сначала убери ее, а потом доставай новую. Так будет гораздо легче поддерживать порядок в игровой зоне.

Начиная с возраста 2 лет малыш уже может помогать протирать пыль тряпочкой, раскладывать ложки и вилки по местам в ящике, развешивать белье и т.п.

9. Делиться

Это вовсе не значит, что нужно заставлять малыша отдавать свои игрушки на площадке незнакомым детям, если он этого не хочет. Но нужно, во-первых, вовлекать его в игры, где нужно поделиться со всеми (например, вынести на площадку коробку с мелками и раздать их всем, чтобы порисовать вместе).

Во-вторых, нужно учить ребенка делиться со своими членами семьи. Можно делиться сладостями, можно приучить ребенка давать братьям, сестрам поиграть со своими новыми игрушками и т.д.

10. Не бросать мусор в общественных местах

Даже самому маленькому ребенку можно донести, что нельзя бросать мусор на землю – только в урну. Такая привычка не разовьется сразу же, но она точно выработается, если Вы будете постоянно обращать на это внимание и показывать личный пример.

11. Быть вежливым

Казалось бы, сложно приучить 3 летнего ребенка вежливо общаться, если он только недавно научился говорить. Но пусть в его начальном лексиконе обязательно будут слова "Пожалуйста", "Спасибо", "Здравствуйте" и "До свидания".

12. Не обижать животных и птиц

Обычно дети любят животных и птиц. Но некоторых животных они могут бояться и вести по отношению к ним себя агрессивно. Нужно показывать ребенку, что животные - существа, которым тоже может быть больно. Не стоит зря пугать ребенка, тем, что любое животное может его укусить. Объясняйте и рассказывайте, когда животное опасно, а когда - нет.

13. Читать каждый день

Можно предлагать малышу интересные книги с окошками или подвижными элементами. Главное, укрепить прочную связь ребенка с книгой.

Навыки и привычки, имея общие черты, существенно отличаются друга от друга. Навык — это усвоенный способ действия, это умение хорошо, быстро выполнить действие, а привычка — это еще и потребность, стремление выполнять данное действие.

Привычка часто возникает на основе навыка. Навык как бы прокладывает путь привычке, облегчает ее возникновение. Например, если ребенок научился хорошо ходить на лыжах, он с удовольствием будет проводить на лыжах свой досуг — это станет его привычкой.

Когда нужная ребенку и соответствующая его возрасту, привычка своевременно воспитана, его поведение удовлетворяет окружающих, и он чувствует себя спокойно, бодро. Если же у ребенка сложилась неправильная привычка, она мешает ему самому, нервирует его, становится источником конфликтов со старшими, причиной капризов, слез, то его поведение уже не удовлетворяет окружающих.

Чтобы узнать, в какие именно годы жизни детей и в каком порядке нужно воспитывать те или иные полезные привычки, следует обратить внимание на то, когда и как они складываются.

Что для каждой отдельной привычки легко определить время ее возникновения. Ребенок начал сам раздеваться - возникла привычка складывать или разбрасывать снятые с себя вещи. Появился ранец или портфель для школьных принадлежностей - возникла привычка складывать в него книги и тетради заблаговременно или в спешке. Появилась необходимость готовиться к экзаменам - сложилась привычка, так или иначе организовывать свою подготовку к ним.

Родители, даже самые занятые, должны не только организовать торжественные первые проводы детей в школу, но и обеспечить в течение нескольких недель спокойные, рассчитанные по минутам и в то же время неторопливые сборы ребенка в школу, которые нужны для того, чтобы у него сложилась устойчивая привычка собираться в школу без суеты, заблаговременно.

Купив ребенку книги, покажите место их хранения и на протяжении нескольких дней внимательно наблюдайте за тем, чтобы он не бросал книги, где попало, а убирал их на указанное место. За выполнением этого требования нужно следить до тех пор, пока у ребенка не укрепится привычка класть свои книги на место.

Ребенок научился застилать свою постель - овладел умением, навыком. Но после этого необходимо добиться, чтобы это умение перешло в привычку, т.е. чтобы, проснувшись, ребенок сразу вставал и, не раздумывая, всегда сам застилал свою постель. И по мере того, как появляются в жизни ребенка новые вещи, новые формы действий с этими вещами, новые умения, новые виды деятельности, - следует позаботиться о том, чтобы весь этот новый жизненный опыт ребенка был организован так, чтобы он способствовал формированию разумных, хороших привычек.

Для превращения определенного действия в привычку важно то, как оно "подкрепляется" в жизни ребенка.

    Способы воспитания привычек

Родители, приступая к целенаправленному воспитанию у детей тех или иных привычек, обычно встречаются с немалыми трудностями. Все делается как будто правильно: и режим продуман, и проявлено достаточно много требовательности со стороны родителей, а нужные привычки у детей все же не возникают.

Прежде всего, нужно обратить внимание на то, что привычки воспитывают не столько словами, сколько делами. Многие считают, что для того, чтобы сформировалась привычка, детям достаточно лишь объяснить, что именно от них требуется. Кон того времени, как ребенок начинает понимать речь, всякое указание на необходимость выполнить то или иное действие должно сопровождаться объяснением, почему его нужно выполнить. Но такие объяснения не всегда могут быть понятны ребенку, не всегда приводят к нужному результату.

Бывает, что по требованию взрослых ребенок много раз выполняет какое-либо задание, относясь к нему, как к навязанному, неприятному для него делу. В этом случае действие не станет привычным, связанное с неприятными переживаниями, повторение его лишь помешает возникновению привычки.

Для превращения какого-нибудь действия ребенка в привычку важно и нужно не только многократное повторение этого действия, важен его результат: приводило ли это действие к удовольствию или к неудачам и огорчениям. Легко заметить, что ребенок склонен повторять такие действия, которые приводят его к успеху, к удовольствию, и неохотно повторяет действия ("забывает" их выполнить), которые не приносят ему никакого удовлетворения. Если же после какого-либо действия обычно следует неприятность, то, как правило, ребенок станет его избегать.

Нужно уметь слушать рассказы ребенка и относиться с уважением к его маленьким наивным секретам и заботам, поддерживать и беречь привычку быть не только правдивым, но и откровенным со своими родителями.

Привычки воспитываются, формируются в результате соответствующей "организации жизненного опыта детей", опыта, который приводит к упражнению в правильных поступках. Это упражнение нельзя ограничить задачей многократного повторения хороших поступков. Чтобы они стали потребностью ребенка, то есть сделались привычными, нужно, чтобы эти действия сопровождались успехом, удовольствием, то есть получали дополнительное "подкрепление" т.е. последующее удовлетворение или неудовлетворение какой-нибудь потребности организма. Особенно большое значение для воспитания привычек имеют самые первые положительные результаты действий и первые впечатления. Неправильное, несоответствующее "подкрепление" действий, например, неприятность после хорошего поступка и удовольствие после плохого, может привести к возникновению у ребенка вредных привычек и искоренению хороших привычек.

Что мешает привычкам стать привычками

Если не сформировать ребёнку полезные привычки, то их место быстро займут вредные.

  Как же помочь ребёнку привыкнуть к полезным действиям и выполнять их регулярно, а не время от времени?

  Секретов несколько. Меньше повторять ошибок и больше задумываться о том, как вовлечь своего ребёнка в нужный образ жизни.

4 основные ошибки при выработке полезных привычек

1.Отсутствие постоянства. 

2. Критика

3. Невыполнение своих требований. 

4. Отсутствие подкрепления.  

    Будьте примером для детей

   Вовлекайте детей в действия.

  Когда вы будете сами получать удовольствие от полезных привычек, дети обязательно захотят присоединиться. Радость от расчёсывания волос, умывания с визгами радости привлечёт внимание малыша. Попробуйте сопровождать свои действия эмоциями на виду у малыша: подойдите к зеркалу, расчешите волосы, охните и скажите: «Какая я теперь красавица!». Результат не заставит себя ждать.

  Привычки возникают в детстве вместе с навыками и умениями. По мере того, как ребенок растет, родительских обязанностей становится все

и для психического здоровья. Когда вы видите, что ребенок радуется и смеется, больше и больше.

  Предлагаем родителям ознакомиться с привычками, которые помогут им стать хорошими папами и мамами и выделять много времени для того, чтобы радоваться вместе с детьми.

 1.Смейтесь вместе с детьми. 

 2. Не относитесь к детям, как ко взрослым. 

 3. Установите простые правила. 

 4. Меньше говорите и больше действуйте. 

5. Не контролируйте детей чрезмерно. 

 6.Читайте детям на ночь. 

Быть родителями – значит реализовать свой потенциал и узнать свои слабые стороны. Только со временем родители смогут пожать то, что посеяли в своих детях. Конечно, добрые плоды не созревают за одну ночь. Так что просто делать надо то, что вам по силам, и наслаждаться.

Правила воспитание хороших привычек.

   Очень важно помнить, что привычка – это то, что требует закрепления. Детям нужно повторять действия изо дня в день минимум три недели, а иногда и дольше. Обязательно необходимо учитывать особенности малыша: если ребёнку сложно справляться самостоятельно, то продолжайте помогать.

   Необходимо вводить в жизнь привычки постепенно, по одной. Так будет проще вам и ребёнку.

   Необходимо создать малышу такие условия, в которых выполнить действие будет проще и интереснее, чем забыть про него. Например, купить красивую зубную щётку и поставьте песочные часики, чтобы засекать время, или необычное мыло для рук. Многим деткам нравится жидкое или прозрачное глицериновое мыло. Сделайте так, чтобы, увидев эти предметы, малыш сам хотел повторять полезную привычку.

  Правильное воспитание детей – это очень трудная и сложная задача. Вопрос о воспитании привычек, о сроках и способах их формирования нельзя считать самым главным, но привычки придают необходимую прочность, устойчивость всякой системе воспитания.      Привычки – это те кирпичи фундамента, которые нужно класть в самом начале постройки и класть правильно.

  Дети всему учатся у своих родителей. И именно родители ответственны за то, какие привычки останутся с ребенком на всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как привить ребёнку хорошие привычки. 5 советов родителям.

Тот, кто когда - либо пытался воспитать у ребёнка хорошие привычки, знает, как не просто это сделать. вот несколько советов в помощь родителям....

Хорошая привычка

Кормите птиц зимой!...

Воспитываем у ребенка хорошие привычки

Материал для родителей. Рекомендации психолога-педагога. Как воспитать у ребенка хорошие привычки....

Консультация для родителей "Как привить хорошие привычки малышу с помощью стихов?"

Дети редко учатся простыми "надо" и "ты должен". Запомнят, но не возлюбят на всю жизнь. Дети учатся в игре. Стишками. Вот их мы вам и предлагаем для того, чтобы научить кроху умываться, чистить зубки,...

Консультация "ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ, КАК ХОРОШАЯ ПРИВЫЧКА ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ НАШИХ ДЕТЕЙ".

Давно ли вы всей семьей выезжали на природу? Если да, то вам просто необходимо наверстать упущенное. Быстренько собирайте своих домочадцев, – и в лес, на свежий воздух! Плюсы таких вылазок описы...

Консультация Правильное воспитание хороших привычек в семье и детском саду.

Правильное воспитание хороших привычек в семье и детском саду....