Роль скороговорок в развитии речи детей (консультация для родителей)
консультация по логопедии (старшая группа)

Коваленко Елена Валерьевна

В статье даются разъяснения: чем полезны скороговорки, как их разучивать.  Использование скороговорок в логопедической работе при автоматизации звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль скороговорок в  развитии речи.

Чем полезны скороговорки?

  • Скороговорки развивают речевой аппарат ребёнка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребёнок – успешной в будущем личностью.
  • Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро,  они учат ребёнка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания так, чтобы его понимали.
  • Разучивая скороговорку, ребёнок учится осмысленно относится к тому, что говорит, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.
  • Он также учится не только говорить, но и слушать. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают.
  • Кроме того, это самое настоящее развлечение! От души смеяться над собственными и чужими ошибками в произношении.

Логопедические скороговорки и считалки – это очень веселый способ, позволяющий ребенку автоматизировать произношение сложных для него звуков. Подобная форма коррекции звукопроизношения в большинстве случаев положительно воспринимается детьми, поэтому они активно включаются в процесс.

Герои многих скороговорок – это различные животные и их детёныши, что дополнительно поддерживает детский интерес. Скороговорение сначала в медленном, а потом в быстром темпе способствует более быстрому закреплению правильного произношения звуков в повседневной речи.

Но тут есть один небольшой нюанс: если заставлять ребенка учить скороговорки, подчеркивая, что это упражнение для развития речи и постановки, к примеру, звука Р, то малышом это будет восприниматься как скучное занятие, которое вряд ли вызовет в нем положительный отклик. А если привнести в проговаривание скороговорок соревновательный момент, то ребенок будет заинтересован в том, чтобы делать то, что другие дети не могут.

Для чего нужны скороговорки?

Скороговорки составлены из слов с большим количеством звуком из определенной фонетической группы. К примеру, они могут содержать шипящие звуки: Ж, Ч, Ш, Щ. Это позволяет сфокусировать внимание малыша на правильном произношении звуков данной фонетической группы, помогая ему ввести эти звуки в его повседневную речь.

Скороговорение для логопедических занятий позволяет достичь следующих результатов:

  • развитие речевого аппарата ребенка;
  • развитие фонематического слуха (прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают);
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие речевого дыхания;
  • речь ребенка становится интонационно грамотной;
  • эффективная подготовка к формированию письменной речи.

Как их разучивать?

Звуки и слова с автоматизируемым звуком следует повторять многократно, чтобы закрепился новый и правильный уклад артикуляционных органов. При разучивании скороговорок следует учитывать следующие правила:

  • Сначала взрослый читает скороговорку сам, медленно, чтобы было понятно каждое слово.
  • Можно обсудить с ребенком содержание, насколько он его понял и т.д.
  • Затем нужно вместе с ребенком медленно проговаривать скороговорку. Короткие лучше разучивать на одном дыхании, а если они длинные, то можно разбить их на несколько частей.
  • Следующий этап – самостоятельное скороговорение ребенком (сначала шепотом, а потом усиливая голос и повышая темп).

Логопедические скороговорки для детей 5 и 6 лет

Существуют различные логопедические скороговорки для детей разных возрастов, рассчитанные на автоматизацию звуков разных фонетических групп. Для примера приведем несколько из них.

Логопедические скороговорки со звуками Л, Р, М, Н

1. «Полили ли Лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию».

2. «Не жалела мама мыла.

Мама Милу мылом мыла.

Мила мыла не любила,

мыло Мила уронила».

3. «Протокол про протокол протоколом запротоколировали».

4. «Интервьюер интервента интервьюировал».

Скороговорки со звуками Б, В, Д

1. «Добыл бобыль бобов».

2. «Верзила Вавила весело ворочал вилы».

3. «Родонендроны из дендрария».

Скороговорки со звуками С-Ш:

1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

2. «Шестнадцать шли мышей, шесть нашли грошей,

а мыши, что поплоше шумливо шарят гроши».

3. «Самшит, самшит, как ты крепко сшит».

Регулярные занятия помогут ребенку справиться с автоматизацией и дифференциацией сложных для него звуков, которые он в дальнейшем будет использовать в своей повседневной речи. Список скороговорок обширен, они рассчитаны на разные звуки и возраст детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль скороговорок в развитии речи детей

Материал знакомит с методами и приёмами работы со скороговорками...

Консультация для родителей "Роль скороговорок в развитии речи детей"

Роль скороговорок в развитии речи детейЛюбой родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был здоров, чтобы он вовремя сел, встал, сделал первые шаги, вовремя заговорил, и, желательно, сразу много и поня...

Консультация "Роль скороговорок в развитии речи детей дошкольного возраста"

Консультация может быть интересна, и полезна, как воспитателям так и родителям....

Статья: "Роль скороговорок в развитии речи детей"

Любой родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был здоров, чтобы он вовремя сел, встал, сделал первые шаги, вовремя заговорил, и, желательно, сразу много и понятно. Но так же, как необходимо развиват...

Консультация для родителей "Роль скороговорок в развитии речи детей"

    Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной. Разучивая ско...

Консультация для родителей. "Роль скороговорок в развитии речи детей дошкольного возраста".

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью....