«СОЗДАНИЕ ИГРОВОЙ СРЕДЫ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»
консультация на тему

Молчанова Любовь Павловна

рекомендации для родителей Игрушки какие нужны для определенного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_igorovoy_sredy_v_domashnih_usloviyah.docx816.74 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«СОЗДАНИЕ ИГРОВОЙ СРЕДЫ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»

Современные родители много читают, следят за всеми новинками в Интернет-магазинах, используют массу всевозможных пособий и интерактивных игрушек в общении с ребенком.

Проблема заключается в том, что при приобретении игр и игрушек не учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.

Среди  детских  игрушек  трудно  ориентироваться. В магазине        «глаза разбегаются», подобрать хорошую игрушку проблематично.

Помогут Вам советы специалистов-педагогов и психологов.

ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

  • Достаточно, если у ребенка будут 2-3 разные куклы: тряпичные, пластиковые;        кукла-голыш        с        набором        простой        одежды,        маленькие

«пупсики»;

þÿ

  • Набор кукольной посуды, коляска, мебель для кукол,

«предметы гигиены» для кукол (расчески, щетки и пр.), «продукты питания» (наборы фруктов и овощей);

  • Наряду с реалистическими игрушками для детской игры нужны предметы неопределенного назначение, способные стать предметами-заместителями (н-р,

колечки, шарики, кусочки ткани);

  • Игрушечные животные – маленькие и средних размеров, а также атрибуты для разыгрывания сюжетов с ними;


  • Матрешки, пирамидки, кубики, простейшие конструкторы, коврики- трансформеры;
  • Игрушки-забавы (заводные и народные игрушки-дергунчики) и музыкальные (игрушки со звучащими кнопками, дудочка, бубен, барабан и др.);
  • Игрушки-орудия (совочки, лопатки, молоточки, грабли и др.), соразмерные руке ребенка, а также сачки, формочки для игр с песком и водой, мячи;
  • Динамические игрушки и различные машинки.

Упреждающие меры.

Умения и навыки уборки игрушек – это не только привычка, но и проявление такого качества характера, как аккуратность и умение самоорганизовать        себя.

Воспитывается

þÿ

это с раннего детства. Но помните: это деятельность – со взрослым. Значит, и организовывать ее нужно по-другому: «Давай вместе будем убирать игрушки… Вот так – смотри!... Уже чуть-чуть осталось!... Молодец!». А потом еще и перед папой похвалить, как вы вместе быстро и хорошо убирали игрушки. Ребенок, пусть вроде и не слушает, все поймет.

Если игрушка используется как средство поощрения.

Поощряйте только хорошее поведение, а не прекращение плохого. Используйте вознаграждение новой игрушкой только за те поручения, которые действительно будут испытанием для ребенка, а не за то, что он умеет делать мгновенно.

Если игрушка используется как средство наказания.

Можно унести из комнаты ребенка некоторые игрушки на время наказания. Однако следует учитывать, что дети еще плохо понимают долгосрочность событий, поэтому не стоит увеличивать длительность такого наказания, т.е. если 15 минут без любимой игрушки не дадут


желаемого        эффекта,        добавьте        что-то        новое,        вместо        того        чтобы растягивать первое наказание до целого часа.

ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ

  • Несколько маленьких куколок, составляющих семью;
  • Пластмассовый пупс        20-25см с комплектом одежды (распашонки, ползунки и т.д.);
  • Кроватка с бельем и коляска, санки и качели для кукол;
  • Наборы мебели и посуды для кукол.
  • Игрушки-орудия из металла, пластмассы, древесины, соразмерные руке ребенка (молоток, клещи, плоскогубцы) и бытовая техника (фен, пылесос и т.д.);
  • Разнообразные маски и полумаски, элементы костюмов;
  • Мягкие        звери        –        мишки,        зайчики,        собачки        (2        -3).        Игрушки, изображающие животных и их детенышей;
  • Конструкторы деревянный и блочный;
  • Несколько больших машинок, строительная техника;
  • Наборы для ролевых игр: доктор, парикмахерская, магазин;
  • Всякие        предметы-заместители:        от        природного        материала        до различного «мусора» - крышки от бутылок, тряпочки, коробки и т.д.;
  • Предметные картинки с изображением животных, деревьев, посуды, мебели и т.д.;
  • Различные объемные и плоские вкладыши, пазлы, кубики, мозаика;
  • Игрушки-забавы;
  • Народные и музыкальные игрушки;
  • Моторно-спортивные        игрушки,        мягкие        мячи        для        игры        дома, резиновые мячи для улицы, кегли, кольцебросы;
  • Наборы для игры с песком и водой.

ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ

  • Одна – две куклы (мальчик/девочка) 30 -40см с сезонной одеждой, кровать и коляска с бельем, посуда, коляска, качели;


  • Фигурки людей, изображающие литературных персонажей, отражающие возрастную, половую и национальную принадлежность, среднего размера;
  • Прочный кукольный дом с куколками 8 – 15см, мебелью и посудой, игрушками-орудиями и бытовой техникой;

þÿ

  • Конструктор блочный типа        «Архитектор», строительный                материал крупного и мелкого размера, технические конструкторы, тематические   конструкторы

«Транспорт», «Животный мир» и др., заготовки для создания        игрушек-

самоделок;

  • Ролевые наборы: «Доктор», «Парикмахер», «Магазин», «Кафе» и т.п. Для игры с ними – предметы-заместители природного происхождения (шишки, каштаны, камушки, желуди и т.д.);
  • Муляжи фруктов и овощей;
  • Две – три большие машины, самолет, вертолет и ракеты, пароход, катер и лодка, строительная техника (экскаватор, подъемный кран и др.), набор «Железная дорога», полуобъемные игрушки для хранения атрибутов;
  • Маленькие фигурки домашних и диких животных и их детенышей;
  • Разнообразные игровые наборы с правилами: «Сравни и подбери»,

«Подбери по форме», «Логический поезд», лото «Транспорт»,

«Мебель», «Одежда», домино «Животные», «Растения» и др.

  • Развивающие игры: «Сложи узор», «Уголки», «Уникуб»;
  • Игрушки для настольного и напольного театра, театра на ширме, разнообразные маски и полумаски, ширмы, лоскуты ткани разных размеров и плотности, подушки мягкие, корзины, коробочки и шкатулки с крышками и без них, шнуры и прищепки.


ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 ЛЕТ И СТАРШЕ

В дополнение к игрушкам для сюжетно-ролевой игры (4 – 5 лет) необходимы:

  • наборы мелких фигурок моряков и солдат разных видов войск;
  • наборы кукольной мебели (спальня, столовая, кухня, гостиная) мелкого и среднего размера, предметы домашнего обихода (сумки, корзинки, щетки, наборы для штопки и т.д.);
  • комплекты одежды и обуви (сезонной, профессиональной, праздничной), комплект белья для куклы-младенца;
  • приборы, инструменты, шаблоны, отображающие разные профессии (бинокль, штурвал, почтовый ящик, лекала и т.д.), предметы одежды, отображающие роль (халаты, бескозырки, пилотки, шлемы и т.д.);
  • разнообразные инерционные игрушки (транспорт, набор «Железная дорога», сельскохозяйственная и военная техника, светофор, набор дорожных знаков);
  • настольные игры: мозаика, шашки, шахматы, разнообразные игровые    наборы    с    правилами   –

«Четвертый        лишний»,        «Парочки»,

«Разложи        по        порядку»,        домино

«Транспорт»,        «Геометрические фигуры», лото «Кто где живет» и др., игры с кубиками и фишками;

þÿ

  • развивающие игры – «Колумбово яйцо», «Танграм», «Уникуб» и др., цельнофигурные пазлы;
  • музыкальные игрушки: музыкальные книжки, открытки, образные игрушки из нескольких персонажей, озвученных разными по высоте звуками, клавишные, струнные, духовые и ударные музыкальные инструменты;
  • строительный материал мелкого, среднего и крупного размера, тематические строительные наборы («Зоопарк», «Архитектор» и др.), тканевые, металлические, деревянные и пластмассовые конструкторы, трафареты и схемы для конструирования, материалы для создания игрушек-самоделок;


  • игрушки-забавы: наборы фокусов, футбол и хоккей;
  • театральные игрушки: наборы готовых игрушек или заготовок для изготовления персонажей и элементов декораций, магнитная доска и наборы фигурок и декораций на магнитах;
  • празднично-карнавальные игрушки: атрибуты костюмов и маски;
  • народные игрушки;
  • пластилин,        мелки,        краски,        трафареты        для        рисования,        бумага цветная разных видов, ножницы, клей;
  • мягкие мячи для помещения, кольцеброс; для улицы – самокат, велосипед, мячи, скакалка, кегли,

летающие тарелки, городки, ракетки и воланчики, принадлежности для игр с песком и водой;

  • предметы-заместители. Психолог Н.Львова пишет: «Часто, даже самая дорогая, самая «моднючая» игрушка, вообще не интересует ребенка. А вот палочки, гаечки, всякие баночки очень даже интересуют! Просто так ребенок учится познавать мир! Не будем ему мешать. Ведь пустая коробка из-под телевизора у него – это самолет, корабль… А куча фантиков – целое сокровище! Есть еще один важный момент! То, что вам кажется сплошным мусором, для ребенка может представлять огромную ценность. Поэтому – прежде чем выкидывать что-то, спросите ребенка: вдруг вы выкинете что-то такое, что он считает самой лучшей игрушкой!»


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРУШКИ

Такие игрушки сегодня – одна из самых «модных тем» для обсуждения молодых родителей в Интернете.

Остановимся на некоторых из них.

Мягкие игрушки в виде собачек, котят и др. Это такие подушки, которые подогреваются и укладываются спать вместе с ребенком. Их

«интерактивность» заключается в успокаивающем и расслабляющем воздействии на ребенка, формирование положительных эмоций и ощущений, связанных с отходом ко сну. Однако негативность данного воздействия заключается в том, что такая «одушевленная» игрушка заменяет тепло материнских объятий, ласку взрослого по отношению к ребенку. Приучает его к тому, что его внимание и тепло должны быть перенаправлены с живого, «настоящего» на «ненастоящее», неживое – это создает условия для притупления социальных эмоций ребенка.

Интересными с точки зрения развития ребенка являются ярко иллюстрированные книжки-игрушки со звуковыми эффектами.

http://cdn1.sima-land.ru/items/478/478631/0/400.jpg

С одной стороны текст и набор кнопочек с

картинками, с другой – большая сюжетная картинка, отражающая содержание маленького рассказа для детей или песенки. Здесь для совместного действия нужны все трое: ребенок, взрослый и книга. Таким образом формируется культура семейного чтения и досуга. Данный вид игрушек является      своеобразным      мостиком     от

игрушек и книге.

Развлекательное и познавательное значение имеют книжки- раскладушки и книжки-панорамы. Эти игрушки действительно можно назвать интерактивными, т.е. налаживающими активное взаимодействие и «обратную связь».


К разряду книг-игрушек для детей более старшего возраста относятся издания с наклейками, аудивизуальными, оптическими эффектами, электронными деталями и прочими игровыми формами.

http://www.ukazka.ru/img/b/uk181588.jpg

ЧТО ТАКОЕ АНТИИГРУШКА?

Современный мир таков, что наряду с традиционными игровыми сюжетами активно возникают новые, основанные на отражении впечатлений от современных фильмов, рекламы, мультфильмов. При этом многие взрослые оказались неподготовленными к этим новым явлениям в игровой субкультуре детей. Поэтому, часто не поддерживая новых игровых сюжетов, взрослые прибегают к прямому их запрету.

þÿ

Такая позиция не может быть названа эффективной, так как игнорирует новые виды социальной ориентации и потребность ребенка отразить их в содержании игр с антиигрушками:

монстрами, суперменами, куклами Братц и др.

Дети тайком все равно играют с ними, потому что такие игры уже стали частью детского игрового сообщества.

Однако, наблюдая за тем, как, увлекшись игрой с антиигрушкой, ребенок все чаще отождествляет себя с ней, ее «повадками», внешностью, ее скрытой сутью, взрослый чувствует свою педагогическую беспомощность и опасность того, что происходит: опасность эта прямо пропорциональна негативности

персонажа.

http://img-fotki.yandex.ru/get/53/khloya-nikitina.0/0_edb2_8cfae2da_L


Понимая это, можно:

  • не запрещать играть с такими игрушками, а «отсеивать» мультипликационные фильмы, в которых они участвуют как герои;
  • если ребенок уже увлекся образом антигероя, можно самим придумывать волшебные истории, в которых герой-антиигрушка

«подан» как участник социальных взаимоотношений, обнаруживающий свою негативную суть или свои недостатки;

  • создавать игровые ситуации с участием антиигрушек, давая ребенку возможность сделать «моральный выбор» не в пользу игрушки самостоятельно.

Задания на превращение антиигрушек и моделирование общения с ними. Такого рода задания помогают обыгрывать характеристики объектов среды как безразличные по отношению к ребенку и его действиям или заинтересованные в нем, как несущие позитивное или негативное воздействие. Особенно это важно при обыгрывании антиигрушек, которыми дети играют дома и их «превращении» в обычные игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание развивающей среды в домашних условиях

Игру часто называют детской «работой» из-за её огромного значения для развития ребенка. Игра даёт возможность выплеснуть накопившуюся энергию и эмоции, удовлетворить его любопытство, развлечься,...

Консультация для родителей «Организация физкультурно-игровой среды в домашних условиях»

Физическое развитие – это активные движения, это здоровый образ жизни, это совершенствование двигательных навыков и умений. Оно должно приносить мышечную радость и желание заниматься. Задача взрослых ...

Мастер-класс по созданию развивающей среды в домашних условиях «Детское зеркало: создаем, развиваем, получаем»

Образовательное учреждениеМАУДО «Детский сад №10» (структурное подразделение), г. Ялуторовск, Тюменская областьАвторПрокопьева Анна АлексеевнаДолжность, ВоспитательКвалификационная категорияВысшаяНазв...

Буклет для родителей по теме: "Создание речевой среды в домашних условиях"

Буклет для родителей с краткой информацией по созданию речевой среды: основные задачи формирования речевой среды дома; ключевые моменты в её создании; требования, которые необходимо учитывать при чтен...

Рекомендации к созданию игровой среды в домашних условиях

Значение игр и игрушек для развития ребёнка в дошкольном возрасте часто недооценивается. Большинство родителей не понимают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребе...

«Создание развивающей игровой среды в домашних условиях»

laquo;Создание развивающей игровой среды в домашних условиях»...

Статья для родителей :"Создание игровой среды в домашних условиях"

quot;Создание игровой среды в домашних условиях"...