Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?»
консультация (подготовительная группа)

Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют теплом или заставят выживать, изворачиваться, страдать?

 Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований и ограничений: теперь ребенок должен систематически и напряженно трудиться, четко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителей, прилежно выполнять домашнее задание и т. д. Поэтому очень важно привить ему такие качества, как ответственность, самостоятельность, организованность, инициативность. Они просто необходимы для успешного осуществления учебной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?»

Подготовила:

 воспитатель

Козлова Е.А.

Как подготовить ребенка к школе?

(для родителей будущих первоклассников)

Уважаемые родители! В этом году ваши дети пойдут в первый класс. Для того, чтобы вашему ребенку было легко учиться и он испытывал меньше трудностей в адаптационный период, предлагаем вам помочь уже сейчас.

Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют теплом или заставят выживать, изворачиваться, страдать?

 Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований и ограничений: теперь ребенок должен систематически и напряженно трудиться, четко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителей, прилежно выполнять домашнее задание и т. д. Поэтому очень важно привить ему такие качества, как ответственность, самостоятельность, организованность, инициативность. Они просто необходимы для успешного осуществления учебной деятельности.

 Особое внимание нужно обратить на режим дня. Взрослые должны очень хорошо усвоить, что к распорядку дня детей приучают постепенно и настойчиво. Следует учить их не тратить много времени на режимные процессы (встать, умыться, убрать кровать, быстро одеться, поесть и т. д.), поддерживать порядок в своих вещах, помогать по хозяйству. Конечно, в этом возрасте организованность только начинает формироваться, поэтому характер требований со стороны взрослых имеет важное значение в подготовке к школьному обучению. Важно, чтобы будущий школьник не только учился выполнять требования взрослых, но и сам начинал предъявлять их себе, проявлять личную инициативу.

 Инициатива очень важна для нравственного становления личности. Поэтому следует поощрять любую проявленную инициативу, пусть даже пустяшную, подчеркнуть ее достоинства или, напротив, указать на недостатки.

 Необходимо развить и такие качества, как самостоятельность, активность, что является очень важным показателем готовности к школьному обучению.

Дети, обладающие высоким уровнем самостоятельности, уверенно и легко входят в учебную деятельность. И как много проблем встает на пути тех, кто многое не умеет делать сам. Если ребенок умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить книги в ранец, в его школьной жизни возникнут определенные трудности.

Взрослые должны знать, что именно трудности развивают в детях способности, необходимые для их преодоления, что именно в преодолении трудностей и осуществляется развитие ребенка.

Ответственность должна постепенно становиться привычной деятельностью. Именно это качество определяет готовность ребенка к школьному обучению. Следует разъяснить детям, зачем нужно учиться, почему необходимо много знать и уметь, как это пригодится в жизни.

И еще одно. Ребенка нельзя пугать школой, учителем. Его нужно заинтересовать. А для этого нужно воспитывать глубокий интерес к учебной деятельности, стремление к знаниям, желание быстро выполнить задание, справиться с трудным примером. Взрослому в эти моменты следует ободрить, поддержать ребенка, помочь ему.

Таким образом «портрет» идеального первоклассника предполагает наличие определенных качеств:

  стремление к общению со сверстниками;

  желание учиться;

  хорошее здоровье;

  эмоциональный настрой;

  грамотная речь, связное изложение своих мыслей;

  самостоятельность, стремление к сотрудничеству со взрослыми;

  развитая произвольность поведения, организованность;

  активность, любознательность и стремление к открытиям.

Перед школой ребенку, конечно же, нужно отдохнуть. По возможности, проведите время летних отпусков с пользой для своего здоровья и здоровья вашего ребенка. Вместе с тем, помните о том, что нужно систематически выполнять с ребенком упражнения по развитию мышления, зрительно-двигательной координации и моторики рук. Обогащайте и уточняйте словарь ребенка через познание окружающего мира и явлений социальной действительности.

Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы мы ни прожили, мы постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье

Последнее «вольное» лето дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением малыша в первый класс. Иногда эти тревоги чрезмерно усиливаются, делая воспитательные усилия взрослых судорожно-хаотическими. Лето – достаточно долгий срок, однако не стремитесь выполнить за него всю программу гимназии или первого класса.

Если вы ждете, что ваш ребенок будет приносить домой только пятерки и будете стыдить его за четверки и тройки, для него радость узнавания нового сменится страхом и непосильной ответственностью, ведь он отвечает не только за свои оценки, но и за ваши несбывшиеся ожидания. Что для вас важнее – оценки в дневнике или реальный уровень знаний; живой интерес и умение малыша на пробах и ошибках познавать и усваивать окружающий мир, искать ответы на самые разные вопросы?

Наиболее предпочтительная мотивация ребенка – интерес к учебе, сформированная система потребностей в размышлениях и интеллектуальной деятельности, воспринимаемая ребенком как интерес «хочу в школу» Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к предстоящим успехам и неудачам, реалистичные и оптимистические рассказы о школе, отсутствие у ребенка страха перед возможными ошибками – все это создает положительный эмоциональный настрой на обучение.

Если вы сомневаетесь, что ребенок легко пойдет в школу, помните, что все мы – ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе – это комплекс возможностей, поддающихся изменению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом – со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься.

При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Полезно, чтобы он все-таки умел немного читать и считать, уверенно держать карандаш и ручку – с этим он будет увереннее держать себя в школе

Вы можете многократно видоизменять свои вопросы и задания, а можете четко придерживаться инструкции – в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школьным условиям. Но помните, пожалуйста, несколько простых правил:

- Занятия с малышом должны быть свободно добровольными.

- Их длительность не должна превышать 30 минут.

- Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.

- Постарайтесь, чтобы занятия носили регулярный характер и не чаще 1 раза в 1-2 дня. «Мозговой штурм» при подготовке к школе не слишком эффективен

Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не сосредоточиваться на выработке конкретных навыков – не стоит «дрессировать» его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в школе (и при разных программах) постоянно меняются. Существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит дальнейшее обучение ребенка. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления памяти, восприятия, внимания, тонкой моторики рук.

Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова, вслушиваться в них, понимать их происхождение (кого называют: рыболов, дровосек, лесоруб; почему предмет назвали мясорубка, пылесос, ледокол и пр) Разучивайте с ним стихи, скороговорки, чистоговорки, потешки, сочиняйте сказки. Просите пересказать увиденную по телевизору сказку своими словами.

Не пренебрегайте занятиями, где используется мелкая пальчиковая моторика: рисование, лепка, аппликация, игры с конструктором «Лего» Все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте для занятий подручные средства – природный и бросовый материал: дать задание отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы по цвету, по величине, выкладывать из спичек или счетных палочек различные рисунки: дом, елочка, травка, забор, дорога и пр.

Существует ряд начальных знаний и умений в области учебной деятельности, без которых процесс обучения в школе будет весьма затруднителен. Среди них:

- владение ориентировками: в пространстве; от себя; на листе бумаги, в числовом ряду (в пределах 10) ; во временах года; днях недели и пр;

- знание и умение различать и называть основные цвета (черный, белый, красный, синий, желтый, зеленый, находить промежуточные (оранжевый, коричневый, голубой, фиолетовый и пр) ;

- знать части человеческого тела, правильно называть и показывать их;

- уметь обобщать и классифицировать предметы (лук, морковь, помидор – овощи; времена года – это зима, весна, лето, осень и пр) ;

- уметь рисовать и аккуратно закрашивать;

- владеть связной монологической речью (рассказом, пересказом) ;

- владеть способами словообразования (дом – домашний, словоизменения (кукла – кукле – куклой) ;

- владеть элементарными математическими представлениями (счет, отсчет, пересчет; решение и составление примеров и задач и др) ;

- развивать логическое мышление.

На пороге школьного обучения особое значение имеет становление сферы саморегуляции. Развитие возможности управлять своим поведением составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность к обучению в школе:

- ребенок должен контролировать свое поведение;

- адекватно оценивать результаты своей и чужой деятельности;

- планировать свою деятельность;

- доводить начатое дело до логического завершения.

Первый раз в первый класс! Цветы, новая форма, ранец, первая учительница. Главное слово «первый» Все, что впервые, запоминается на всю жизнь! Дошкольник становится школьником, его родители – это теперь родители ученика, его бабушки и дедушки вспоминают свое пионерское детство и обсуждают новые, конечно же плохие, учебники.

Первое сентября – день знаний, праздник взросления, новый этап. Однако любой праздник легко испортить. И тогда – первые слезы, связанные со школой, легко превращаются в потоки слез, нежелание учиться. Поэтому важно провести первое знакомство со школой грамотно. Поверьте, это не такой уж и большой труд, который потом поможет избежать ребенку (и вам) многих неприятностей.

Что важно помнить родителям будущего первоклассника?

Толпа. Ребенок (особенно домашний) может ужаснуться, увидев впервые скопление людей перед школой. Даже если он бывал на праздничных гуляниях, в театре, цирке, ему может стать очень неприятно оттого, что он вольется в эту толпу, станет ее частью. На миг может возникнуть ощущение, что он совсем маленький, неотличимый от других, что его может потерять собственная мама. Постарайтесь сразу же найти ему пару среди будущих одноклассников. Пусть они возьмут друг друга за руки. Это обоим даст чувство защищенности.

Учительница. Необходимо помнить, как ее зовут, напомнить ребенку. Поупражнять в произнесении ее имени, отчества дома, с уважением, спокойно. А впоследствии никогда не говорите при ребенке о ней «она», «учительница», а только называя по имени, отчеству. Хорошо, если робкий ребенок познакомится с ней заранее. Учителя детям нравятся разные: мальчикам обычно молодые и красивые, девочкам полные и пожилые. Вообще полнота и красота у детей ассоциируются с доброжелательностью. Если вам самим не очень понравилась учительница, не демонстрируйте этого в присутствии ребенка, постарайтесь избегать негативных оценок в разговоре с другими. Если вы убеждены, что вашему дитя досталась сущая кикимора, это ваша промашка, не выражайте вслух зависть по поводу других учителей, постарайтесь увидеть в ней что-то хорошее и выработать уважение к ней вашего ребенка. Ведь в начальной школе самое главное для ребенка – это его учительница.

Одежда. Ребенок впервые надевает новую школьную одежду. Заранее хорошо примерьте ее, подгоните, если надо, дайте немного походить в ней по дому. Если в вашей школе принято носить форму – многие проблемы решаются сами собой. Если же дети одеты по разному, важно, чтобы ваш ребенок нравился себе в новой одежде. Пусть полюбуется на себя перед зеркалом, услышит комплименты, оценит количество карманов. Одежда должна быть практичной и удобной. Выбирать одежду нужно вместе с ребенком, при его одобрении.

Еда. Многие дети так волнуются, что не могут хорошо позавтракать перед школой. Постарайтесь приготовить ему на этот завтрак то, от чего он никогда не откажется. А возможно ограничиться только фруктами. Если заставлять есть при отсутствии аппетита, легко закрепить рвотный рефлекс, который будет проявляться при слове «школа». Можно разбудить ребенка чуть раньше, чтобы он успел почувствовать голод. Поинтересуйтесь, что дают детям на завтрак в школе. Если ему это не нравится, предупредите его, что нельзя критиковать то, что другим, вероятно, покажется лакомством.

Туалет. Выясните, где расположен туалет для мальчиков и девочек. Для некоторых детей проблема туалета является нерешаемой, а «промашки», совершенные в первые дни пребывания в школе, могут иметь непредсказуемые последствия. Ваша задача – поставить ребенка в известность, что можно сходить в туалет даже во время урока, правильно отпросившись. Но объяснить, что все-таки желательнее ходить туда во время перемены. Проверить, удобно ли ребенку расстегивать пуговицы или кнопки на одежде, есть ли у него в кармашке носовой платок и бумажная салфетка.

Эти несложные советы реализовать очень легко. Не забудьте напутствовать ребенка добрым словом и приготовьте в его первый учебный день небольшой подарок. Хорошо, если у него на память об этом дне останется и фотография.

И как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка в дальнейшей учебе, пусть у него будет здоровый учебный настрой, при котором он стремился бы к знаниям, не боялся школы и плохих отметок и был уверен в том, что отличник он или не отличник, он все равно для вас самый любимый! «Как выбрать школу для своего ребенка»

Существует определенный алгоритм действий, которые необходимо выполнить родителям, выбирающим школу для своего ребенка. Помните, что только последовательность и неторопливость помогут вам сделать действительно правильный выбор, о котором вам не придется впоследствии жалеть.

Первое, что вам необходимо сделать – это собрать информацию обо всех школах, их статусе. Начнем с наиболее знакомой нам обычной средней общеобразовательной школы, имеющей целью, дать учащимся систематизированные знания основ наук, а также соответствующие умения и навыки, которые необходимы для получения в дальнейшем профессиональной подготовки и высшего образования. Принцип набора в эти школы – территориальный. Школа гимназия ориентирована на гуманитарное образование. Как правило, в таких школах преподается не менее двух языков. Акцент ставится на предметах философского и культурологического направления. Специфика школы – лицея заключается в том, в основу обучения ставится формирование профессионального самоопределения учеников. Количество изучаемых предметов в лицее больше, чем в обычных общеобразовательных школах. Школа с углубленным изучением какого-либо предмета, предполагает освоение предмета по более сложной программе. Это может быть школа с углубленным изучением иностранного языка. Необходимо обратить внимание на то по какой именно учебной программе проходят занятия в вашей школе. Очень многие родители считают, что занятия во всех школах ведутся по одной и той же программе, однако на самом деле это совершенно не так. На сегодняшний день существует несколько государственных программ обучения, официально утвержденных министерством образования. Более подробно о каждой из них можно узнать у директора школы. Государственные школы считаются бесплатными, обучение в частной школе зачастую стоит немалых денег.

Но как же определить, насколько хороша или плоха та или иная школа? Предлагаем вниманию наших читателей несколько простых советов о том, как выбрать хорошую школу.

Совет №1: на дорогу до школы тратим не более 20 минут

В идеале дорога от дома до школы должна занимать 15—20 минут, потому что длительные переезды — это нежелательная дополнительная нагрузка для ребенка, тем более первоклассника.

Совет №2: отправляемся в разведку!

Собираем отзывы о школе у родителей ее учеников, на форумах. Далее отправляемся в выбранную школу на экскурсию.

Гуляя по территории и зданию школы, обращаем внимание насколько там уютно, в каком состоянии столовая, туалет, спортплощадка.

Совет №3: ищем хорошую учительницу!

Чтобы подобрать первую учительницу, стоит записаться сразу на несколько собеседований (как правило, их проводят те, кто набирает 1 класс) .

Пока ребенок будет отвечать на вопросы, важно обратить внимание, как учительница ведет себя с малышом и как он на нее реагирует.

После прохождения всех собеседований выясняем, какая учительница понравилась ребенку больше остальных.

Совет №4: тестируем школу на безопасность

Не помешает устроить выбранной школе мини-тест: если охранник беспрепятственно пропустил вас в здание школы, не спросив, к кому и зачем вы идете, — значит, в школу сможет зайти кто угодно

В добрый путь, дорогой выпускник!

Удачи тебе, будущий первоклассник!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни ребенка"

Что же называется школьной готовностью. Готовность к школе — это совокупность определенных свойств и способов поведения ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных с...

Практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни ребенка"

Задачи: 1. Создать благоприятный микроклимат в группе, настроить на продуктивное общение. 2. Повысить компетентность родителей в вопросах подготовки ребенка к школе. 3. Расширить возможности поним...

Консультация для родителей "Семья на пороге школьной жизни ребенка"

Как подготовить ребенка к школе?(для родителей будущих первоклассников)Уважаемые родители! В этом году ваши дети пойдут в первый класс. Для того, чтобы вашему ребенку было легко учиться и он испытывал...

консультация для родителей "Семья на пороге школьной жизни ребенка" 28.05.2021г

Семья на пороге школьной жизни ребенка(родительское собрание в подготовительной группе)...

Консультация для родителей- "Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе?"

 -Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.    Л. А. Венгер...

Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка»

Готовность к школе – это совокупность определенных свойств и способов поведения ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дал...