Консультация для родителей "Чувства ребенка"
консультация

Матвиенко Анна Ивановна

Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоция есть одна из форм отражения сознанием реального мира.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chuvstva_rebenka.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 48 «Ручеёк»

_________________________________________________________

658222, Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Северная,18,

тел. 6-17-44,detsadik48@yandex.ru

Консультация для родителей

«Чувства ребенка»

Подготовила: Матвиенко А. И.,

педагог-психолог

Рубцовск-2022

Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоцийЭмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Эмоции играют важную роль и в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки.

В дошкольном возрасте эмоциональный мир ребенка богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (радости, страха)он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, ревнует и грустит. Так же усваивается язык таких чувств, как выражение оттенков переживаний при помощи взглядов, жестов, улыбок, движений, интонаций голоса.

Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.

Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Дошкольное детствоочень короткий отрезок в жизни человекавсего первые семь летОдним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личностиРебенок начинает осознавать свое «Я», свою активностьдеятельностьначинает объективно себя оцениватьУсложняется эмоциональная жизнь дошкольникаобогащается содержание эмоцийформируются высшие чувства.

Дошкольник в 4-5 лет - это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миромон глубоко чувствуетего переживанияпрежде всеготесно связаны с отношениями в кругу близких.

Эмоциональное развитие дошкольника связанопрежде всегос появлением у него новых интересовмотивов и потребностейВажнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивовуже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целейПоэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства.

Эмоции играют важную роль и в жизни ребенкаОни помогают воспринимать действительность и реагировать на нееУ дошкольника формируется эмоциональное предвосхищениекоторое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельностипредвидеть реакцию других людей на его поступкиПоэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяетсяЕсли раньше ребенок испытывал радость от тогочто получил желаемый результатто теперь он радуется потомучто может этот результат получитьЕсли раньше он выполнял нравственную нормучтобы заслужить положительную оценкуто теперь он ее выполняетпредвидякак обрадуются окружающие его поступку.

В дошкольном возрасте эмоциональный мир ребенка богаче и разнообразнееОт базовых эмоций (радостистрахаон переходит к более сложной гамме чувстврадуется и сердитсяревнует и груститТак же усваивается язык таких чувствкак выражение оттенков переживаний при помощи взглядовжестовулыбокдвиженийинтонаций голоса.

Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствамУправлять своими переживаниями он еще не можетПоэтому детигораздо больше подвержены переменам настроениячем взрослыеИх легко развеселитьно еще легче огорчить или обидетьтак как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собойВот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времениНастроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий.

1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.

Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенкаВ условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольникарезко возрастает количество негативных экспрессии в адрес ровесникаВ групповых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группыа успех или неудачу делят все вместесила и количество негативных экспрессии снижаетсяведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны.

2. При специально организованной деятельности (напримермузыкальные занятиячтения сказокдети учатся испытывать определенные чувствасвязанные с восприятием (напримермузыки). Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героемактивно ему сопереживаяТакое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностьючто в подобной ситуации поступил бы так жеПоэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют.

3. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности - в игренасыщенной переживаниями.

Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая играРолевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другогоучесть его положениенастроениежелание.

4. В процессе  трудовой деятельностинаправленной на достижение результатаполезного для окружающихвозникают новые эмоциональные переживаниярадость от общего успехасочувствие усилиям товарищейудовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностейнедовольство от своей плохой работы.

Важной особенностью эмоционального развития является тесная связанность с ситуацией непосредственного общения переживаний через призму непосредственных коммуникативных отношений.

В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистичноИм присуще бодроежизнерадостное настроениеОбычно эмоции и чувства дошкольников сопровождаются выразительными движениямимимикойпантомимикойголосовыми реакциямиВыразительные движения являются одним из средств общенияРазвитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени - с речью.

Одним из важнейших компонентов нравственного развития детей является развитие эмпатии, как способности человека к сочувствию другим людям и сопереживанию с нимик пониманию их состоянийИзучение эмоций ребенка играет большую роль в выявлении причин поведения ребенкапозволяет определить его отношение к миру.

 В младшем и среднем дошкольном возрасте   дети   очень  эмоциональныЭмоции   у   них   выражаются    более бурно и непосредственно по сравнению   со    взрослыми.  Одна из причин возникновения   тех  или иных переживаний ребенка   —   его взаимоотношения с другими людьмивзрослыми и детьмиКогда взрослые ласково относятся к ребенкупризнают его праваа сверстники хотят с ним дружитьон испытывает эмоциональное благополучие,   чувство   уверенности,   защищенности.   Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодроежизнерадостное настроение.

Эмоции выполняют оценочную рольпобуждают  человека   к  деятельностивлияют на накопление и актуализацию его опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Ребенок в мире творчества и творчество в жизни ребенка"

Мир ребенка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, побуждая к созиданию, поиск...

Консультация для родителей "Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка"

Консультация для родителей "Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка"...

Консультации для родителей: "Ребенок зимой", "Сензитивный период вашего ребенка" "Личный пример"

3 консультации: коротко, доступно и интересно. 1-Семь родительских заблуждений о морозной погоде (Как одевать малыша зимой, что делать , если замерзли руки и т.д.)2- Итальянский педагог Мария Мон...

Консультация для родителей: "Ребенок и дорога. Родитель - пример для ребенка".

Уважаемые мамы и папы! Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения!...

Консультации для родителей "Ребенок в больнице: как вести себя с ребенком в больнице"

Все мы обращаемся рано или поздно в больницу. Посещение врача в больнице зачастую для родителей  и их ребенка является большим испытанием. И от того, как относится к посещению больницы мама, как ...

Консультация для родителей «Ребенок у экрана» Анкета для родителей «Ребенок у экрана»

Консультация для родителей «Ребенок у экрана» Анкета для родителей «Ребенок у экрана»В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как то...

Консультация для родителей «Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка?»

Консультация для родителей«Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка?»Многие мамы жалуются на проблемы с аппетитом у своих детей. Что делать, чтобы эти проблемы не возникали вообще...