Консультация на тему: «Бодрящая гимнастика после дневного сна, разные формы её проведения»
консультация (младшая группа)

Шалунова Нина Николаевна

Консультация на тему:

«Бодрящая гимнастика после дневного сна, разные формы её проведения»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

МБДОУ Детский сад Планета Детства комбинированного вида «Колокольчик»

         

Консультация на тему:

«Бодрящая гимнастика после дневного сна, разные формы её проведения»

                                                        Воспитатель: Шалунова Н.Н.  

                                        п.Комсомольский  2022г.

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредствам здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.

Одна из форм оздоровительной работы – гимнастика после сна.

Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий, облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. После хорошей гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка.

Основные задачи, решаемые с помощью комплекса гимнастики после сна:

  • устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.);
  • увеличить         тонус         нервной         системы;
  • усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других);
  • развитие физических навыков;
  • сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня.

  Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма подготовить его к восприятию физических и психических нагрузок.

    Однако не стоит забывать о задачах профилактики простудных заболеваний и повышение устойчивости организма к природным воздействиям, которые решаются в процессе выполнения гимнастики после дневного сна. Если её сочетать с воздействием различных температурных раздражителей (например, холодного воздуха или воды), поток импульсов в центральную нервную систему увеличивается весьма значительно. Совокупное действие физических упражнений и температурных влияний чрезвычайно эффективно ускоряет процесс пробуждения организма. Наряду с повышением возбудимости нервной системы действие водных процедур свежего воздуха и солнца оказывают закаливающий эффект, увеличивая общую сопротивляемость организма и его устойчивость к различного рода заболеваниям.

    На практике осуществить эффективное закаливание детей сложно, но возможно. В чем же сложность проведения гимнастики? В высокой посещаемости - группу посещают 20-30 детей и среди них разные дети: одни систематически посещают детский сад, другие часто болеют, есть дети, которые пришли из другого детского сада, где не проводилось закаливание, а есть, которые вышли ослабленными после перенесенного заболевания. Поэтому обязательное условие при проведении гимнастики – учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Кроме этого, в гимнастику после сна целесообразно включать щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений. Их нужно сочетать с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушения осанки, плоскостопия, упражнения для глаз, пальчиковой гимнастикой, и т.д.

Методика проведения гимнастики после дневного сна

Пока дети спят, педагог создает условия для контрастного закаливания детей: готовит «холодную» комнату (игровая комната, температура в ней понижается за счет проветривания на 2-3 градуса по сравнению с «теплой» комнатой.

Пробуждение детей желательно чтобы происходило под звуки плавной музыки, можно раздвинуть шторы, для поступления солнечного света.

Комплекс гимнастики после дневного сна продолжается  не менее 12-15 минут (ст. возраст), 7-10 минут (мл. возраст). Комплекс оздоровительной гимнастики составляется на 2 недели

Бодрящая гимнастика имеет определённую структуру:

1.     разминка в постели и самомассаж.

2.    гимнастика игрового характера

3.     ходьба по массажным дорожкам

4.     танцевально- ритмические упражнения, в помещении с контрастной температурой воздуха

5.     выполнение дыхательной  гимнастики

6.     водные процедуры

В любой вариант комплекса следует включать упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки

Гимнастика в постели

Дети, лежа в постели на спине, откинув одеяла, выполняют 4-6 упражнений общеразвивающего характера. Гимнастика может включать в себя такие элементы, как потягивания, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног. Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели – около 2-3 минут.

«Игровой самомассаж»

включает в себя элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т.д.

Чередуются  самомассажи: стоп, кистей рук, ушных раковин, живота, грудной области, шеи, головы,  лица.

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев.

ГИМНАСТИКА ИГРОВОГО ХАРАКТЕРА

Состоит из 3-6 игровых имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы («лыжник», «конькобежец», «гимнаст», «петрушка», «цветок» и т.д.)  использование в комплексе подвижных игр.

Детям младшего возраста интересна гимнастика игрового характера. Поэтому мы используем такие комплексы как: «В гостях у солнышка», «Зайчата», «Медвежата» с использованием массажа; «Прилетел воробей», с элементами дыхательной гимнастики и др.

Ходьба по массажным дорожкам.Направлена на профилактику плоскостопия, начиная со средней группы дети выполняют корригирующую ходьбу (на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полуприседе, полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок; упражнение детей в основных видах  движениях.Эта часть гимнастики проводится в хорошо проветренной групповой  комнате, что обеспечивает дополнительный закаливающий эффект.            Периодическая смена последовательности и расположения оборудования, дополнение новыми пособиями заставляет детей приспосабливаться к новым условиям, находить другие способы выполнения движений, а это в свою очередь повышает интерес к         ходьбе по «дорожкам здоровья» .

  Массажную дорожку составляют из пособий и предметов, способствующих массажу стопы ног. Используются для профилактики плоскостопия,- (ребристая доска, резиновые коврики, кольца с шипами и др.) Нестандартные дорожки здоровья сделанные своими руками, которые имеют разнофактурные поверхности: ребристые, шипованные,  гладкие, жестко-ворсистые, наклонные и т.п.;

В групповой  комнате проводится танцевально-ритмическая гимнастика под аудио или видео сопровождение (2-3 минуты)

Детям дошкольного возраста интересна бодрящая гимнастика игрового плана, гимнастика с музыкальным сопровождением, видео сопровождением, танцевально-ритмическая гимнастика. Музыка положительно влияет на детей, создает хорошее настроение, вселяет радость, бодрость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение. Танцевальные движения мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, укрепляют мышцы, улучшают дыхание.

Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Таким образом, мы решаем одновременно несколько задач: оздоравливаем детей, развиваем у них двигательное воображение, формируем осознанную моторику. А главное – все это доставляет им огромное удовольствие.

Заканчивается комплекс дыхательной гимнастикой – 3-4.

имитационных движения. Такие упражнения очень важны для укрепления иммунитета и профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

При выполнении дыхательных упражнений можно использовать предметы: вертушки, султанчики, «ветерок в бутылке», ватные шарики, модуль с подвешенными легкими предметами и т. п.

Водные процедуры

Заключительный этап бодрящей гимнастики.

Водные процедуры возбуждают нервную систему, поэтому их следует проводить после утреннего или дневного сна. Вытирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хороший ее массаж, способствует лучшему кровообращению, а, следовательно, и питанию. Умывание водой комнатной температуры оказывает на детский организм закаливающее влияние. Дети с большим удовольствием выполняют водные процедуры. Сначала умывают лицо, кисти рук, затем шею и руки до локтя.

Закаливание организма можно осуществлять только при отсутствии воспалительных процессов. В противном случае закаливающие процедуры могут спровоцировать обострение заболеваний.

Гимнастика после дневного сна, в сочетании  с контрастными воздушными ваннами и  музыкальным сопровождением,  помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, оздоравливает детей, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека бодрящей гимнастики после дневного сна для разных возрастных групп дошкольников.

Сдесь подобранны наиболее оптимальные варианты комплексов бодряших гимнастик после дневного сна для детей в разных возрастных группах дошкольного возраста....

Комплексы бодрящей гимнастики после дневного сна для разных возрастных групп дошкольников.

Комплексы бодрящей гимнастики после дневного сна для разных возрастных групп дошкольников....

Комплексы бодрящей гимнастики после дневного сна для разных возрастных групп дошкольников.

Комплексы бодрящей гимнастики после дневного сна для разных возрастных групп дошкольников....

Мастер-класс для воспитателей «Организация и проведение бодрящей гимнастики после дневного сна»

Еще раз напомнить педагогам о важности проведения бодрщей гимнастики после сна.  Включает в себя теоретическую и практическую часть....

Комплексы бодрящей гимнастики после дневного сна для разных возрастных групп дошкольников

laquo;Оздоровительная гимнастика после дневного сна, ее эффективность»Актуальность, проблема массовой практикиЗдоровье – главная ценность жизни, важная предпосылка к развитию силы во...

Методика проведения бодрящей гимнастики после дневного сна

Создание условий для проведения с детьми 6-7 лет комплекса бодрящей гимнастики после дневного сна со спортивным функциональным оборудованием и массажными щетками для пробуждения детей, проведения орга...

Конспект проведения бодрящей гимнастики после дневного сна 23.10.23

Цель: Обеспечить детям плавный переход от сна к бодрствованию, подготовить их к активной деятельности.Задачи:         Обучающие: Предотвращение раздражительност...