Как научить детей решать конфликтные ситуации
консультация

Консультация для родителей и  педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons-ya_dlya_pedagogov_detskie_konflikty.docx351.78 КБ

Предварительный просмотр:

     Каждому педагогу  хочется, чтобы детский коллектив был  дружелюбным, сплоченным, чтобы дети умели общаться друг с другом, находили способы выхода из конфликтных ситуаций.  Педагоги желают, чтобы дети были менее агрессивными, умели договариваться. https://yt3.ggpht.com/a/AATXAJw8fpsmcmDG1F1ro12HPpEYu5phltbmnsgqPJ40BQ=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo

   Как этого достигнуть?

Самое главное в процессе общения - уметь слушать и слышать, а также уметь принимать другую точку зрения.

Детский коллектив отличается повышенной эмоциональностью, большой активностью, недостаточностью жизненного опыта и знания определенных важных навыков общения. В результате чего, не редки ссоры и оскорбления.

Соответственно, мы взрослые, должны позаботиться о том, чтобы дети умели эффективно общаться. Это значит:

  • организовывать общение,
  • слушать собеседника,
  • сопереживать, проявлять эмпатию,
  • знать нормы и правила общения,
  • решать конфликтные ситуации,
  • понимать, к чему может привести то или иное поведение.

Дети достаточно эмоциональны по своей природе и порой очень резко и сильно реагируют на все происходящие события.

Самый важный шаг в коррекции детской агрессивности:

чтобы  такие эмоции, как злость, раздражение, зависть, обида, не мешали эффективному общению, необходимо учить детей, как избавляться от накопившегося напряжения(злости и гнева).

Не идти пинать, толкать, обзывать обидчика или того, кто под руку подвернется, а приемлемым способом выражать свою злость.

Бесполезно что-либо объяснять ребенку, «читать нотации», «призывать к дисциплине», взывать к его совести или благоразумию, если он в этот момент чересчур перевозбужден, разгневан или зол. Он вас все равно не услышит. И все ваши слова, так и останутся словами, которые можно повторять изо дня в день.

А когда ребенок «выпустит пары», у него не останется желания идти и стукать другого, наоборот он будет готов выслушать взрослого или другого ребенка, и услышать его.

Способы снятия напряжения

https://static3.depositphotos.com/1007989/243/v/950/depositphotos_2432133-stock-illustration-throwing-papers.jpg

- со всей силы мять или рвать бумагу (газеты и т.п.) и кидать в урну (ведро, таз…);

- бить «грушу» или какой-либо другой мягкий предмет, специально отведенный для этого (подушка, матрасик);

- надувать воздушный шар злостью. Потом можно выпустить эту злость «на ветер»;

- со всей злостью потопать по полу ногами, можно постучать руками;

- сильно и громко покричать (если условия позволяют);

- порисовать, почиркать на бумаге со всей злостью (карандашами, мелками);

- сильно попинать (покидать) мяч на улице, оставшись наедине с собой в определенном месте на площадке (веранде).

Все эти способы проигрываются со взрослыми.

Если все эти игры и упражнения вы будете использовать  для того, чтобы помочь  ребенку разрядиться, вы непременно заметите результат. Ребенок станет более спокойным, менее взрывным. На первоначальных этапах педагог будет инициатором подобных «забав», но при систематичном их использовании ребенок сам увидит и поймет их значимость. А далее,  самостоятельно начнет ими пользоваться, что будет говорить о его взрослении, о появлении умения контролировать свои эмоции.

Часто дети дерутся, потому что не знают и не умеют поступать по-другому.

Необходимо отрабатывать навыки общения и поведения в возможных конфликтных ситуациях.

Не просто объяснять, что так делать нельзя и приводить примеры как нужно, а показывать, проговаривать, проигрывать все это с ребенком.

Иначе эта информация так и останется информацией, не переходя в действия.

Часто мы стакиваемся с тем, что дети рассказывают, как надо себя вести: просить игрушку, играть по очереди, реагировать на обзывания и т.п., но на практике ничего этого не делают. Пока ребенок сам не проиграет определенные конфликтные ситуации с правильными словами и действиями, он не начнет использовать их на практике (смотреть Приложение «Конфликтные ситуации»). Потому что ребенок – это маленькое существо и его всему надо учить, в том числе и общаться, также, как самому одеваться или держать правильно ложку. А если на свою жалобу вам, что его кто-то обидел, ребенок слышит в ответ: «Иди и дай сдачу», то, соответственно, ни о каком дружелюбии не может быть и речи. Драки так и будут основным способом разрешения конфликтов.

Как проигрывать конфликтные ситуации?https://st4.depositphotos.com/2793243/29714/i/950/depositphotos_297141100-stock-photo-mom-is-talking-to-her.jpg

Когда  ребенок жалуется на неприятную для него ситуацию (драка, ссора), разберите ее, разъясняя ребенку правила общения, кто прав, а кто нет, последствия данного события. Можно использовать следующую схему:

Когда ты (вы)…. (описание ситуации);

Может случиться что …(описание последствий для ребенка и окружения);

Лучше… (предлагается правильный и эффективный способ поведения).

Далее можно проиграть этот эпизод как сценку с распределением ролей, с проговариванием конкретных фраз и выполнением определенных действий, но уже с использованием правильных и эффективных способов поведения.

Отработку навыков общения в возможных конфликтных ситуациях представить как игру, например, в театр, кино. Предложить детям побыть актерами, героями какой-то истории: Человеком-Пауком, спасателем, рыцарем. Только в этом случае ребенок активно включится в процесс, будет с интересом проигрывать различные роли.

Еще одним важным моментом в процессе воспитания ребенка является умение его слушать и слышать. Это будет еще одним условием для преодоления детской агрессивности.

Ребенок жалуется вам, что его обидели, оскорбили, ударили…

Что нужно сделать? - выслушать, без всяких советов, рекомендаций и наставлений.

Ребенок не за этим к вам идет. Ему нужна поддержка и понимание.

Что значит активно слушать?

Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись несправедливо, надо дать ему понять, что вы знаете о его переживании, «слышите» его.

Для этого лучше сказать, что именно по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать это его чувство или переживание.

Активно слушать ребенка – это возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Например:

Ваня: Он отнял мою машинку!

Педагог: Ты очень огорчен и рассержен на него.

Маша: не буду я дружить с этой жадиной!

Педагог: Ты очень обиделась на Катю.

Только после того, как ребенок все высказал и почувствовал вашу поддержку, понимание, можно обсуждать саму ситуацию, выяснять кто прав, кто виноват. Давать советы и наставления, как эффективно разрешать конфликтные ситуации. Иначе ребенок сольет свое накопившееся напряжение и непонимание еще где-нибудь, возможно обидев кого-либо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные стратегии общения родителей и детей в конфликтных ситуациях

Конфликты между родителями и детьми, пути их решения....

Семинар с педагогами «Как с помощью кейсов научить воспитателей решать образовательные ситуации»

В этой консультации вы ознакомитесь как с помощью кейсов   смоделировать образовательную деятельность и найти проблемные зоны. Как составлять педагогические кейсы и использовать их...

ПРОТОКОЛ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ. Тема: «Как помочь ребенку решать конфликтные ситуации»

                 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 Красногвардейского района Санкт-Петербурга ПР...

«Как с помощью кейсов научить воспитателей решать образовательные ситуации»

ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Один из методов, который поможет им самостоятельно п...

Семинар «Как с помощью кейсов научить воспитателей решать образовательные ситуации»

ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Один из методов, который поможет им самостоятельно п...

Семинар «Как с помощью кейсов научить воспитателей решать образовательные ситуации»

ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Один из методов, который поможет им самостоятельно п...