Консультация для родителей- "Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе?"
консультация (подготовительная группа)

   -Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.    Л. А. Венгер

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Семья на пороге школьной жизни ребенка.                                        Как подготовить ребенка к школе?  

   -Быть готовым к школе - не значит уметь

читать, писать и считать.

Быть готовым к школе - значит

быть готовым всему этому научиться.

Л. А. Венгер 

     Как подготовить ребенка к школе?

(для родителей будущих первоклассников)

Уважаемые родители! В этом году ваши дети пойдут в первый класс.     Для того, чтобы вашему ребенку было легко учиться и он испытывал меньше трудностей в адаптационный период, предлагаем вам помочь уже сейчас.

Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют теплом или заставят выживать, изворачиваться, страдать?

     Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечностьбеззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований и ограничений: теперь ребенок должен систематически и напряженно трудиться, четко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителей, прилежно выполнять домашнее задание и т. д. Поэтому очень важно привить ему такие качества, как ответственность, самостоятельность, организованность, инициативность. Они просто необходимы для успешного осуществления учебной деятельности.

 

 Особое внимание нужно обратить на режим дня. Взрослые должны очень хорошо усвоить, что к распорядку дня детей приучают постепенно и настойчиво. Следует учить их не тратить много времени на режимные процессы (встать, умыться, убрать кровать, быстро одеться, поесть и т. д.), поддерживать порядок в своих вещах, помогать по хозяйству. Конечно, в этом возрасте организованность только начинает формироваться, поэтому характер требований со стороны взрослых имеет важное значение в подготовке к школьному обучению. Важно, чтобы будущий школьник не только учился выполнять требования взрослых, но и сам начинал предъявлять их себе, проявлять личную инициативу.

 Инициатива  очень важна для нравственного становления личности. Поэтому следует поощрять любую проявленную инициативу, пусть даже пустяшную, подчеркнуть ее достоинства или, напротив, указать на недостатки.

 Необходимо развить и такие качества, как самостоятельность, активность, что является очень важным показателем готовности к школьному обучению. Дети, обладающие высоким уровнем самостоятельности, уверенно и легко входят  в учебную деятельность.                                                                        И как много проблем встает на пути тех, кто многое не умеет делать сам.   Если ребенок умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить книги в ранец, в его школьной жизни возникнут определенные трудности.

  Взрослые должны знать, что именно трудности развивают в детях способности, необходимые для их преодоления, что именно в преодолении трудностей и осуществляется развитие ребенка.

Ответственность должна постепенно становиться привычной деятельностью. Именно это качество определяет готовность ребенка к школьному обучению.

Следует разъяснить детям, зачем нужно учиться, почему необходимо много знать и уметь, как это пригодится в жизни.

И еще одно.

   Ребенка нельзя пугать школой, учителем. Его нужно заинтересовать. А для этого нужно воспитывать глубокий интерес к учебной деятельности, стремление к знаниям, желание быстро выполнить задание, справиться с трудным примером. Взрослому в эти моменты следует ободрить, поддержать ребенка, помочь ему.

 

 

 Таким образом «портрет» идеального первоклассника предполагает наличие определенных качеств:

  стремление к общению со сверстниками;

  желание учиться;

  хорошее здоровье;

  эмоциональный настрой;

  грамотная речь, связное изложение своих мыслей;

  самостоятельность, стремление к сотрудничеству со взрослыми;

  развитая произвольность поведения, организованность;

  активность, любознательность и стремление к открытиям.

    Перед школой ребенку, конечно же, нужно отдохнуть. По возможности, проведите время летних отпусков с пользой для своего здоровья и здоровья вашего ребенка.  

Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы мы ни прожили, мы постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье

Последнее «вольное» лето дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением малыша в первый класс. Иногда эти тревоги чрезмерно усиливаются, делая воспитательные усилия взрослых судорожно-хаотическими.

   Лето – достаточно долгий срок, однако не стремитесь выполнить за него всю программу гимназии или первого класса.

Если вы ждете, что ваш ребенок будет приносить домой только пятерки и будете стыдить его за четверки и тройки, для него радость узнавания нового сменится страхом и непосильной ответственностью, ведь он отвечает не только за свои оценки, но и за ваши несбывшиеся ожидания. Что для вас важнее – оценки в дневнике или реальный уровень знаний; живой интерес и умение малыша на пробах и ошибках познавать и усваивать окружающий мир, искать ответы на самые разные вопросы?

Наиболее предпочтительная мотивация ребенка – интерес к учебе, сформированная система потребностей в размышлениях и интеллектуальной деятельности, воспринимаемая ребенком как интерес «хочу в школу» Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к предстоящим успехам и неудачам, реалистичные и оптимистические рассказы о школе, отсутствие у ребенка страха перед возможными ошибками – все это создает положительный эмоциональный настрой на обучение.

Если вы сомневаетесь, что ребенок легко пойдет в школу, помните, что все мы – ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе – это комплекс возможностей, поддающихся изменению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом – со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься.

При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Полезно, чтобы он все-таки умел немного читать и считать, уверенно держать карандаш и ручку – с этим он будет увереннее держать себя в школе

Вы можете многократно видоизменять свои вопросы и задания, а можете четко придерживаться инструкции – в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школьным условиям. Но помните, пожалуйста, несколько простых правил:

- Занятия с малышом должны быть свободно добровольными.

- Их длительность не должна превышать 30 минут.

- Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.

- Постарайтесь, чтобы занятия носили регулярный характер и не чаще 1 раза в 1-2 дня. «Мозговой штурм» при подготовке к школе не слишком эффективен

Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не сосредоточиваться на выработке конкретных навыков – не стоит «дрессировать» его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в школе (и при разных программах) постоянно меняются. Существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит дальнейшее обучение ребенка. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления памяти, восприятия, внимания, тонкой моторики рук.

Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова, вслушиваться в них, понимать их происхождение (кого называют: рыболов, дровосек, лесоруб; почему предмет назвали мясорубка, пылесос, ледокол и пр) Разучивайте с ним стихи, скороговорки, чистоговорки, потешки, сочиняйте сказки. Просите пересказать увиденную по телевизору сказку своими словами.

Не пренебрегайте занятиями, где используется мелкая пальчиковая моторика: рисование, лепка, аппликация, игры с конструктором «Лего» Все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте для занятий подручные средства – природный и бросовый материал: дать задание отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы по цвету, по величине, выкладывать из спичек или счетных палочек различные рисунки: дом, елочка, травка, забор, дорога и пр.

Существует ряд начальных знаний и умений в области учебной деятельности, без которых процесс обучения в школе будет весьма затруднителен. Среди них:

- владение ориентировками: в пространстве; от себя; на листе бумаги, в числовом ряду (в пределах 10) ; во временах года; днях недели и пр;

- знание и умение различать и называть основные цвета (черный, белый, красный, синий, желтый, зеленый, находить промежуточные (оранжевый, коричневый, голубой, фиолетовый и пр) ;

- знать части человеческого тела, правильно называть и показывать их;

- уметь обобщать и классифицировать предметы (лук, морковь, помидор – овощи; времена года – это зима, весна, лето, осень и пр) ;

- уметь рисовать и аккуратно закрашивать;

- владеть связной монологической речью (рассказом, пересказом) ;

- владеть способами словообразования (дом – домашний, словоизменения (кукла – кукле – куклой) ;

- владеть элементарными математическими представлениями (счет, отсчет, пересчет; решение и составление примеров и задач и др) ;

- развивать логическое мышление.

На пороге школьного обучения особое значение имеет становление сферы саморегуляции. Развитие возможности управлять своим поведением составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность к обучению в школе:

- ребенок должен контролировать свое поведение;

- адекватно оценивать результаты своей и чужой деятельности;

- планировать свою деятельность;

- доводить начатое дело до логического завершения.

Первый раз в первый класс! Цветы, новая форма, ранец, первая учительница. Главное слово «первый» Все, что впервые, запоминается на всю жизнь! Дошкольник становится школьником, его родители – это теперь родители ученика, его бабушки и дедушки вспоминают свое пионерское детство и обсуждают новые, конечно же плохие, учебники.

Первое сентября – день знаний, праздник взросления, новый этап. Однако любой праздник легко испортить. И тогда – первые слезы, связанные со школой, легко превращаются в потоки слез, нежелание учиться. Поэтому важно провести первое знакомство со школой грамотно. Поверьте, это не такой уж и большой труд, который потом поможет избежать ребенку (и вам) многих неприятностей.

                                 В добрый путь, дорогой выпускник!

Удачи тебе, будущий первоклассник!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Семья на пороге школьной жизни ребенка"

Как подготовить ребенка к школе?(для родителей будущих первоклассников)Уважаемые родители! В этом году ваши дети пойдут в первый класс. Для того, чтобы вашему ребенку было легко учиться и он испытывал...

Консультация для родителей "Семья на пороге школьной жизни"

Готовность к школе — это совокупность определенных свойств и способов поведения  ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолж...

консультация для родителей "Семья на пороге школьной жизни ребенка" 28.05.2021г

Семья на пороге школьной жизни ребенка(родительское собрание в подготовительной группе)...

Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?»

Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони...

Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка»

Готовность к школе – это совокупность определенных свойств и способов поведения ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дал...