Консультация для родителей. Здоровьесберегающие технологии охраны зрения дошкольников с ОВЗ..
консультация (старшая, подготовительная группа)

ЮСУПОВА ГУЛЬНАРА БАЗАРБАЕВНА

Данный материал используется в рамкках проведения цикла лекций "Родительский университет" с целью повышения педагогических компетенций семей, воспитывающих детей с ограничееными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель - логопед

МДОУ «ДС № 41» КГО

Юсупова Г.Б.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ  ТЕХНОЛОГИИ

 ПО  ОХРАНЕ  ЗРЕНИЯ  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

Проблемы сохранения и укрепления здоровья детей являются важнейшим в концепции модернизации российского образования.

Глубокий общественный и экономический кризис сопровождается резким снижением здоровья детей. Это приводит, в частности к тому, что на этапе поступления в школу, как показывают обобщенные данные последних лет, детей с первой группой здоровья, то есть абсолютно здоровых детей, очень мало.

Если рассматривать глаз человека, то он порядка 80% должен смотреть вдаль и лишь 20% - вблизи. Что происходит с современным человеком? Он делает все наоборот. 90% напряжения идет вблизи. Это чрезмерная нагрузка на орган зрения. Особенно для молодежи. Самый критичный возраст от рождения до 13 лет. Окончательное формирования зрения идет до 25 лет.

Зрение детей является предметом широких и всесторонних исследований. При этом все исследователи обнаруживают общую закономерность – увеличение числа учащихся с близорукостью от младших классов к старшим классам. За период обучения в школе число детей с близорукостью –увеличивается в 5 раз. По данным общероссийской статистики: среди первоклассников близоруких – 3%, среди школьников 3-х классов – 10%. В 9-м классе этим заболеванием страдают уже 16% мальчиков и девочек, и часто в высокой степени! Около 20% выпускников школ страдают так называемой «школьной», прогрессирующей близорукостью.

Степень участия зрительного анализатора в процессе школьных занятий очень велика. А в школе дети впервые в жизни начинают выполнять ежедневную, достаточно длительную, с годами увеличивающуюся работу, непосредственно связанную с напряжением зрения.

Здоровьесберегающие технологии по характеру действия делятся на 4 группы:

  • Защитно-профилактические (ограничение предельного уровня учебной нагрузки, контроль за освещенностью, высотой мебели, требования к демонстрационному и раздаточному оборудованию для занятий)
  • Компенсаторно-нейтрализующие. При их использовании становится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности (витаминизация, физкультпаузы, гимнастика для глаз, эмоциональные разрядки).
  • Стимулирующие. Позволяют активизировать силы организма (педагогическая психотерапия)
  • Информационно-обучающие. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий - такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой происходит качественное обучение. Развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период обучения в образовательных учреждениях, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Применение в работе образовательного учреждения здоровьесберегающих технологий и освоение педагогами этих технологий, повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и детей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья и зрения.

    Важным принципом организации коррекционно- педагогического и образовательного процесса является создание офтальмологических условий в групповых комнатах и создания специального распорядка жизни , воспитания и обучения с учетом способностей и возможностей ребенка. На занятиях дети могут сидеть, стоять, лежать на ковре.

Для расслабления зрительных мышц и тренировки глазодвигательных мышц популярен тренажер “восьмерка”.

Обязательным коррекционным требованием распорядка жизни детей ДОУ является система жизненной активности ребенка, включающая специализированные знания по лечебной физкультуре, ритмике, ориентировке в пространстве, физкультурных минуток. С детьми работают педагоги по формированию сенсорного, зрительного, осязательного, слухового восприятия , ориентировки в пространстве, социальной адаптации детей.

Должны быть созданы специальные условия в образовательных учреждениях для сохранения зрения обучающихся. В соответствии с санитарно – эпидемиологическими правилами и нормами СанПин, позволяет педагогам проанализировать условия, созданные в их учебных учреждениях для соблюдения зрительного режима и научиться организовывать свою работу с учетом данных требований.

  1. Освещенность

Врачами гигиенистами доказано, что все зрительные функции резко снижаются в условиях плохой освещенности. Наиболее благоприятной для работы зрительного анализатора является естественная  освещенность в пределах от 800 до 1200 лк (люкс-единица измерения освещенности).   Основные гигиенические требования, предъявляются к освещению, включают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких  теней и блеска на рабочей поверхности (СанПиН 2.4.2821-13 в разделе 7).

В солнечные дни избыток солнечных лучей  создает на рабочем месте солнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямых солнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи. В осенне-зимний период, как правило, естественного света не хватает, так как домашние уроки выполняются после 16 часов. В пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение. Классные доски должны быть оборудованы дополнительным освещением (СанПиН 2.4.2821-13 в разделе 7.2.7).

  1. Чистота стекол

На освещенность помещения влияет чистота оконных стекол. Немытые стекла поглощают 20 % световых лучей. К концу зимы, когда на окнах накапливается особенно много пыли, грязи, эта цифра достигает 50 %. Оконные стекла надо чаще мыть и протирать, нельзя ставить на подоконник  предметы, закрывающие доступ света, например, высокие цветы. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от доски. Стены в группах, классах и поверхности столов следует окрашивать в светлые тона.

  1. Мебель и осанка

Также к основным факторам, стимулирующим миопию у школьников, считается: неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий. Очень важно, чтобы в домашней обстановке размеры мебели  соответствовали росту детей.

Неправильная посадка за рабочим  столом, вредная привычка читать и писать, сильно склонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, в неудобном положении -  способствует развитию ослаблению зрения. В ходе семинарского занятия педагоги вырабатывают рекомендации учащимся, советы по сохранению зрения.

  1. ПК, смартфоны, планшеты и телевизор

Одной из наиболее актуальных проблем для обсуждения является профилактика зрения у школьников при работе с  компьютером. СанПиН, касающийся гигиенических требований при работе с ПК (продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения 1-4 классах от 10 до 15 минут, 5-11 классов от 20 до 25 минут. После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз).

В СанПиНе уточнено, что с целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз (СанПиН 2.4.2821-13 в разделе 10.17, 10.18 и приложениях 4 и 5 настоящих правил).

     

Сенсорно – координаторными тренажеры

 В. Ф. Базарного,

Для выполнения этого упражнения используется плакат размером примерно 1 на 2 метра, на котором изображена схема зрительного – двигательных траекторий. Различные по форме траектории окрашены в разные цвета. Стрелками указано направление, по которому должен двигаться взгляд ребенка.

Слушатели овладевают методикой выполнения упражнения:

1. дети выстраиваются напротив плаката на расстоянии не менее 2-х метров от него;

2. дается инструкция, в каком направлении должен двигаться взгляд ребенка, по траектории какого цвета, как должен выполнять ребенок это упражнение (следить за движением указки, не поворачивая головы, следить одними глазами);

3. исходное положение: указка преподавателя в центре плаката;

4. выполняется в следующем порядке: влево и вверх. Вверх и вниз, по часовой стрелке и против часовой стрелки, по восьмерке;

5. каждая траектория прослеживается на счет 1-5; 6. продолжительность упражнения 1 минута.

Одной из эффективных методик снятия зрительного напряжения и сохранения остроты зрения является гимнастика для глаз по методике Э.С.Аветисова (разработаны профессором Э.С. Аветисовым и Е.И. Ливадо в НИИ глазных болезней им. Гельмгольца)

 Методика Э.С.Аветисова пригодна как для профилактики зрительных расстройств, так и для восстановления утраченного зрения. Она состоит из трех групп упражнений.

Группа первая

 (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости).

Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.

 Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.

Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.

Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4раза.

Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуге и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.

Группа вторая (для укрепления мышц). 

Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.

Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.

 Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали — влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так -8-10 раз.

 Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 4-6 раз.

Группа третья (для улучшения аккомодации). 

В этой группе упражнения выполняются из положения стоя.

Упражнение 1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз.

Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так — 6-8 раз.Упражнение 3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз.

Упражнение 4. Его называют «Метка на стекле». Находясь в 30-35 сантиметрах от оконного стекла, прикрепите к нему на уровне глаз круглую цветную метку диаметром 3-5 миллиметров, затем вдали от линии взора, проходящего через метку, наметьте для зрительной фиксации какой-либо объект. Смотрите, не снимая очков, обоими глазами на эту метку 1-2 секунды, затем переведите взор на намеченный объект в течение 1-2 секунд, после чего поочередно переводите взор то на метку, то на объект. В первые два дня — 5 минут, в остальные дни — 7 минут. Повторяйте систематически с перерывами в 10-15 дней. Упражнение можно выполнять не только двумя, но и одним глазом 2-3 раза в день.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, ...

Консультация для родителей "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА               Физическая культура занимает ва...

Консультация для родителей "Здоровьесберегающие технологии и развитие мелкой моторики на логопедических занятиях"

Здоровьесберегающие технологии в развитии мелкой моторики рук. Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жи...

Консультация для родителей "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе".

Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях....

Консультация для родителей "Здоровьесберегающие технологии для ваших детей "

В консультации мы знакомим родителей группы раннего возраста со здоровьесберегающими технологиями, помогающие в оздоравлении детей....

Консультация для родителей "Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе (роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников в домашних условиях)"

Консультация для родителей«Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе (роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников в домашних условиях)» Дыха...