Основные показатели развития детей
занимательные факты

Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

Малыш всему учиться в общении со взрослыми. Ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает его к вычленению смысла слов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 17.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки!

Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

Малыш всему учиться в общении со взрослыми. Ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает его к вычленению смысла слов.

«Годы чудес» - так называют дошкольное детство. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

  1. Для ребенка ваша речь является образцом речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая вам, слушая вас, наблюдая за вами.
  2. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.
  3. Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают. Направляют внимание, читают ему.
  4. Вам принадлежит исключительная активная роль в обучении малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.
  5. Нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
  6. Следует уделять ребенку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и умственное развитие, приобщение ребенка к жизни общества являются решающим. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребенка в школе, в компании сверстников, а в дальнейшем – и на работе.
  7. По возможности нужно присоединяться к ребенку, когда он смотрит телевизор, и старается узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.
  8. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и ребенка реальные цели.
  9. Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.

Уважаемые родители!

Вы должны понять, что ни один, даже самый замечательный детский сад, не сможет сделать для Ваших детей все. Детский сад призван помочь Вам, а не заменить Вас. Без Вашей помощи просто нельзя.

  • Утром, когда детей приводят в сад, помогите воспитателю поприветствовать каждого ребенка, поинтересуйтесь, как малыши провели утро перед садиком. Ваш малыш научится быть доброжелательным, приветливым и внимательным к другим людям.
  • Если у вас есть хоть немного времени, не спешите уходить, побудьте в группе. Вы станете участником нашего дня, нашим желанным гостем.
  • Понаблюдайте за игрой детей. Вы узнаете, какие потребности испытывают дети этого возраста.
  • Почитайте, поиграйте или порисуйте вместе с детьми. Вы обретете новых маленьких друзей, а Ваш ребенок будет испытывать огромную гордость, что у него есть Вы.
  • Читайте материалы на информационных стендах. Вы найдете много полезной информации по проблемам воспитания и развития детей, узнаете о наших перспективных планах, достижениях Вашего ребенка.
  • Поделитесь своими идеями об организации жизни детей в дошкольном учреждении. Мы рады сотрудничать с вами.
  • Задавайте вопросы по интересующим Вас темам. Мы вместе найдем решение.

  1. Проконсультируйтесь у педагога - психолога по вопросам адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
  2. Желательно, чтобы начало посещения детского сада не пришлось на эпикризные сроки: 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года 3 месяца, 2 года 6 месяцев, 2 года 9 месяцев, 3 года.
  3. Отправляйте ребенка в ДОУ только здоровым.
  4. Заранее узнайте у врача, какой тип адаптации возможен у ребенка, и своевременно примите все меры при неудовлетворительном прогнозе.
  5. Тренируйте буквально с самого рождения систему адаптационных механизмов у ребенка и приучайте его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения.
  6. Заранее узнайте все новые моменты в режиме дня в ДОУ и введите их в домашний распорядок дня.
  7. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих вас проблем, связанных с детским садом.
  8. Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день.
  9. Как можно раньше познакомьте малыша с детьми и воспитателями группы, в которую он в скором времени придет.
  10. Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
  11. Подчеркивайте, что ваш ребенок как прежде дорог Вам и необходим.

Основные показатели развития ребенка раннего возраста

1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев

Общая моторика

Ходит с хорошей координацией движений; перешагивает через препятствия приставным шагом; с помощью взрослого поднимается по детской лестнице чередующимся шагом, спускается приставным, залезает на стул; может самостоятельно сидеть за любым низким столом на маленьком стульчике; бросает мяч движением от себя двумя руками; наклоняется за игрушкой на полу.

Тонкая моторика

Лепит снежки, куличики, сжимая снег или влажный песок в ладони; пальцем «тыкает» куклам в глаза, рот, пытаемся залезть в розетку; рисует на бумаге штрихи и зигзаги; переворачивает страницы книг (сразу несколько), имитируя чтение; быстро есть ложкой полугустую пищу, может собрать остатки любимой еды с края тарелки; разворачивает фантик; может отвернуть пробку у флакона.

Когнитивное развитие

Ориентируется в двух разных формах (куб – шар), величинах (большой – маленький); используя помощь взрослого, играет с двухместной матрешкой, которая открывается и закрывается без усилия; после показа собирает пирамидку, отбирая и нанизывая сначала два больших кольца, а затем два маленьких (различение размера в игре); находит игрушку такого же цвета по просьбе взрослого: «Дай такой же …», ориентируясь в 2-3 основных цветах (в качестве образца цвета выступает реальный предмет).

Навыки поведения

Проявляет сообразительность, подражает 2-3 простым действиям: использует палку, дотягиваясь до предмета, высыпает песок из ведерочка в нужном месте; действует с предметами в зависимости от их функционального назначения («причесывает» расческой маму, куклу, кошку); учится выполнять словесную инструкцию в два действия (с одним предметом); может показать на картинке знакомый предмет.

Навыки самообслуживания

Стремится к самостоятельным действиям; хорошо пьет из чашки, не проливая; ест полужидкую пищу ложкой, держа ее в кулачке; пытается принимать участие в процессе мытья и одевания (натирает себя губкой, дотягивает колготки с колен на бедра); протягивает пустую тарелку, когда хочет добавки; просится на горшок (иногда с опозданием).

Социально-эмоциональное развитие

Выражает в игре социально значимые эмоции через жесты, мимику, звуки или слова; отстаивает свою собственность во взаимодействии со сверстниками (отнимает свою игрушку, не уступает стул); выражает недовольство при нарушении режима, установленного порядка; повторяет знакомые движения под музыку; привлекает к себе внимание эмоционально окрашенными жестами, звуками или словами.

Игра

С интересом наблюдает за игрой, повторяет в игре увиденные действия и некоторые слова; учится использовать в игре предметы-заместители (кружок вместо тарелки, кусочек меха вместо кошки); вместе со взрослым играет в первые сюжетные игры: «Кто так поет?», «Покормим куклу», «Строим дом для зайки»; в народных потешках соблюдает очередность высказываний: «Гуси-гуси», «Ладушки».


Основные показатели развития детей раннего возраста

1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев

Общая моторика

Хорошо бегает, меняя направления; ловко лазает по домашней мебели; проходит по ограниченной поверхности (шириной до 20 см), не оступаясь; после показа ходит по доске и гимнастической скамеечке высотой до 20 см от пола, держась за руку взрослого; хорошо перешагивает через брусочки и другие невысокие препятствия на полу, начинает спускаться по лестнице чередующимся шагом; учится бросать мяч в корзину, стоящую на расстоянии более 50 см.

Тонкая моторика

Хорошо использует ложку для густой пищи, может наколоть кусочки нарезанного взрослым мяса на вилку (держит столовые приборы в кулачке); листая книгу, переворачивает по 2-3 страницы одновременно или по одной странице, если страницы книги сделаны из толстого картона; совершенствует несложные двигательные навыки: любит разворачивать фантики, делает это с удовольствием, даже когда не хочется есть эти конфеты; стремится открыть флакончик, который стоит в доступном для ребенка месте; начинает «рисовать», если вложить в руку карандаш.

Когнитивное развитие

Строит башню из 3-4 кубиков; различает 4 объемные формы (шар, кубик, призма, кирпичик), находит их после показа взрослым; соотносит знакомый объемный предмет с соответствующим отверстием в ящике; находит из трех величин одной формы предмет «большой», «поменьше», «маленький»; собирает пирамидку без учета размера колец; различает 3-4 основных цвета, находит предмет по цвету образца; воспроизводит несложные постройки после показа («мостик», «стену», «поезд»); может указать на 1-2 изображения, назвать один объект (по просьбе покажет на картинке предмет, может назвать от 5-6 до 9 картинок из 10, если они показываются по очереди).

Навыки поведения

Прислушивается к словам песни, иногда воспроизводит легкие по звуковому составу слова; имитирует отдельные игровые и плясовые движения, соответствующие сюжету стишка или песни; активно подражает звукам окружающей речи и живой природы; может играть самостоятельно, но все еще предпочитает общество взрослых; наблюдает за играми других детей, эмоциональными жестами или словами привлекает к себе их внимание.

Навыки самообслуживания

Хорошо владеет ложкой и чашкой, но иногда может капризничать и требовать помощи взрослого; всегда своевременно просится на горшок; снимает шапку, носки, варежки, ботинки, но не надевает их; во время сильной эмоциональной заинтересованности называет новыми словами необходимые предметы или требуемые действия, сопровождая свою просьбу указывающими жестами; пытается повернуть дверную ручку, чтобы попасть в комнату, любит открывать выдвижные ящики и доставать оттуда вещи.

Социально-эмоциональное развитие

При общении с близким взрослым использует эмоционально окрашенные слова, мимику, движения; проявляет наибольший эмоциональный интерес к взрослому, играющему с ним, стремится к эмоциональному контакту со сверстниками (улыбается, заглядывает в глаза); хорошо знает поощрительные слова, радуется, когда их заслуживает; недоволен, когда мама отвлекается на других людей, капризничает; чтобы заслужить похвалу, с удовольствием «наводит порядок» в игрушках (собирает их с пола)

Игра

Внимательно слушает знакомые песенки, сказки, проявляет» эмоциональное предвосхищение» знакомого сюжета; играет в первые инсценировки (договаривает последнее слово, выполняет знакомое движение под музыку); объединяет в одной игре два несложных действия (сажает куклу в коляску и катает куклу); учится строить несложные постройки (ворота, стол, скамейка); во время самостоятельной игры продолжает «выразительно лепетать» на своем языке, при совместной игре со взрослым начинает использовать простые слова.


Основные показатели развития детей раннего возраста

1 год 9 месяцев – 2 года

Общая моторика

Меняет темп движения: бег – ходьба; поднимается и спускается по лесенке детской горки без помощи взрослого; подпрыгивает на месте на обеих ногах, учится ловить мяч, брошенный несильно, с близкого расстояния; учится бросать мяч каждой рукой, стремясь попасть в цель, расположенную по высоте в пределах его роста; ударяет ногой по мячу; скатывает мяч с детской горки, ловит мяч внизу детской горки; самостоятельно подвигает стул, чтобы достать нужную вещь.

Тонкая моторика

Ест аккуратно, без помощи взрослого любую пищу; намыливает ладони при умывании, досуха вытирает руки полотенцем, зажимая его между ладонями; захватывает обеими руками и натягивает на себя простые детали одежды (носки, шапку), с небольшой помощью взрослого натягивает ботинки, сапожки; отщипывает маленькие кусочки пластилина; разворачивает завернутые в бумагу (газету, кальку, гофрированную, глянцевую) свертки с разными по величине предметами.

Когнитивное развитие

Методом проб и ошибок сопоставляет объемную фигуру с плоскостной проекцией, вставляет три вкладыша разной формы в соответствующие им отверстия; учится собирать трехместную матрешку и большее количество контрастных по величине форм-вкладышей, с помощью взрослого собирает пирамидку из 3-4 частей, учитывая величину элементов; раскладывает близкие по форме предметы на группы (круг, овал, квадрат, прямоугольник); учится подбирать предметы по оттенкам (синий - фиолетовый, красный - оранжевый), иногда может назвать один цвет (основной); распознает качества предметов при направленном обучении (пушистый, холодный).

Навыки поведения

Внимательно наблюдает за лицом взрослого при медленном произнесении слов, с удовольствием повторяет одно-двухсложные слова; играет самостоятельно, если взрослый оставил необходимые для предметной деятельности игрушки; проявляет инициативу в повседневной жизни: тянется и просит словами определенную еду, игрушку, одежду, если капризничает, то просит все «как маленький» - жестами.

Навыки самообслуживания

Сам одевает шапку, ботики, носочки; знает место своего стульчика, полотенца, тапочек. Куклы; совместно со взрослым складывает игрушки в ящик или пакет; помогает взрослым в быту: накрывает на стол (приносит ложки, ставит свою тарелку в раковину), дает сумку; проявляет интерес к воде, пытается самостоятельно открыть кран, поплескаться; поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, пульта телевизора, открывает створки мебели, справляясь с защелками.

Социально-эмоциональное развитие

Проявляет яркие эмоции при общении с близкими людьми, пользуется эмоционально окрашенной речью; восторженно относится к развлечениям (хороводу у новогодней елки, поездке на детские аттракционы); интересуется новой книжкой, игрушкой; самостоятельно пытается с ней «разобраться»; упрямится,  требует запретного, стремится настоять на своем; «ревнует» маму к другому ребенку, может специально задеть другого малыша, если считает себя обделенным вниманием.

Игра

Играет в игры с элементами сюжетного замысла, использует заранее выученные со взрослым действия в определенной последовательности: строит из конструктора «стул» и сажает в него куклу; принимает посильное участие в игре-инсценировке, организованной взрослым; в игре повторяет слова за взрослым, может по желанию произнести фразу из двух слов; называет в игре 2-3 предмета; осознанно подбирает 2-4 картинки из «Детского лото».


Основные показатели развития детей раннего возраста

2 года – 2 года 6 месяцев

Общая моторика

Хорошо бегает; удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу, учится спускаться по наклонной доске самостоятельно; спрыгивает с предмета высотой 10-15 см, приземляясь на обе ноги; поднимается и спускается с лестницы; перешагивает небольшие препятствия (высотой до 20 см) приставным шагом; хорошо бросает мяч двумя руками и одной в разных направлениях, старается попадать в горизонтальную цель; толкает неподвижный мяч ногой; ловит мяч с близкого расстояния; играя, поднимается на носочки, ходит на цыпочках; катается на трехколесном велосипеде, перебирая по полу ногами.

Тонкая моторика

Работает с пластилином, глиной, влажным песком: лепит примитивные формы (щипковыми движениями); рисует «пальчиковой гуашью»; удерживает карандаш и кисть тремя пальцами для рисования горизонтальных и вертикальных штрихов, мазков, может нарисовать кривую и закругленную линии; может попытаться скопировать «крест»; играет мелкими предметами: бусинки складывает, перебирает крупинки, пуговицы, при захвате устойчиво пользуется большим, указательным и средним пальцами; хорошо держит ложку и совершает вращательное движение кистью руки при зачерпывании жидкой пищи; намыливает руки мылом, при умывании трет лицо ладонями.

Когнитивное развитие

Строит башню из 6-8 кубиков; ориентируется в контрастных величинах по убыванию-возрастанию в пределах 3-4 предметов (кубиков, колец пирамидок), соотнося их по размерам «больше – меньше»; соотносит конфигурацию объемных геометрических предметов с их плоскостным изображением («Почтовый ящик», подбор крышек к коробкам); ориентируется в 4 основных цветах и некоторых оттенках, подбирает по образцу, может назвать 1-2 цвета; часто пытается использовать один предмет для воздействия на другой (бьет молоточком по дощечке, стерженьку, «как взрослый мастер»); различает «один – много», начинает формироваться понятие о числе («два», «пара»); учится подбирать парные картинки, называет многие картинки по темам:»Животные», «Посуда», «Одежда», «Мебель».

Навыки поведения

С интересом слушает короткие стихи и рассказы, смотрит по телевизору мультфильмы и детские передачи; внимательно слушает музыку, песни, выражая свое отношение активным движением или состоянием зачарованности, умиротворения; выражает несогласие со взрослым словом; выполняет указания взрослых: «собери игрушки»; понимает слова: «хорошо», «плохо»; дает себе оценку: «хороший», «красивый»; начинает воспринимать оценку своей речи со стороны взрослого и может по образцу изменять, усложнять используемые им в обиходной речи слова.

Навыки самообслуживания

Хорошо держит ложку в руке и ест аккуратно, не обливаясь; частично одевается и раздевается; самостоятельно надевает носочки, шапочку, с небольшой помощью взрослого – обувь (без шнурков); может снять расстегнутую одежду; контролирует свои физиологические потребности, сообщая о них определенными словами; подражает элементам бытовых действий близких людей: сметает крошки со стола, вытирает тряпочкой «лужицу».

Социально-эмоциональное развитие

Играет самостоятельно; проявляет фантазию; производит несколько последовательных игровых действий, связанных между собой одним простым сюжетом (начинается «сюжетная игра»); выбирает для игры рядом со сверстниками аналогичные игрушки («параллельная игра»); любит совершать действия, производящие изменения в окружающей среде (включает – выключает свет).

Игра

Распознает эмоциональные состояния близких людей, реагирует на них; подражая взрослому, жалеет плачущего ребенка, больное животное; использует для выражения своих чувств определенные жесты, слова и интонации; эмоционально предвосхищает результаты знакомых действий, избегает неприятных событий, ситуаций; злится при ограничении свободы движений; удерживает внимание взрослого или другого ребенка (жестами, улыбками, заглядыванием в глаза).


Основные показатели развития детей раннего возраста

2 года 6 месяцев – 3 года

Общая моторика

Меняет темп, направление и характер движения во время ходьбы и бега, может одновременно выполнять два разных движения (топать и хлопать); самостоятельно удерживает равновесие, спускаясь по наклонной доске; может пройти несколько шагов на цыпочках; подпрыгивает на двух ногах; может несколько мгновений удержать равновесие, стоя на одной ноге; перепрыгивает или легко перешагивает невысокие препятствия (до 10-15 см); хорошо бросает и «футболит» мяч.

Тонкая моторика

Рисует карандашом, держа его, как взрослый; изображает на бумаге круговые, вертикальные и горизонтальные линии; срисовывая, начинает копировать более сложные формы («круг», «крест»), к 3 годам рисует человека («головонога»); самостоятельно раскатывает «колбаски и шарики» из пластилина, лепит примитивные фигурки по своему замыслу; ловко складывает и достает мелкие предметы из ящичков, бутылочек; собирает 4-6 формочек, вкладывая меньшую в большую; пользуется детскими ножницами.

Когнитивное развитие

Строит башенку из большого числа кубиков (до 10 шт.); строит более сложные, чем раньше, конструкции по собственному замыслу; находит 5-6 парных картинок из 10; вместе со взрослым играет с разрезными картинками из двух частей; вылавливает магнитной удочкой рыбок и т.п.; может назвать некоторые из 4 основных цветов и некоторые геометрические фигуры в игре; собирает пирамидку из 4-8 колец, учитывая размер; имеет представление о числе (показывает и говорит: «1,2,3. много, мало»); называет около 50 изображений по темам: «Животные», «Люди», «Одежда», «Транспорт», «Мебель».

Навыки поведения

Использует обиходные предметы по назначению, знает их названия и многие называет самостоятельно; умеет приветствовать людей и употреблять слова «спасибо», «пожалуйста»; соблюдает элементарные правила поведения на улице, в детском саду, дома; поддерживает порядок; проявляет терпение, выполняет указание «подожди»; противопоставляет себя другим, начинает говорить о себе «я».

Навыки самообслуживания

Быстро одевается и раздевается с помощью взрослого (застегивает 1-2 пуговицы, самостоятельно обувается и снимает вещи без застежек); знает, где хранится одежда и обувь, относит ее на место по просьбе взрослого; складывает свою одежду на стульчике; по просьбе убирает за собой игрушки и мусор.

Социально-эмоциональное развитие

Подражает сверстникам в игре; участвует в простых групповых играх, развивающих речевые и двигательные навыки; играет в сюжетно-ролевые игры (берет на себя роль «мамы», «врача»); проявляет инициативу в игре; вырастает роль воображения и фантазирования в игре («творческая игра»); подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта.

Игра

Знает свою половую принадлежность; проявляет отзывчивость; управляет поведением взрослых путем «детских истерик», «вспышек гнева»; испытывает яркие эмоциональные переживания в играх с детьми и при просмотре телевизора, посещении зоопарка и т.п.; воспринимает через собственные эмоции понятия «больно», «холодно», «хочется»; запоминает прежние эмоциональные впечатления.


Основные показатели развития детей раннего возраста

Предложенные основные показатели психического развития детей второго-третьего года жизни основаны на современных представлениях о периодизации психического развития детей раннего возраста.

Возрастной диапазон от 1 до 3 лет разбит на отдельные возрастные периоды, интервалы между которыми соответствуют нормальному темпу развития здорового ребенка.

Для каждого возрастного периода были выделены сферы психического развития: общая моторика, тонкая моторика, когнитивное развитие, навыки поведения, навыки самообслуживания, социально-эмоциональное развитие, игра.

При обнаружении отставания на один возрастной период ребенка следует отнести к группе риска, на два или три возрастных периода – в группу высокого риска. Дети обеих этих групп требуют пристального внимания со стороны родителей и специалистов (невропатолога, психолога, логопеда, дефектолога).


Памятка для родителей

Я хочу предупредить вас, что адаптация к детскому садику может протекать у меня очень болезненно. Причин много: резкая смена условий, ломка привычных форм жизни, отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое число детей, новый распорядок дня и т.п. Все это может вызвать у меня бурные реакции.

Не менее тяжело будет и моим воспитательницам и нянечкам. Но я знаю, что они хорошие и всегда придут мне на помощь.

Очень важно, чтобы между вами, мои родители, и сотрудниками детского сада была согласованность. Постарайтесь приблизить мой режим дня к детсадовскому, упражняйте меня в самостоятельности.

Мне немножко страшно и поэтому побудьте со мной в группе несколько дней. Это поможет мне спокойно сориентироваться в новых условиях. Поддержка, теплота, уверенность в том, что мама рядом, помогут мне освоиться в новой обстановке, познакомиться с воспитателями и детьми.

А еще я хочу брать с собой в детский сад свои любимые игрушки. Это обеспечит мне психологический комфорт.

Я так хочу в детский сад! Ведь там я не буду сидеть без дела. Меня научат лепить, делать аппликации, рисовать, конструировать, петь, танцевать. Я буду ухаживать за растениями, играть, смотреть картинки. Я знаю, меня там ждут и будут очень рады встрече со мной!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Методическая разработка "Основные показатели развития ребенка раннего возраста"

Методическая разработка "Основные показатели развития ребенка раннего возраста"...

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Краткое описание навыков и умений детей раннего возраста....

Основные показатели развития ребенка раннего возраста 2-3 года

Общая моторика, Тонкая моторикаКогнитивное развитиеНавыки поведения...

Презентация: «Основные показатели развития ребенка»

laquo;Основные показатели развития ребенка»...

Консультация для родителей в ДОУ по теме: «Инициатива как основной показатель развития дошкольника: творческая, коммуникативная, познавательная, двигательная, целеполагание и волевое усилие»

   «Что такое инициатива? Это то, что человек делает так, как надо, хотя его об этом не просят.»  (Элберт Грин Хаббард)     Инициатива – важ...