Консультация для родителей «Что означают рисунки детей»
консультация

Курносова Елена Витальевна

Консультация для родителей «Что означают рисунки детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_chto_oznachayut_risunki_detey.docx558.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Что означают рисунки детей»

Рисунок — это и детская фантазия, и отражение того, что ребенок увидел, чему научился или

что пережил. В рисунке отражается внутренний мир маленькой личности, через рисунок

ребенок как бы «рассказывает» о том, как воспринимает себя и как ощущает свое место в мире.

Рисунки пятилетних детей уже более информативны, чем рисунки детей более

раннего возраста. По рисункам можно понять, о чем ребенок думает, как и что он представляет, что он чувствует, и где могут быть скрытые внутренние проблемы.

Рисунок семьи - расскажет о взаимоотношениях внутри семьи.

Следует обратить внимание на следующее: кто входит в состав семьи, кого рисует или кого «забыл» нарисовать ребенок? Бывает так, что ребенок вместо семьи рисует просто дом, где не видно ни одного человека. Это может значить, что общение с родными не дает ему необходимого понимания.

Более того, обстановка в семье настолько напряженная, что ребенок считает ее враждебной по отношению к себе. Обратить внимание на то, какое

настроение у членов семьи? Они дружат, ругаются, спорят? Рост и размер членов семьи — очень интересный показатель. Он может быть реальный (например, папа в реальности выше мамы), а может говорить и о том, кто в семье главный. Как расположены фигуры на листе? Фигуры могут быть расположены далеко, каждый «сам по себе». Хорошо, если вся семья

«в сборе». Здесь мы можем увидеть эмоциональные связи ребенка с членами семьи, близкие или разобщенные. Потребность в общении и во внимании

со стороны тех, кого нарисовал «поодаль».

Попросите ребенка нарисовать человека, похожего на себя.

Данный продукт творчества покажет, как ребенок воспринимает себя: о чем мечтает, каким хочет быть. Обратите внимание на то, каким он себя

изображает, насколько прорисованы части тела, одежда. Как ребенок располагает себя в группе людей: если он меньше других и находится

в стороне, то это может говорить о сложностях в общении. Также следует обратить внимание на настроение человека на рисунке.

Попросите ребенка нарисовать различные ситуации: «Я в детском саду»,       «Я в гостях»,       «Я на приеме       у врача»       и       другие. Рисунок ситуации — это прекрасный повод узнать, как ваш ребенок чувствует себя в детском саду, в гостях, в школе, у врача, и что с ним происходит в этот момент. Дети не всегда могут рассказать об этом напрямую, а вот через рисунок вы узнаете много интересных подробностей. Спросите ребенка, где он на рисунке, что он чувствует, какой он — веселый или   грустный —   и почему?   Что   делают   и что   говорят   другие   люди на рисунке (друзья, воспитатели, врачи)?

Иногда рисунок может стать

сигналом,    что     с ребенком     не все в порядке и родителям стоит обратиться к психологу или к врачу.

Вот несколько тревожных сигналов,        которые        не стоит игнорировать:

  • Очень слабый нажим на карандаш. Нечеткость линий. У детей старше 5 лет — неспособность закрасить область внутри замкнутой линии (штриховка выходит далеко за область контура или значительно не доходит до контура).

Эти проявления могут указывать на неврологические нарушения, патологии зрения или опорно-двигательного аппарата, недостаточное развитие мелкой моторики.

  • Разрозненность     частей     тела     на рисунке.     Руки      и ноги не присоединены к туловищу, части тела как будто не связаны друг с другом. Ребенок не может нарисовать цельный рисунок человека. Это может говорить о личностной дезорганизации или психических нарушениях.
  • Множество повторений одного и того же рисунка с одинаковым расположением, цветом и одинаковыми элементами. Это может быть признаком психологической травмы. Для ребенка что-то является очень важным, он пытается прожить какую-то тревожную и непонятную для него ситуацию.
  • На рисунках ребенка полностью отсутствуют люди и животные. Он рисует только неодушевленные предметы или абстрактные рисунки. Это может оказаться как признаком сложностей в общении и построении отношений, так и признаком неврологических нарушений.
  • Рисунки с акцентом на агрессию. Большие зубы у животных, стреляющее оружие в руках у людей, изображение взрывов, страдающих людей и животных, разрушенных зданий, острые стрелы, направленные на человека. Большое количество красного и черного цвета на рисунках. Это может означать и сильный страх, и скрытую (или открытую) агрессию у ребенка, пережитое им насилие и след от сильно впечатлившей его ситуации или новости.
  • Картина, где ребенок рисует травмы у людей - это может быть актуальная физическая боль, о которой он боится сказать. Внимательно посмотрите, где расположены травмы у людей или зверей, куда наложен пластырь на рисунках. Спросите ребенка или осмотрите это место, быть может, он ушибся или у него ссадина и т. п.

Ребенок категорически отказывается рисовать. Причиной этого может быть как недоразвитая мелкая моторика, так и скрытые психологические проблемы. Возможно, ребенок боится совершить ошибку, боится выразить себя, или, быть может, он пережил психотравмирующую ситуацию и боится проявлять свои чувства.

По итогу работы, посмотрите на рисунок в целом. Какие эмоции он передает, какое общее впечатление складывается. Попытайтесь представить, какие эмоции ребенок испытывал, пока рисовал: радовался, грустил, злился или сожалел о чем-то.

Цветовые предпочтения ребенка так же могут немало рассказать о его личности, особенностях характера, отношениях в семье, возможных проблемах.

Желтый цвет, по мнению психологов, выбирают творческие дети, дети- мечтатели. Таким детям нередко больше нравится играть с веточками, камнями, тряпочками и песком, нежели с дорогими игрушками. Эти дети самые большие мечтатели, способность мечтать они не утрачивают и во взрослой жизни.

Оранжевый цвет чаще всего выбирают легковозбудимые малыши. Такие дети веселятся, шалят и кричат всегда, везде и без всякой причины. Очень часто оранжевый цвет становится любимым цветом гиперактивных детей, а также детей, которые страдают синдромом дефицита внимания.

Розовыми и светло-сиреневыми красками любят рисовать робкие дети. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке, для них очень важно мнение окружающих.

А вот голубые оттенки для своих рисунков выбирают беззаботные дети. Не зря голубой цвет часто преобладает в летних рисунках детей.

Красный цвет, по мнению детских психологов, любят открытые и активные дети. Они очень энергичны, напористы, часто ломают игрушки.

Синий цвет выбирают дети спокойные, уравновешенные. Такие дети больше любят читать книжки, чем играть в шумные игры. Дети, в рисунках которых преобладает синий цвет, не всегда тихони. Иногда и активный энергичный ребенок вдруг начинает рисовать синие картинки. По мнению психологов, это говорит о том, что в данный момент ребенок просто нуждается в покое, возможно, он просто устал от шумных игр.

Если в рисунках ребенка преобладает зеленый, и особенно темно- зеленый цвет, это должно немного насторожить родителей, так как, по мнению психологов, зеленый выбирают дети, которым не хватает заботы и внимания. Даже если вам кажется, что вы уделяете своему ребенку достаточно внимания, попробуйте проводить с ним больше времени. Развивайте в ребенке открытость к окружающему миру, чтобы он не стал замкнутым.

Сине-зеленые тона выбирают дети, которые находятся в напряжении. Возможно, ребенок недавно просто перенес стресс или, может быть, родители слишком строги к малышу и требуют слишком многого. Предоставьте малышу больше свободы, поощряйте в нем проявление инициативы, чаще хвалите, и ваш ребенок начнет рисовать яркие солнечные картинки.

Коричневый цвет, по мнению психологов, любят дети, которые живут в своем собственном придуманном мире. Если раньше ребенок предпочитал другие цвета и вдруг внезапно перешел на коричневый, это может говорить о психологических трудностях, недавно перенесенном заболевании, стресс или проблемах в семье.

Черный — цвет угрозы. Он говорит о том, что ребенок находится в состоянии стресса. Однако не стоит беспокоиться, если ребенок начинает рисунок с черного цвета, а затем добавляет красок, используя другие — яркие цвета и оттенки. Это говорит лишь о том, что он — гармонично развитая личность.

Любите своих детей, рисуйте вместе с ними, переживайте их проблемы и будьте внимательны: не всегда то, что является тайным страданием, лежит на поверхности. Заглянув внутрь и поняв проблему, легче ее преодолеть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что означают рисунки детей

Консультация для родителей...

Что означают рисунки детей

Консультация для родителей...

Что означают рисунки детей?

Занимательные факты по "Чтению" детских рисунков....

Консультация для родителей "Что означают рисунки детей?"

Есть много способов лучше узнать внутренний мир ребенка. И один из них - рисунки....

06.02.22.Консультация для родителей. Что означают рисунки детей.

06.02 22 Консультация для родителей. Что означают рисунки детей....

Консультации для родителей «Что означают рисунки детей?»

Дети очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг. Наиболее удачные образцы этого творчества родители сохраняют на память, остальным, как правило, не придают зна...

Консультация для родителей. Что означают рисунки детей.

Консультация для родителей. Что означают рисунки детей....