Как понимать и ценить детские рисунки.
консультация

Лесникова Оксана Ильинична

Детское рисование в начальном периоде представляет собой пачканье. Постепенно непокорные                каракули         оформляются в          более  или                  менее определенные очертания. Начинается мощный подъем изобразительной деятельности                ребенка,          совершенствуется     изобразительное            рисование. У разных детей это происходит в разное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация "Как понимать и ценить детские рисунки"

Уважаемые, родители!

Вы когда–нибудь задумывались над вопросом: «Почему дети предпочитают рисование другим занятиям? Как понимать и оценивать детские рисунки?».

Ответы на эти вопросы на первый взгляд кажутся затруднительными. Авторитетные, знающие и понимающие люди: психолог, педагог, художник, часто        дают        абсолютно        противоречивые        оценки. Нормальные рисунки, нормальный ребенок, но есть проблемы, скажет психолог.

Ничего особенного, обычное стереотипное детское рисование. Способности есть, и если есть желание, то надо учить посоветует педагог. Гениально! Сколько фантазии, какая смелость изображения, какая живость цвета! Не трогайте его, дайте полную свободу творчеству и ни в коем случае ничему        не        учите!        -        воскликнет        художник. Истинная ценность детского рисунка заключается не в том, какого качества рисунки создают дети, а в том, как через творчество они преодолевают свою личность, реализуют свой жизненный опыт.

Детское рисование в начальном периоде представляет собой пачканье. Постепенно        непокорные                каракули        оформляются        в        более        или                менее определенные очертания. Начинается мощный подъем изобразительной деятельности                ребенка,        совершенствуется        изобразительное        рисование. У разных детей это происходит в разное время. Но чаще всего - в возрасте около трех лет. В этом возрасте мышление предметное, поэтому и рисование предметное. Синим карандашом, оказавшимся в руке, может нарисовать солнце, дерево, птицу. Не надо огорчаться по этому поводу и думать, что ребенок не "чувствует" цвета, что не "живописец". Просто пока у него другие задачи,                        он                        рисует                        нужную                форму. Постепенно предметное рисование усложняется и совершенствуется.

Единое серое, предметы, образы начинают взаимодействовать "Я и моя мама". Детям откроется много интересных наблюдений и все хочется нарисовать,                рисунок                становится        сюжетным. В рисунках детей нет перспективы и требовать от них этого бессмысленно и учить        их                этому                пока                незачем.

К        пяти        годам        у        детей        уже        прослеживается        умение        рисовать. Изображение на переднем и заднем плане за счет уменьшения их размеров, или разно уровневые поднятия над нижнем (переднем) краем рисунка. И к 5-6 годам происходит взрыв рисовальной активности. Сами рисунки становятся        реалистичнее,                детальнее,                информативнее.                В        их        суждении появляется оценочная категория явлений жизни, искусства и творчества, "красиво".

Для ребенка в этом возрасте рисование - оптимальная форма душевной самореализации, которая часто предпочтительнее других игры, пение, танцы, поэтому необходимо создать удобные условия для свободного творческого

рисования.

В 6-7 лет наступает "золотой век" детского рисования. У ребенка появился опыт изобразительной деятельности, умение работать разными материалами, опыт эмоциональной интеллектуальной обработки информации,        знания.

Набрав силу, детское рисование активно реализуется, совершенствуется и усложняется.

А вот к возрасту 8-10 лет многие дети совсем теряют интерес к рисованию, компенсирую его интересом к суждению. Это естественный процесс, исчерпав себя и подготовив простейший качественный прогресс личности.

Детское рисование - это феномен детской активности. Необходимо, поэтому,        при                рассматривании        и        оценке        детских        работ: а)        обсуждать        с        ребенком,                а        не        его        самого        (например: слабый, гениальный                                        ребенок                                        и                        т.д.) б) оценивать нужно достижения ребенка относительно его личных

возможностей и в сравнении с его же рисунками с учетом индивидуальных особенностей и динамики его развития, а не в сравнении с другими детьми. в) необходимо точно определить цель, суть задачи, условия создания рисунка и в соответствии с этим обстоятельством оценивать работу (задана тема        к                выставке,                подсказана        извне        или        вызвана        художественными побуждениями, использовал ли вспомогательный зрительный материал или работал                        по                        памяти,                по                        воображению                и                т.д.) г) выделять и оценивать его общее настроение, сюжет, композиционное решение (выбор размера рисунка, масштабные отношения, конфигурация форм,                ритмичное        и                колористическое                решение),        свободное        владение изобразительными                                                                                                        средствами.

д) поддерживать, поощрять правомерно самостоятельность рисования, чуткость        к        природе                изобразительных                        материалов        и                        возможных инструментов, изобразительность в поиске приемов изображения, способов выражения                                                образов                                                                и                                настроения. е) важно определить и учитывать меру чужого влияния на рисунок, снижающего уровень творческого поиска. Нужно помнить, что такие виды рисования,                как        срисовывание        с        образца,        калькирование        с                        оригинала, закрашивание готовых контурных картинок не способствует творчеству и художественному                                                                развитию                                                                ребенка. ж) в самой оценке должно быть явно   доброе внимание,   желание увидеть глубоко и полно все содержание рисунка. Оно должно быть обстоятельно аргументировано и иметь позитивный характер, чтобы даже при        определение        недостатков                открыть        ребенку        возможность                для        их

преодолений,         исключая         при         этом         прямую         подсказку.

В оценке также может быть выражено напутствие к дальнейшему творчеству и формировании новых задач - тогда она будет интересна, полезна, желаема и принята с доверием.

Поэтому, рассматривание рисунков, начиная с младших групп, надо проводить очень умело. Важно, чтобы каждый ребенок в конце занятия порадовался,        проявил        положительные                эмоции. Можно обратить внимание всех детей на хорошо переданную форму, цвет (не называя авторов), на появление изображений, которые дети ранее не учились                        создавать.

Дети среднего возраста проявляют все больший интерес к работам сверстников. Важно поддерживать интерес к успехам товарищей и умение видеть эстетические достоинства работ, умение рассказывать о своей работе.

Начиная со старших групп, следует приучать детей к анализу своих работ и работ товарищей. Дети начинают понимать, что рисунок оценивается в зависимости от поставленных задач, и видеть положительные стороны рисунка        и        указать        на        ошибки. Анализируя детские работы (пусть это будет ребенок или взрослый)

надо помнить, что дети творят соответственно собственным потребностям, а не        "напоказ".

В оценке работ должно поощряться искреннее, оригинальное творчество ребенка,                а                не        послушное                репродуктирование. Любя рисование и доверяя взрослым,   рисующий ребенок может оказаться жертвой чужой воли. Так нарушается творческие права ребенка, неверно ориентируется его художественная деятельность и наносится ущерб по целостному личностному развитию. Это необходимо помнить и понимать всем        взрослым,        соприкасающимся        с        творчеством        детей.

C:\Users\Андрей\Desktop\scale_1200.jpg             C:\Users\Андрей\Desktop\Рисунки-про-лето-Семья-стоит-под-радугой-Моя-семья-цветными-карандашами-5413.jpg

C:\Users\Андрей\Desktop\1г-Конарев-Александр.jpg



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Особенности общения с детьми в семье

Подготовила воспитатель: Лесникова О.И.

Здравствуйте, уважаемые родители!  C:\Users\Андрей\Desktop\1614552554_26-p-detskie-kartinki-na-belom-fone-28.png

Я рада видеть вас на нашей встрече. Что это такое? Смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать его голос, ощущать его – вот то, в чем нуждается ребенок. Вы первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на доминирование его системы ценностей. Сколько бы нам не было лет, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье. Ведь так? Даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на  «то, чему меня учили дома», «чему учила меня моя мать», «что мне показал отец». Малыш всему учится в общении со взрослыми. Это создает фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слов «Годы чудес» - годы общения ребенка с родителями. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям, - конечно же, все это оставит неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мысли человека. Цель моей консультации сегодня – помочь вам радоваться детям, даруя им опыт человеческого общения через умение слушать, говорить, думать.

        Мы с вами должны стремиться к умению слушать другого, стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень не многие среди нас умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Нам требуется умение и усилие, чтобы одновременно и общаться и наблюдать, и слушать.

        Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, т.е. осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими и всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако вы как первые учителя своего ребенка можете во многом помочь ему, если начнете прививать навыки общения уже сейчас.

        Дети требуют не столько внимания-опеки, сколько внимания-интереса, который им можете дать только вы – их родители. В дошкольном возрасте ребенок лишь «ищет» характерные для него способы отношения с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе. При дефиците общения может возникнуть болезнь, которая называется госпитализмом. Общение приносит ребенку массу положительных радостных переживаний. Лишенный общения малыш впадает в тоску, личность его травмируется, и не только личность. Замедляется и искажается все психическое развитие. Если вы понимаете ребенка, реагируете на его неудачи или наоборот успехи; если помогаете ему избавиться от чего-то, что мешает ему; если его любят, разговаривают с ним, и играют, то он понимает, что мир – это безопасное место, и он может доверять тем, кто ухаживает за ним. Если же его потребности не удовлетворяются, особенно потребность в общении с любящими взрослыми, он вырастаем, испытывая недоверие ко всему миру.

        Такие виды общения, как улыбка и взгляд,  увеличивают силу взаимного притяжения малыша и его родителей. Уже в младенчестве у детей формируется чувство доверия, или недоверия, к окружающему миру, у людям, вещам, явлениям и т.д.

        При дефиците внимания, любви, ласки при жестком обращении у детей складывается недоверие, боязнь окружающих, формируется чувство отчужденности.

        Доверие к ребенку, умение взрослого прощать малышу большие и малые прегрешения, поручения детям посильных трудовых задач, воспитание младших – вот истоки морали бескорыстия и доброты. По мере того как у ребят развиваются способности к совместным действиям и умения общаться, взаимодействие со сверстниками становится более стабильным и продолжительными. Успех среди партнеров по игре в немалой степени зависит от ощущения безопасности и удовлетворенности, которые знакомы детям по их общениям с отцом и матерью. Для формирования положительных навыков общения необходимо развивать в детях эмоциональное восприятие окружающие эмоции – одна из составляющих частей человеческой натуры. Они отражение индивидуальности человека его внутреннего состояния (интерес, радость, удивление, стыд, страх…).

        Если преобладает отдельная эмоция у ребенка, то это и определяет характер его поведения. Воспитание способно ослабить отрицательное эмоциональное восприятие у детей, а положительное, наоборот, усилить. Точно известно: живое человеческое общение – это самое интересное на свете. Сначала мы видим и слышим человека и лишь за тем что-то понимаешь. Будьте всегда внимательны ко всем проявлениям чувств и желаний собеседника. Это позволит не только общаться со взрослыми людьми, но и найти настоящих друзей в лице ваших малышей.

        Активно подключайте выразительные мимические средства, помните, что ваши жесты, мимика, пантомимика – наши первые помощники в общении.

        Неумение правильно выражать свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимика жестовой речи затрудняет общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого часто становиться причиной страха, отчужденности, враждебности. Возможность выражать свои чувства и мысли по средствам мимики способна заменить нам обычную речь. Использование и постоянное развитие мимических средств позволит не только лучше понимать своего собеседника, но и привносить определенную живость в общении друг с другом. Необходимо мягко, но настойчиво воспитывать у ребенка культуру жеста. Жесты, а также интонации должны лишь эмоционально дополнять его речь. Это ласка, нежное прикосновение, выражение несогласия.

        Вам необходимо обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные условия для общения с вами, а для этого запомните следующие:

  • Для ребенка вы являетесь образом речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами.
  • Ваш ребенок будет говорить, так как его домашние.
  • Вам наверняка приходилось слышать: «Да он разговаривает точь-в-точь как его отец!»
  • Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает и понимает гораздо больше, чем может сказать.
  • Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.
  • Вам принадлежит исключительно активная роль в обучении вашего малыша,  умению думать и говорить, но не менее активную роль в интеллектуальном, эмоциональном,  речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.

Нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему больше узнать о доме, местах удаленных от него.

  • По возможности нужно присоединиться к ребенку. Когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.
  • У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и для ребенка реальные цели.
  • Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений, но не терзайтесь, если вы не в состоянии выполнить все его просьбы и желания.
  • Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты, но учение – это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребенок устанет от нее. Главное чтобы у ребенка было постоянное ощущение «голода» из-за недостатка знаний. Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребенком и взрослым, в первую очередь матерью. Ее материнская любовь вызывает у малыша ответное теплое чувство. Что может быть лучше, чем слова 4-х летней девочки Гали: «Мама, ты меня любишь, как свое сердце, а я люблю тебя, как праздник».

Я думаю, мои советы и рекомендации помогут вам в общении с вашими малышами!

Успехов вам! Всего доброго!

     C:\Users\Андрей\Desktop\iTD3JA0DJ.jpg


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Как понимать и ценить детские рисунки

"Как понимать и ценить детские рисунки"Почему дети предпочитают рисование другим занятиям? Как понимать и оценивать детские рисунки?Ответы на эти вопросы на первый взгляд кажутся затруднительными....

Как понимать и ценить детские рисунки.

Почему дети предпочитают рисование другим занятиям? Как понимать и оценивать детские рисунки? Ответы на эти вопросы вы получите, если ознакомитесь с данной консультацией. Она адресована воспитателям, ...

Консультация для родителей "Как понимать и ценить детские рисунки"

Консультация для родителей по изобразительной деятельности...

Консультация для родителей на тему: «Как понимать и ценить детские рисунки».

Консультация для родителей на тему: «Как понимать и ценить детские рисунки». Почему дети предпочитают рисование другим занятиям? Как понимать и оценивать детские рисунки? Ответы на эти ...

статья "Как понимать и ценить детские рисунки"

Почему дети предпочитают рисование другим занятиям? Как понимать и оценивать детские рисунки? Ответы на эти вопросы на первый взгляд кажутся затруднительными, но в этой статье мы постараемся на них от...

Консультация для родителей "Как понимать и ценить детские рисунки"

Детское рисование в начальном периоде представляет собой пачканье. Постепенно непокорные каракули оформляются в более или менее определенные очертания. Начинается мощный подъем изобразительной деятель...