Роль мультфильмов в развитии речи и рекомендации для родителей
консультация

Чуклай Ксения Анатольевна

По статистике, дошкольники проводят ежедневно перед телевизором, гаджетом до 40% своего времени. О роли мультфильмов в развитии речи еще в 1981 г. говорил исследователь Д. Сингер: при слишком частом и длительном просмотре детских передач у малышей ухудшается концентрация, страдает устная речь.

Однако это не означает, что анимация является первородным злом. Мультипликационный жанр является частью комплекса логопедии в целях развивающего обучения детей. Это доступный и интересный метод, позволяющий разнообразить процесс постановки речи. С его помощью можно раскрыть творческий потенциал ребенка при условии совместного просмотра мультфильма.

Мультфильмы для развития речи могут применяться не раньше трех лет! 

 

Источник:  https://logopediacentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/multfilmy-v-razvitiya-rechi/

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль мультфильмов в развитии речи и рекомендации для родителей По статистике, дошкольники проводят ежедневно перед телевизором, гаджетом до 40% своего времени. О роли мультфильмов в развитии речи еще в 1981 г. говорил исследователь Д. Сингер : при слишком частом и длительном просмотре детских передач у малышей ухудшается концентрация, страдает устная речь. Однако это не означает, что анимация является первородным злом. Мультипликационный жанр является частью комплекса логопедии в целях развивающего обучения детей. Это доступный и интересный метод, позволяющий разнообразить процесс постановки речи. С его помощью можно раскрыть творческий потенциал ребенка при условии совместного просмотра мультфильма. Мультфильмы для развития речи могут применяться не раньше трех лет! Этапы развития речи у детей: 1 . До года. Постепенный переход от отдельных звуков к гулению , словарный запас к 12 месяцам составляет до 45 слов. Педиатры не рекомендуют увлекаться просмотром мультфильмов в этом возрасте. Это объясняется тем, что на раннем этапе развития речи ее формирование происходит за счет подражания взрослым и их ответной реакции. Эмоции способствуют закреплению навыков. Кроме того, у мультгероев ребенок не может скопировать артикуляцию, движения рта при произношении звуков. 2 . 1-3 года – период расширения активного словаря за счет не только существительных, но и глаголов. Малыш уже может общаться с помощью простых фраз. Если не уделять ему достаточного внимания, речь будет скудной. Использование мультфильмов возможно по рекомендации врача-логопеда и под его контролем. 3 . От 3 до 7 лет, кроме устного общения, крохе уже доступно последовательное выражение мыслей, он интуитивно понимает свой язык. Ему по-прежнему необходимо живое общение, способность все быстро запоминать, злоупотребление TV может привести к появлению жаргона, слов-паразитов.

Слайд 2

4. От 7 до 17 лет совершенствуется устная и формируется письменная речь. Если в этом возрасте ребенку не хватает практики общения, развитие речи приостанавливается. Плюсы и минусы метода «Мультипликация в развитии речи детей» Сюжеты детской анимации придуманы таким образом, что развивают любознательность, чувство справедливости, обучают коммуникативным навыкам. Преимущества мультипликационного жанра: - расширение словарного запаса; - обучение диалогу и монологу; - знакомство с различной интонацией в предложениях; - развитие фонематического слуха. Рекомендаций ВОЗ прошлого века, когда ребенку разрешали только 30 минут смотреть телевизор, практически никто не придерживается. Сейчас дети окружены гаджетами, играют в компьютерные игры, а раньше больше читали, рисовали или лепили из пластилина. Чрезмерное видеовосприятие вызывает такие отрицательные последствия: - недоразвитие корковых отделов мозга; - утрату коммуникативных навыков; - зависимость; - гиперактивность и агрессию; - нарушения речи. Если у крохи проблемы с концентрацией или гиперактивность , старайтесь ограничивать время у телевизора. Более полезными будут совместное рисование, чтение, лепка, игры в машинки или куклы. Рекомендации по просмотру мультфильмов Чтобы избежать отрицательного влияния TV на здоровье и развитие ребенка, необходимо придерживаться некоторых правил: - в 3 года малыш не должен смотреть больше одного мультфильма в день; - в 6-7 лет нормой является продолжительность 60 мин;

Слайд 3

- школьникам младшей школы разрешается проводить перед телевизором по 2 часа с перерывом на 15 минут; - сюжет должен быть по возрасту (согласно нормам все видео должны быть подписаны, на какой контингент рассчитаны). Маленьким детям еще непонятны ирония или сарказм, поэтому поступки героев должны быть логичными и с соблюдением морали. Также нужно следить за темпом речи персонажей: быстрая смена декораций и диалогов не способствует обогащению словарного запаса. Наибольшее соответствие артикуляции есть в советских мультфильмах. В них также, как и в современных, соблюдена возрастная градация. Среди популярных речевых анимаций : «Уроки тетушки Совы», « АБВГДейка », « Развлечеба ». Этот способ обучения хоть и самый простой для восприятия, но также требует контроля со стороны родителей и закрепления пройденного материала. Для развития речи подойдут не только специальные мультфильмы, но и обычные. Тщательно отбирайте мультфильмы для просмотра, потому что любой из его героев может стать образцом поведения для вашего малыша на долгое время. Не стоит слепо доверять детям. Как правило, им нравится, все, что ярко и красочно, но часто бессмысленно. Если анимация сложна для понимания и восприятия, отмечается эмоциональное утомление, возможны приступы агрессии, нарушения сна. При просмотре детского мультфильма можно не только развивать речь, но и другие качества. Задавая вопросы по сюжету, развивают внимательность и память, учатся использовать в общении сложные предложения, формулировать мысли и делать выводы из ситуации. При выборе данного способа для ускорения процесса формирования речевых навыков соблюдайте возрастные ограничения. И помните: вашего внимания малышу не заменит ни один мультфильм. Источник: https://logopediacentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/multfilmy-v-razvitiya-rechi/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

"О роли родителей в развитии речи детей" рекомендации и игровые упражнения

Игровые упражнения по развитию речи детей для родителей и педагогов...

Игры для развития речи детей. Рекомендации для родителей.

Играйте вместе с детьми по дороге в магазин, детский сад или в путешествии. Ваше желание, небольшая подготовка и вы поможете ребенку правильно говорить. В материале предложены речевые игры с кратким о...

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"

Для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ «НАСЕКОМЫЕ» Рекомендации для родителей в формате #Сидимдомаспользой для детей старшего дошкольного возраста ( 18.05- 22.05)

ЗАДАЧИ: Обобщить полученные знания детей по теме «Насекомые».Учить детей образовывать слова при помощи суффиксов,образовывать множественное число существительных,согласовывать существитель...

Рекомендации "Роль фольклора в развитии речи детей"

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор — одно из действенных и ярких ср...

Роль скороговорок в развитии речи детей (консультация для родителей)

В статье даются разъяснения: чем полезны скороговорки, как их разучивать.  Использование скороговорок в логопедической работе при автоматизации звуков....