Рекомендации к созданию игровой среды в домашних условиях
методическая разработка

Самарцева Наталья Витальевна

Значение игр и игрушек для развития ребёнка в дошкольном возрасте часто недооценивается. Большинство родителей не понимают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребенка. Как и в какие игры должен играть ребёнок? Информацию об этом родители получают в основном из рекламы, которая отражает интересы фирм-производителей, далеко не всегда совпадающие с интересами ребёнка.

 При выборе игрушки следует учитывать стадии развития ребёнка. Предлагая ребёнку игрушку не по возрасту, взрослые удивляются, что она не увлекает малыша. С другой стороны, даже если игрушка подходит ребёнку по возрасту, но он видит её впервые, взрослым следует его обучать игровому взаимодействию. Важно понимать, что не все игрушки могут дать толчок развитию ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrushki_dlya_detey.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации к созданию игровой

среды в домашних условиях

Игрушки для детей первого полугодия жизни

Важная задача познавательного развития в первом полугодии – научить ребёнка сосредотачиваться, концентрироваться на звуковых или зрительных раздражителях. Для выполнения этой задачи ребенку, который ещё не умеет манипулировать предметами, нужны следующие игрушки:

музыкальная карусель на кроватку; колокольчики, бубенчики, погремушки; светящиеся или зеркальные игрушки. С 2 – 3 мес. Их можно вкладывать в ручку ребёнку. Для этой цели подходят легкие и удобные для захватывания погремушки. В возрасте около 3 мес. Ребёнку можно предложить еще одну игрушку – бубенчик или колокольчик, который с помощью специальной манжеты крепится на ручку, к ней можно привязать воздушный шарик.

Когда у ребёнка появляется слухозрительное сосредоточение, его знакомят с куклой как первым прообразом лица человека. Кукла должна быть достаточно большой (40—50 см), с чётко прорисованным и выразительным лицом. Успехом у малышей пользуются куклы: большая неваляшка, кукла-голыш, тряпичные, фарфоровые в одежде, кукла Колобок с человеческим лицом.

Игрушки для детей от 6 месяцев до 1 года

В этот период ребенок учится брать предметы в ручку. Чтобы он «подстраивал» руку под форму предмета, ему необходимо предлагать различные игрушки – погремушки разной формы, колечки от пирамидки, мятую бумагу, резиновые игрушки-пищалки; мячики, шарики, неваляшку, машинки; платочки и тряпочки (для игры в прятки с игрушками, чтобы ребенок мог прятать себя, заворачивать игрушки). Для обогащения сенсорного опыта требуются игрушки, разные на ощупь, звучащие по-разному – наполненные крупой, камешками, монетками, песком коробочки, мешочки, кусочки различных тканей и меха. Кроме разнообразия сенсорных ощущений, игрушки должны формировать у детей опыт предметно-манипулятивной деятельности. Поэтому нужны игрушки, требующие простых, но разнообразных действий – вращать шарик, вкладывать и выкладывать, перемещать, нажимать, развивающие коврики; игрушки, где деталь нужно провести по лабиринту, с пуговками, застежками, кармашками, музыкальные. С этой же целью можно предложить ребёнку игрушки, привязанные на ленточку или веревочку. Так будет устанавливаться связь: потянул за ленточку – появилась игрушка. Также с удовольствием ребёнок будет заниматься с пультом от телевизора. Для физического развития: обручи; спортивное оборудование (качели, горки, кольца, лесенки, шведская стенка); скамеечки для ходьбы; коврики с разной поверхностью. Игрушки для купания. Игрушки для развития предметных действий: совочки, лопаточки для копания, ложечки и тарелочки для кормления кукол, молоточки и колышки для забивания, удочки с магнитом для ловли рыбок, сачки для вылавливания мелких игрушек из тазика с водой. Для познавательного развития также можно использовать следующие предметы и игрушки: пирамидки, вкладыши, «коробки форм», матрешки, простые кубики; картинки с изображением животных, людей, предметов и игрушек (животные – мишка, зайчик, лиса, кошка, собачка; предметы – стул, стол, чашка, ложка; игрушки – кукла, машинка, пирамидка и т.д.);

сюжетные картинки с изображением действий (девочка играет в куклы, мальчик спит, умывается, кушает и т.д.); наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей (например, птичка сидит на дереве, под деревом и летает над деревом), чтобы малыш учился понимать пространственные предлоги. С этой целью должны быть у ребенка и самые разные машинки: крупные грузовики, куда можно что-то нагружать; машинки на верёвочке; машинка, на которой ребёнок может сидеть и ехать, перебирая ногами.

Игрушки для детей третьего года жизни

Достаточно, если у ребенка будут 2—3 разные куклы: тряпичные (высота до 30 см); пластиковые; кукла-голыш с набором простой одежды (с большими пуговицами или липучками); маленькие «пупсики» в разных позах. Кукольная утварь, соответствующая размерам кукол: набор кукольной посуды (плита, чайник, кастрюльки и пр.); коляска, мебель и оборудование для кукол (кроватка, ванночка, стульчик, стол); «предметы гигиены» для кукол — расчёски, щётки, мыло и пр.; «продукты питания» — наборы

овощей, фруктов. Наряду с реалистическими игрушками для детской игры нужны предметы неопределённого назначения, способные стать предметами-заместителями. Например, шарики, колечки или брусочки разных цветов и размеров, кусочки ткани или поролона и пр. Крупногабаритные, условные по образу игрушки: конь на палочке, лошадка-скамейка и др. Игрушечные животные – маленькие и средних размеров с реалистичной, достоверной и выразительной внешностью. Атрибут для разыгрывания сюжетов с ними. Динамические игрушки и различные машинки, разноцветные паровозики. Эти игрушки очень удобно использовать для оживления дидактических игр.

Матрёшки, пирамидки, кубики и простейшие конструкторы деревянный и пластмассовый), коробочки форм и вкладыши, коврики- трансформеры. Игрушки-забавы (заводные и народные игрушки-дергунчики)

музыкальные (образные игрушки со звучащими кнопками, метал- фон, дудочка, бубен, пианино, барабан и др.) Игрушки-орудия (совочки, лопаточки, молоточки, грабли и т.д.), «размерные руке ребенка, черпачки, сачки и формочки для игр с веском и водой, снегом, мячи.

В этом возрасте игрушки часто используются родителями в целях поощрения поведения ребёнка или его наказания. Б. Адлер рекомендует при этом следующее:

если игрушка используется как средство поощрения

если игрушка используется как средство наказания

Такие игрушки сегодня – одна из самых «модных тем» для общения молодых родителей в Интернете. В поисковых системах можно найти этому множество примеров. Остановимся на некоторых из них.

Игрушки для детей 3—4 лет

- несколько маленьких куколок, составляющих семью.

- мягкая кукла 25—30 см в пришивной одежде.

- пластмассовый пупс 20—25 см с комплектом одежды (распашонка,

ползунки и пр.).

- кроватка с бельем и коляска, санки и качели для кукол.

- наборы мебели и посуды для кукол. Игрушки-орудия и бытовая

техника (холодильник, телевизор, фен и т.д.). Съёмные панно с графически

изображенными на них уголками кухни и т.д.

- разнообразные маски, полумаски, элементы костюмов.

- мягкие звери — мишки, зайчики, собачки (2—3). Игрушки,

изображающие животных и их детенышей.

- небольшие пластмассовые звери — дикие и домашние, соразмерные между собой.

- конструкторы деревянный и блочный.

- игрушки-орудия (молоток, клещи, плоскогубцы) из металла,

пластмассы, древесины, соразмерные руке ребенка.

- несколько больших машинок (для перевозки пассажиров и грузов), строительная техника.

- наборы для ролевых игр: доктор, парикмахерская, магазин.

- всякие предметы-заместители: от природного материала (шишки, листья) до различного «мусора» — крышек от бутылок, бумажек, тряпочек и т.п. Эти игрушки многие родители недооценивают.

Вот что пишет по этому поводу Наталья Львова:

- предметные картинки с изображениями животных, деревьев, посуды,

мебели и пр.

- различные объемные и плоские вкладыши (4—5-составная матрёшка, бочонки, цилиндры и т.д.), пазлы, кубики с предметными и сюжетными картинками (4—6 кубиков в коробке), мозаика.

- игрушки-забавы — игрушки-дергунчики, имитирующие трудовые процессы (парные пилильщики и др.).

- народные игрушки: мастеров Дымково, Филимоново, белорусские

народные игрушки.

- музыкальные игрушки: образные игрушки с музыкальной кнопкой, музыкальная шкатулка, пианино, гармонь, балалайка и др.

- потолочные, моторно-спортивные игрушки, мягкие мячи для игры дома, резиновые мячи для улицы, кегли среднего размера, кольцебросы.

- наборы для игры с песком и водой.

Заканчивая данный обзор, хотелось бы добавить, что ребёнок должен не просто иметь игрушки, а уметь с ними играть. Такие игровые действия могут: носить характер манипуляции (специфические — направлены на выявление свойства предмета: двигает машину назад и вперед, рассматривает колеса; неспецифические — постукивание, покусывание, бросание: колотит куклу, нагромождает кубики и бросает); быть процессуальными (действия не направлены на конечный результат, ребёнок получает удовольствие от самого процесса действия); сюжетными (действия, связанные между собой логикой сюжета). Ребёнок учится использовать данные действия только в процессе общения со взрослым, поэтому родители должны научиться им прежде, чем показывать их малышу.

Игрушки для детей 4 – 5 лет

- одна-две куклы (мальчик/девочка) 30—40 см с сезонной одеждой, кровать и коляска с бельем, посуда, качели и коляски, санки.

- фигурки людей, изображающие литературных персонажей, отражающие возрастную, половую и национальную принадлежность, среднего размера.

- прочный кукольный дом с куколками 8—15 см, мебелью и посудой, игрушками-орудиями и бытовой техникой.

- ролевые наборы: «Доктор», «Парикмахер», «Магазин», «Кафе». Для игры с ними — предметы-заместители природного происхождения (шишки, каштаны, желуди, камушки, ракушки, косточки).

- муляжи фруктов и овощей.

- две-три большие машины, самолет, вертолет и ракеты, пароход, катер и лодка, строительная техника (экскаватор, бульдозер, подъемный кран и др.), набор «Железная дорога», поезд с открытыми ватками, полуобъёмные игрушки для хранения игровых атрибутов (машина «скорая помощь» и т.п.).

- маленькие фигурки домашних и диких животных и их детенышей.

- разнообразные игровые наборы с правилами: «Сравни и подбери», «Подбери по форме», «Логический поезд», лото «Транспорт», «Мебель», «Одежда», домино «Животные», «Растения» и др. Развивающие игры: «Сложи узор», «Уголки», «Уникуб».

- конструктор блочный типа «Архитектор». Строительный материал крупного и мелкого размера. Технические конструкторы. Тематические конструкторы («Транспорт», «Животный мир» и др.) и заготовки полуфабрикатов для создания игрушек-самоделок.

- игрушки для настольного, стендового и напольного (простейшие куклы-марионетки) театра, театра на ширме (куклы-пальчики (бибабо), варежки, ложки и т.д.). Разнообразные маски и полумаски; 1—2 ширмы, лоскуты ткани для крупного строительства, лоскуты однотонных тканей разных размеров и плотности, подушки мягкие и диванные, прочные деревянные столы и скамейки, корзины, коробочки и шкатулки с крышками и без них, шнуры и прищепки.

Игрушки для детей 5— 6 лет

В дополнение к игрушкам для сюжетно-ролевой игры (4—5 лет) необходимы:

- наборы мелких фигурок моряков и солдат разных видов войск;

- наборы кукольной мебели (спальня, столовая, кухня, гостиная) мелкого и среднего размера, предметы домашнего обихода (сумки, корзинки, щетки, наборы для штопки и др.);

- комплекты одежды и обуви (сезонной, профессиональной, праздничной), комплект белья для куклы-младенца;

- в приборы, инструменты, шаблоны, отображающие разные профессии (бинокль, штурвал, почтовый ящик, якорь, лекала и др.),предметы одежды отражающие роль (халаты, бескозырки, пилотки, шлемы и др.);

- разнообразные инерционные игрушки (транспорт, набор «Железная дорога», селькохозяйственная и военная техника), светофор, набор дорожных знаков;

- настольные игры (мозаика, шашки, шахматы, разнообразные игровые наборы с правилами — «Четвертый лишний», «Парочки», «Разложи по порядку», домино «Океан», «Транспорт», «Геометрические фигуры»; лото «Кто где живет», «Зоологическое», «Ботаническое»; игры с кубиками и фишками, развивающие игры — «Колумбово яйцо», «Танграм», «Уникуб» и др.), цельнофигурныепазлы;

- строительный материал мелкого, среднего и крупного размера, тематические строительные наборы («Зоопарк», «Птичий двор», «Город будущего», «Архитектор» и др.), тканевые и кожаные мягкие конструкторы, металлические, деревянные и пластмассовые конструкторы, водяной конструктор, трафареты и схемы для конструирования, материалы для создания игрушек-самоделок;

- музыкальные игрушки: музыкальные книжки, открытки и лесенки, образные игрушки из нескольких персонажей, озвученных разными по высоте звуками; клавишные, струнные, духовые и ударные музыкальные инструменты;

- игрушки-забавы: летающие колпачки, бильбоке, заводные игрушки, футбол и хоккей, наборы фокусов. Для старших дошкольников такие игрушки могут быть не только готовыми, но и сбор-но-разборными, причем конструкция и принцип их действия должны быть доступны пониманию ребёнка;

- театральные игрушки: наборы готовых игрушек или заготовок и полуфабрикатов для изготовления объемных или плоскостных персонажей и элементов декораций настольного театра; фланелеграф или магнитная доска, наборы плоскостных фигурок и декораций из бумаги на ворсовой основе или соответственно на безопасном магните;

- празднично-карнавальные игрушки: атрибуты костюмов и маски, игрушки-сюрпризы с эффектами, имитирующими фейерверк (без применения огня и воспламеняющихся материалов);

- народные игрушки: дымковская, филимоновская, каргопольская, белорусская;

- пластилин, мелки, краски; бумага цветная разных видов, ножницы, клей-карандаш;

- мягкие мячи для помещения, колодки, бильбоке, кольцеброс; для улицы — самокат, велосипед, мячи, скакалка, летающие тарелки, серсо, кегли и городки, ракетки и воланчики, совки и другие принадлежности для песка.

Антиигрушки

К новым явлениям в игровой субкультуре старших дошкольников многие воспитатели и родители оказались неподготовленными. Наряду с традиционными игровыми сюжетами активно возникают новые, основанные на отражении впечатлений от современных фильмов, рекламы, мультфильмов. При этом многие взрослые, родители и педагоги, не поддерживая новых игровых сюжетов, прибегают к прямому их запрету.

Такая позиция не может быть названа эффективной, так как игнорирует новые виды социальной ориентации и потребность ребёнка отразить их в содержании игр с антиигрушками: монстрами, суперменами и бионик-«вуменами», куклами Братц и др. Дети тайком всё равно играют с ними, потому что такие игры уже стали частью детского игрового сообщества. Однако, наблюдая за тем, как, увлёкшись игрой с антиигрушкой, ребёнок все чаще отождествляет себя с ней, её «повадками», внешностью, её скрытой сутью, взрослый чувствует свою педагогическую беспомощность и опасность того, что происходит:

опасность эта прямо пропорциональна негативности персонажа. Понимая это, можно:

— не запрещать играть с такими игрушками, а «отсеивать» мультипликационные фильмы, в которых они участвуют как герои;

— если ребёнок уже увлёкся образом антигероя, можно самим придумывать волшебные истории и рисовать мультипликационные фильмы, используя приемы комментированного рисования, в которых герой-антиигрушка «подан» как участник социальных взаимоотношений, обнаруживающий свою негативную суть или свои недостатки (например, «сильный, а знает очень мало и боится в этом признаться» и т.д.);

— создавать игровые ситуации с участием антиигрушек, давая ребёнку возможность сделать «моральный выбор» не в пользу игрушки самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание развивающей среды в домашних условиях

Игру часто называют детской «работой» из-за её огромного значения для развития ребенка. Игра даёт возможность выплеснуть накопившуюся энергию и эмоции, удовлетворить его любопытство, развлечься,...

Мастер-класс по созданию развивающей среды в домашних условиях «Детское зеркало: создаем, развиваем, получаем»

Образовательное учреждениеМАУДО «Детский сад №10» (структурное подразделение), г. Ялуторовск, Тюменская областьАвторПрокопьева Анна АлексеевнаДолжность, ВоспитательКвалификационная категорияВысшаяНазв...

Буклет для родителей по теме: "Создание речевой среды в домашних условиях"

Буклет для родителей с краткой информацией по созданию речевой среды: основные задачи формирования речевой среды дома; ключевые моменты в её создании; требования, которые необходимо учитывать при чтен...

«СОЗДАНИЕ ИГРОВОЙ СРЕДЫ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»

рекомендации для родителей Игрушки какие нужны для определенного возраста...

«Создание развивающей игровой среды в домашних условиях»

laquo;Создание развивающей игровой среды в домашних условиях»...

Статья для родителей :"Создание игровой среды в домашних условиях"

quot;Создание игровой среды в домашних условиях"...

Рекомендации к созданию игровой среды.

Рекомендации родителям как создать игровую среду....