Энкопрез
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Морозова Юлия Александровна

Консультация для родителей + терапевтическая сказка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл enkoprez_rekomendatsii_skazka.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Что может сделать родитель, если ребенок боится какать?

Или энкопрез у детей дошкольного возраста

  1. Нормализовать питание ребенка. Ребенку должно хватать жидкости, для профилактики покушать киви, свеклы, чернослива и пр. Главная задача – нормализовать физиологию, это первый шаг.
  2. Очень часто родители из благих побуждений усугубляют проблему своей излишней озабоченностью. «Горшечный» вопрос становится для них актуальнее всего и вся. Как это выглядит со стороны: мама приходит домой с работы: «Привет, как дела? Ты покакал?» Фиксация на проблеме всегда ее усугубляет! У ребенка, помимо страха покакать, появляется страх расстроить маму… Вывод: не спрашивайте ребенка, хочет ли он в туалет постоянно, а лучше не спрашивайте вообще. Даже если ребенок хочет какать, он  все равно скажет «нет», ведь он боится это делать.
  3. Есть хороший способ снять такой страх: проигрывайте в сюжетно-ролевой игре «горшечную тему». Пусть любимая игрушка ребенка будет бояться покакать, а вы вместе с ребенком ей поможете. В игре дети все гораздо лучше усваивают. Вообще, скорее всего, ребенку очень понравится играть «в запор» у игрушек, ведь его эта тема очень волнует. Он может по десять раз проигрывать один и тот же сюжет – это нормально. Ведь мы, взрослые, делаем точно так же, только у себя в голове. Мы прокручиваем беспокоящую нас ситуацию раз за разом, пытаясь найти из нее выход. Ребенок просто не может делать это же без зрительного подкрепления.
  4. Важно спокойно реагировать на промахи ребенка. Не ругать, не причитать, просто менять белье, и все.  Это нужно, чтобы у ребенка, помимо страха боли не появился страх быть наказанным, расстроить родителей.
  5. Объясняйте ребенку физиологию пищеварения на понятном ему языке. Это может быть книжка про строение тела для детей, может быть сказка или игра.
  6. Можно придумать и рассказать сказку на данную тему. В дальнейшем напоминать ребенку: «А помнишь, как в сказке». Т.е. не читать ему нотации, не зудеть над ухом, а приводить пример удачного решения проблемы.

Помните, что в этой проблеме нет ничего страшного и постыдного!


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАПОР

Сказка «Про Юлю и Зюзюбрика»

«Жила была девочка Юля. Ей было полтора года. У нее были русые волосы, голубые глаза. У нее было любимое синее платье. Юля любила конфеты, носить красивые шапочки и играть со своим плюшевым мишкой. И была у Юли одна проблема: она очень боялась какать в горшок. Она даже не знала, что именно ей страшно, но знала точно – страшно. Ее родители очень расстраивались, но Юля все равно боялась горшка. Ей казалось, что он очень страшный и Юле будет больно, если она будет в него какать. И хотя Юля была очень смелой девочкой, горшок ее все равно пугал. Вот так она и жила все время, играла, кушала, спала, и все было бы хорошо, если бы не этот горшок.
И вот однажды, когда она уже ложилась спать, она услышала тихий печальный плач, который доносился из угла ее комнаты. Она сначала жутко перепугалась! Она даже хотела заплакать или позвать маму. Но Юля была все-таки смелая девочка и не стала этого делать. Да и плач был такой тихий и жалостливый. Юля собралась с духом, и пошла посмотреть, кто же там плачет? Подошла и увидела свой горшок. Он тихо стоял в самом дальнем углу в комнате, был весь в пыли и по его горшочьим щекам катились самые настоящие слезы! «Почему ты плачешь?» - спросила Юля. Она все еще побаивалась горшка, но уже меньше. «Я плачу потому, что я плохой! Я самый худший горшок из всех, что только есть на свете!» Юля уже почти перестала его бояться и спросила еще смелей: «Как тебя зовут, и почему ты думаешь, что ты плохой?» «Меня зовут Зюзюбрик и я плохой, я точно знаю!» Юле стало совсем жалко Зюзюбрика и даже стало как-то удивительно, чего она раньше боялась такого милого горшка. «Ну, Зюзюбрик, миленький, расскажи, чего ты плачешь так горько?» И горшок рассказал ей такую историю: «Я, Зюзюбрик, обычный детский горшок. Раньше я жил в магазине с моими друзьями, а потом пришли твои родители и купили меня. Я был так рад! Каждому горшку очень важно, чтобы его купили и подарили какой-нибудь девочке или мальчику. Вот и я очень надеялся, что мы с тобой подружимся, будем вместе играть. Я смогу стать настоящим взрослым горшком, выполняющим свою работу. Но я тебе не понравился, ты меня даже видеть не хочешь! Это все потому, что я плохой горшок!» «Нет, что ты!» - сказала Юля - «Ты самый замечательный горшок! Просто я раньше думала, что ты страшный! А ты на самом деле очень красивый, желтенький, и глазки у тебя очень милые!» Зюзюбрик еще раз всхлипнул, потом перестал плакать и удивленно посмотрел на Юлю: «Так значит ты будешь со мной дружить?» - все еще с определенной опаской спросил он, боясь, что Юля сейчас передумает. «Конечно! Ах, Зюзюбрик, миленький! Конечно! Я больше не буду тебя боятся! И буду писать и какать только в тебя! Тогда ты сможешь стать взрослым горшком и будешь выполнять свою работу». С того дня Юля и Зюзюбрик стали лучшими друзьями, Юля перестала его боятся, а Зюзюбрик перестал себя считать плохим горшком».

Метафора

Лучше всего после  прочтения сказки проиграть ситуацию, особенно если ребенку 3 года, но и для старшего возраста проигрывание будет полезно, т.к. игра продолжает играть в жизни ребенка особую роль, и понять ситуацию ему будет проще, если она будет проиграна. Проиграть ситуацию запора нужно следующим образом: берете горшочек, берете пластилин и делаете из него «биоматериал». Попросите ребенка сжать кулачок: кулачок  – дверка закрыта, немного расслабленный кулачок — дверка открыта и через нее проскакивает пластилин. В это время ребенку в доступной для него форме нужно объяснить, что то же самое происходит и с ним, когда он сидит на горшочке.

После проигрывания и чтения сказки остается только напоминать ребенку: «К тебе никто в гости не стучится? Пойдем скорее его в горшочек выпускать!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Энкопрез у детей

Статья написана совместно с детским врачом и медицинским психологом. Освещает проблематику энкопреза, варианты работы с семьей, в том числе педагогическую коррекцию....