«Создание развивающей игровой среды в домашних условиях»
консультация

Моцкус Ирина Павловна

«Создание развивающей игровой среды в домашних условиях»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referativnoe_soobshchenie_na_temu.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

 «Создание развивающей игровой среды в домашних условиях»

             Игру часто называют детской «работой» из-за её огромного значения для развития ребенка. Игра даёт возможность выплеснуть накопившуюся энергию и эмоции, удовлетворить его любопытство, развлечься, а также способствует физическому и интеллектуальному развитию. Игра – мощное психотерапевтическое средство для снятия страхов, эмоционального напряжения, снижения агрессивности и т.д. Ребенок относится к игре очень серьёзно, и так же серьёзно нужно отнестись к играм ребенка его родителям.

"Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности". В.А. Сухомлинский

Игровой центр – это личное пространство ребенка, где он имеет возможность свободно действовать. Для детей в детском саду обязательно создаётся образовательная предметно-развивающая среда, которая информативно богата, соответствует современным требованиям к образованию, воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.  Это обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Хотелось бы подробнее остановиться на таком моменте, что воспитание и развитие ребенка не должно заканчиваться в детском саду. Да к тому же есть немало детей, не посещающих дошкольное учреждение. Поэтому родители должны серьёзно подойти к созданию развивающей предметной среды дома.

Семьи живут в различных квартирных условиях и поэтому имеют различные возможности для организации детского уголка дома, и, тем не менее, желательно, чтобы в каждой семье была создана развивающая среда, т.е. такая обстановка, в которой бы ребенок более активно и быстрее познавал окружающий мир во всем его взаимодействии и лишь при небольшом косвенном руководстве взрослых. Естественно, ребенок должен осваивать все пространство квартиры: действовать, играть и в ванной комнате, и в прихожей, и на кухне. Но у него должно быть и свое пространство, оборудованное с учетом его психофизических особенностей и возможностей.

Для ребенка очень важно, как организована среда, которая его окружает, насколько эта среда доступна его восприятию, пониманию, насколько она может удовлетворять его потребности. Создание развивающей игровой среды -  значимый путь оказания содействия в развитии детской игровой деятельности в семье. Важно, чтобы развивающая среда способствовала разностороннему развитию ребёнка, укреплению его здоровья, обеспечивала психологический и эмоциональный комфорт, содействовала формированию личности в целом. Сотрудничая с семьёй, педагоги (при необходимости) могут помочь родителям позаботиться о системе благоприятных условий для своевременного возникновения, обогащения, развития разных видов деятельности ребёнка.

Элементы развивающей среды должны быть максимально доступны и содержать побуждающие к деятельности импульсы, которые будут стимулировать разностороннее развитие малыша, помогут реализовать его естественную потребность в познании, активности, самостоятельности и т.д.

Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но многофункциональная среда. В ходе ее организации особое внимание следует обратить на расположение объектов в комнате. Ее пространство надо оформить таким образом, чтобы ребенок и другие дети могли свободно перемещаться, играть с игрушками, отдыхать. Это пространство активно используется для совместной деятельности ребенка и взрослых, для проведения специальных и комплексных занятий по разностороннему развитию. Речевая предметно-развивающая среда, речевое развитие ребенка зависит от окружающей развивающей среды: чем она богаче, тем интенсивнее развитие.

Как же создать развивающую речевую среду в домашних условиях? Одна из составляющих развивающей речевой среды это книги, игрушки, картинки, материалы, расположенные дома в определенном месте, предлагаемые детям для самостоятельного занятия, игры. Все материалы должны быть доступны ребенку в любое время. Среда периодически обновляется, в соответствии с интересами, меняющимися возможностями ребенка.  

Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игра. Для ее развертывания ребенку необходимо в комнате выделить игровой уголок – свободное, не перегруженное предметами пространство. С возрастом игровое действие свертывается, переходя в речевой или внутренний план. Поэтому в старшем дошкольном возрасте происходит переход от крупных сюжетных игрушек к мелким, сборным игрушкам (сборные модели типа «лего», сборные игрушки из «киндер – сюрпризов»).

Наибольшую ценность представляют реалистические игрушки, т. е. копии реальных предметов (например, автомобильчики разных марок, наборы солдатиков, рыцарей для мальчиков, куклы Барби с разнообразной одеждой для девочек). Ценными для ребят становятся и тематические наборы игрушек (набор мелких животных, набор мелких кукол – семья, а также различные мелкие макеты, (кукольный дом, крепость, фермы и др.).  Игровые макеты должны быть переносными, чтобы играть в любом месте, а тематические наборы фигурок удобно размещать в коробках, поблизости от макетов. Детям необходим и материал, обслуживающий игру. Это различные детали крупных или средних напольных строительных наборов, всевозможные объемные предметы (коробки, диванные подушки, перевернутые стулья, стол с опущенной скатертью, который становится «пещерой» и др., палочки, веревочки и т. п.

Для сооружения построек дети в игровом уголке должны иметь разные типы конструкторов с образцами построек: напольный строительный набор, металлический конструктор, пластмассовые строители. Необходимо временно сохранять детские постройки. За неимением места для длительной демонстрации – «праздновать результат» (награждать автора аплодисментами, зарисовывать его постройку и т. п., и только после этого убирать игрушки на место. Строительный материал хранится в магазинных коробках, в шкафу.

Родители должны проявлять инициативу и выражать искреннее желание участвовать в детской игре и всегда в ней соглашаться с ребенком. Если Вы участник детской игры, то активно общайтесь, советуйтесь, задавайте вопросы, помогайте развить интересный сюжет. Если ребенок играл без Вас, то обязательно попросите рассказать о том, как он играл, тем самым Вы активизируете словарь ребенка и развиваете связную речь. Развитие мышления и речи тесно связаны между собой. Поэтому в развивающей среде ребенка необходим образно – символический материал. Для его размещения лучше выделить часть детской комнаты – учебный уголок. Здесь размещаются разного рода картинки на классификацию предметов, серии картинок для установления последовательности событий, разрезные сюжетные картинки, мозаика разной степени сложности, наборы «лото», графические модели - глобус, географические карты, всевозможные азбуки (магнитные, разрезные, приспособления для работы с ними (магнитная доска, настенная доска и др.).

Наборы образно - символического материала размещаются в учебном уголке компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллаже, на уровне роста ребенка. Что–то может находиться на рабочем столе ребенка. Для размещения иллюстрированных календарей, карт можно использовать стены детской комнаты, дверь. Родители должны приучать будущих школьников проявлять инициативу и любознательность для получения новых знаний, уточнять высказывания детей, учить, ясно излагать свои мысли и делать простейшие выводы. Огромное значение в развитии речи детей имеют книги.

У ребенка должна быть своя детская библиотечка (полка с книгами). Желательно, чтобы книги имели яркие красочные иллюстрации с довольно крупным шрифтом, чтобы дети могли «изучать» их самостоятельно. В библиотечке должны быть произведения разных жанров: сказки (авторские и народные, былины, стихи, малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, прибаутки и т. д., книги с познавательным содержанием.

Родителям необходимо относиться к чтению, как к очень важному занятию, стараться читать выразительно и неторопливо, обсуждая прочитанное и рассматривая иллюстрации. Развитию речи детей способствует и их театрализованная деятельность. Можно изготовить маски, театральные игрушки, атрибуты для разыгрывания сказок из подручного материала. Дети могут исполнять понравившиеся им роли, а также самостоятельно сочинять и обыгрывать свои сказки, в которых и Вам, непременно, найдется роль. Все атрибуты могут размещаться компактно в коробке, в игровом уголке ребенка.

Развивающая речевая среда должна создавать условия для развития продуктивных видов деятельности ребенка (рисования, лепки, аппликации, ручного труда). Они развивают не только творческое воображение детей, но и мелкую моторику пальцев рук, которая так важна для успешного речевого развития ребенка. «Умелые руки – это развитый мозг», - писали Никитины. Для этой деятельности ребенку необходимо подобрать хорошо освещенное место (это может быть его рабочий стол, а также место для хранения материала и оборудования.

Материал для творчества ребенка должен быть хорошего качества- различные виды бумаги и картона, краски, кисти, карандаши, фломастеры, набор шариковых ручек, салфетки, ножницы, пластилин и т. д. Подборка из бросового материала (пробки, катушки, фантики, ленты, кусочки ткани и др.) помещается в специальную коробку. Весь материал может находиться в шкафу, специально отведенном ящике стола, на этажерке. Необходимо выделить в комнате место для детских рисунков (стена, дверь) со сменой экспозиции.

Также у ребенка должна быть полочка для выставки своих поделок. Родителям необходимо рассматривать с детьми их работы, побуждать к рассказу о созданных ими поделках, рисунках, к обыгрыванию поделок, что способствует развитию речи детей.

Предметная среда, окружающая ребенка, должна быть разнообразной, развивающей, но не перегруженной. Она становится обучающей только через взаимодействие. Поэтому задача взрослых – преподнести, раскрыть окружающий мир, научить изучать. Родители должны для детей создать такую обстановку, в которой речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно.

Предметно – развивающая среда — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. На каких определенных принципах построена предметно – развивающая среда? Все принципы создания детской комфортной среды в жилище по своему содержанию не входят в противоречие с принципами построения развивающей среды в образовательных учреждениях, изложенных в «Концепции построения развивающей среды в дошкольном учреждении» (В.А.Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П.Стрелкова).

  1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.    
  2. Принцип активности, самостоятельности.                                                            
  3. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды.
  4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
  5. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка.
  6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
  7. Принцип открытости – закрытости.
  8. Принцип учета половых и возрастных различий детей.

В ходе организации предметно – развивающей среды в комнате ребенка особое внимание следует обратить на расположение объектов в комнате. Ее пространство надо оформить таким образом, чтобы ребенок мог свободно перемещаться, играть с игрушками, отдыхать. Так же пространство детской комнаты должно активно использоваться для совместной деятельности ребенка и взрослых.

Главным ведущим видом детской деятельности является игра, как вы предлагаете оформить предметно – игровую среду для ребенка? Предметно-игровая среда должна строиться таким образом, чтобы ребенок мог участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях.

В сюжетно-ролевых играх дети отражают различные сюжеты: бытовые (магазин, семья); трудовые (моряки, строительство дома, доктор, школа); общественные (праздники, путешествия), содержания любимых литературных произведений и кинофильмов.

Атрибутика для таких игр должна быть разнообразной: для игр на столе; напольное оборудование; набор игрушечных персонажей; бросовый материал, лоскутки, инструменты, а также все необходимое для монтажа декораций и кукол. При создании игровой среды необходимо учитывать возрастные особенности детей, интересы, наклонности мальчиков и девочек.

Многих родителей интересует оформление предметно – развивающей среды по развитию связной речи у детей дошкольного возраста. Речевая предметно-развивающая среда. Необходимо создать для ребенка речевую предметно – развивающую среду в домашних условиях. Основное пространство в игровой комнате должно занимать мягкое покрытие, на котором размещаются мягкая мебель и мягкие модули, из которых конструируются игровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи.

С этими же целями содержание игрового уголка соответствует ситуациям различных сюжетно-дидактических игр, которые организует взрослый. Оборудование для сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах. Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Аптека», «Почта», «Магазин школьных принадлежностей» и др.

Кроме того, при совместной деятельности родителя с ребенком младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи. Для этого используются комплекты:

  - игрушек (дидактические, образные, наборы игрушек),

  - предметных картинок и открыток по основным лексическим темам («Грибы», «Лекарственные растения», «Домашние птицы», «Дикие животные» и др.),

  - различного типа лото («Лото на 4-х языках», «Звуковое лото» и др.),

  - альбом О. С. Соловьёвой (“Говори правильно”).

Можно использовать игры, направленные на формирование грамматических и синтаксических умений и навыков детей. Например, сюда могут входить такие известные дидактические игры, как «Кто где живет?», «Чьи следы?», «Какой страны флаг?», «У кого какая профессия?», «Сказки- загадки» и др. В дополнение к ним необходимо предусмотреть как при работе с детьми младшего, так и старшего дошкольного возраста дидактические игры и пособия, направленные на формирование умений составлять:

  1. Рассказ с опорой на серию картин;
  2. Рассказ по серии сюжетных картин;
  3. Рассказ по сюжетной картине.

В заключении напомним, для ребенка очень важно, как организована среда, которая его окружает, насколько эта среда доступна его восприятию, пониманию, насколько она может удовлетворять его потребности. Вместе с тем нужно прилагать все силы, чтобы окружающая  ребенка обстановка не причиняла ему вреда. В помещении должно быть светло. Расширяя поле деятельности детей, следует заботиться о разумном сочетании зон деятельности: книги, мольберты, мозаика должны находиться ближе к свету.

Не следует концентрировать весь игровой материал в одном месте, нужно создать для детей ситуацию активного поиска (чтобы что–то использовать, нужно встать, пройти, пробежать), в противном случае не избежать гиподинамии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Организация физкультурно-игровой среды в домашних условиях»

Физическое развитие – это активные движения, это здоровый образ жизни, это совершенствование двигательных навыков и умений. Оно должно приносить мышечную радость и желание заниматься. Задача взрослых ...

Педагогические условия создания развивающей игровой среды как средства реализации ФГОС в ДОО.

В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, существенно повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно составленные модели воспитательно – образовательного процесса, р...

«СОЗДАНИЕ ИГРОВОЙ СРЕДЫ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»

рекомендации для родителей Игрушки какие нужны для определенного возраста...

Консультация для родителей " Создание эффективной предметно-развивающей речевой среды в домашних условиях для детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал будет полезен учителю - логопеду для  оснащения  как  группового  речевого уголка ,а  также  в виде консультации  для родителей массовых групп....

Рекомендации к созданию игровой среды в домашних условиях

Значение игр и игрушек для развития ребёнка в дошкольном возрасте часто недооценивается. Большинство родителей не понимают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребе...

Статья для родителей :"Создание игровой среды в домашних условиях"

quot;Создание игровой среды в домашних условиях"...

Создание физкультурно-игровой среды в домашних условиях.

Правильный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования способствуют развитию двигательной сферы ребенка, позволяют более полно удовлетворить его потребность в движении, формируют б...