Рекомендации к созданию игровой среды.
консультация (младшая группа)

 Курашина Ирина Владимировна

Рекомендации родителям как создать игровую среду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii.docx207.77 КБ

Предварительный просмотр:

консультация

Игрушки для детей первого полугодия жизни

Важная задача познавательного развития в первом полугодии – научить ребенка сосредотачиваться, концентрироваться на звуковых или зрительных раздражителях. Для выполнения этой задачи ребенку, который еще не умеет манипулировать предметами, нужны следующие игрушки: музыкальная карусель на кроватку; колокольчики, бубенчики, погремушки; светящиеся или зеркальные игрушки. С 2 – 3 мес. Их можно вкладывать в ручку ребенку. Для этой цели подходят легкие и удобные для захватывания погремушки. В возрасте около 3 мес. Ребенку можно предложить еще одну игрушку – бубенчик или колокольчик, который с помощью специальной манжеты крепится на ручку, к ней можно привязать воздушный шарик, наполненный легким газом.

Когда у ребенка появляется слухозрительное сосредоточение, его знакомят с куклой как первым прообразом лица человека. Кукла должна быть достаточно большой (40—50 см), с четко прорисованным и выразительным лицом. Успехом у малышей пользуются куклы: большая неваляшка, кукла-голыш, тряпичные, фарфоровые в одежде, кукла Колобок с человеческим лицом. Кстати, этими игрушками с| удовольствием «на время» займется и старший брат или сестричка малыша.

Игрушки для детей от 6 месяцев до 1 года

В этот период ребенок учится брать предметы в ручку. Чтобы он «подстраивал» руку под форму предмета, ему необходимо предлагать различные игрушки – погремушки разной формы, колечки от пирамидки, мятую бумагу, резиновые игрушки-пищалки; мячики, шарики, неваляшку, машинки; платочки и тряпочки (для игры в прятки с игрушками, чтобы ребенок мог прятать себя, заворачивать игрушки). Для обогащения сенсорного опыта требуются игрушки, разные на ощупь, звучащие по-разному – наполненные крупой, камешками, монетками, песком коробочки, мешочки, кусочки различных тканей и меха. Кроме разнообразия сенсорных ощущений, игрушки должны формировать у детей опыт предметно-манипулятивной деятельности. Поэтому нужны игрушки, требующие простых, но разнообразных действий – вращать шарик, вкладывать и выкладывать, перемещать, нажимать, развивающие коврики; игрушки, где деталь нужно провести по лабиринту, с пуговками, застежками, кармашками, музыкальные. С этой же целью можно предложить ребенку игрушки, привязанные на ленточку или веревочку. Так будет устанавливаться связь: потянул за ленточку – появилась игрушка. Также с удовольствием ребенок будет заниматься с пультом от телевизора.

Для физического развития: обручи; спортивное оборудование (качели, горки, кольца, лесенки, шведская стенка); скамеечки для ходьбы; коврики с разной поверхностью.

Игрушки для купания.

Игрушки для развития предметных действий: совочки, лопаточки для копания, ложечки и тарелочки для кормления кукол, молоточки и колышки для забивания, удочки с магнитом для ловли рыбок, сачки для вылавливания мелких игрушек из тазика с водой.

Для познавательного развития также можно использовать следующие предметы и игрушки: пирамидки, вкладыши, «коробки форм», матрешки, простые кубики;

картинки с изображением животных, людей, предметов и игрушек (животные – мишка, зайчик, лиса, кошка, собачка; предметы – стул, стол, чашка, ложка; игрушки – кукла, машинка, пирамидка и т.д.);

сюжетные картинки с изображением действий (девочка играет в куклы, мальчик спит, умывается, кушает и т.д.);

наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей (например, птичка сидит на дереве, под деревом и летает над деревом), чтобы малыш учился понимать пространственные предлоги.

С этой целью должны быть у ребенка и самые разные машинки: крупные грузовики, куда можно что-то нагружать; машинки на веревочке; машинка, на которой ребенок может сидеть и ехать, перебирая ногами.

Игрушки для детей третьего года жизни

Достаточно, если у ребенка будут 2—3 разные куклы: тряпичные (высота до 30 см); пластиковые; кукла-голыш с набором простой одежды (с большими пуговицами или липучками); маленькие «пупсики» в разных позах.

Кукольная утварь, соответствующая размерам кукол: набор кукольной посуды (плита, чайник, кастрюльки и пр.); коляска, мебель и оборудование для кукол (кроватка, ванночка, стульчик, стол); «предметы гигиены» для кукол — расчески, щетки, мыло и пр.; «продукты питания» — наборы овощей, фруктов. Наряду с реалистическими игрушками для детской игры нужны предметы неопределенного назначения, способные стать предметами-заместителями. Например, шарики, колечки или брусочки разных цветов и размеров, кусочки ткани или поролона и пр.

Крупногабаритные, условные по образу игрушки: конь на палочке, лошадка-скамейка и др.

Игрушечные животные – маленькие и средних размеров с реалистичной, достоверной и выразительной внешностью. Атрибут для разыгрывания сюжетов с ними.

Динамические игрушки и различные машинки, разноцветные паровозики. Эти игрушки очень удобно использовать для оживления дидактических игр.

Матрешки, пирамидки, кубики и простейшие конструкторы деревянный и пластмассовый), коробочки форм и вкладыши, коврики-трансформеры.

Игрушки-забавы (заводные и народные игрушки-дергунчики) музыкальные (образные игрушки со звучащими кнопками, метал- фон, дудочка, бубен, пианино, барабан и др.).Игрушки-орудия (совочки, лопаточки, молоточки, грабли и т.д.), «размерные руке ребенка, черпачки, сачки и формочки для игр с веском и водой, снегом, мячи.

В этом возрасте игрушки часто используются родителями в целях поощрения поведения ребенка или его наказания. Б. Адлер рекомендует при этом следующее:

 если игрушка используется как средство поощрения

 если игрушка используется как средство наказания

Такие игрушки сегодня – одна из самых «модных тем» для общения молодых родителей в Интернете. В поисковых системах можно найти этому множество примеров. Остановимся на некоторых из них.

Игрушки для детей 3—4 лет

  • несколько маленьких куколок, составляющих семью.
  • мягкая кукла 25—30 см в пришивной одежде.
  • пластмассовый пупс 20—25 см с комплектом одежды (распашонка, ползунки и пр.).
  • кроватка с бельем и коляска, санки и качели для кукол.
  • наборы мебели и посуды для кукол. Игрушки-орудия и бытовая техника (холодильник, телевизор, фен и т.д.). Съемные панно с графически изображенными на них уголками кухни и т.д.
  • разнообразные маски, полумаски, элементы костюмов.
  • мягкие звери — мишки, зайчики, собачки (2—3). Игрушки, изображающие животных и их детенышей.
  • небольшие пластмассовые звери — дикие и домашние, соразмерные между собой.
  • конструкторы деревянный и блочный.
  • игрушки-орудия (молоток, клещи, плоскогубцы) из металла, пластмассы, древесины, соразмерные руке ребенка.
  • несколько больших машинок (для перевозки пассажиров и грузов), строительная техника.
  • наборы для ролевых игр: доктор, парикмахерская, магазин.
  • всякие предметы-заместители: от природного материала (шишки, шстья) до различного «мусора» — крышек от бутылок, бумажек, тряпочек и т.п. Эти игрушки многие родители недооценивают, но в нашей Родительской академии эта тема — одна из самых интересных для мам и пап. Вот что пишет по этому поводу Наталья Львова:
  • предметные картинки с изображениями животных, деревьев, посуды, мебели и пр.
  • различные объемные и плоские вкладыши (4—5-составная матрешка, бочонки, цилиндры и т.д.), пазлы, кубики с предметными и сюжетными картинками (4—6 кубиков в коробке), мозаика.
  • игрушки-забавы — игрушки-дергунчики, имитирующие трудовые процессы (парные пилильщики и др.).
  • народные игрушки: мастеров Дымково, Филимоново, белорусские народные игрушки.
  • музыкальные игрушки: образные игрушки с музыкальной кнопкой, музыкальная шкатулка, пианино, гармонь, балалайка и др.
  • потолочные, моторно-спортивные игрушки, мягкие мячи для игры дома, резиновые мячи для улицы, кегли среднего размера, кольцебросы.
  • наборы для игры с песком и водой.

Заканчивая данный обзор, хотелось бы добавить, что ребенок должен не просто иметь игрушки, а уметь с ними играть. Такие игровые действия могут:

носить характер манипуляции (специфические — направлены на выявление свойства предмета: двигает машину назад и вперед, рассматривает колеса; неспецифические — постукивание, покусывание, бросание: колотит куклу, нагромождает кубики и бросает);

быть процессуальными (действия не направлены на конечный результат, ребенок получает удовольствие от самого процесса действия);

сюжетными (действия, связанные между собой логикой сюжета).

Ребенок учится использовать данные действия только в процессе общения со взрослым, поэтому родители должны научиться им прежде, чем показывать их малышу.

Игрушки для детей 4 – 5 лет

  • одна-две куклы (мальчик/девочка) 30—40 см с сезонной одеждой, кровать и коляска с бельем, посуда, качели и коляски, санки.
  • фигурки людей, изображающие литературных персонажей, отражающие возрастную, половую и национальную принадлежность, среднего размера.
  • прочный кукольный дом с куколками 8—15 см, мебелью и посудой, игрушками-орудиями и бытовой техникой.
  • ролевые наборы: «Доктор», «Парикмахер», «Магазин», «Кафе». Для игры с ними — предметы-заместители природного происхождения (шишки, каштаны, желуди, камушки, ракушки, косточки).
  • муляжи фруктов и овощей.
  • две-три большие машины, самолет, вертолет и ракеты, пароход, катер и лодка, строительная техника (экскаватор, бульдозер, подъемный кран и др.), набор «Железная дорога», поезд с открытыми ватками, полуобъемные игрушки для хранения игровых атрибутов (машина «скорая помощь» и т.п.).
  • маленькие фигурки домашних и диких животных и их детенышей.
  • разнообразные игровые наборы с правилами: «Сравни и подбери», «Подбери по форме», «Логический поезд», лото «Транспорт», «Мебель», «Одежда», домино «Животные», «Растения» и др. Развивающие игры: «Сложи узор», «Уголки», «Уникуб».
  • конструктор блочный типа «Архитектор». Строительный материал крупного и мелкого размера. Технические конструкторы. Тематические конструкторы («Транспорт», «Животный мир» и др.) и заготовки полуфабрикатов для создания игрушек-самоделок.
  • игрушки для настольного, стендового и напольного (простейшие куклы-марионетки) театра, театра на ширме (куклы-пальчики (бибабо), варежки, ложки и т.д.). Разнообразные маски и полумаски; 1—2 ширмы, лоскуты ткани для крупного строительства, лоскуты однотонных тканей разных размеров и плотности, подушки мягкие и диванные, прочные деревянные столы и скамейки, корзины, коробочки и шкатулки с крышками и без них, шнуры и прищепки.

Игрушки для детей 5— 6 лет

В дополнение к игрушкам для сюжетно-ролевой игры (4—5 лет) необходимы:

  • наборы мелких фигурок моряков и солдат разных видов войск;
  • наборы кукольной мебели (спальня, столовая, кухня, гостиная) мелкого и среднего размера, предметы домашнего обихода (сумки, корзинки, щетки, наборы для штопки и др.);
  • комплекты одежды и обуви (сезонной, профессиональной, праздничной), комплект белья для куклы-младенца;
  • в приборы, инструменты, шаблоны, отображающие разные профессии (бинокль, штурвал, почтовый ящик, якорь, лекала и др.), предметы одежды отражающие роль (халаты, бескозырки, пилотки, шлемы и др.);
  • разнообразные инерционные игрушки (транспорт, набор «Железная дорога», селькохозяйственная и военная техника), светофор, набор дорожных знаков;
  • настольные игры (мозаика, шашки, шахматы, разнообразные игровые наборы с правилами — «Четвертый лишний», «Парочки», «Разложи по порядку», домино «Океан», «Транспорт», «Геометрические фигуры»; лото «Кто где живет», «Зоологическое», «Ботаническое»; игры с кубиками и фишками, развивающие игры — «Колумбово яйцо», «Танграм», «Уникуб» и др.), цельнофигурныепазлы;
  • строительный материал мелкого, среднего и крупного размера, тематические строительные наборы («Зоопарк», «Птичий двор», «Город будущего», «Архитектор» и др.), тканевые и кожаные мягкие конструкторы, металлические, деревянные и пластмассовые конструкторы, водяной конструктор, трафареты и схемы для конструирования, материалы для создания игрушек-самоделок;
  • музыкальные игрушки: музыкальные книжки, открытки и лесенки, образные игрушки из нескольких персонажей, озвученных разными по высоте звуками; клавишные, струнные, духовые и ударные музыкальные инструменты;
  • игрушки-забавы: летающие колпачки, бильбоке, заводные игрушки, футбол и хоккей, наборы фокусов. Для старших дошкольников такие игрушки могут быть не только готовыми, но и сбор-но-разборными, причем конструкция и принцип их действия должны быть доступны пониманию ребенка;
  • театральные игрушки: наборы готовых игрушек или заготовок и полуфабрикатов для изготовления объемных или плоскостных персонажей и элементов декораций настольного театра; фланелеграф или магнитная доска, наборы плоскостных фигурок и декораций из бумаги на ворсовой основе или соответственно на безопасном магните;
  • празднично-карнавальные игрушки: атрибуты костюмов и маски, игрушки-сюрпризы с эффектами, имитирующими фейерверк (без применения огня и воспламеняющихся материалов);
  • народные игрушки: дымковская, филимоновская, каргопольская, белорусская;
  • пластилин, мелки, краски; бумага цветная разных видов, ножницы, клей-карандаш;
  • мягкие мячи для помещения, колодки, бильбоке, кольцеброс; для улицы — самокат, велосипед, мячи, скакалка, летающие тарелки, серсо, кегли и городки, ракетки и воланчики, совки и другие принадлежности для песка.

консультация

К новым явлениям в игровой субкультуре старших дошкольников многие воспитатели и родители оказались неподготовленными. Наряду с традиционными игровыми сюжетами активно возникают новые, основанные на отражении впечатлений от современных фильмов, рекламы, мультфильмов. При этом многие взрослые, родители и педагоги, не поддерживая новых игровых сюжетов, прибегают к прямому их запрету. Такая позиция не может быть названа эффективной, так как игнорирует новые виды социальной ориентации и потребность ребенка отразить их в содержании ш р с антиигрушками: монстрами, суперменами и бионик-«вуменами», куклами Братц и др.

Дети тайком все равно играют с ними, потому что такие игры уже стали частью детского игрового сообщества. Однако, наблюдая за тем, как, увлекшись игрой с антиигрушкой, ребенок все чаще отождествляет себя с ней, ее «повадками», внешностью, ее скрытой сутью, взрослый чувствует свою педагогическую беспомощность и опасность того, что происходит: опасность эта прямо пропорциональна негативности персонажа. Понимая это, можно:

—        не запрещатьиграть с такими игрушками, а «отсеивать»мультипликационные фильмы, в которых они участвуют как герои;

—        если ребенок уже увлекся образом антигероя, можно самим придумывать волшебные истории и рисовать мультипликационные фильмы, используя приемы комментированного рисования, в которых герой-антиигрушка «подан» как участник социальных взаимоотношений, обнаруживающий свою негативную суть или свои недостатки (например, «сильный, а знает очень мало и боится в этом признаться» и т.д.);

—        создавать игровые ситуации с участием антиигрушек,  давая ребенку возможность сделать «моральный выбор» не в пользу игрушки самостоятельно.

памятка

Умения и навыки уборки игрушек — это не только привычка, проявление такого качества характера, как аккуратность и умение организовать себя.

Несколько советом родителям по научению детей:

•        будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи;

•        убирайте игрушки вместе с малышом;

•        убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняйте смысл происходящего;

•        формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно, приказывайте;

•        используйте маркировку, схемы на коробках и ящиках игрушек;

•        учитывайте возраст и возможности ребенка;

•        придумайте интересную игру, чтобы уборка стала желанной малыша;

•        сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать.

мастер-класс

Плот

Материал: Пустые пластиковые бутылки с закрученными крышками, уложенные параллельно друг другу и скрепленные скотчем. Сверху надевается тканевый чехол, максимально обхватывающий «плот». По периметру чехла пришиты ручки.

Использование: Для плавания в бассейне, поддержки ребенка на поверхности воды.

Развитие: Преодоление страха перед водой, координация движений.

Лягушка-волокушка

Материал:Ткань, поролон для набивки, веревка.

Использование:Для развития двигательных умений.

Развитие:Равновесие, ловкость, выносливость.

Мягкое бревно

Материал:Кусочки ткани, поролон, клеенка (дерматин), плотная ткань для обшивки.

Использование:Для ходьбы, перелезания, перепрыгивания, перешагивания.

Развитие: Ловкость, равновесие, укрепление мышц ноги и стопы, уверенность в себе.

Лыжное трио

Материал: Деревянные доски с тремя лыжными креплениями (плотной эластичной лентой).

Использование: Для спортивных игр, эстафет.

Серсо

Материал: бутылка, шнур (приблизительно 50 см), пробки от бутылки или «киндер-сюрприз».

Использование: Для попадания в цель.

Развитие: Ловкость, внимание, глазомер, быстрота реакции, умение регулировать и координировать движения, формирование навыков самоконтроля.

Ветерок в бутылке

Материал: В пластиковой бутылке проделываютсядырочки. Внутрь насыпают мелко нарезанную цветную бумагу, фольгу конфетти, пенопласт. В отверстие в пробке вставляется дыхательная трубка.

Использование:Для дыхательных упражнений (ребенок дует в трубочку, вставленную в пробку).

Развитие:Органы дыхания.

Бегунок

Материал:4 ручки, 2 шнура (длина 3 м), «бегунок» с отверстием внутри для нитей (можно использовать пластиковую бутылку объемом 1 л).

Использование:Для различных соревновательных игр.

Развитие:Мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, глазомер, координация движений, ловкость.

Липкий мячик

Материал: Кухонные варежки-прихватки, «липучка».

Использование: Для игры в теннис.

Развитие: Координация движений, дальность броска, глазомер, ловкость, умение играть в команде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание игровой среды для развития воображения детей

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Детский сад №95 «Балкыш».       Сообщение из опыта работы:«Создание игровой среды для разв...

"Рекомендации по созданию развивающей среды для исследований"

Лаборатория создается для развития у детей познавательных способностей, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения....

"Развитие творческих способностей детей в игровой деятельности. Создание игровой среды, способствующей поддержанию детской инициативы и самостоятельности" (из опыта работы)

Выступление на педсовете. Поделилась опытом создания игровой среды, способствующей поддержанию детской инициативы и самостоятельности....

Рекомендации к созданию игровой среды в домашних условиях

Значение игр и игрушек для развития ребёнка в дошкольном возрасте часто недооценивается. Большинство родителей не понимают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребе...

Рекомендации родителям по созданию игровой среды в семье

Игры развивают познавательные способности ребенка – память, внимание, , восприятие, мышление, воображение, тренирует наблюдательность, развивать  творческие способности детей, формируют эмо...