Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников 3-4 лет»
материал (младшая группа)

Терентьева Наталия Владимировна

Цель: Привлечение родителей к совместной работе по развитию речи
детей.
- познакомить родителей с видами деятельности ребенка,
- вовлечение родителей в игровую жизнь ребенка,
- воспитывать у родителей желание играть со своими детьми,
- знакомство родителей с некоторыми играми детей.
-создать положительный эмоциональный заряд.
Задачи: 1.Создание условий для благоприятного климата взаимодействия
с родителями;
2.Активизация и обогащение воспитательных и образовательных
умений родителей;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobr_seredina.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Развитие речи младших дошкольников 3-4 лет»

Время проведения: февраль 2022 г.

Место проведения: помещение группы.

Цель: Привлечение родителей к совместной работе по развитию речи
детей.
- познакомить родителей с видами деятельности ребенка,
- вовлечение родителей в игровую жизнь ребенка,
- воспитывать у родителей желание играть со своими детьми,
- знакомство родителей с некоторыми играми детей.
-создать положительный эмоциональный заряд.
Задачи: 1.Создание условий для благоприятного климата взаимодействия
с родителями;
2.Активизация и обогащение воспитательных и образовательных
умений родителей;
Предварительная работа:
1.Объявление о собрании.

2. Оформление памятки «Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно
придерживаться некоторых советов»
Участники: воспитатель и родители 2-й младшей группы.
Оборудование:

Мяч, магнитофон
Форма проведения: круглый стол.
План проведения:

1.Выступление воспитателей.

2.Развитие детей в театрализованной деятельности.
3.Играем, как дети:
-Волшебные средства понимания.
-Игры со скороговорками
-Пальчиковые игры со словами.

-упражнения на развития дыхания.
Подведение итогов собрания. Принятие решения
Ход родительского собрания:
ВОСП:

- Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада встрече с вами, спасибо, что пришли на нашу встречу.

Сейчас я предлагаю вам ответить на мои вопросы. Отвечайте на вопросы пожалуйста, честно и откровенно. Для этого выходите, вставайте все в круг. Пока звучит музыка вы передаёте мяч по кругу, как только музыка останавливается, на вопрос отвечает тот у кого мяч остался в руках.

- В какую игру вы играли недавно с ребёнком?

- Если ребёнок спрашивает вас о чём-то ваши действия?

- Как часто вы разговариваете с ребёнком?

- При выборе новой игрушки что учитываете, чем руководствуетесь?

- Рассказываете ли вы сказки ребёнку?

- какую сказку вы читали, последний раз?

       

Сегодня мы поговорим с вами о нормах речевого развития детей 3-4 лет, а также вам будут даны рекомендации для развития речи детей.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

И так, для начала нам нужно разобраться, что же такое «Речь»

Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколениям.

К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 — 2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные {папин стул, мамина чашка). Однако и теперь в самостоятельной речи ребенок еще не пользуется такими собирательными существительными, как одежда, овощи, фрукты, мебель. И поэтому нам предстоит непростая и кропотливая работа.

Выступление

ВОСП: Вопрос родителям: «Что способствует развитию речи?»
Ответы родителей.

Развитие тонкой и мелкой моторики. Участок головного мозга,
координирующий работу рук и пальчиков, граничит с речевым центром.
Поэтому сигналы, поступающие в этот отдел мозга, опосредованно

стимулируют и развитие речи. У малышей особое внимание стоит уделять
развитию тонкой моторики (тактильным ощущениям).
Игра: «Волшебный мешочек»

Подвижные игры. Умение координировать свои движения, менять темп
шага и направление, а также двигаться ритмично, улучшают работу мозга, что стимулирует в том числе развитие речевого центра. Особенно эффективны игры, во время которых параллельно с движением малыш должен произносить слова.
Игра: «У медведя во Бору»

Арт-терапия: рисование, лепка, вышивание или создание мозаик -улучшает
навык мелкой моторики и помогает ребенку проявить свой творческий
потенциал, активируя важные области головного мозга. Рисование. Занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.
Рисование солнышка, лепка фруктов и т. д. и т. п. Для развития мелкой моторики рук используются: шнуровки, пуговицы, бусы, крупы, прищепки, мозаика и др.

- Игры с пальчиками — это не только радостное общение с близкими людьми, но и стимул для развития речи и мелкой моторики. Хорошо известные «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока» пришли к нам еще от наших бабушек. Хочу познакомить вас с новыми играми. (Игры вместе с родителями)


Изучение стихов помогает развивать связную речь, а также учит ее
интонировать. Таким образом, взаимовлияние центров мозга требует комплексного подхода к развитию малыша.
Физкультминутка: «Ветер дует нам в лицо…»

Развитие артикуляционной моторики. Правильное произнесение
звуков зависит от степени развития челюстно-лицевых мышц, поэтому
ежедневная гимнастика поможет улучшить произношение и четкость речи.

Помочь могут специализированные логопедические издания, а также изучение скороговорок. Более эффективным процесс корректировки речи сделают игрушки-повторюшки , дающие ребенку возможность услышать себя «со стороны».

Упражнения на развития дыхания. Необходимо научить малыша правильному дыханию для того, чтобы ребёнок мог легко говорить длинными сложными предложениями. Учить малыша делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох можно с помощью игрушек: дудочек, свистулек, а также при выдувании мыльных пузырей. Чтобы выдох через рот был сильным и целенаправленным, предложите малышу дуть на вертушки, бумажные игрушки, одуванчик, легкое перышко, ватный шарик. Дуя на игрушки, ребенок должен совершать вдох, не поднимая плеч (то есть надувать при этом животик, а выдыхать непрерывно. Речевая игра «Вьюга» «Вьюга начинается» - ребёнок тихо говорит «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорит громче; по сигналу- «вьюга кончается» говорит тише; по сигналу «вьюга кончилась»- замолкает.

Речевая игра «Насос» Предлагаем ребёнку взять насос и накачать велосипедные шины. Ребёнок, подражая действию насоса произносит звук «С-С-С…». (Проводится речевая игра «Вьюга», «Насос» и др.)

Чистоговорки Прибежала детвора—ра-ра-ра, ра-ра-ра.

Ногу выше, шаг смелей—лей-лей-лей, лей-лей-лей.

Мы увидим листопад—пад-пад-пад, пад-пад-пад.

Милый зайчик не скучай—чай-чай-чай, чай-чай-чай

Гимнастика язычка – нашим детям очень необходима. У детей не сформирован ещё полностью артикуляционный аппарат. Гимнастика помогает выработать правильные полноценные движения и определенные положения артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Объединяет простые движения в сложные. «Как едет лошадка» Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро!» Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.

«Сердитый индюк» Пусть ребёнок вообразит себя рассерженным индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки «бла-бла-бла». Такая «болтушка развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.

Можно сделать массаж язычку:

  • «покусываем язычок»,
  • «язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,
  • расслабить язык, «наказать непослушный язычок».


Сюжетно-ролевые игры - отличный способ развить речь и научить
малыша взаимодействовать с другими. Это не только позитивно скажется на
его речи, но и облегчит процесс социализации.

Многие специалисты считают, что на развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». (Предложить родителям поиграть в пальчиковые игры)

Вспомним сказку «Курочка Ряба» и расскажем ее с помощью пальчиков.
Жили-были дед
(обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду) 
и баба 
(изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка). 
И была у них курочка Ряба 
(для детей младшего возраста постучите указательным пальцем по столу),
Снесла курочка яичко
(округлите пальцы и соедините их кончики). 
Да не простое а золотое,

Дед бил, бил
(постучите кулаком по «яичку»)
— не разбил.

Баба била, била
(стучите кулаком по «яичку»)
— не разбила.
Мышка бежала 
(для детей младшего возраста — пробегите всеми пальцами правой руки по столу

(помашите указательным пальцем)
— яичко упало и разбилось 
(уроните расслабленные руки на колени). 
Дед плачет 
(закройте лицо руками). 
Баба плачет (закройте лицо руками). 
А курочка кудахчет: «Не плачь, дед не плачь, баба, я снесу вам яичко
(округлите пальцы и соедините их кончики) 
другое, не золотое, а простое.




Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.
Родителям предлагается отгадать загадки:
Из муки он был печён,
На окошке был стужён.
Убежал от бабки с дедом,
А лисе он стал обедом. (колобок)
Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишко
Стала жить да поживать,
Да жильцов к себе пускать. (Теремок)
Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь —
Песню мамину пропел.
Кто потом козляток съел? («Волк и семеро козлят»)
Чтобы вырвать этот овощ,
Не хватило деду сил.
Но пришли ему на помощь
Все, кого он попросил. («Репка»)
Добрый доктор говорит:
Побеждаем мы бронхит,
Корь, простуду и ангину,
Дифтерит и скарлатину,
И конечно, с Бармалеем
Тоже справиться сумеем! («Айболит»)
Дидактические игры для развития речи дошкольников. Такой тип игры
учит ребенка различать и группировать объекты по их принадлежности и
выявлять внутренние взаимосвязи. При этом каждое свое действие ребенок
проговаривает, пополняя словарный запас, тренируя память и дикцию.

Давайте с вами разучим некоторые словесные игры, в которые можно играть с ребенком.

Игра «Скажи наоборот».  Я бросаю мяч и говорю слово. Игрок, поймавший мяч, называет слово противоположное по значению (сильный - слабый, теплый - холодный, высокий - низкий, добрый - злой, веселый - грустный).

Игра «Цепочка слов».  Мы поочередно называем слова, но каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч - чемодан - нитки…).

Игра «Назови одним словом».  Я называю несколько слов и бросаю мяч. Игрок, поймавший мяч, называет обобщающее слово (дуб, липа, береза, сосна - деревья).

Игра «Подбери много слов». Я называю глагол, а вы должны подобрать к нему слова, подходящие по смыслу (летит - воробей, комар, жук, пчела; плачет - ребенок, человек, кошка; плавает - кораблик, рыба, утка).

В такие игры можно играть с детьми дома, в транспорте, по дороге в детский сад и т. д.

Используя игру при организации повседневных домашних дел можно научить малыша многому полезному и интересному. Н-р, при приготовлении обеда можно на кухне поиграть с ребенком в следующие игры:

«Съедобное-несъедобное».

Взрослый называет разные предметы (н-р картошка, нож, вилка, торт, кастрюля и т. п.) ребенок в свою очередь должен отвечать «съедобное» или «несъедобное». Потом можно поменяться ролями.

«Цвет, форма, размер»

Родитель предлагает ребенку назвать продукты (предметы на кухне) определенного цвета, формы, размера.

«Обзывалки»

Совместно с ребенком выбираете тему игры, н-р, фрукты. И поочередно «обзываете» друг друга фруктами! (Ты – яблоко, А ты – ананас! А ты – банан! И т. п.)

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем. Фантазируйте и играйте на здоровье!

3.  Заключительная часть.

Особое внимание я хочу обратить на культуру родного языка, ведь речи следует учить, прежде всего, путем примера. Слышит ребенок правильную речь и невольно воспринимает её, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какие - нибудь неправильные, извращенные слова и также незаметно это войдет в его речь, а с недостатками речи бороться очень трудно.

Поэтому мой совет - разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво. Ведь речь у дошкольников формируется по подражанию!      

  • Подведение итогов собрания
  • Уделять должное внимание развитию речи ребёнка, больше общаться с ними, читать сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.
  • Поощрять в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм  с мозаикой. Приобрести для этого пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски, конструктор, мозаику и так далее.
  • Больше бывать на природе, знакомить детей с её красотой и многообразием.
  • Принимать активное участие в работе детского сада.

    Для того. Чтобы ваши домашние игры с ребенком проходили как можно   эффективнее и интереснее, я вам дарю эти памятки.

Приложение 1. Памятка «Развитие речи ребёнка»

  • Учите детей узнавать и называть различные предметы и вещи, которые нас окружают; группировать их по признакам: игрушки, одежда, посуда, овощи.
  • Знакомьте детей с дикими и домашними животными, кустами, птицами. Учите наблюдать и любоваться ими.
  • Знакомьте детей с овощами, фруктами, ягодами. Учите различать их цвет, запах, определять на вкус, на ощупь; правильно называть их и знать, где они растут.
  • Знакомьте детей с трудом взрослых: врача, шофёра, повара, лётчика. Расскажите о своей профессии.
  • Знакомьте детей с телом. Учите правильно называть части тела, своевременно сообщать о недугах. Воспитывайте стремление расти сильными и здоровыми.
  • В играх вместе с детьми подбирайте к существительным прилагательные (признаки), например, василёк – красивый, великолепный, полевой.
  • Учите детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: стул – стульчик, флаг – флажок.
  • Учите выражать свою просьбу спокойно, глядя в глаза собеседнику.
  • Учите отвечать на простейшие вопросы, рассказывать несложные рассказы и сказки и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание.Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим и природой.

Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим  и природой....

Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников»

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

Родительское собрание:"Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность.

Программное содержание: Познакомить родителей с основой задачейречевого развития детей- выражать свои мысли,чувства,впечатления,используя речевые средства....

Родительское собрание "Развитие речи младших дошкольников"

Родительское собрание "Развитие речи младших дошкольников"...

Родительское собрание: "Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность".

Программное содержание:1.     Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.2....

Родительское собрание "Развитие речи младших дошкольников"

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ  ТЕМА: РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Форма проведения: традиционноеЦель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.Задачи: познакомить роди...