Патриотическое воспитание через русские народные игры и забавы.
материал

Марухина Елена Сергеевна

Патриотическое воспитание через русские народные игры и забавы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ

Патриотическое воспитание  - основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства.

Физическое воспитание является одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ в патриотическом воспитании.

Одним из приемлемых путей является традиционная игра. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети», поэтому большое внимание я уделяю знакомству детей с русскими народными играми и забавами.

Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.

Игра – это школа воспитания. Игра формирует высокую нравственность.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, богатое и разнообразное по своему содержанию.

В национальных играх ребёнок приобретает знакомство с привычками и обычаями известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Подвижные игры являются ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребёнка, развития у него важных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.

Мы  с педагогами нашего ДОУ с раннего детства воспитываем у детей патриотизм, нравственные качества. Иными словами, воспитываем будущего гражданина своей страны. Формирование патриотических чувств воспитанников осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по физической культуре, в процессе дополнительного образования (кружок «Русские  народные подвижные игры» по желанию детей и их родителей), в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов.

Радость движения сочетается с духовным обогащением воспитанников.

Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром. У воспитанников формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребёнку.

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. С первых лет жизни ребёнка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нём фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Для дошкольного периода характерны: наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому – то всё, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности.

У наших воспитанников есть прекрасная возможность, играя, приобщиться к ЗОЖ, прикоснуться к особенностям жизни, истории, обычаям русского народа, познать радость общения со сверстниками и взрослыми.

Для этого в детском саду созданы все условия: развивающая двигательно – оздоровительная среда: спортивный зал, спортивная площадка, участки для прогулок, стандартное и нестандартное оборудование, картотека русских народных игр.

Патриотическое воспитание на физкультурных занятиях проходит через физические упражнения, русские народные игры, физкультурно – фольклорные досуги и занятия.

Утреннюю гимнастику и ОРУ периодически провожу под фольклорные мелодии.

Простота и мелодичность звучания, незатейливость текста, возможность обыграть и заразить своим весельем, дают возможность активно использовать устное народное творчество в физических упражнениях.

Проходит она у нас под видом «весёлой гимнастики», в которой упражнения основаны на использовании мелодий русских народных песен, так как именно русские народные песни знакомы детям с самого раннего дошкольного возраста.

«Весёлая гимнастика» решает такие задачи:

-  формирует познавательный интерес к музыке и движению под музыку;

- развивает общую моторику, координацию, двигательную память;

- развивает память, речь, чувство ритма, чувство темпа.

Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых  с народными песнями, прибаутками, плясками. Характерная особенность русских народных подвижных игр – движения в содержании игры (бег, прыжки, метание, броски, передача и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется. Они просты и общедоступны. В них каждый может найти себе активную роль по силам и способностям. Атрибуты для этих игр я изготавливаю своими руками, большинство игр не требует специально оборудованного места. В эти подвижные игры можно играть на прогулках, во время вечернего отдыха, на семейных праздниках. Игры на свежем воздухе, особенно в весеннее – осенние периоды, повышают устойчивость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, а также к вредным влияниям неблагоприятной внешней среды.

Знакомить детей с русской народной подвижной игрой, начинаем уже с младшего дошкольного возраста. С детьми играю в игры, которые построены на основе опыта детей, представлений, знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Главное, чтобы игровые образы были понятны и нтересны детям.

Народные игры, речёвки, упражнения, считалки формируют у дошкольников первые чувства патриотизма: гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций.

Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю.

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу.

Литература

Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры:  Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. В. Руссковой. – М.: Просвещение, 1986. – 79 с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ – ОСНОВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. С первых лет жизни ребёнка следует приобщать к культуре, общечеловеческим ценностям, что поможет заложить в нём фундамент нравственности, па...

Мастер-класс для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через русские народные игры»

Систематизировать представления педагогов о русских народных играх   через приобщение  к истокам русской народной культуры....

Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей дошкольного возраста. «Воспитание сказкой»

Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей дошкольного возраста. «Воспитание сказкой»Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило ин...

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через русские народные игры "

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш век технического прогресса. ...

Проект патриотическое воспитание через русскую народную сказку «Гуси-лебеди»»

Патриотическое воспитание через русскую народную сказку «Гуси-лебеди»»Участники проекта: старшие дошкольники 5-7 лет, родители, музыкальный руководитель, воспитатели....