Консультации для родителей «Что означают рисунки детей?»
консультация (старшая группа)

Алексеенко Галина Михайловна

Дети очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг. Наиболее удачные образцы этого творчества родители сохраняют на память, остальным, как правило, не придают значения. А между тем, вглядевшись внимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.

Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен.

Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника. На ранних этапах развития (до трех лет) – это черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. Обычно он сначала делает рисунок, а потом придумывает, что изобразил, на что это может быть похоже. Позднее (к четырем годам) появляется замысел рисунка.

С определенного возраста (в 3,5 – 4 года) объектом пристального внимания и изучения становится человек. С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком послании, образно говоря «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_risuyut_deti.docx38.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для родителей

Консультация «Что означают рисунки детей?»

Дети очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг. Наиболее удачные образцы этого творчества родители сохраняют на память, остальным, как правило, не придают значения. А между тем, вглядевшись внимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.

Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен.

Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника. На ранних этапах развития (до трех лет) – это черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. Обычно он сначала делает рисунок, а потом придумывает, что изобразил, на что это может быть похоже. Позднее (к четырем годам) появляется замысел рисунка.

С определенного возраста (в 3,5 – 4 года) объектом пристального внимания и изучения становится человек. С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком послании, образно говоря «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать».

Цвета

 Красный цвет любимый цвет (холерики).

Его выбирают сильные, энергичные, подвижные дети. Они, как правило, общительны и нетерпеливы.

С ними не соскучишься и не отдохнешь. Они стремятся к достижению в большом и малом, к пользе окружающих или во вред им.

С таким рвением они будут заниматься спортом, политикой, актерским мастерством.

А может и тем и другим одновременно, потому что, на меру таланта и образования, у них найдется изрядное количество энергии, которую им всегда найдется куда приложить.

Дети, которые при рисовании выбирают красный цвет склонны к лидерству.

Любят движение, игры. Напористы и порою упрямы.

Желтый цвет (сангвиники) – это вечно улыбающиеся, смешливые и заводные дети.

Они полны оптимизма и уверенности в том, что будет хорошо, и так же было замечательно.

Мечтатели и фантазеры. Могут «жить» в придуманном ими мире. И этот придуманный мир для них важнее реальности. Их фантазии нередко принимают за вранье.

Творческие натуры, которые могут все что угодно превратить в свои игрушки: камушки и шишки, пуговицы и бусинки.

Они раскрепощены и легко вступают в игру. Не скучают и в одиночестве. Стремятся к успеху, но отрыв от реальности не всегда ему способствует. Чувствительны к словам, отношению к ним.

 Они обожают все новое, необычное.

Нуждаются в помощи взрослых, задача которых научить детей быть настойчивыми и добиваться реального успеха.

Оранжевый цвет

Смешав желтый и красный цвет, получаем веселый оранжевый. «Оранжевые» дети легко возбудимы, с головой погружаются в ту деятельность, которая им интересна.

И от этой деятельности их трудно отвлечь, а остановиться им самим еще труднее. «Оранжевых» детей можно назвать этакими энерджайзерами, готовыми не только самим пользоваться своей энергией, но и вовлекать в этот энергетический поток и других. Иногда их возбуждение не находит выхода.

Зеленый цвет (флегматики) – это цвет вперед идущих, невозмутимых, не очень эмоциональных, но настойчивых детей. Такие дети знают чего хотят. Цвет говорит об уме и интеллектуальности ребенка, который старается найти объяснение всем событиям и явлениям. Цвет почемучек.

Таким детям интересны интеллектуальные, логические игры, кроссворды, головоломки.

Имеют склонность к командованию другими. Стремятся достичь своей цели. Дети, выбирающие зеленый цвет, как правило, не страшатся новой обстановки. Иногда бывают обидчивы.

Родителям важно учить таких детей выражать свои эмоции, быть открытыми, проявлять больше ласки по отношению к ним.

Голубой цвет

Веселость и беспечность, свобода и беззаботность – это черты присущие детям, которым нравится голубой цвет. Они также легки, как голубые облака.

Есть в их характере общительность, наивность, эмоциональность и даже романтичность. Подчас ленивы. Они преданные и верные друзья, больше всего мечтают о крепкой дружбе.

Со стороны родителей необходимо поощрение их общительности, развитие серьезности и трудолюбия.

Синий цвет (меланхолики)

Цвет уравновешенных и слегка флегматичных детей. О них можно сказать: «Само спокойствие».

Чем синее и темнее – тем серьезнее и наоборот.

Они склонны к положительным оценкам происходящего. Могут долго «въезжать» в дело, но потом делают все обстоятельно, не спеша. Могут опаздывать. Любят полежать на диване. Ценят общение, друзей может быть немного, но зато самые верные. Порой дружба, завязавшаяся в детстве, продолжается и в более зрелом возрасте.

Если «синий» ребенок и вступает в конфликт, то потом он будет стараться его разрешить. И товарищу поможет с другом помириться.

Любят порядок, аккуратны.

Фиолетовый цвет

Снова смешиваем два цвета: синий и красный. Получаем таинственный, наполненный мистикой фиолетовый цвет.

Для детей, которым нравится фиолетовый цвет, характерно богатое воображение, уход в фантазии, впечатлительность, внушаемость, эгоцентричность и эмоциональная ранимость. Любят уют, красивые вещи, музыку. Нередко мастерят сами, рисуют, играют на музыкальных инструментах, поют, танцуют, сочиняют. Настроение может меняться очень легко: от обиды до восторженности. Причем эмоции очень хорошо читаются по лицу ребенка.

Задача родителей – учить ребенка управлять эмоциями, развивать открытость и общительность.

Розовый цвет

Сама нежность, романтика, мечтательность, любовь. «Розовые» дети склонны к непостоянству как в своих увлечениях, так и в отношениях с другими людьми. Наивны в жизни, наивны в своих мечтаниях. Дети, одним словом. Очень зависимы от окружающих, нуждается в постоянной поддержке.

Цвет морской волны (сине-зеленый)

Немножко «тяжелый» для ребенка цвет, свидетельствующий о внутренней напряженности, склонность к обидам, которые иногда не имею под собой никакой почвы. Серьезны, пытливы, настойчивы, упрямы. Такого ребенка лучше не ругать по мелочам. Может быть, нужно уменьшить и строгость по отношению к нему? Ему очень хочется быть успешным и он старается добиться результата.

Не хватает знаний и опыта, а внутреннее напряжение мешает продвигаться к успеху.

Нужно научить такого малыша снимать излишнее напряжение. Для него важен полноценный сон, отдых, плавание, прогулки, все, что приносит в его жизнь позитив.

Белый цвет. Редкий выбор

В коробке с карандашами есть карандаш белого цвета, но вряд ли ребенок им часто пользуется.

Выбор белого цвета свидетельствует об открытости ребенка, его энергичности, готовности сотрудничать. А еще белый цвет может появляться в период каких-либо изменений. Причем это могут быть и такие изменения, как смена места жительства, школы, так и такое изменение, как взросление ребенка.

Коричневый цвет

Коричневый цвет часто выбирается детьми, находящимися в каких-либо кризисных ситуациях, которые могут затрагивать, как его самого, так и семью в целом. Это может быть и болезнь ребенка, и «болезнь» семьи, в которой ребенку некомфортно. Часто этот цвет выбирается детьми в ситуации развода родителей или даже потери кого-то из близких. Цвет усталости, сигнализирующий о необходимости снять стрессовое состояние.

Серый цвет – цвет осторожности, ослабленности, усталости.

Дети, выбирающие серый цвет, часто чувствуют себя одинокими, испытывают тревогу и страхи. Задача взрослых – «организация» позитива, но дозировано, с учетом того, что такие дети часто бывают замкнуты.

Черный цвет – цвет угрозы.

Дети редко его выбирают. Но если вдруг выбирают, это может свидетельствовать о преждевременно созревшей психике.

Возможно, был стресс, перевернувший жизнь ребенка. Чем больше ребенок предпочитает черный цвет, тем драматичнее его состояние.

Однако никогда нельзя делать вывод по одному-двум-трем рисункам ребенка.

Бывает так, что сегодня ребенок выбирает какой-то цвет, а завтра он ему совершенно неинтересен. Это нормально.

Детство – период проб, период познания, время изменений.

Здоровый и сильные детки любят чистые, яркие тона. Я хочу вам пожелать, чтобы рисунки вашего ребенка радовали вас красивыми красками и не менее красивыми сюжетами.

Семья

Имеет значение местоположение каждого члена семьи на рисунке. Чем больше мелких деталей и дополнительных подробностей вносится в портрет, тем более отражается любовь и привязанность ребенка к кому-либо.
          Главного члена семьи ребёнок обычно рисует самым большим. Себя же он изображает рядом с тем человеком, к которому он больше всего привязан. Неблагоприятный климат в семье проявляется тогда, когда ребёнок намеренно исключает какого-либо члена семьи из своих рисунков, либо он нарисован маленьким, в профиль или спиной, находится на почтительном расстоянии или разделён перегородками. Если же ребёнок изображает на рисунках только самого себя – это проявление одиночества.
         Если все члены семьи на рисунки взялись за руки – это является отражением благополучной обстановки и эмоциональной безопасности ребёнка в своей семье.

Преобладание коричневого цвета означает медлительность, отрицательные эмоции и дискомфорт. Необходимо выяснить, что является причиной этого дискомфорта. Чёрный цвет – тем более означает подавленность, деструктивные процессы, разрушение и протест.

Бледные, невыразительные цвета означают застенчивость и неуверенность, но слишком яркие цвета, а также цвета, не свойственные какому-либо предмету (например, синяя трава), означают, что ребёнок хочет привлечь к себе внимание.

Изображение человека

В рисунках трёхлетних детей фигурки ещё не обладают необходимыми пропорциями. В четыре года ребёнок уже способен рисовать человечка и даже выражать направление его движений. Как правило, туловище изображается двумя овалами, а руки и ноги – в виде палочек. В пять лет маленький художник отчётливо рисует голову, с глазами, носом и ртом, – появляются эмоции и характер. И наконец, к семилетнему возрасту изображаются все необходимые детали: волосы, украшения, головные уборы и др.

К 4-5 годам дети начинают интересоваться и внешними, и внутренними органами человека. В детской психологии это называется принципом прозрачности. Изображение сердца, скелета или половых органов – всё это совершенно нормально.

Пририсованные зубы, когти, оружие – это символы агрессии или защитная реакция на какие-либо внешние факторы.

Особенности рисунка

Условно лист, на котором рисует ребёнок, можно разделить на две вертикальные зоны – правую и левую. Область справа обозначает отношения с отцом и планы на будущее. Область слева рассказывает о предыдущем полученном опыте, о привязанности к дому, особенно к матери.
        Вообще, слева располагается кто-то или что-то, что обладает властью над ребёнком или сильно влияет на него.
          Верхняя область рисунка относится к интеллектуальной деятельности, а нижняя – символизирует материальный план.

Уверенный в себе ребёнок сосредотачивает какой-либо образ в центре листа. Немаловажно и то, как ребёнок располагает людей и предметы: симметрично ли, равномерно, или наоборот, – композиция смещена от центра к краю листа.

Разрозненный по всему листу рисунок, – это художественный принцип детей с проблемами в отношениях со своими сверстниками.

Повторяющиеся рисунки означает некое эмоциональное переживание, связанное с каким-либо случаем из жизни ребёнка. Это могут быть как яркие, приятные, так и плохие впечатления.
         Обилие волнистых линий присуще детям с мягким характером, а тонких и чётких – детям с волевым характером, способных постоять за себя. Если ребёнок обводит изображения жирной линией или штрихами, – это свидетельство страха и неуверенности.

 

 

.

 

Консультация «Пальчиковое рисование для детей с ОВЗ»

Пальчиковое рисование – это не только интересно и весело, но и очень полезно. С его помощью развивается мелкая моторика, а также малыш делает свои первые успехи в освоении цветовых гамм. Инструменты – пальцы и ладошки маленьких художников, «объект для размазывания» – специальные краски.

Пальчиковое рисование позволяет ребенку почувствовать краски, их характер, настроение, развивает творческие способности, не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься интересным делом, ребенок тут же получает положительный эмоциональный заряд. Даже у начинающего рисовать малыша получаются очень красивые работы. Трудно испортить картину, на которой в произвольном порядке пальчиком изображены лепестки цветка или разбросаны по земле ягоды красной рябины для птиц. Такое рисование помогает установить творческий и эмоциональный контакт взрослого и ребенка.

Ценность рисования пальчиковыми красками заключается в следующем:

• Хорошо развивают мелкую моторику, что способствует развитию речи. Центр, отвечающий за движения, расположен в мозге рядом с центром речи, и когда начинает работать первый, он заставляет трудиться и второй.

• Развитие тактильной чувствительности. Это новые ощущения при макании пальчика или ладошки в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для получения рисунка, прикладывании ладошки и получения интересных оттисков.

• Способ самовыражения. Ребенок передает свои чувства и ощущения на бумагу в виде рисунка различной цветовой гаммы. Раннее развитие творческих способностей.

• Развитие ловкости пальцев и кистей рук. Раскрашивая пальчиком изображение, ребенок учится чувствовать границы.

Пальчиковое рисование для детей с ОВЗ

1.           Главный материал – его можно купить или сделать самим из натуральных материалов – пальчиковые краски. Рецептов в интернете достаточно.

2.           Подойдут вообще-то любые краски: гуашь, акварельные. Особенно для ребят постарше, умеющих соблюдать технику безопасности. Обычно они смеются, когда просишь не есть краски.

3. Планшет. На него малярным скотчем можно закрепить лист бумаги. Подойдёт кусок, разделочная доска и всё подобное.

4. Фломастеры. Нарисованные пальцами картинки (мелкие детали на них) лучше дорисовать фломастером.

Рисовать рукой (как инструментом) можно ладошкой, пальцами и сочетая ладошку и пальцы. Особому ребёнку нельзя просто так дать материалы. С ним надо рисовать вместе. Он научится рисовать сам, но потом. Поначалу помогаем, одобряем, обсуждаем, что получилось. Всячески мотивируем, одним словом. Идём от простого к более сложному постепенно.

Намеренно испачкаться в краске – это очень весело, неожиданно и интересн для любого ребёнка. А превртить это пачкание в художественное занятие – тем более. 

 

Опыт работ

Семинар на тему: “Развитие художественно-творческих способностей детей раннего возраста с ОВЗ”

Тема: “Использование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ”

Подготовила: педагог-психолог Ветчинкина Н. С.

Фрязино, 2018

Содержание

1. Понятие “арт-терапия”

2. Цели и задачи арт-терапии

3. Виды арт-терапии

• музыкотерапия

• сказкотерапия

• изотерапия

• песочная терапия

4. Заключение

5. Список литературы

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ.

Арт-терапия, это один из методов психологической работыиспользующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии ребёнка. Любой ребёнок способен выразить свои чувства и своё состояние в рисовании, музыке, движении. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира. И это важно, в первую очередь, для детей с ОВЗ.

Одним из центральных звеньев в системе коррекции личности детей с ограниченными возможностями является работа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы. Практическая работа с ребёнком на занятиях предполагает решение задач адаптации и социализации его на основе использования различных по направленности и содержанию методов развития и воспитания.

Цель арт-терапии - лечение и коррекция искусством, изучение и овладение методиками для снятия внутреннего напряжения, агрессии, тревожности, стрессов и восстановление жизненного ресурса.

В работе с детьми с ОВЗ выделяю следующие задачи

• Расширять эмоциональный опыт;

• Обучать новым приёмам рисования и развивать умение экспериментировать;

• Снижать импульсивность, тревогу, агрессию детей с ОВЗ;

• Снижать эмоциональное и мышечное напряжение;

• Развивать познавательные процессы;

Виды арт-терапии:

• музыка — это музыкотерапия;

• литература, книга — это библиотерапия;

• театр, образ — это имаготерапия;

• изобразительное искусство — это изотерапия;

• танец, движение — это кинезитерапия.

• Песочная терапия.

В своей работе с детьми с ОВЗ, я остановилась на музыкотерапии, сказкотерапии, изотерапи, песочной терапии.

Музыкотерапия

Это использование музыки на занятиях с ребенком с ОВЗ в любом виде. Можно прослушивать записи, играть на элементарных музыкальных инструментах, петь и так далее – все это принесет неоценимый вклад в развитие психики ребенка.

При использованиимузыкотерапии происходит:

• эмоциональная активизация ребенка – он получает заряд положительных эмоций;

• ребенок развивает навыки и способности к общению в совместной деятельности со взрослым или ребенком;

• происходит регуляция эмоционального фона, настроения и самочувствия ребенка;

• формирование чувства прекрасного.

Какие формы музыкотерапии существуют?

Музыкотерапия может быть активной, когда дети активно выражают себя в музыке, и пассивной, когда малышам предлагают только прослушать музыку.

Для работы, я использую серию дисков «Волшебные голоса природы», которые благотворно влияют на психологическое состояние ребенка, снимает неврозы и раздражительность, успокаивает малыша. В них звучит и пение птиц, шум моря, весенняя капель и многое другое.

Также использую песни, которые требуют от ребенка выполнения простых движений, например «ты похлопай вместе с нами: хлоп-хлоп;ты потопай вместе с нами: топ-топ».

Сказкотерапия.

В работе с детьми дома ребенка, я использую прочтение таких сказок как «Репка»«Теремок»«Три поросенка». После прочтения, мы проигрываем их. Также можно отыграть эмоции персонажей сказок, например попросить ребенка показать, как волк злится, как боятся поросята и т. д. Еще использую различные четверостишья. С помощью пальчиковых кукол, мы обыгрываем некоторые.

Пальчиковый театр — это прекрасная возможность для ребенка с ОВЗ сыграть сказку. Можно одеть персонажа себе на пальчик и поиграть, что вызывает огромный интерес у детей. Театр – это уникальный речевой и сенсорно–двигательный «тренажер». Фигурки пальчикового театра помогут развить подвижность пальцев обеих рук, освоить речь персонажей и научат ставить мини–представления.

С помощью сказкотерапии можно оказать помощь детям с различными психологическими проблемами (агрессивным, пассивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств).

Изотерапия

Подробнее остановимся на одном из наиболее распространенных видов арт-терапии. В данном случае воздействие на развитие ребёнка с ОВЗ осуществляется посредством изобразительной деятельности. Рисование, лепка, аппликация являются безопасными способами разрядки напряжения.

Арт-терапия предполагает использование различных приёмов и техник в изобразительной деятельности с детьми дома ребенка, поэтому рисуночные сессии с детьми не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребёнок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык.

Условия успешного проведения изотерапии:

1. Техники и приёмы должны подбираться по принципу простоты и эффективности. Ребёнок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребёнку.

2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.

3. Изобразительные техники и приёмы лучше использовать нетрадиционные.

Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребёнком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации.

Приемы изотерапии:

• Марания

В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить».

Данный приём нетрадиционного рисования эффективен в работе по коррекции агрессивности и гиперактивности у детей.

Определение «марание» выбрано в связи с не структурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен. Кроме внешнего подобия изображений,есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоёв и смешивании цветов.

• Рисование пальцами, ладошками.

Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытывает ребёнок с ОВЗ, когда опускает палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешивает краску в баночке, подцепляет некоторое количество, переносит на бумагу и оставляет первый мазок.

Ценность рисования пальцами и ладонями заключается в свободе от двигательных ограничений; от культурного влияния; от социального давления.

Именно для этих детей игры с красками служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

• Рисование по - мокрому листу.

Данная техника способствует снятию напряжения, гармонизации эмоционального состояния, а также используется в работе с гиперактивными детьми.

• Рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами.

Сухие листья приносят детям много радости, они натуральны, приятно пахнут, невесомы, хрупки и шершавы на ощупь.

Можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена, сахарного песка, вермишели и т. д.

Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

• Рисование предметами окружающего пространства.

Рисование мятой бумагой, губками, ватными палочками, коктейльными соломинками. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется.

При рисовании соломинкой происходит дыхательная гимнастика, что очень важно для развития детей с ОВЗ.

• Техника каракулей.

Вариант - рисунок по кругу: техника каракулей всегда была ценной методикой психотерапии. Эту технику можно использовать в работе с гиперактивными детьми как инструмент развития ценных социальных качеств (терпения, внимательности и др., а также для повышения самооценки.

Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги.

Каракули помогают расшевелить ребёнка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают мышечное напряжение.

Песочная терапия

Все дети любят играть с песком, а специалист, наблюдая за ними, может анализировать состояние ребёнка и даже лечить такие заболевания, как задержка психического развития и лёгкие формы аутизма. Также песочная терапия помогает детям, пережившим какие-либо стрессы. Такая работа также отлично развивает мелкую моторику и учит ребёнка концентрироваться.

Ребёнок играет в то, что у него «болит». Отыгрывая свои эмоции, ребёнок каждый раз сам себя лечит. Для детей песочная терапия - это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребёнка - это необходимая, естественная и любимая деятельность.

Психотерапевтическая работас песком позволяют решать следующие задачи:

• Диагностические.

• Коррекционные.

• Терапевтические.

• Творческого развития.

Упражнения для песочной терапии.

На ровной поверхности песка взрослый и ребёнок оставляют оттиски своих рук, сначала просто прижимают ладонь к песку, а затем делают это тыльной стороной ладони. При этом взрослый проговаривает, что он в данный момент ощущает. И просит ребёнка рассказать о своих ощущениях. Маленький ребёнок будет немногословен, нужно задавать ему наводящие вопросы. Какой песок? Гладкий? Сухой? Какая разница в ощущениях прикосновений тыльной стороной ладони? Это учит ребёнка прислушиваться к своим ощущениям, классифицировать ощущения, как приятные или неприятные. Упражнение развивает мелкую моторику, учит давать характеристику своим ощущениям.

Устройте с детьми ливень из песка. Пусть сначала это будет мелкий дождик из песка, поместившегося в одной ладошке, потом дождик усиливается. Упражнение помогает устранить напряжение, стресс, агрессию. Являясь регрессивным материалом, песок способен проникать сквозь те защитные механизмы, которые при обычной терапии приходится преодолевать различными, порой долгосрочными, методами. Это ускоряет и облегчает процесс психокоррекции.

При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идёт благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а также их взаимодействия. При таком подходе гармонизируется эмоциональное состояние.У детей активно развивается мелкая моторика: каждый элемент рисуется определённым пальчиком определённой руки,маленькие фигуры побуждают детей с задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребёнок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, укрепляется нервная система. Давно установлен факт о тесной связи между развитием мелкой моторики и речью.

Особо хочется отметить роль песочной терапии в коррекции когнитивных навыков у детей с ОВЗ. Работа в песочнице с небольшими фигурками даёт много возможностей для развития памяти.Пример: специалист ставит перед ребёнком от 4 до 7 фигур в зависимости от возраста и уровня развития, затем ребёнок закрывает глаза, в это время специалист прячет какую-либо фигуру, ребёнок открывает глаза и называет недостающую фигуру, вынимает её из песка.

Арт-терапия зарекомендовала себя как один из результативных методов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Это метод может быть применён для развития навыков общения и является идеальным инструментов для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе, оказывает влияние на становление ребёнка как личности, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей.

Список литературы

1. Арт-терапия – новые горизонты / Под ред. А. И. Копытина. – М.: Когито-Центр,2006. – 336 с.

2. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006.—160 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии / – СПб.: Речь, 2000. – 310 с.

4. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Что означают рисунки детей?"

Есть много способов лучше узнать внутренний мир ребенка. И один из них - рисунки....

Консультация для родителей "Развитие и воспитание детей4 лет"

Консультация для родителей "Развитие и воспитание детей4 лет"...

Консультация для родителей Что означает понятие "готовность ребенка к школе?"

Ваш ребенок скоро идет в школу. "А готов ли он?"- с волнением думают родители.Что включает в себя понятие "готовность к школьному обучению"? Детские псиологи выделяют несколько кри...

Консультация для родителей. Что означает для ребенка быть финансово грамотным?

О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся.Как принять решение — потратить деньги сейчас...

06.02.22.Консультация для родителей. Что означают рисунки детей.

06.02 22 Консультация для родителей. Что означают рисунки детей....

Консультация для родителей. Что означают рисунки детей.

Консультация для родителей. Что означают рисунки детей....