Практикум для родителей «Воспитание любознательности средствами природы»
методическая разработка

 Вовлечь родителей в обсуждение проблемы воспитания любознательности средствами природы; определять факторы, влияющие на развитие любознательности дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_lyuboznatelnosti.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для родителей «Воспитание любознательности средствами природы»
Форма проведения : круглый стол. 
Цели: ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста ; вовлечь родителей в обсуждение проблемы воспитания любознательности средствами природы; определять факторы, влияющие на развитие любознательности дошкольников. 
План проведения:
1. Педагогический всеобуч в форме вопрос-ответ
2. Самостоятельная работа
3. Работа с памяткой

4. Подведение итогов

Приложение: игры экологического содержания на развитие любознательности
Организационный момент
В целях создания эмоционального настроя можно включить спокойную музыку, отображающие звуки природы ; журчание ручья, пение птиц .
Оформляется выставка по теме собрания (познавательная литература, рисунки детей) 

Педагог:
- Добрый вечер уважаемые родители. Я рада вас всех видеть на нашей встрече. Мы с вами сегодня поговорим о том, как воспитывать любознательность детей средствами природы. 
-Скажите, каким бы вы хотели видеть своего ребёнка? 
Ответы родителей:
-Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы ребенок был здоров и правильно развивался? ( Ребенок должен как можно больше быть на свежем воздухе, гулять, общаться с природой)
- Да, влияние природы на ребёнка огромно. знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни.  Только познавая природу, ребёнок начинает сознательно и бережно относиться к ней. В процессе познания закладываются и основы экологической культуры. Приобщая ребёнка к природе, мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем бережное отношение к природе, любознательность.

- Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, к природе. Что же такое любознательность? 
Высказывания родителей. 
Как объясняется в Толковом словаре русского языка С. Ожогова. 
Любознательность - склонность приобретению новых знаний, пытливость. Источником для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни. Любознательность ребенка окрашена  эмоциональным восприятием окружающего мира и составляет как бы  первую ступень познавательного отношения. Основное условие развития любознательности - широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного , заинтересованного отношения к ним.

- А что же такое любопытство?(высказывания родителей)

У слова «любопытство» есть 2 значения

Согласно  «Толковому словарю русского языка» С.Ожегова

1. Мелочный интерес ко всяким ,даже несущественным подробностям

2. Стремление узнать. Увидеть что-нибудь новое,  проявление интереса к чему-нибудь

 Ребёнок очень любознателен по своей натуре. Его интересует всё новое неизвестное, Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька превращается в воду, то ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. С познание окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к незнакомому, который проявляется в его постоянных вопросах.

 Каждый ребёнок по своей натуре исследователь. Чего только мы не найдем в его карманах, какие только не услышим от него вопросы и пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им  открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.
Для возбуждения любознательности хорошо использовать элемент загадочности, сюрпризности,  развлекательности. 
-Скажите, что толкает детей на поступки, связанные с разрушением, например с поломкой игрушки? 
Ответы родителей. 
-Стремление узнать, что у неё внутри, почему она двигается.

С ростом ребёнка растёт и его любознательность к окружающему его миру, к природе. Часто возникают вопросы: Почему? Для чего? 

И мы называем этот возраст «почемучки»: а почему трава зеленая? А почему птицы поют? Множество таких вопросов ежедневно обрушиваются на родителей. Которые  порой не знают. Как ответить или увернуться?
-Ваше мнение, хорошо это или плохо; когда дети задают вопрос? 
(Безусловно хорошо, у детей развивается речь, психическое      развитие.) 
- А вот по большому количеству разнообразных, глубоких вопросов, можно судить о творческих способностях ребенка. 
- Задают ли вам дети вопросы?  Какие? Как вы думаете . о чем говорят детские вопросы? (о высоком уровне развития ребенка)
Ответы родителей.

 Можете вспомнить вопрос ребенка, на который вам было трудно ответить?

- Если дети задают вопросы, значит, они их интересуют. Вопросы помогают познавать мир. Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать, но при этом необходимо вооружать ребёнка способами самостоятельного поиска ответа. А. М. Горький писал «Сказать ребёнку на его вопрос: «Подожди, вырастишь-узнаешь» - значит гасить его стремление к знанию. Толково ответить на вопрос - большое искусство, и оно требует осторожности». Да, быстрые готовые ответы расширяют кругозор ребёнка, обогащают его знания, но недостаточно способствуют развитию самостоятельного мышления. 
Не рекомендуется так же давать ответы в категоричной форме «Да» или «Нет».
Да любознательность присуща каждому ребёнку, но её необходимо развивать, стараясь повышать уровень любознательности. 

Лучше всего ответы на вопросы сопровождать краткой беседой, которая поможет ребенку увидеть не только внешние признаки, но и связи. Однако не следует перегружать детей сложными ответами. Если в три года малыш лишь удивляется чему -то новому и проявляет любопытство, то после трех лет вопросы становятся признаками любознательности ребенка. Это тот период, когда ребенок не просто удивляется новому, а желает все о нем узнать. Таким образом, в этот период многочисленные «почему» свидетельствуют о познавательных мотивах. Важно не только отвечать на вопросы ребенка, но и самим обращаться к нему с вопросами. Вопросы, заданные ребенку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения.

Поставленная перед детьми задача и предложение подумать: сопоставить, сравнить, припомнить – способствуют развитию мыслительных способностей, а значит, активно воспитываю пытливость ума, формируют любознательность и познавательный интерес, как черты характера.

В 5-6 лет все «почему» - это стремление детей постичь суть окружающего,  понять причины, связи между предметами и явлениями.

Наша задача – поддерживать в детях любознательность и пробуждать ее,  чтобы число вопросов росло, помня при этом, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребенка и не перегружать его.

Чем больше в Вашем доме «почему», тем лучше развит ребенок, тем выше его творческий потенциал. Отсутствие таких- один из сигналов неблагополучия в его развитии.

- Но нужно ли сразу отвечать ребенку? Как поступаете вы?

( не стоит сразу давать готовый ответ. возможно даже ответить неправильно, если убеждены, что ребенок знает ответ. Можно ребенку предложить  найти ответ самому, понаблюдать за интересующим его явлением.)

Да любознательность присуща каждому ребенку. Все дело в ее качестве: что именно хочет узнать ребенок и трудится ли он сам, чтобы добить эти знания. Любознательность важна, и поэтому ее необходимо развивать, стараясь повышать уровень любознательности.
Этап самостоятельной работы
Предлагаю вам выбрать из предложенного перечня факторы, способствующие формированию
 любознательности дошкольника и отметить их галочкой (Перечень на столах) .
-Родители знакомятся с перечнем, обсуждают его. 
1. Да, прежде всего это общение с ребёнком. Общение должно создавать радостное ощущение жизни, уверенность в своих силах. 
2. Во время прогулок необходимо развивать у детей любого возраста способность к наблюдению. Это дает ребенку воспринимать красоту природы и узнавать новое о жизни в природе.

3. Большое значение для умственного развития ребёнка имеет экспериментирование с природным материалом. (Пример камушки и керамзит) .
4. Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок. Отгадать загадку - значит найти решение задачи. Хорошо, когда дети не только отгадывают загадки, но и придумывают свои. 
5. И ещё одним важным средством приобщения ребёнка к природе являются природоведческие музеи. Посещение музеев развивает у детей любознательность, наблюдательность, пробуждает в ребёнке творчество. Что так необходимо при обучении в школе.

Возможные решения родительского собрания:

  1. Широко использовать прогулки в природу для развития любознательности детей
  2. Поощрять самостоятельную мыслительную деятельность ребенка , отвечая на его вопросы встречным «  А как ты думаешь?»
  3. Стимулировать любознательность ребенка и поощрять за нестандартные вопросы.
  4. В общении с детьми широко использовать загадки. Вместе придумывать и свои.
  5. Организовывать совместные с ребенком походы в музеи.
  6. Родителям  предлагается прочитать тексты памяток и выделить из них те пункты и советы, которые используются ими на практике и дают положительные результаты.

Приложение

Памятка для родителей по развитию любознательности
1. Внимательно относитесь к детским вопросам. 
2. Не раздражайтесь из-за них на ребенка, не запрещайте их задавать. 
3. Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка. 
4. Все время прививайте ребенку познавательные интересы и мотивы. 
5. Научите его играть в шашки и шахматы. 
6. Проводите в семье конкурсы знатоков, викторины, часы загадок и отгадок. 
7. Организуйте совместные походы в театр, на выставки, в музеи. 
8. Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, сквер, к водоему, в лес. 
9. Мастерите с детьми поделки из природного материала и бумаги. 
10. Поощряйте экспериментирование детей.

11. Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по ее содержанию. 
Любите своего ребенка! 

Игры экологического содержания для развития любознательности
Игра «Цепочка
»
Вы называете объект живой или неживой природы, а ребенок называет один из признаков данного объекта, далее вы называете признак, далее опять ребенок так, чтобы не повторяться. 
Например: объект живой природы «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызет орехи, прыгает с ветки на ветку и т. д. 
Игра «да» или «нет».
На все вопросы в игре можно отвечать только словами «да» или «нет». Ребёнок загадывает какое-либо животное (растение). Вы спрашиваете, где животное живет, какое оно, чем питается. Ребенок должен отвечать только двумя словами «да» или «нет». После отгадывания игроки меняются ролями в игре. 
Игра «Ассоциации».
В этой игре загадывается объект природы, животного или растительного мира. Взрослый и ребенок по очереди называют слово, связанное какой-либо ассоциацией с заданным объектом, далее игрок, чья очередь говорит уже слово, которое ассоциируется у него с последним словом, прозвучавшим в игре. Таким образом, в игре выстраивается ассоциативная цепочка. 
Пример: муха-тепло-жара-солнце-лето-каникулы-зоопарк-слон. 
Игра «Четвертый лишний»
Вы называете 4 объекта природы, ребенку нужно найти
лишний объект и обосновать свой выбор. 
1. Заяц, еж, лиса, шмель. 
2. Дождь, снег, облако, роса. 
3. Роза, одуванчик, гвоздика, тюльпан. 
4. Корова, волк, овца, кролик. 
5. Трясогузка, паук, скворец, сорока. 
6. Бабочка, стрекоза, енот, пчела. 
7. Ель, береза, яблоня, осина. 
8. Лиса, свинья, лось, кабан. 
9. Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук, 10. Лес, парк, роща, тайга. 
Игра «вершки- корешки».
Вы называете овощи, ребенок делает движения руками: если овощ растет на земле, на грядке — он поднимает руки вверх. Если овощ растет на земле - руки опускает вниз. 
Игра «Я знаю»
Вы называете ребенку класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребенок говорит: «Я знаю пять названий зверей:» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень). Аналогично называются другие классы объектов природы. 
Игра «Птица, рыба, зверь»
Вы бросаете мяч ребенку и произносите слово «птица». Ребенок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей» и бросить мяч обратно. Аналогично проводится игра со словами «зверь» и «рыба».
Игра «земля, вода, воздух». Родитель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. В ответ на слово «дельфин» - ребенок отвечает «вода», на слово «волк»
- «земля» и т. д. Возможен и другой вариант: родитель называет слово «воздух». Ребенок, поймав мяч, должен. назвать птицу. В ответ на слово «земля» -животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов. 

Игра  «Летает, плавает, бегает». Родитель называет детям объект живой природы. Ребенок должен изобразить способ передвижения этого объекта. 
Например: при слове «зайчик» ребенок прыгает; при слове «карась» - имитирует плывущую рыбу; при слове «воробей»
- изображает полет птицы. 

 «Цепочка».
Родитель называет объект природы живой или неживой природы, а каждый играющий называет по одному признаку данного объекта, так чтобы не повториться. Например «сосна» - дерево, хвойное, высокое, имеет шишки и т. д. Вариант игры белка. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любознательности средствами природы

Ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста; вовлечь родителей в обсуждение проблемы воспитания любознательности средства...

Мероприятие с родителями. "Воспитание любознательности средствами природы"

Круглый стол с родителями подготовительной к школе группы. Задачи состоят в том, чтобы повысить педагогическую грамотность родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшег...

Консультация для родителей: "Воспитание любознательности средствами природы"

Влияние природы на ребенка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи с природой, ее явлениями, с самой жизнью у д...

Консультация для родителей «Воспитание любознательности средствами природы»

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детс...

Консультация для родителей «Воспитание любознательности средствами природы»

Влияние природы на ребенка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи с природой, ее явлениями, с самой жизнью у д...

Консультация для родителей «Воспитание любознательности средствами природы»

Консультация для родителей "Воспитание любознательности средствами природы"....

Консультация для родителей «Воспитание любознательности средствами природы»

Консультация для родителей "Воспитание любознательности средствами природы"....