Адаптация ребенка к школе. О чем должны знать родители.
статья (подготовительная группа)

Григорь Юлия Валерьевна

Что меняется в жизни ребенка, когда он идет в школу.

Через несколько месяцев ваш ребёнок станет первоклассником. Учителя, домашние задания, оценки, новые друзья – скоро это станет частью жизни вашего ребенка. Чтобы школьные дни стали приятными и позитивными важно понять, что изменится в жизни ребенка.
Семья. У ребенка меняется позиция в семье. В дошкольном возрасте семья - место, где происходят все важнейшие события в его жизни. Когда ребенку исполняется 7 лет семья становиться тылом, местом, куда ребенок приходит отдыхать после "подвигов" в школе.
Статус. Изменяется положение ребенка в обществе. Теперь его основная деятельность – обучение и это важно для семьи, общества и будущего. Он гордится тем, что он ученик.

Вы замечаете, как гордо ребята идут с только что купленным портфелем в руках, как много задают вопросов о школе.
Отношения. Ребенок оказывается в новом для себя мире. Все не так как в детском саду, он выстраивает новые отношения с окружающими и сами собой.

Новые требования и возможности. К ребенку предъявляются новые требования: регулярно ходить в школу, соблюдать режим школьного дня, соответствовать требованиям учителя, встречаться с оценкой своей деятельности. На основе этой оценки во многом складывается отношение окружающих и самооценка. Одноклассники становятся партнерами по деловому, учебному взаимодействию, а не только сверстниками, с которыми можно поиграть, повеселиться. Взамен ребенок обретает большую свободу, которая дает ему больше право выбора личного времени.  

Понимая причины изменений, легче понять и поддержать первоклассника.

Этапы адаптации к школе.

Давайте разберем что такое адаптация, какие этапы проходит ребенок при адаптации к школе? Адаптация первоклассника к школе может длиться от двух до шести месяцев.

1-3 неделя. Переходное время, когда основные силы первоклассника тратятся не на учебу, а на адаптацию к школьному режиму. Такая работа отнимает много сил - физических и психологических. В этот период дети могут болеть, возможно нарушение сна, снижение аппетита, повышенная утомляемость. Дети переживают изменения образа жизни, что может сказаться на самочувствии.

4- 5 неделя. Организм ребенка находит оптимальные реакции на новые условия. Первоклассник начинает находить оптимальные формы поведения, способы взаимодействия с учителем, одноклассниками. Реакции становятся более спокойными. Он физически приспосабливается.

6-7 неделя. Организм находит наиболее подходящие варианты реакции на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.

 

Рекомендации, которые помогут в период адаптации.

Ø  Мы хотим поделиться рекомендациями, которые помогут ребенку в период адаптации к школе.

Ø  Проводите с ребенком больше времени. Старайтесь самостоятельно отводить и забирать ребенка из школы. Первое время не оставляйте ребенка на продленке.  

Ø  Соблюдайте режим дня. Ребенок 7 лет должен спать около 12 часов в сутки.

Ø  Проводите активно время на свежем воздухе.

Ø  Не перегружайте ребенка занятиями и кружками. Они должны нравиться ребенку.

Ø  Помогите ребенку найти друзей. Прочитайте вместе с ребенком книгу Людмилы Петрановской «Что делать, если…». Общайтесь с родителями одноклассников, старайтесь вместе гулять.

Ø  Учите ребенка учиться. Помогайте ребенку выполнять задания, но только до того момента, когда он сможет выполнять эти действия сам. Установите правило, после небольшого перерыва сначала сделать уроки и потом отдыхать.

1. Убедитесь, что ребенок понял домашнее задание.

2. Дайте выполнить задание самостоятельно.

3. После выполнения проверьте, разберите ошибки.

Ø  Сохраняйте позитивный настрой. Вселяйте в ребенка веру в успех. Рассказывайте интересные истории из своей школьной жизни. Не обращайте внимание на небольшие сложности, настраивайте себя и ребенка, что их можно легко решить, преодолеть.

      Я верю, у тебя все получится!

      Если тебе потребуется помощь, я рядом!

      Я вижу, ты очень стараешься!

Можно выражать недовольство конкретными действиями ребенка, но не им в целом

 Ты невнимательно прочитал задание, попробуй еще раз.

Хвалить и поощрять ребенка следует не за общие его успехи, а за конкретные достижения, подчеркивая значимость того или иного умения

 Как красиво ты написал!

 Ты такой самостоятельный! Портфель сложил сам и ничего не забыл! Здорово!

Приучайте ребенка к ответственности и самостоятельности. А главное, будьте спокойными и уверенными в ребенке, это создает особую теплую атмосферу отношениям, которая так необходима первокласснику.

Какие навыки можно подтянуть за время летних каникул.

Изменения в жизни ребенка требуют от первоклассника самостоятельности. Предлагаем чек-лист, с помощью которого вы сможете понять, чему нужно первокласснику научится.

 Проверяем, может ли ученик сам одеться и поесть. Да-да! Очень важно, чтобы ребёнок умел самостоятельно одеться и раздеваться, завязать шнурки, застегнуть ремень, переодеть сменную обувь. Учитель — это не воспитатель и не нянька, у него другие функции. Представьте, что все 28–40 детей будут просить завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Если вы внезапно выяснили, что будущий ученик чего-то не умеет, не паникуйте. Впереди ещё несколько недель для продуктивной работы.

 Выясняем, как у ребенка с личной гигиеной. Задумайтесь, а лучше проверьте, сможет ли ребенок справиться с туалетом и мытьём рук самостоятельно. Объясните ребенку как отпроситься в туалет во время урока.

Учим ребёнка узнавать свои вещи и следить за своими вещами. Сколько комичных ситуаций было в школе, когда ученик не знал, как выглядит его футболка, а ребята всем классом устраивали поиски. Лучше, если все принадлежности будут подписаны: фамилия, имя ребёнка и класс. Научите ребенка следить за своими вещами, складывать их в пенал, портфель, отличать свой учебник от учебника одноклассника. Поиграйте с будущим учеником в игру «Собери портфель». На столе разложите много школьных и нешкольных вещей, а ребёнок должен всё сложить красиво и положить только то, что нужно в школе. Более продвинутые могут сыграть в игру «Угадай, какой урок», когда из рюкзака нужно достать только то, что требуется на конкретном предмете.

Репетируем знакомство. Родители часто не обращают внимания на то, что ребёнок не умеет общаться, знакомиться, подходить первым или дружелюбно отвечать на предложение поиграть вместе. Добавьте своему первокласснику уверенности, поиграйте с ним в «знакомство», научите первым фразам, послушайте, как он ими пользуется, разыграйте разные сценки, объясните, что другой ребёнок, возможно, тоже немного стесняется и переживает. Улыбка и словарный запас сделают своё дело.

Тестируем память ребёнка. Он должен помнить имена-отчества, свой адрес, ФИО мамы и папы, дату рождения и букву своего класса. Также играем в сценки «Спроси у учителя», «Я потерялся», «Подскажите, пожалуйста». Информации и передвижений по школе в первые дни будет много. Важно, чтобы ребёнок не терялся, мог всегда обратиться к учителю или другому взрослому за помощью.

Проверяем, умеет ли ребёнок слышать взрослых. Проверьте, слышит ли ребенок взрослых, может ли он слушать учителя и не перебивать, реагирует ли на просьбы других взрослых людей, знает ли, что такое урок, перемена?

Как понять, что адаптация прошла успешно? Что делать, если не все идет гладко?  

Если ваш ребенок после 2 недель-месяца, проведенного в школе, не капризничает по утрам, с удовольствием ходит в школу, делиться впечатлениями о ней, не болеет, в полном объеме воспринимает учебный материал и хорошо относится к своему учителю и одноклассникам – поздравляем вы успешно прошли адаптацию к школе.

Но, что делать, если это вовсе не так? Как быть с тем, если ваш первоклассник находится в подавленном состоянии, потерял аппетит, капризничает по утрам, не желает делать уроки, плохо справляется с учебными задачами, плохо себя ведет или вы наблюдаете у него энурез? Если вы заметили у своего ребенка какой-то из перечисленных признаков или даже несколько, то всё это указывает на низкий адаптационный уровень. Ребенку очень тяжело и нужна незамедлительная помощь с вашей стороны.

Давайте попробуем в этим разобраться и найти способы быстрого реагирования.

•      Без паники. Вы переживаете – переживает ваш ребенок. Дети очень интуитивны, они невольно чувствуют все ваши опасения и переживания. Детям кажется, раз родители чего-то боятся, значит и им что-то угрожает. Провожайте ребенка в класс с улыбкой на лице, а после школы встречайте с огромной радостью. Интересуйтесь у него как прошел день, что нового он узнал, с кем подружился. Это поможет Вам узнать о эмоциональном состоянии героев. Хвалите ребенка за его достижения, искренне радуйтесь его знакомствам, удивляйтесь новым знаниям. Тогда ребенку захочется делиться с вами «секретами» снова и снова.

•      Не докучайте первоклассника расспросами, если он находится в плохом настроении или просто устал. Всё бывает - неудачи, невезенья, плохое самочувствие. Самое верное в такой ситуации, просто поддержать: обнять, взять портфель, подбодрить «у всех случаются неудачи», «ты всё равно для меня самый лучший», «я с тобой».

•      Если вы заметили, что ребенок слишком часто стал расстраиваться, беспричинно начал капризничать, то постарайтесь в ненавязчивой форме поговорить с ним. Постарайтесь выбрать нужный момент, подвести ребенка к разговору. С этих вопросов можно начать разговор: «Мы заметили, что тебя что-то беспокоит», «Всё ли у тебя в порядке?», «Как ты себя чувствуешь?». Возможно, причина окажется не сложной, и вам ее удастся ее решить.

•      Если причина оказалась значительно серьезней, то тогда нужно подключать более серьезную артиллерию:

Ну а если, всё же, причина оказалась значительно серьезней, то тогда нужно подключать более серьезную артиллерию:

      психолога (если ребенок не может самостоятельно справиться с чувством неуверенности, страхами, возможно какими-то комплексами)

      администрацию школы/родительский комитет (если трудности с учителем или с одноклассниками).

Главное не запускать подавленное состояние первоклассника – это чувство напрочь может отбить всё желание учиться. Ребенок имеет право на свои чувства, переживания и время для того, чтобы привыкнуть. Верьте в него, поддерживайте, помогайте найти новых друзей. И тогда он с удовольствием будет бежать в школу за новыми знаниями.

 

Библиографический список:

1. Войнов В.Б. К проблеме психофизиологической оценки успешности адаптации детей к школьным условиям // Мир психологии, 2000. № 4.

2. Лурия С.Б., Блинова Н.Г., Анисова Е.А. Роль морфофизиологических и психологических особенностей первоклассников в адаптации к систематическому обучению // Мир психологии, 2002. № 1.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2 М.,2009.

4. Эльконин Д.Б. От Автора. Биография исследования // Вопросы психологии. 2/2004. № 1.

5. Корнеева Е.Н. Ваш ребёнок идет в школу. Проверяем готовность ребёнка к школе. Советы родителям первоклашек. Под редакцией О.А. Богатырева. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Мир и образование, 2013.

6. Никифорова О.А. Психолого-педагогические и медико-физиологические аспекты школьной адаптации: учебное пособие. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2011

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_starshego_doshkolnika_k_shkole.docx128.48 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка к школе. О чем должны знать родители.

Что меняется в жизни ребенка, когда он идет в школу.

Через несколько месяцев ваш ребёнок станет первоклассником. Учителя, домашние задания, оценки, новые друзья – скоро это станет частью жизни вашего ребенка. Чтобы школьные дни стали приятными и позитивными важно понять, что изменится в жизни ребенка.
Семья. У ребенка меняется позиция в семье. В дошкольном возрасте семья - место, где происходят все важнейшие события в его жизни. Когда ребенку исполняется 7 лет семья становиться тылом, местом, куда ребенок приходит отдыхать после "подвигов" в школе.
Статус. Изменяется положение ребенка в обществе. Теперь его основная деятельность – обучение и это важно для семьи, общества и будущего. Он гордится тем, что он ученик.

Вы замечаете, как гордо ребята идут с только что купленным портфелем в руках, как много задают вопросов о школе.
Отношения. Ребенок оказывается в новом для себя мире. Все не так как в детском саду, он выстраивает новые отношения с окружающими и сами собой.

Новые требования и возможности. К ребенку предъявляются новые требования: регулярно ходить в школу, соблюдать режим школьного дня, соответствовать требованиям учителя, встречаться с оценкой своей деятельности. На основе этой оценки во многом складывается отношение окружающих и самооценка. Одноклассники становятся партнерами по деловому, учебному взаимодействию, а не только сверстниками, с которыми можно поиграть, повеселиться. Взамен ребенок обретает большую свободу, которая дает ему больше право выбора личного времени.  

Понимая причины изменений, легче понять и поддержать первоклассника.

Этапы адаптации к школе.

Давайте разберем что такое адаптация, какие этапы проходит ребенок при адаптации к школе? Адаптация первоклассника к школе может длиться от двух до шести месяцев.

1-3 неделя. Переходное время, когда основные силы первоклассника тратятся не на учебу, а на адаптацию к школьному режиму. Такая работа отнимает много сил - физических и психологических. В этот период дети могут болеть, возможно нарушение сна, снижение аппетита, повышенная утомляемость. Дети переживают изменения образа жизни, что может сказаться на самочувствии. Школа осознанного родительства Большая Медведица - Сам себе режиссер  (Родительская шпаргалка по дисциплине) На самом деле невозможно влиять на  ребенка, который не в силах влиять сам на себя, невозможно управлять  человеком, неВесы правосудия

4- 5 неделя. Организм ребенка находит оптимальные реакции на новые условия. Первоклассник начинает находить оптимальные формы поведения, способы взаимодействия с учителем, одноклассниками. Реакции становятся более спокойными. Он физически приспосабливается.

6-7 неделя. Организм находит наиболее подходящие варианты реакции на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.Чаши весов в балансе. винтаж весы, изолированные на фоне | Премиум векторы

Рекомендации, которые помогут в период адаптации.

  • Мы хотим поделиться рекомендациями, которые помогут ребенку в период адаптации к школе.
  • Проводите с ребенком больше времени. Старайтесь самостоятельно отводить и забирать ребенка из школы. Первое время не оставляйте ребенка на продленке.  
  • Соблюдайте режим дня. Ребенок 7 лет должен спать около 12 часов в сутки.
  • Проводите активно время на свежем воздухе.
  • Не перегружайте ребенка занятиями и кружками. Они должны нравиться ребенку.
  • Помогите ребенку найти друзей. Прочитайте вместе с ребенком книгу Людмилы Петрановской «Что делать, если…». Общайтесь с родителями одноклассников, старайтесь вместе гулять.
  • Учите ребенка учиться. Помогайте ребенку выполнять задания, но только до того момента, когда он сможет выполнять эти действия сам. Установите правило, после небольшого перерыва сначала сделать уроки и потом отдыхать.

1. Убедитесь, что ребенок понял домашнее задание.

2. Дайте выполнить задание самостоятельно.

3. После выполнения проверьте, разберите ошибки.

  • Сохраняйте позитивный настрой. Вселяйте в ребенка веру в успех. Рассказывайте интересные истории из своей школьной жизни. Не обращайте внимание на небольшие сложности, настраивайте себя и ребенка, что их можно легко решить, преодолеть.
  • Я верю, у тебя все получится!
  • Если тебе потребуется помощь, я рядом!
  • Я вижу, ты очень стараешься!

Можно выражать недовольство конкретными действиями ребенка, но не им в целом

 Ты невнимательно прочитал задание, попробуй еще раз.

Хвалить и поощрять ребенка следует не за общие его успехи, а за конкретные достижения, подчеркивая значимость того или иного умения

 Как красиво ты написал!

🎯 Ты такой самостоятельный! Портфель сложил сам и ничего не забыл! Здорово!

Приучайте ребенка к ответственности и самостоятельности. А главное, будьте спокойными и уверенными в ребенке, это создает особую теплую атмосферу отношениям, которая так необходима первокласснику.

Какие навыки можно подтянуть за время летних каникул.

Изменения в жизни ребенка требуют от первоклассника самостоятельности. Предлагаем чек-лист, с помощью которого вы сможете понять, чему нужно первокласснику научится.

  • Проверяем, может ли ученик сам одеться и поесть. Да-да! Очень важно, чтобы ребёнок умел самостоятельно одеться и раздеваться, завязать шнурки, застегнуть ремень, переодеть сменную обувь. Учитель — это не воспитатель и не нянька, у него другие функции. Представьте, что все 28–40 детей будут просить завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Если вы внезапно выяснили, что будущий ученик чего-то не умеет, не паникуйте. Впереди ещё несколько недель для продуктивной работы.
  • Выясняем, как у ребенка с личной гигиеной. Задумайтесь, а лучше проверьте, сможет ли ребенок справиться с туалетом и мытьём рук самостоятельно. Объясните ребенку как отпроситься в туалет во время урока.
  • Учим ребёнка узнавать свои вещи и следить за своими вещами. Сколько комичных ситуаций было в школе, когда ученик не знал, как выглядит его футболка, а ребята всем классом устраивали поиски. Лучше, если все принадлежности будут подписаны: фамилия, имя ребёнка и класс. Научите ребенка следить за своими вещами, складывать их в пенал, портфель, отличать свой учебник от учебника одноклассника. Поиграйте с будущим учеником в игру «Собери портфель». На столе разложите много школьных и нешкольных вещей, а ребёнок должен всё сложить красиво и положить только то, что нужно в школе. Более продвинутые могут сыграть в игру «Угадай, какой урок», когда из рюкзака нужно достать только то, что требуется на конкретном предмете.
  • Репетируем знакомство. Родители часто не обращают внимания на то, что ребёнок не умеет общаться, знакомиться, подходить первым или дружелюбно отвечать на предложение поиграть вместе. Добавьте своему первокласснику уверенности, поиграйте с ним в «знакомство», научите первым фразам, послушайте, как он ими пользуется, разыграйте разные сценки, объясните, что другой ребёнок, возможно, тоже немного стесняется и переживает. Улыбка и словарный запас сделают своё дело.
  • Тестируем память ребёнка. Он должен помнить имена-отчества, свой адрес, ФИО мамы и папы, дату рождения и букву своего класса. Также играем в сценки «Спроси у учителя», «Я потерялся», «Подскажите, пожалуйста». Информации и передвижений по школе в первые дни будет много. Важно, чтобы ребёнок не терялся, мог всегда обратиться к учителю или другому взрослому за помощью.
  • Проверяем, умеет ли ребёнок слышать взрослых. Проверьте, слышит ли ребенок взрослых, может ли он слушать учителя и не перебивать, реагирует ли на просьбы других взрослых людей, знает ли, что такое урок, перемена?

Как понять, что адаптация прошла успешно? Что делать, если не все идет гладко?  

Если ваш ребенок после 2 недель-месяца, проведенного в школе, не капризничает по утрам, с удовольствием ходит в школу, делиться впечатлениями о ней, не болеет, в полном объеме воспринимает учебный материал и хорошо относится к своему учителю и одноклассникам – поздравляем вы успешно прошли адаптацию к школе.

Но, что делать, если это вовсе не так? Как быть с тем, если ваш первоклассник находится в подавленном состоянии, потерял аппетит, капризничает по утрам, не желает делать уроки, плохо справляется с учебными задачами, плохо себя ведет или вы наблюдаете у него энурез? Если вы заметили у своего ребенка какой-то из перечисленных признаков или даже несколько, то всё это указывает на низкий адаптационный уровень. Ребенку очень тяжело и нужна незамедлительная помощь с вашей стороны.

Давайте попробуем в этим разобраться и найти способы быстрого реагирования.

  • Без паники. Вы переживаете – переживает ваш ребенок. Дети очень интуитивны, они невольно чувствуют все ваши опасения и переживания. Детям кажется, раз родители чего-то боятся, значит и им что-то угрожает. Провожайте ребенка в класс с улыбкой на лице, а после школы встречайте с огромной радостью. Интересуйтесь у него как прошел день, что нового он узнал, с кем подружился. Это поможет Вам узнать о эмоциональном состоянии героев. Хвалите ребенка за его достижения, искренне радуйтесь его знакомствам, удивляйтесь новым знаниям. Тогда ребенку захочется делиться с вами «секретами» снова и снова.
  • Не докучайте первоклассника расспросами, если он находится в плохом настроении или просто устал. Всё бывает - неудачи, невезенья, плохое самочувствие. Самое верное в такой ситуации, просто поддержать: обнять, взять портфель, подбодрить «у всех случаются неудачи», «ты всё равно для меня самый лучший», «я с тобой».
  • Если вы заметили, что ребенок слишком часто стал расстраиваться, беспричинно начал капризничать, то постарайтесь в ненавязчивой форме поговорить с ним. Постарайтесь выбрать нужный момент, подвести ребенка к разговору. С этих вопросов можно начать разговор: «Мы заметили, что тебя что-то беспокоит», «Всё ли у тебя в порядке?», «Как ты себя чувствуешь?». Возможно, причина окажется не сложной, и вам ее удастся ее решить.
  • Если причина оказалась значительно серьезней, то тогда нужно подключать более серьезную артиллерию:

Ну а если, всё же, причина оказалась значительно серьезней, то тогда нужно подключать более серьезную артиллерию:

  • психолога (если ребенок не может самостоятельно справиться с чувством неуверенности, страхами, возможно какими-то комплексами)
  • администрацию школы/родительский комитет (если трудности с учителем или с одноклассниками).

Главное не запускать подавленное состояние первоклассника – это чувство напрочь может отбить всё желание учиться. Ребенок имеет право на свои чувства, переживания и время для того, чтобы привыкнуть. Верьте в него, поддерживайте, помогайте найти новых друзей. И тогда он с удовольствием будет бежать в школу за новыми знаниями.

Библиографический список:

1. Войнов В.Б. К проблеме психофизиологической оценки успешности адаптации детей к школьным условиям // Мир психологии, 2000. № 4.

2. Лурия С.Б., Блинова Н.Г., Анисова Е.А. Роль морфофизиологических и психологических особенностей первоклассников в адаптации к систематическому обучению // Мир психологии, 2002. № 1.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2 М.,2009.

4. Эльконин Д.Б. От Автора. Биография исследования // Вопросы психологии. 2/2004. № 1.

5. Корнеева Е.Н. Ваш ребёнок идет в школу. Проверяем готовность ребёнка к школе. Советы родителям первоклашек. Под редакцией О.А. Богатырева. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Мир и образование, 2013.

6. Никифорова О.А. Психолого-педагогические и медико-физиологические аспекты школьной адаптации: учебное пособие. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Адаптация ребенка к детскому саду. Что нужно знать родителям?

Что же такое «адаптация ребенка к детскому саду» и как сделать так, чтобы она прошла наиболее безболезненно для Вашего малыша? К вашему вниманию несколько простых правил. которые помогут Вашей крохе в...

Адаптация ребенка к детскому саду: что необходимо знать родителям

Многие детки поначалу на удивление охотно идут в группу, достаточно легко переживают разлуку с мамочкой, но затем ревом и криками выражают протест против своего нового социального статуса – детсадовца...

Что должны знать родители про адаптацию в детском саду.

Советы родителям,как последовательно и постепенно адаптировать ребенка  к детскому саду....

Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста (2-3 года); . «Адаптация детей к детскому саду» Что должны знать родители о ФГОС ДОУ»

Конспект родительского собрания во  второй группе  раннего возраста (2-3 года);.«Адаптация детей к детскому саду» Что должны знать родители о ФГОС ДОУ»...

АДАПТАЦИЯ. Что должны знать родители?

Что должны знать родители?Чем чаще ребенок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке около дома, т. е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет пер...

Что нужно знать родителям об адаптации ребенка к школе.

Адаптация к школе - многоплановый процесс....

Адаптация ребенка к школе. О чем должны знать родители.

Адаптация ребенка к школе. О чем должны знать родители.Что меняется в жизни ребенка, когда он идет в школу. Через несколько месяцев ваш ребёнок станет первоклассником. Учителя, домашние задания, оценк...