Мероприятие с родителями. "Воспитание любознательности средствами природы"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Кочеткова Любовь Александровна

Круглый стол с родителями подготовительной к школе группы. Задачи состоят в том, чтобы повысить педагогическую грамотность родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста. Активизировать родителей в обсуждение проблемы воспитания любознательности средствами природы. Создать условия для ознакомления родителей с факторами, влияющими на развитие любознательности дошкольников. Пополнить знание родителей опыта по развитию любознательности, используемых ими на практике. Привлечь родителей на участие общего интересного дела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kochetkova_l.a.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие с родителями.

                                                                     

Тема: «Воспитание любознательности средствами природы»

Форма проведения: круглый стол

Аудитория родители подготовительной к школе группы.

Количество участников: воспитатели, 18 родителей.

Задачи:

  1. Повысить педагогическую грамотность родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Активизировать родителей в обсуждение проблемы воспитания любознательности средствами природы.
  3. Создать условия для ознакомления родителей с факторами, влияющими на развитие любознательности дошкольников.
  4. Пополнить знание родителей  по развитию любознательности, используемых ими на практике.
  5. Привлечь родителей на участие общего интересного дела.

Ожидаемые результаты:

      1. Повышение педагогической грамотности родителей воспитанников с

 условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного

         возраста.

  1. Активизирование родителей в обсуждение проблемы воспитания любознательности средствами природы.
  2. Создание представления о факторах, влияющих на развитие любознательности дошкольников.
  3. Пополнение знаний родителей  по развитию любознательности, используемых ими на практике.
  4. Появление интереса родителей на участие общего интересного дела.

Информационно-техническое обеспечение:

Проектор, ноутбук, диски.

Материалы и оборудование: выставка по теме собрания (художественной литературы, загадки, поисковые вопросы по экологии, игры и т.д.). Анкета, памятка, карандаши.

Логика проведения:

  1. Педагогический всеобуч в форме «вопрос-ответ».  (Приложение №1)

Цель: ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста, средствами природы.  

             В целях создания эмоционального настроя на тематику собрания звучит спокойная музыка, отображающую звуки природы: журчанье ручья, пение птиц, а на экране проектор показывает картинки природы.

Вопросы:

Скажите, каким бы вы хотели видеть своего ребенка?

Что же такое любознательность?

А что же такое любопытство?

Скажите, что толкает детей на поступки, связанные с разрушением,       например, с поломкой машины?

Ваше мнение, хорошо или плохо, когда дети задают вопросы?

Задают ли Вам дети вопросы? Какие?

Как вы думаете, о чем говорят   детские вопросы?

Можете вспоминать какой-нибудь вопрос ребенка, на который вам   было трудно ответить?

Нужно ли сразу отвечать ребенку? Как поступаете вы?

  1. Самостоятельная работа. Приложение №2.

 Родители знакомятся с перечнем факторов, способствующих формированию любознательности дошкольника. Приложение №3.

  1. Работа с памяткой. Приложение №4

Ведущий. Родителям предполагается прочитать текст памятки (приложение №4)  по развитию любознательности и выделить из них те пункты и советы, которые, используются ими на практике и дают положительные результаты. После этого проводится обсуждение предположенных советов, родители делятся своим опытом.

  1. Решение родительского собрания. Приложение №5.

Приложение №1.

1. Педагогический всеобуч в форме «вопрос-ответ».  

Ведущий. Уважаемые родители, здравствуйте! Мы рады видеть Вас на нашей встрече.

Педагог задает вопрос? Скажите, каким бы вы хотели видеть своего ребенка? Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы ребенок был здоров и правильно развивался?

 (Высказывания родителей.)

 (Ребенок должен как можно больше быть на свежем воздухе, гулять, общаться с природой.)

- Да, влияние природы на ребенка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи с природой, ее явлениями, с самой жизнью у детей проявляются эмоции, обостряется восприятие и воображение. В процессе познания у детей вырабатывается способность творчески мыслить, появляется желание приобретать новые знания. Только познавая природу, ребенок начинает сознательно и бережно относиться к ней. В процессе познания закладываются и основы экологической культуры, которая является частью общечеловеческой культуры и отражает взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах. Приобщая ребенка к природе, мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем интерес, бережное отношение к природе и любознательность. Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать богатство и многообразия взаимосвязей в природе, объяснять нормы и правила поведения в природе.

Любознательность и познавательный интерес  являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, к природе.

Педагог задает вопрос? Что же такое любознательность?

(Высказывания родителей.)

- Любознательность - склонность к приобретению новых знаний, пытливость («Толковый словарь русского языка» С.Ожегова и Н.Шведова). Любознательность - общая  направленность положительного отношения к широкому кругу явлений. Источником для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни. Любознательность ребенка окрашена эмоциональным восприятием окружающего мира и составляет как бы первую ступень познавательного отношения. Воспитание любознательности не требует каких-либо специальных занятий и осуществляется на занятиях, в играх, в труде, в общении. Основное условие развития любознательности - широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним. У отдельных детей имеется достаточный запас представлений, они любознательны, быстро реагируют на то, что им интересно, но если не воспитывать у них способность сосредотачиваться и заниматься мыслительной деятельностью, их любознательность останется на низком уровне и может превратить в пустое любопытство, которое не требует особых усилий.

 Педагог задает вопрос?  А что же такое любопытство?

(Высказывания родителей.)

- У слова «любопытство», согласно все тому же «Толковому словарю русского языка» С. Ожегова и Н. Шведова, есть 2 значения.

  1. Мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям (например -  праздное любопытство, спрашивать из любопытства).
  2. Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь (например – возбудить любопытство, удовлетворить пустое любопытство).

- Ребенок очень любознателен по своей натуре. Его интересует все новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька превратилась в воду, тот ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к незнакомому, который проявляется в его постоянных вопросах.

Каждый ребенок по своей природе исследователь. Чего только мы не найдем в его карманах, какие только  не услышим от него вопросы. И вот пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им, открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

Для возбуждения любознательности хорошо использовать элемент загадочности, сюрпризности, развлекательности.

 Педагог задает вопрос?   Скажите, что толкает детей на поступки, связанные с разрушением, например, с поломкой машины?

(Высказывания родителей.)

 (Стремление познать, а что у нее внутри, почему она двигается.)

- С ростом ребенка растет и его любопытство к окружающему его миру, к природе. Часто возникают вопросы: почему? для чего? И мы называем этот возраст «почемучки»: «А почему трава зеленая?», «А почему птицы летают?» А почему, почему? Множество таких вопросов ежедневно обрушивается на родителей, которые порой не знают, как от них увернуться, как на них ответить?

Педагог задает вопрос? Ваше мнение, хорошо или плохо, когда дети задают вопросы? (Высказывания родителей.) (Безусловно, хорошо.)

Очень часто сигналом задержки психического развития служит очень малое количество и скудное качество задаваемых ребенком вопросов. А вот по большому количеству разнообразных, глубоких вопросов можно судить о творческих способностях малыша.                                

 Ведущий. Задают ли Вам дети вопросы? Какие? Как вы думаете, о чем говорят детские вопросы?

(Высказывания родителей.)

 (О высоком уровне развития ребенка.)

Педагог отвечает. Если дети задают вопросы, значит, они их интересуют. Вопросы помогают познавать мир, обогащают ум открытиями. Это очень хорошо, когда дети приходят к Вам со своими вопросами. Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать, но при этом необходимо вооружать ребенка способами самостоятельного поиска ответа. А. Горький писал: «Сказать ребенку на его вопрос: «Подожди, вырастешь - узнаешь» - значить гасить его стремление к знанию. Толково ответить на вопрос – большое искусство, и оно требует осторожности». Да, быстрые готовые ответы расширяют кругозор ребенка, обогащают его знания, но недостаточно способствуют развитию самостоятельного мышления, не побуждают ребенка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него.

Педагог задает вопрос?    Можете вспоминать какой-нибудь вопрос ребенка, на который вам было трудно ответить?

(Родители делятся воспоминаниями.)

Педагог отвечает. Не рекомендуется также давать ответы в категорической форме - «да» или «нет». Лучше всего ответы на вопросы детей сопровождать краткой беседой, которая поможет ребенку увидеть не только внешние признаки, но и связи. Однако не следует перезагружать детей сложными ответами.

- Если в 3 года малыш лишь удивляется чему-то новому и проявляет любопытство, то после 3 лет вопросы становятся признаками любознательности ребенка. Это тот период, когда ребенок не просто удивляется новому, а желает все о нем узнать. Таким образом, в этот период многочисленные «почему» свидетельствуют о познавательных мотивах. Важно не только отвечать на вопросы ребенка, но и самим обращаться к нему с вопросами. Вопросы, заданные ребенку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения. Поставленная перед детьми задача и предложение подумать: сопоставить, сравнить, припомнить – способствует развитию мыслительных способностей, а значит, активно воспитывают пытливость ума, формируют любознательность и познавательный интерес как черты характера.

- В 5- 6 лет все «почему» - это стремление детей постичь суть окружающего, понять причины, связи между предметами и явлениями. Наша задача - поддерживать в детях любознательность и пробуждать ее, чтобы число вопросов росло, помня при этом, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребенка и не перегружать его. Чем больше в вашем доме «почему», тем лучше развит ребенок, тем выше его творческий потенциал. Отсутствие таких вопросов - один из сигналов неблагополучия в его развитии.

Педагог задает вопрос?  Нужно ли сразу отвечать ребенку? Как поступаете вы? (Высказывания родителей.)

Педагог отвечает. (Не стоит сразу давать готовый ответ. Возможно, даже ответить неправильно, если убеждены, что ребенок знает ответ. Можно ребенку предложить найти ответ самому, понаблюдав за интересующим его явлением).

- Но вот ребенок пошел в школу. Первое время он весь горит приготовлением уроков, написанием палочек и крючочков. Все новое его увлекает. Но время проходит, и ребенок, «набравшись опыта», уже не так садится за тетради. Что же случилось? Он перестал быть любознательным? Скорее всего, у него не развилась  любознательность, которая необходима для обучения в школе. Да, любознательность присуща каждому ребенку. Все дело в ее «Качестве»: что именно хочет узнать ребенок и трудиться ли сам, что бы добыть эти знания. Любознательность важна, и поэтому ее необходимо развивать, стараясь повышать уровень любознательности.

Приложение №2

2.  Самостоятельная работа.

Ведущий. Предлагаем вам выбрать из предложенного перечня факторы, способствующие формированию любознательности дошкольника и отметить их галочкой (раздает каждому родителю перечень (приложение 3)).

(Родители знакомятся с перечнем, обсуждают его).

Ведущий подытоживает сказанное.

- Да, прежде всего - это общение с ребенком. Общение должно создавать у детей радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. Без всего этого естественные проявления умственной активности, пытливости, любознательности сдерживаются и притупляют. В этом нам помогают прогулки в природу. Прогулки сближают нас с детьми, помогают установлению дружеских отношений, в основе которых лежит установленную дружеских отношений, в основе которых лежит взаимопонимание. Во время таких прогулок мы имеем неограниченные возможности воспитательного воздействия на ребенка, развития его наблюдательности, тренировки внимание и памяти. Нужно только научиться наполнять такие прогулки содержанием, чтобы каждая из них стала светлым праздником, ведь в природе нет такого периода, когда бы нечего было сказать ребенку.

 - «Глубоко ошибаются считающие, что если детей окружает природа, то уже в самом факте кроется могучий стимул умственного развития. В природе нет никакой магической силы, влияющей на разум, чувства и волю. Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи»,- говорил В.Сухомлинский.

 Ведущий. Согласны? (Высказывания родителей.)

 Педагог отвечает.  Раздвигая круг интересов ребенка, расширяя его знания о мире, вместе с тем мы укрепляем его любознательность. «Все вокруг интересно!» Именно наблюдения, беседы,  игры во время прогулки будут создавать ощущения интереса. Во время прогулок необходимо развивать у детей любого возраста способность к наблюдению. Это дает возможность ребенку воспринимать красоту природы и узнавать новое о жизни в природе. Самостоятельные наблюдения повышают интерес к природе, создают условия для применения знаний в новой ситуации, стимулируют развитие наблюдательности и познавательной активности дошкольников.

Важно усиливать стремление ребенка самостоятельно разбираться в вещах и явлениях, а не ждать и не требовать помощи от взрослых. При этом не скупитесь на одобрение робких попыток детей достигнуть успеха. Здесь главное, чтобы дело с успехом было доведено до конца. Взрослый должен оберегать огонек любознательности. Одним из источников, питающих этот огонек, является радость успеха.

Большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментирование с природным материалом. Здесь перед ребенком стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Проведение опытов – увлекательное занятие для ребят, в процессе которого они высказывают свои предположения, используют разные способы проверки, делают выводы, у них развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес к миру природы. При организации опытов с растениями и животными детей нужно учить осторожному обращению с живыми существами, стараться не повредить их жизни.

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые развивают наблюдательность, учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу.

Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Хорошо, когда дети не только отгадывают загадки, но и придумывают свои.

- Развитию мыслительных и речевых способностей способствуют и природоведческие беседы с ребенком, содержание которых должно быть интересным и доступным пониманию ребенка. Какие темы можно развивать? (Например, какие животные обитают в лесу, лесная аптека под ногами, осень в природе и др.)

- Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создает у детей определенное настроение, повышает познавательный интерес к природе. Природоведческая книга помогает присматриваться к окружающей природе и учит правильно ее воспринимать.

- Важным средством приобщения ребенка к природе являются природоведческие музеи. Посещение музеев развивает у детей любознательность, пробуждает в ребенке творчество. В каждом музее имеются богатые  и интересные экспозиции, в них организуются тематические выставки, имеются кинозалы для просмотра фильмов о природе. Музей сразу осмотреть невозможно, его необходимо посещать несколько раз. Ходите все вместе в музей!

- Старайтесь, чтобы у ребенка создавалось представление о себе как об имеющемся, сообразительном, терпеливом. Все это будет способствовать формированию у ребенка любознательности самого высокого для школьников уровня. А в этом - залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснется.

 

Приложение №3.

              Перечень факторов, способствующих формированию любознательности дошкольников

  1. Общение с ребенком.
  2. Прогулки и экскурсии в природу.
  3. Наблюдение за природой и окружающим миром.
  4. Беседы с ребенком.
  5. Посещение музеев, выставок, зоопарка, театров.
  6. Чтение познавательной литературы.
  7. Просмотр телевизионных передач о природе.
  8. Опытническая и экспериментальная работа с детьми.
  9. Загадывание загадок, решение кроссвордов, ребусов.
  10. Игра в шашки и шахматы.
  11. Проведение викторин и конкурсов.
  12. Подвижные игры.

  1. Работа с памяткой.                                                            Приложение №4.

               Памятка для родителей по развитию любознательности

  1. Внимательно относитесь к детским  вопросам.
  2. Не раздражайтесь из-за них на ребенка, не запрещайте их задавать.
  3. Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.
  4. Все время прививайте ребенку познавательные интересы и мотивы.
  5. Научите его играть в шашки и шахматы.
  6. Проводите в семье конкурсы знаток, викторины, часы загадок и отгадок.
  7. Организуйте совместные походы в театр, на выставки, в музеи.
  8. Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, сквер, к водоему, в лес.
  9. Мастерите с детьми поделки из природного материала и бумаги.
  10. Поощряйте экспериментирование детей.
  11. Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по ее содержанию.

Любите своего ребенка!

Приложение №5.

           4.  Решение родительского собрания:

  1. Широко использовать прогулки в природу для развития любознательности детей.
  2. Поощрять самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным «А как ты думаешь?»

    3. Стимулировать любознательность ребенка и поощрять за нестандартные  вопросы.

4. В общении с детьми широко использовать загадки, вместе придумывать и свои.

5.   Организовывать совместные с ребенком походы и музеи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любознательности средствами природы

Ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста; вовлечь родителей в обсуждение проблемы воспитания любознательности средства...

Консультация для родителей: "Воспитание любознательности средствами природы"

Влияние природы на ребенка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи с природой, ее явлениями, с самой жизнью у д...

Консультация для родителей «Воспитание любознательности средствами природы»

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детс...

Консультация для родителей «Воспитание любознательности средствами природы»

Влияние природы на ребенка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи с природой, ее явлениями, с самой жизнью у д...

Практикум для родителей «Воспитание любознательности средствами природы»

Вовлечь родителей в обсуждение проблемы воспитания любознательности средствами природы; определять факторы, влияющие на развитие любознательности дошкольников....

Консультация для родителей «Воспитание любознательности средствами природы»

Консультация для родителей "Воспитание любознательности средствами природы"....

Консультация для родителей «Воспитание любознательности средствами природы»

Консультация для родителей "Воспитание любознательности средствами природы"....