Воспитание любознательности средствами природы
консультация (старшая группа)

Лесникова Оксана Ильинична

Влияние природы на ребенка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тес- ной связи с природой, ее явлениями, с самой жизнью у детей появляются эмоции, обостряется восприятие и воображение.

В процессе познания у детей вырабатывается способность творчески мыс- лить, появляется желание приобретать новые знания. Только познавая природу, ре- бенок начинает сознательно и бережно относится к ней. В процессе познания за- кладываются и основы экологической культуры, которая является частью общече- ловеческой культуры и отражает взаимосвязи человека и всего общества с приро- дой во всех ее видах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_lyuboznatelnosti_sredstvami_prirody.docx579.48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Воспитание любознательности средствами природы»

Уважаемые родители!

Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка?

Как Вы думаете, что необходимо для того, чтобы ребенок был здорови правильно развивался? (Ребенок должен как можно дольше быть на свежем воз- духе, гулять, общаться с природой.)

Влияние природы на ребенка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тес- ной связи с природой, ее явлениями, с самой жизнью у детей появляются эмоции, обостряется восприятие и воображение.

В процессе познания у детей вырабатывается способность творчески мыс- лить, появляется желание приобретать новые знания. Только познавая природу, ре- бенок начинает сознательно и бережно относится к ней. В процессе познания за- кладываются и основы экологической культуры, которая является частью общече- ловеческой культуры и отражает взаимосвязи человека и всего общества с приро- дой во всех ее видах.

Приобщая ребенка к природе, мы всесторонне развиваем его личность, вос- питываем интерес, бережное отношение к природе и любознательность. Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать богатство и многооб- разие взаимосвязей в природе, объяснять нормы и правила поведения в природе.

Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, к природе.

Что же такое любознательность?

Любознательность – склонность к приобретению новых знаний, пытливость. Любознательность – общая направленность положительного отношения к широкому кругу явлений. Источником для появления и формирования любозна- тельности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни, любозна- тельность ребенка окрашена эмоциональным восприятием окружающего мира и

составляет как бы первую ступень познавательного отношения.

Воспитание любознательности не требует каких-либо специальных знаний и осуществляется на занятиях, в играх, в труде, в общении. Основное условие разви- тия любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

У отдельных детей имеется достаточный запас представлений, они любозна- тельны, быстро реагируют на то, что им интересно, но если не воспитывать них способность сосредотачиваться и заниматься мыслительной деятельностью, их лю- бознательность останется на низком уровне и может превратиться в пустое любо- пытство, которое не требует особых усилий.

Что же такое любопытство?

Любопытство – 1. Мелочный интерес ко всяким, даже несущественным по- дробностям (праздное любопытство, спрашивать из любопытства). 2. Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь (возбудить любопытство, удовлетворить пустое любопытство).

Ребенок очень любознателен по своей натуре. Его интересует все новое, не- известное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он чер- пает в природе: то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. С познанием окружающего мира возрастает его лю- бознательность, интерес к незнакомому, который проявляется в его постоянныхво- просах.

Каждый ребенок по своей натуре исследователь. Чего только мы не найдем в

его карманах, какие только не услышим от него вопросы. И вот, пока дети не утра- тили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

Для возбуждения любознательности хорошо использовать элемент загадоч- ности, сюрпризности, развлекательности.

Что толкает детей на поступки, связанные с разрушением, например, с поломкой машинки? (Стремление познать, а что у нее внутри, почему она двига- ется.)

С ростом ребенка растет и его любопытство к окружающему его миру, кпри-

роде. Часто возникают вопросы: почему? для чего? И мы называем этот возраст

«почемучки»: «А почему трава зеленая?», «А почему птицы летают?» А почему, почему? Множество таких вопросов ежедневно обрушивается на родителей, кото- рые порой не знают, как от них увернуться, как от них ответить?

Хорошо или плохо, когда дети задают вопросы?

Очень часто сигналом задержки психического развития служит количество и качество задаваемых ребенком вопросов, по которым можно судить не только об отставании ребенка, но и об его творческих способностях.

Задают ли Вам дети вопросы? Какие? Как Вы думаете, о чем говорят детские вопросы? (о высоком уровне развития ребенка.)

Если дети задают вопросы, значит, они их интересуют. Вопросы помогают познавать мир, обогащают ум открытиями. Это очень хорошо, когда дети приходят к Вам со своими вопросами.

Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необхо- димо развивать, но при этом необходимо вооружать ребенка способами самостоя- тельного поиска ответа.

А.М.Горький писал: «Сказать ребенку на его вопрос: «Подожди, вырастишь

– узнаешь» - значит гасить его стремление к знанию. Толково ответить на вопрос – большое искусство и оно требует осторожности».

Да, быстрые готовые ответы расширяют кругозор ребенка, обогащают его знания, не достаточно способствуют развитию самостоятельного мышления, непо- буждают ребенка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него.

Не рекомендуется также давать ответы в категоричной форме – да или нет. Лучше всего ответы на вопросы детей сопровождать краткой беседой, кото-

рая поможет ребенку увидеть не только внешние признаки, но и связи. Однако не

следует перегружать детей сложными ответами. Если в три года малыш лишь удив- ляется чему-то новому и проявляет любопытство, то после трех лет вопросы стано- вятся признаками любознательности ребенка. Это тот период, когда ребенок не просто удивляется новому, а желает все о нем узнать. Таким образом, в этотпериод многочисленные «почему» свидетельствуют о познавательных мотивах. Важно не только отвечать на вопросы ребенка, но и самим обращаться к нему с вопросом. Вопросы, заданные ребенку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, со- поставлению, учат делать выводы и умозаключения.

Поставленная перед детьми задача и предложение подумать: сопоставить, сравнить, припомнить – способствуют развитию мыслительных способностей, а значит, активно воспитывают пытливость ума, формируют любознательность и по- знавательный интерес как черты характера.

К шести годам все «почему» - это стремление детей постичь суть окружаю- щего, понять причины, связи между предметами и явлениями.

Наша задача – поддерживать в детях любознательность и пробуждать ее,

чтобы число вопросов росло, помня при этом, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребенка и не перегружать его.

Чем больше в Вашем доме «почему», тем лучше развит ребенок, тем выше его творческий потенциал. Отсутствие таких вопросов – один из сигналов неблаго- получия в его развитии.

Нужно ли сразу отвечать ребенку? Как Вы поступаете?

(Не стоит сразу давать готовый ответ. Возможно даже ответить неправильно, если убеждены, что ребенок знает ответ. Привальный ответ доставит ему удоволь- ствие. Можно ребенку предложить найти ответ самому, понаблюдав за интересую- щим его явлением.)

Но вот ребенок пошел в школу. Первое время он весь горит приготовлением уроков, написанием палочек и крючочков. Все новое его увлекает. Но время про- ходит и ребенок, «набравшись опыта», уже не так восторженно рассказывает о школьных событиях, с неохотой садится за тетради. Что же случилось? Он перестал быть любознательным? Скорее всего, у него развилась то любознательность, кото- рая необходима ему для обучения в школе. Да, любознательность присуща каж- дому ребенку. Все дело в ее «качестве»: что именнохочет узнать ребеноки трудится ли он сам, чтобы добыть эти знания.

Любознательность важна, поэтому ее необходимо развивать, повышать ее уровень.

Факторы, способствующие формированию любознательности дошколь- ника.

Это общение с ребенком. Общение должно создавать у детей радостное, оп- тимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. Без всего этого естественное проявление умственной активности, пытливости, любо- знательности издерживаются и притупляются. В этом нам помогают прогулки в природу, которые сближают нас с детьми. Помогают установлению дружеских от- ношений, в основе которых лежит взаимопонимание. Во время таких прогулок мы имеем неограниченные возможности воспитательного воздействия на ребенка, раз- вития его наблюдательности, тренировки внимания и памяти. Нужно только

научиться наполнять такие прогулки содержанием, чтобы каждый из них стал свет- лым праздников, ведь в природе нет такого периода, когда бы нечего было показать ребенку.

«Глубоко ошибаются считающие, что если детей окружает природа, то уже в самом этом факте кроется могучий стимул умственного развития. В природе нет никакой магической силы, влияющей на разум, чувства и волю. Природа стано- вится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, про- никает мыслью в причинно-следственные связи», - говорил В.А. Сухомлинский.

Развивая круг интересов ребенка, расширяя его знания о мире, вместе с тем мы укрепляем его любознательность. «Все вокруг интересно!» Именно наблюде- ния, беседы, игры во время прогулки будут создавать ощущение интереса.

Во время прогулок необходимо развивать у детей любого возраста способ- ность к наблюдению. Это дает возможность ребенку воспринимать красоту при- роды и узнавать новое о жизни в природе, создают условия для применения знаний в новой ситуации, стимулируют развитие наблюдательности и познавательной ак- тивности дошкольников.

Важно усиливать стремление ребенка самостоятельно разбираться в вещах и явлениях, а не ждать и не требовать помощи от взрослых. При этом не скупитесь на одобрение робких попыток детей достигнуть успеха. Здесь главное, чтобы дело с успехом было доведено до конца. Взрослый должен оберегать огонек любозна- тельности. Одним из источников, питающих этот огонек, является радость успеха. Большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментиро- вание с природным материалом. Здесь перед ребенком стоит определенная позна- вательная задача, требующая самостоятельного решения. Проведение опытов – увлекательное занятие для ребят, в процессе которого они высказывают предполо- жения, используют разные способы проверки, делают выводы, у них развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес к миру природы. При организации опытов с растениями и животными детей нужно учить осторожному обращению с живыми существами, стараться не повредить ихжизни. Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, кото-

рые развивают наблюдательность, учат многогранно и образно воспринимать мир. Главной особенностью загадки состоит в том, что она представляет собой логиче- скую задачу.

Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. со- вершить довольно сложную мыслительную операцию. Хорошо, когда дети не только отгадывают загадки, но и придумывают свои.

Развитию мыслительных и речевых способностей способствуют и природо- ведческие беседы с ребенком, содержание которых должно быть интересным и до- ступным пониманию ребенка (например, какие животные обитают в лесу, лесная аптека под ногами, зима в природе).

Детская художественная литература о природе воздействует как на

сознание ребенка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создает у детей определенное настроение, повышает познавательный интерес к природе. Природоведческая книга помогает присматриваться к окружающей природе и учит правильно ее воспринимать.

Важным средством приобщения ребенка к природе являются природоведче- ские музеи. Посещение музеев развивает у детей любознательность, наблюдатель- ность, пробуждает в ребенке творчество. В каждом музее имеются богатые и инте- ресные экспозиции, в них организуются тематические выставки, имеются кинозалы для просмотра фильмов о природе. Музей сразу осмотреть невозможно. Его

необходимо посещать несколько раз. Ходите все вместе в музеи!

Старайтесь, чтобы у ребенка создавалось представление о самом себе как об умеющем, сообразительном, терпеливым. Все это будет способствовать

формированию у ребенка высокого уровня любознательности в дошкольном возрасте. А в этом – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкасается.

Памятка для родителей по развитию любознательности.

  • Внимательно относитесь к детским вопросам и не отмахивайтесь от них.
  • Не раздражайтесь из-за них на ребенка, не запрещайте их задавать.
  • Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.
  • Все время прививайте ребенку познавательные интересы и мотивы.
  • Научите его играть в шашки и шахматы.
  • Проводите в семье конкурсы знатоков, викторины, часы загадок и отгадок.
  • Организовывайте совместные походы в театры, на выставки, в музеи.
  • Проводите постоянные прогулки на природе, в парке, сквере, к водоему, в лес, погуляйте по дорожкам ботанического сада.
  • Мастерите с детьми поделки из природного материала.
  • Поощряйте экспериментирование детей.
  • Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по ее содержа- нию (рекомендуемые авторы: Е. Чарушин, В. Бианки, К. Паустовский, М. При- швин, Г. Скребицкий и другие).

              Любите своего ребенка!

C:\Users\Андрей\Desktop\1614552554_26-p-detskie-kartinki-na-belom-fone-28.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любознательности средствами природы

Ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста; вовлечь родителей в обсуждение проблемы воспитания любознательности средства...

Воспитание любознательности средствами природы. "Круглый стол" (Родительское собрание)

Ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста....

Мероприятие с родителями. "Воспитание любознательности средствами природы"

Круглый стол с родителями подготовительной к школе группы. Задачи состоят в том, чтобы повысить педагогическую грамотность родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшег...

Консультация для родителей: "Воспитание любознательности средствами природы"

Влияние природы на ребенка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи с природой, ее явлениями, с самой жизнью у д...

Воспитание любознательности средствами природы

Воспитание любознательности средствами природы...

Родительское собрание в подготовительной группе на тему: "Воспитание любознательности средствами природы"

в настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стра...