ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ детей 6-7 лет.
статья (подготовительная группа)

Митькина Виктория Николаевна

Как понять, что ваш ребенок готов к школьному обучению?

Статья:
"ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ. 
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ детей 6-7 лет."

Готовность к школе – это такой уровень физического, личностного, социального и познавательного развития ребенка, который позволит ему успешно учиться и не скажется отрицательно на его психическом здоровье.

...

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ детей 6-7 лет.

Готовность к школе – это такой уровень физического, личностного, социального и познавательного развития ребенка, который позволит ему успешно учиться и не скажется отрицательно на его психическом здоровье.

Социальное развитие – умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение и т.п.

Познавательное развитие – организация внимания и деятельности, речь, развитие моторики, зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций.

Личностное развитие – самосознание, самооценка, мотивация.

ПЕРЕД школой он может, но не должен уметь писать, читать, считать, гораздо важнее, умеет ли ребенок

  • сосредоточиться,
  • внимательно, без отвлечений работать,
  • умеет ли слушать и понимать задание,
  • принимать подсказку и помощь

Ребенок должен различать различные буквы, геометрические фигуры, цифры; уметь правильно держать ручку и уметь срисовать, соблюдая размеры и направление штрихов, простой иероглиф.

*Нельзя заставлять ребенка читать, необходимо готовить к чтению. Чтение требует хорошего развития внимания, зрительно-пространственного восприятия, памяти, речи и других функций. Процесс чтения очень сложен, а навык чтения формируется медленно, долго и совсем не прост для большинства дошкольников.

*Нужно учить детей спрашивать, если что-то непонятно, не бояться просить помощи, если ребенок не знает, что делать, не стесняться обращаться к воспитателю, взрослому, педагогу.

*Необходимо помнить: у тех, кто испытал неудачу, снижается желание учиться, пропадает интерес к новому, незнакомому. 82% детей, прошедших блок занятий по подготовке к школе, с жесткими требованиями, испытавших горечь неудач, уже знающих, что такое недовольство взрослых, не хотят идти в школу, не хотят учиться.

Систематические занятия по подготовке к школе целесообразно начинать за год до школы в 5,5-6 лет.

На протяжении дошкольного детства происходят существенные изменения в развитии организма ребенка, в его психологическом и социальном развитии. В конце этого периода к 6-7 годам ребенок достигает такого уровня развития, который принято называть «школьной зрелостью».

Основные черты развития ребенка 6-7 лет:

  1. Произвольная регуляция поведения – способен проявлять настойчивость, преодолевать трудности, но задача, стоящая перед ребенком должна соответствовать его возможностям, быть доступна и эмоциональна значима.
  2. Организация своей деятельности – ребенок способен воспринять инструкцию и по инструкции выполнить задание. Время сосредоточенного внимания и работы без отвлечений по инструкции составляет 10-15 минут.
  3. Устойчивость и объем внимания – 10-15 минут и не более 1-2 объекта одновременно.
  4. Мотивы поведения – значимы мотивы для ребенка в этом возрасте: интерес к новому виду деятельности; стремление к миру взрослых, быть похожим на них; стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками; мотивы личных достижений, а также мотивы, связанные с познавательными интересами.
  5. Самооценка детей в разных видах деятельности в 6-7 лет может существенно отличаться, это зависит от успехов в деятельности и от оценки взрослых (педагога, воспитателя, родителя). Сами дети ещё не способны к адекватной самооценке.
  6. Интеллектуальное развитие – это не только запас сведений об окружающем мире, быте, жизни, которые накопил ребенок, это способность к систематизации и классификации предметов, процессов, явлений, способность анализировать простейшие причинно-следственные связи, самостоятельный интерес к новому, наблюдательность, способность задавать вопросы.
  7. Речевое развитие – правильное произношение всех звуков родного языка, способность к простейшему звуковому анализу слов, хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов), грамматически правильному построению предложения, умение самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам.
  8. Развитие движений – способны к самостоятельным, точным, ловким движениям (в т. ч. под музыку), осваивают и правильно выполняют сложно координированные движения при ходьбе на лыжах, коньках, велосипеде; координированные движения пальцев, кисти, руки при выполнении бытовых действий, а также выполняют простые графические движения, способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.
  9. Зрительно–пространственное восприятие – различать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости, различать и выделять простые геометрические фигуры и сочетание фигур, классифицировать  фигуры по форме, величине и цвету.
  10. Зрительно-моторные координации – способность срисовать простые геометрические фигуры, пересекающие линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штриховок.
  11. К 6-7 годам большая часть детей проходит так называемый «полуростовой скачок» - резкое увеличение роста тела в длину, при котором конечности растут быстрее, чем туловище. Ребенок, прошедший «полуростовой скачок», без труда поднимает одну руку над головой и может коснуться рукой противоположного уха, это филиппинский тест, который показывает уровень биологической зрелости ребенка.
  12. Ещё показатель биологической зрелости – начало смены молочных зубов. К моменту завершения полуростового скачка усложняется система связей нейронов коры головного мозга, формируется мозолистое тело, соединяющее оба полушария, что обеспечивает сложную интегральную деятельность мозга и всей нервной системы.
  13. К 6-7 годам формируются механизмы адаптации ребенка к интеллектуальным и физическим нагрузкам, растет работоспособность и устойчивость к разным видам нагрузок, но неадекватные требования и чрезмерные нагрузки очень быстро приводят к срыву адаптации, напряжению и утомлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психологическая готовность к школе: основные компоненты"

Эта небольшая презентация (с заметками к самым важным слайдам) создавалась для работы с родителями детей старшего дошкольного возраста (на родительских собраниях, семинарах - практикумах, круглых стол...

Основные характеристики развития детей

Основные характеристики развития детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности. (Адаптированный вариант О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой)...

Основные направления развития детей в ДОУ

В соответствии с ФГОС ДО содержание ООП ДОУ обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие опр...

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА    Воспитатель:Муслимова Х.Х...

"Неизведанное рядом как одно из основных направлений развития детей раннего возраста".

Неизведанное рядом, познание окружающей действительности через детское экспериментирование. Цели экспериментирования, задачи, методы, формы, методические рекомендации....

Основные показатели развития детей

Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценнос...