«Развиваем фонематическое восприятие в летний период»
статья (старшая группа)

Назарова Мария Вадимовна

Для успешной коррекции речевых нарушений необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков в летний период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_fonematicheskoe_vospriyatie_v_letniy_period.docx15.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Развиваем фонематическое восприятие в летний период»

Для успешной коррекции речевых нарушений необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков в летний период.

Поэтому воспитателям и родителям необходимо следовать нескольким рекомендациям:

  1. Дети должны находиться в обогащённой речевой среде.

Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня. Речь ребёнка формируется на примере речи родных и окружающих его людей. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь правильную, отчётливую, на примере которой формируется его собственная речь.

  1. На прогулке обращайте внимание детей на звуки окружающего мира (неречевые звуки).

Считается, что узнавание неречевых звуков является базой для развития фонематического слуха. Поэтому игры и упражнения на их узнавание мы широко используем на логопедических занятиях.

Примеры игр: «Послушаем звуки», «В мире звуков», «Кто тебя позвал», «Угадай игрушку по звучанию», «Игра с бумагой», «Занимательные баночки» и т.д.

  1. Играйте и упражняйтесь с речевыми звуками.

  • На этом этапе для начала учимся различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

Примеры игр: «Далеко-близко», «Узнай по голосу», «Три медведя», «Животные и их детёныши» и т.д.

  • Далее закрепляем умения различать слова, близкие по звуковому составу.

Примеры игр: «Незнайка запутался», «Придумай слово», «Чем отличаются слова», «Лишнее слово», «Поэт» и т.д.

  • Затем дифференцируем слоги.

 Примеры игр: «Телефон», «Слоговая цепочка», «Запомни и повтори», «Живые слоги» и т.д.

  • Следующий этап – дифференциация фонем.

Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

Примеры игр: «Покажи картинку», «Угадай, кто(что) это был(о)», «Найди одинаковый звук», «Выбери правильно» и т.д.

  • И заключительный этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Начинается эта работа с определения количества слогов в слове, выделения ударного слога. Далее проводится анализ гласных звуков и т.д.

Примеры игр: «Спой начало», «Назови конец», «Назови по порядку», «Синий - красный», «Слово рассыпалось», «Составь слово» и т.д.

  1. Закрепляйте наработанный с ребёнком материал за учебный год.

Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения. Иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: «недоавтоматизированные» звуки могут «потеряться».

  1. Оречевляйте свои действия!

Тем самым вы развиваете и пополняете предметный и глагольный словарь.

Все эти игры просты и не требуют особенного дополнительного оборудования. Играть можно во время поездки в машине, на прогулке и т.п. Главное систематическое повторение, тогда обязательно появятся результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативно - методическая работа с воспитателями " Развиваем фонематическое восприятие у старших дошкольников ".

Консультация для воспитателей " Развиваем фонематическое восприятие у старших дошкольников "....

Развиваем фонематическое восприятие, слуховое внимание и память в игре

В моей работе указаны этапы развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Памятка. Серия "Развиваем фонематическое восприятие"

Методическая подборка из памяток для родителей, рассказывающих о необходимости развития фонематического восприятия у етей, а также о разнообразии игр, способствующих развития фонематического слуха[[{"...

"Развиваем фонематическое восприятие у детей с общим недоразвитием речи" Консультация для воспитателей.

Театрализованные игры и упражнения имеют дидактический характер. Использование творческих заданий в общении с детьми должно быть ситуативным, естественным и гармоничным в сочетании с другими ви...

Буклет для родителей "Развиваем фонематическое восприятие"

Ваш ребенок ходит в школу, но под диктовку пишет с ошибками. В чем же причина? Чтобы записать слово, ребенку необходимо произнести его, услышать каждый звук по порядку и обозначить буквой. Трудности, ...

Альбом упражнений для дошкольников Н.М.Миронова "Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей группы"

Альбом входит в  комплект пособий по развитию слухового  внимания и фонематического   восприятия у детей старшей логопедической группы...

Играем дома."Развиваем фонематическое восприятие"

В презентации представлены образцы игр для развития фонематического слуха и восприятия ребенка...