Главные вкладки

    Педагогические условия создания развивающей игровой среды как средства реализации ФГОС в ДОО.
    статья ( группа) на тему

    Кузнецова Ольга Александровна

      В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, существенно повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно составленные модели воспитательно – образовательного процесса, развивающая среда помогают решать задачи качественного образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 1.doc110.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     Педагогические условия создания развивающей игровой среды как средства реализации ФГОС в ДОО.

            В дошкольном  образовании сегодня происходят серьезные перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. Современная система дошкольного образования характеризуется целевой направленностью на гармоничное развитие ребенка. В соответствии с этим дошкольное образование должно представлять собой гибкую и вариативную систему, которая реализует государственный образовательный заказ и отвечает запросам потребителей образовательных услуг (а именно, дошкольников и их родителей). Это приобретает особую актуальность в связи с внедрением в работу российских детских садов федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

            В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, существенно повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно составленные модели воспитательно – образовательного процесса, развивающая среда помогают решать задачи качественного образования.

            Не смотря на это, в дошкольных учреждениях существуют проблемы детской игры:

    • недостаточность или переизбыток игровых материалов; недостаточность или отсутствие развивающих игровых материалов, их вариативности;

    • ущемление и ограниченность самостоятельной игровой деятельности, ее заорганизованность;

    • слабое владение педагогами приемами и методами косвенного воздействия на развитие игр детей.

            Указанные проблемы имеют место независимо от того, по какой образовательной программе работает дошкольное учреждение.

            В решении первой проблемы следует руководствоваться следующими правилами:

    • не должно быть в группе выставочных, не используемых детьми материалов;
    • каждую неделю педагоги должны на основе наблюдения за самостоятельной игровой деятельностью менять часть игровых материалов: что-то убрать, что-то внести. Чем следует руководствоваться? Интересами детей, задачами игрового развития и темами планируемых на неделю занятий (чтобы то, что изучается на занятиях, использовалось детьми в их самостоятельной деятельности);
    • больше должно быть составных игрушек и игровых материалов, предполагающих разные варианты ответов и решений: лего, кубики, настольно-печатные игры, сборные конструкторы в нескольких вариантах (от самого простого до сложного): сборные картинки — пазлы, для средней группы можно иметь варианты от 6 кусочков до 60;
    • все игровые материалы должны быть доступны детям и удобно расположены для игр в одиночку и подгруппами от двух до пяти детей;
    • больше иметь бросовых материалов для развития ориентации и замещений в игре.

            В решении второй проблемы:

    • необходимо пересмотреть распорядок дня, включить туда игру;
    • педагог должен сделать все, от него зависящее, для того, чтобы с момента прихода в детский сад каждый ребенок выбрал себе игру (занятия) по своим интересам и мог ее развивать в течение дня, используя для этого отведенное время (в том числе и между занятиями). Там, где есть спальни, ребенок может не убирать используемые им игровые материалы при условии, что они не должны быть в разбросанном виде;
    • педагог не должен навязывать детям свои игры и организовывать их вокруг себя. Его задача наблюдать за играми детей, содействовать тому, чтобы дети играли вместе и дружно, предотвращать детские конфликты, а уж если они случились, то помочь детям их разрешить. На основе этих наблюдений планировать в дальнейшем: обогащение детей впечатлениями, изготовление игровых атрибутов; определять задачи индивидуального воздействия на детей, не умеющих играть в соответствии с возрастом;
    • необходимо пересмотреть прогулку и предоставить возможность детям играть в разные игры, но для этого нужны условия (игрушки, бросовый материал и т.д.). На прогулке детям навязываются игры (не спрашивают, в какую игру они хотели бы поиграть, назначают водящих). После интенсивных занятий с детьми проводят наблюдение, которое подчас малоинтересно, да и дети устали, и им надо снять напряжение;
    • перерывы между занятиями следует использовать для отдыха и разрядки, а не для построений и перехода на другое занятие;
    • лучше продумать сетки занятий (когда дети ждут занятия со своей подгруппой и вынуждены заниматься не тем, чем хочется: то им читают книгу, то дают ограниченный набор игр, и позволяют очень мало двигаться, а больше они сидят).

            Для того чтобы сохранить общий объем предметных занятий, необходимо развивать их интеграцию:

    • включая в сетку и уменьшая число предметных занятий, например по теме «Животные», какие разделы программы тема позволяет объединить, показать детям какое-либо явление с разных сторон, на уровне взаимосвязей: природа и экология + развитие речи + логика и математика + продуктивная деятельность (рисование, или лепка, или аппликация). Для того чтобы реализовать такой подход, необходимо совершенствовать перспективное планирование и выбрать в программе интеграционные темы;
    • отлаживать плавный переход от игр к занятиям и обратно (через проблемную ситуацию, сюрприз, роль, игрушку), не принуждая детей, а заинтересовывая их занятием.

            Условия развития детской игры следует рассматривать исходя из основных потребностей детей:

    • потребности чувствовать, что их любят, уважают;
    • потребности активно исследовать окружающий мир, экспериментируя с различными предметами и материалами
    • потребности развивать различные средства коммуникации: язык, художественное творчество, музыку и др.;
    • потребности гордиться своими собственными достижениями;
    • потребности играть, заниматься тем, что интересно.

    Условия развития детской игры:

    • воспитателю необходимо создать в группе такую обстановку, которая располагала бы детей к самостоятельной организации игр, исходя из собственных интересов;
    • воспитателю необходимо содействовать играм, требующим участия воображения, поскольку эти игры развивают социальные навыки;
    • воспитатель должен помочь детям больше разговаривать друг с другом, так как дети, которые умеют это делать, чаще находят себе друзей;
    • воспитателю необходимо помочь детям, не умеющим играть.

            Является ли игра игрой, можно убедиться, опираясь на следующие ее характеристики:

    • игра подразумевает взаимодействие (с партнером, предметом) и взаимность (реагирование) со стороны партнера или игрушки. Именно с этой реакцией ребенок сверяет свои дальнейшие действия;
    • игра должна быть свободной, не принудительной, возникать спонтанно по желанию ребенка;
    • игра должна быть интересной и приятной для ребенка;
    • игра не должна подразумевать определенного окончания, она должна быть экспрессивной, творческой, разнообразной.

            (Ребенок, изображающий животное, – играет. Ребенок, выполняющий указания воспитателя, – нет.)

            Для детей игра это серьезное и важное занятие. Игра – это основа нормального развития детей. Игры не только демонстрируют уровень развития детей, но и составляют основу их дальнейшего развития. Несмотря на то, что игры естественны для детей, взрослым нужно следить за тем, чтобы дети получали от игры максимальную пользу –в смысле умственного, социального, эмоционального и физического развития.

            Л.С. Выготский утверждал, что, когда дети заняты игрой, они находятся на уровне, близком к оптимальному уровню своего развития. Игра предоставляет детям возможность исследовать, экспериментировать, пробовать свои идеи, обучаться методом проб и ошибок.

      Через игру осуществляются:

    • познавательное развитие (ребенок понимает окружающий мир, способен к гибкому мышлению, решает реальные проблемы);
    • социальное развитие (осваивает навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, овладевает культурным поведением);
    • эмоциональное развитие (понимает других людей, выражает чувства, адекватные ситуации);
    • моторное развитие (развивает общую и мелкую моторику);
    • языковое развитие (усваивает языковые и неязыковые средства общения с другими людьми, понимает цель речи других людей, осваивает систему графических символов чтение).

            Чем больше игры, тем выше детский «уровень жизни».

            Рассмотрим общие принципы поощрения игры для воспитателей ДОО.

    1. Обеспечьте детям достаточное количество игрушек, материалов, занятий, оставляя выбор за детьми.

    2. Позволяйте детям самим определять продолжительность игры (нельзя принуждать к игре и прерывать ее). Детей следует заранее предупреждать, что игровое время заканчивается через пять минут, чтобы они могли закончить начатую игру.

    3. Игровые материалы и игрушки должны соответствовать возрасту детей и вместе с тем быть разно вариантными (соответствовать уровню развития детей).

    4. Игровое пространство должно быть организовано так, чтобы дети, играя, не мешали друг другу.

    5. Позволяйте детям экспериментировать с игровыми материалами — это источник развития изобретательности детей.

    6. Включите в распорядок дня более продолжительные игровые отрезки. Дети не могут играть, если они спешат или их торопят.

    7. Содействуйте чередованию активных и спокойных игр.

    Способы поддержки детских игр.

    1. Позволяйте детям самостоятельно контролировать ход выдуманной ими игры. Участвуйте в игре детей, если это необходимо. Найдите новую тему игры, придумайте новый эпизод, исполните какую-то роль, помогите замкнутому ребенку войти в игру. В остальных случаях взрослому лучше не вмешиваться в игру, а просто наблюдать. Не навязывайте детям свой сценарий игры. Игра «понарошку» воспринимается детьми как процесс, а не как результат.

    2. Чем шире опыт детей, тем разнообразнее детские игры. Стройте игру на опыте детей. Для игры детям нужны пособия, материалы. Воспитатель должен иметь возможность предоставить детям эти материалы. Ему следует спланировать и провести с детьми экскурсии, впечатления от которых могут расширить содержание игр. Воспитатель может привлечь детей к изготовлению пособий для игр.

    3. Для расширения и поддержки игры детей нужно использовать похвалу. Похвала должна способствовать продолжению игры ребенком.

    4. Позволяйте детям использовать материалы тем способом, который имеет для них наибольшее значение. Способствуйте развитию процесса, а не достижению конкретного результата. Используемый воспитателем язык должен соответствовать уровню языкового развития ребенка. В разговоре с двухлетним ребенком воспитатель использует короткие фразы: «То, что ты построил, катится. Веревочку ты привязал. Куда теперь поедем?».

    5. Предоставьте детям несколько вариантов выбора строительных и бросовых материалов. Они стимулируют развитие всех областей познания.

    6. В играх с правилами нужно адаптировать и изменять правила так, чтобы игра приносила детям удовольствие, радость.

    7. Позволяйте детям самостоятельно решать свои проблемы, не навязывайте им собственных решений. Предоставьте детям возможность попробовать несколько неудачных собственных решений, чтобы они могли выбрать нужный вариант. В этом случае ребенок будет рассчитывать на себя и на имеющиеся в его распоряжении ресурсы, самостоятельно достигая жизненной цели.

            Рассмотрим методы включения детей в игру и формирование игровых навыков.

            Педагог играет активную роль в вовлечении детей в игру, задавая им вопросы и побуждая их к расширению и развитию игры. Он играет активную роль в планировании, организации и создании постоянно меняющихся и усложняющихся ситуаций, из которых дети черпают опыт. Для осуществления этих целей педагог использует разные методы.

            Метод инициации относится к подходам, которые применяют для налаживания контактов детей: либо с целью начала взаимодействия, либо для вступления в уже идущую игру. Метод инициации должен:

    1. Помогать ребенку, смотреть, слушать и сосредотачивать внимание на происходящей в настоящий момент игре, а не на желании ребенка вступить в игру.

    2. Способствовать естественному включению ребенка в игру.

    3. Помогать ребенку, добиваться успеха самостоятельно.

            К методам инициации относят подсказку и высказывание по организации игры. Подсказку и высказывание относят к числу посреднических, косвенных методов воспитания. Они противоположны прямым методам воздействия на игры детей, заключающихся в навязывании своего сюжета игры, ее процесса, а также включения ребенка в игру других детей, обычно проявляющих себя в совете: «Спроси детей, можно ли с ними поиграть?». Этот вопрос редко бывает эффективным.

            Метод подсказки заключается в том, что воспитатель подсказывает ребенку, желающему играть с другими, что нужно сказать детям для естественного вступления в их игру, какие новые материалы можно использовать в игре, как поддерживать контакт со сверстниками.

            Чтобы подсказки были эффективными, воспитатель должен пользоваться экспрессивным и рецептивным языком, соответствующим уровню развития ребенка, уметь не только говорить, но и активно слушать.

            Подсказка помогает ребенку вспомнить, что надо сделать или сказать. При разговоре следуйте за ребенком, добавляя и подсказывая слова при затруднениях. В игре «Автобус» воспитатель подсказывал ребенку, не умеющему пользоваться речью во время игры (по этой причине дети исключали его из игры), нужные слова: «Спроси у водителя, сколько тебе нужно заплатить за билет», Скажи водителю, что хочешь сойти». Таким образом ребенок стал понимать, что слова способствуют установлению контактов с детьми.

            Метод высказываний по организации игры – благодаря этому методу воспитатель помогает детям определить и распределить роли.

            Две девочки (Наташа и Катя) играют в игру «Замок». На большом листе бумаги они рисуют большой замок и при этом разговаривают о том, что он огромный и в нем живут принцессы. Воспитатель и Аня наблюдают за этим. Воспитатель спрашивает Аню: «Кажется, ты хочешь поиграть вместе с девочками, давай послушаем, о чем они говорят, и посмотрим, что они делают. Аня: «Они говорят, что им еще что-то нужно». Воспитатель: «А что им еще нужно?». Аня: «Красивое платья для принцесс». Воспитатель дает Ане лоскуты красивой ткани и яркую бумагу, клей. Аня протягивает девочкам материалы: «Вот вам для замка». Наташа говорит: «Помоги нам с замком. Девочки начинают вместе работать. Воспитатель хвалит девочек за дружную игру.

            Таким образом, воспитатель помог Ане понять, что нужно сказать другим детям для естественного вступления в игру. Она предоставила для этого в необходимые материалы. Благодаря высказываниям по организации игры были распределены роли между девочками.

            Методы, развития коммуникативных навыков.

            К навыкам социального поведения относят: оказание помощи другим, способность делиться, проявлять симпатию, защищать, утешать.

            Развитию социальных (коммуникативных) навыков детей способствуют следующие методы:

    • моделирование – это демонстрация положительного поведения в сочетании с объяснением: «Я вытираю стол, вот тебе губка. Ты тоже сможешь помочь»;
    • установление четких правил. Старших детей нужно побуждать устанавливать правила. Правила должны быть простыми, сформулированными в позитивной форме: «Мы будем разговаривать тихо, чтобы могли слышать других детей»;
    • расширение высказываний, ответов детей путем повторения сказанного ими, но в более длинной фразе;
    • параллельный разговор – взрослый рассказывает действия ребенка, когда он что-то делает;
    • задавание вопросов детям. Они должны побуждать ребенка к пониманию, а педагог узнает о потребностях ребенка. «Как ты думаешь, почему он сделал это? А как было лучше поступить?» Не надо спрашивать о том, что очевидно. Вместо вопросов иногда полезно поразмышлять вместе с ребенком. Используйте открытые вопросы, ответы на которые предполагают более распространенный ответ: «О чем вы думали в конце этой истории?». Дети усваивают вопросы в следующем порядке: что, кто, где, почему, когда;
    • поощрение детей, действующих по очереди (это проявление сотрудничества);
    • создание ситуаций для кооперации (выполнение поручений парой, совместная игра);
    • создание ситуаций взаимопомощи (умеешь сам — научи другого);
    • воспитатель должен сам демонстрировать готовность помогать, делиться, сотрудничать;
    • проигрывание ситуаций (любой вид театра), которые происходят в группе: что происходит, когда игрушки не убирают на место, что случается, если вы не делаете того, о чем вас просят, и др. Воспитатель берет на себя роль ребенка, ведущего себя плохо;
    • воспитатель вслух объясняет свои мысли и действия, когда ищет решение проблем (разговор с самим собой):
    • воспитатель описывает действия детей. Рассказывает, что в данный момент происходит;
    • в конфликтных ситуациях воспитатель может подсказать детям слова для их разрешения, задать вопросы, предложить возможные пути их разрешения.

            Социальные навыки формируются каждую минуту, а не в определенные периоды.

            Создание игрового пространства детьми в игре зависит от организации педагогом предметно-игровой среды.

            Воспитатели создают атмосферу не только уюта и комфорта, но и стараются сделать пребывание детей в детском саду радостным. Ведь если создать в ДОО развивающую игровую среду, адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их индивидуальности.

            Поэтому среда в ДОО выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором оздоровления, но и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тезисы к педагогическим чтениям "Создание развивающей образовательной среды в условиях новых требований" 2013 год

    В данных тезисах раскрываю основные идей своего опыта работы "Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения спортивным играм и упражнениям"...

    Создание развивающей книжной среды как средство приобщения ребенка к книге

    В статье рассказывается о влиянии художественной литературы на развитие ребенка, как воспитать в нем талантливого читателя, литературно образованного человека, как научить ребенка любить книгу, как вы...

    РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС.

    Методические материалы для заведующих  и старших воспитателей о создании развивающей предметно - пространственной среды  с целью повышения качества образовательных услуг, построения эф...

    Внедрение современных педагогических технологий в практику работы МАДОУ как средство реализации ФГОС ДО

    Одно из условий обеспечения качества дошкольного образования – внедрение эффективных педагогических технологий. Они активизируют познавательную деятельность детей, реализуют личностно-профессиональный...

    Особенности организации развивающей игровой среды в контексте требований ФГОС ДО

    ФГОС ДО - стандарт условий раз­вития ребенкаСтруктура ФГОС ДО, по аналогии со стандартами других уровней об­разования, включает три группы требований: 1) к структуре про­граммы; 2) к условиям ее реали...

    РЕЧЬ ПЕДАГОГА – КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ

    Одной из составляющих развивающей среды детей является речь педагога. Поднята проблема речевой культуры воспитателей, педагогов. Выделены требования к речи педагогов. Предложены формы практико-ориенти...

    РЕЧЬ ПЕДАГОГА – КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ

    Данный материал поможет повысить культуру речи педагога как компонента развивающей речевой среды....