ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
картотека (младшая группа) на тему

Суслова Александра Геннадьевна

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pokazateli_npr.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА


Первый год жизни

Показатели развития ребенка к 3 месяцам

Познавательное развитие

  • Всматривается в игрушку, крупный узор.
  • Замечает игрушку в разных положениях:

— лежа на спине,

— лежа па животе с опорой рук на предплечья;

— лежа на бок;

— на руках у взрослого.

  • Следит внимательно за перемещением крупных объектов (человека, животного).
  • Сосредоточивает взгляд, следит взором за мелкими игрушками, отличными по форме, цвету, величине.
  • Вслушивается в звуки погремушки.
  • Поворачивает голову в сторону источника звука.
  • Тянет руки к подвешенным игрушкам.
  • Наталкивается на низко подвешенные над грудью игрушки руками, выпрямляет их, разжимает пальцы.
  • Захватывает, притягивает, удерживает игрушки (погремушки)

Эмоционально-социальное развитие.

  • Отвечает улыбкой, увидя лицо матери (узнает)
  • Улыбается, гулит, двигается (комплекс оживления);

— при виде близкого человека,

— только слыша его голос,

— всматриваясь в игрушку,

— в ответ на пение взрослого, звучание музыкального инструмента.

  • Привлекает (удерживает) Внимание близкого человека

— улыбками,

— движениями,

— гулением,

— криком,

—хныканьем,

— беспокойными движениями

  • Улыбкой отвечает как на отрицательные, так и на положительные негромкие возгласы и различную мимику взрослою
  • Недовольство, отрицательные эмоции проявляет при:

— прекращении общения с мамой,

— внезапном исчезновении игрушки,

— резком изменении окружающей температуры,

— болевых ощущениях,

— ограничении движений.

  • Вздрагивает, услышав внезапные резкие звуки.
  • Замирает (ненадолго), рассматривая игрушку, слыша ее звучание.
  • Прислушивается (улыбается) к пению взрослого, звучанию музыкального инструмента.
  • Внимательно смотрит на говорящих людей.
  • Гулит, бодрствуя самостоятельно.
  • Гулит в ответ на произносимые взрослым протяжные звуки (гласные).
  • Появляются индивидуальные интонации голоса.

Бытовые навыки

  • Входит в четкий ритм ночного и дневного сна.
  • Губами пьет с ложки воду.
  • Любит водные процедуры (купание).

Физическое развитие

  • Хорошо удерживает голову:

— лежа на животе,

— в вертикальном положении на руках у взрослого.

  • Двигает руками, ногами, выпрямляет их, хватает руками и удерживает игрушки, крутит головой в разные стороны.
  • Приближает руки к лицу, рассматривает.
  • Лежа на спине, приподнимает голову и чуть изгибает туловище вперед.
  • Поддерживаемый взрослым под мышки:

— выпрямляет согнутые ноги,

— отталкивается от опоры,

— опирается на всю ступню.


Показатели развития ребенка к 6 месяцам.

Познавательное развитие

  • Долго следит за перемещением игрушки. Тянет к ней руки, схватывает, удерживает.
  • Подолгу занимается с одним предметом: берет игрушки из разных положений, перекладывает из одной руки в другую, тянет в рот, отодвигает, рассматривает, прислушивается к ее звучанию (мелодии)
  • Удерживая игрушку, переворачивается на бок, на живот, на спину.
  • Тянется к игрушкам лежа на животе: немного подтягивается вперед.
  • Пытается найти спрятанную внезапно игрушку (заглядывает, сдергивает платочек)
  • Захватывает мелкие игрушки двумя пальцами, крупные – всеми  пальцами и ладонью.
  • Пытается подражать движениям взрослого: похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой

Эмоционально-социальное развитие.

  • Возникает эмоциональное предпочтение: появляется любимая игрушка
  • Эмоционально-избирательное отношение к цвету, величине, форме игрушек (различные эмоциональные реакции по длительности и периодичности)
  • Улыбается в ответ на ласковый тон голоса взрослого.
  • Хмурится при строгом тоне голоса взрослого.
  • Пугается громких звуков.
  • Эмоционально напряжен при трудновыполнимых действиях, движениях.
  • Улыбается, гулит, двигается, замирает (комплекс оживления), радуется:

— при появлении близкого человека (общении)

—слыша голос близкого взрослого.

— рассматривая игрушку

—слыша звучание музыкального инструмента,  знакомую плясовую мелодию, песенку.

— веселым играм со взрослым.

  • Насторожен  (смущение, испуг)

— при виде незнакомого человека

— в новой обстановке

  • Морщится, крутится, хнычет, испытывая неприятные ощущения.
  • Визжит, смеется, подражая смеху других людей.
  • Подражает мимике лица, голосовым интонациям взрослого.

Речевое развитие.

  • Прислушивается к голосу взрослого, вторит ему слогами из своего лепета.
  • Оборачивается на свое имя.
  • Смотрит в сторону знакомого предмета на вопрос взрослого: «Где то-то?»
  • Протяжно произносит гласные звуки.
  • Произносит слоги (лепечет) в процессе самостоятельного бодрствования.
  • Повторяет за взрослым некоторые звуки и слоги из своего лепета.
  • Подражает голосовым интонациям взрослого (выразительным): чихает, покашливает
  • В лепете возникают четкие фонемы родного языка, индивидуальная ритмичность.

Бытовые навыки

  • Придерживает грудь мамы во время сосания.
  • Подносит бутылочку ко рту, удерживает во время сосания.
  • Раскрывает рот перед ложкой, снимает пищу губами, ест с ложки полупустую пищу.

Физическое развитие

  • Переворачивается со спины на бок, со спины на живот с живота на спину.
  • Подползает вперед, отползает назад, крутится.
  • Лежит долго на животе с опорой на ладони выпрямленных рук.
  • Опирается ногами на опору при поддержке под мышки.
  • Переступает при поддержке под мышки.
  • Немного стоит на выпрямленных ногах при поддержке за обе руки или под мышки.
  • Недолго сидит при поддержке за две или за одну руку. Делает попытки согнуться вперед из положения лежа на спине.
  • Дотрагивается руками до своего тела.
  • Тянет обе руки к маме (желание, чтобы взяли на руки).
  • Тянет руку к понравившейся игрушке.

Показатели  развития ребенка к 9 месяцам

Познавательное развитие

  • Рассматривает свое отражение в зеркале.
  • Берет игрушку из рук взрослого, держит в кулачке, рассматривает (облизывает).
  • Сжимает и разжимает, гремит, размахивает, стучит игрушкой:

— подражая взрослому,

— самостоятельно.

  • Вынимает (высыпает) мелкие предметы, вкладывает в ёмкость.
  • Открывает (снимает) крышечки.
  • Действует одновременно двумя игрушками, держит по игрушке в каждой руке.
  • Производит действия с игрушкой двумя руками.

Эмоционально-социальное развитие

  • Улыбается, спокоен, заинтересован, манипулируя игрушками.
  • Проявляет особый интерес к некоторым игрушкам (отдает предпочтение)
  • Улыбается в ответ на результат действия (открыл коробочку) по подражанию.
  • Проявляет интерес к детям, их игре.
  • Радуется веселым играм со взрослым, плясовым движениям.
  • Улыбкой или хныканьем привлекает внимание, просится на руки.
  • Различает в адекватно эмоционально реагирует на мимику и возгласы взрослого, положительно или отрицательно окрашенные.
  • Плачет, обижается, отползает:

— в ответ на резкий тон голоса взрослого,

— при виде незнакомого человека,

— при неумении выполнять действие.

  • Недоволен, если не может самостоятельно поменять позу.
  • Появляется специфическое выражение лица в разных ситуациях: интерес, удовольствие, радость, внимание, обида.

Речевое развитие

Понимание речи:

  • Слыша свое имя, поворачивается, подползает.
  • На вопрос: «Где то-то?» поворачивается и смотрит в сторону названного предмета (знакомого).
  • По просьбе взрослого находит взглядом одну из трех игрушек, стоящих рядом.
  • Берет (протягивает взрослому) названную несколько игрушку ( «Дай то-то»).
  • Понимает слова: «ложись», «вставай», «брось», «на», и  другие.
  • Знает назначение отдельных предметов: чашка, ложка, бутылочка, расческа.
  • Длительно прислушивается к речи взрослого (не обращенной к нему).
  • Наблюдает за движениями губ взрослого.

Активное воспроизведение звуков речи:

  • Повторяет за взрослым слоги и звуки из своего лепета.
  • Быстро подражает выразительным звукам (по-своему): «читает», «фыркает», «гудит», «лает», «мяукает».
  • Громко лепечет в периоды бодрствования.

Бытовые навыки

  • Тянет руки к подносимой чашке.
  • Поддерживает чашку снизу двумя руками, направляет ко рту, пьет.
  • Держит в руке ломтик хлеба, печенье, сушку, подносит ко рту, откусывает, обсасывает.

Физическое развитие.

  • Быстро ползает в разных направлениях.
  • Влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку, детской горки.
  • Садится из положения лежа.
  • Сидит ровно самостоятельно.
  • Ложится из положения сидя.
  • Встает на колени, на ноги, держась за опору (поднимается из положения сидя).
  • Подпрыгивает, держась за барьер.
  • Стоит при поддержке за одну руку.
  • Переступает при поддержке за обе руки или под мышки.
  • Передвигается приставным шагом, держась за опору.
  • Повторяет движения за взрослым: поднимает, опускает руки, похлопывает

Показатели развития ребенка к 12 месяцам.

Познавательное развитие.

  • Снимает и нанизывает на стержень пирамидки 3—4 кольца с широким отверстием.

— подражая действиям взрослого.

— самостоятельно

  • Открывает и закрывает крышечки:

— по подражанию,

— в самостоятельной игре.

  • Ставит один куб на другой (по подражанию)
  • Производит разные действия с одной знакомой образной игрушкой: (кормит, вытирает, причесывает). Выполняет по отдельности  два-три действия:

— по подражанию

— в самостоятельных играх (если игровая ситуация создана)

— по просьбе взрослого

  • Подражает игровым действиям сверстника: похлопывает сыплет, ломает, тянет.
  • Прокатывает мяч (шарик), толкает вперед игрушку на колесах
  • Самостоятельно закрывает-открывает двери, включает радио, телевизор, выдвигает ящички и т. п.

Эмоционально-социальное развитие

  • Улыбается, радуется, действуя с игрушкой, особенно с любимой.
  • Радуется заводным игрушкам, веселым играм со взрослым.
  • Недоволен:

— при слове «нельзя»

— резким тоном голоса взрослого

— при неумении выполнять желаемое действие.

  • Радуется приходу близкого человека,
  • Подражает мимике взрослого.        -
  • Подражает мимике, игровым движениям, жестам сверстникам.
  • Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях.
  • Плачет, настораживается при появлении незнакомого человека.
  • Улыбается, узнавая фотографию близкого человека.
  • Проявляет интерес к картинкам в книжках.
  • Улыбается, подпрыгивает, «подпевает» или спокойно прислушивается к звукам музыки, к песенке.

Речевое развитие

Понимание речи:

  • Выполняет знакомые действия с игрушкой (вкладывает, открывает, возит) по просьбе взрослого.
  • Показывает на одну из четырех знакомых игрушек, на одну из двух картинок после просьбы взрослого: «Покажи то-то».
  • Находит, отличая кубик от кирпичика (от мячика), по просьбе взрослого.
  • Выполняет просьбу: «положи», «отдай, «отнеси», «закрой», «открой».
  • Подчиняется словам «нельзя», «можно».
  • Знает имена близких взрослых (смотрит в сторону названного человека).
  • Знает названия своей одежды, предметов быта (показывает)
  • Машет рукой при словах взрослого «до свидания»:

— когда кто-то уходит,

— когда уходит сам.

  • Разводит ручками на слово «нет».
  • По просьбе взрослого:

— играет в ладушки

— показывает, как что-то летает (машет руками),

— показывает, что делает кто-то (сидит, лежит),

— прячется, играя в «ку-ку»,

— «вытирает» нос платком,

— «вытирает» лицо, прикладывая полотенце.

Активная речь (8—12 произносимых слов)

  • Облегченными словами отвечает на вопрос взрослого: «Кто это?».
  • Облегченные слова соотносит с предметами и действиями (называет сам).
  • Легко подражает знакомым звукам и движениям (плачет, смеется, кашляет, поет, кричит за животных).
  • Подражая, «говорит» по телефону.
  • Подражает интонациям песенки.
  • Подражает понятным словам других детей.
  • Легко подражает новым словам, повторяя за взрослым (интонационно, ритмически).

Бытовые навыки

  • Пьет из чашки, придерживая ее руками.
  • Откусывает и жует хлеб, печенье.
  • Поднимает руку, ногу при одевании, раздевании (по просьбе взрослого).
  • Приносит свои вещи при одевании (знает их названия).
  • Тянет руки к воде при умывании, вытирается полотенцем.
  • Недоволен при нарушении опрятности (просится на горшок характерными звуками).

Физическое развитие.

  • Подползает под препятствие.
  • Вползает по наклонной поверхности, сползает.
  • Залезает, карабкается на диваны, кресла, спускается на пол.
  • Стоит без опоры.
  • Приседает, выпрямляется, наклоняется.
  • Ходит, держась одной рукой.
  • Поднимается на лесенку детской горки приставным шагом (с помощью взрослого).
  • Делает самостоятельно несколько шагов без поддержки или самостоятельно проходит три-пять метров.
  • Подражает знакомым движениям взрослого.
  • Подражает простым движениям сверстника (хлопает, трясет, стучит).

Второй год жизни.

Показатели развития ребенка к 1 году 3 месяцам

Познавательное развитие

Отличие предметов по форме, величине, цвету:

  • Ориентируется в двух формах, каждая разной величины  (мячи, кубики). Находит после показа.
  • Отличает знакомый большой предмет (игрушку) от маленького; находит после показа, по просьбе взрослого.
  • Подбирает (не называя) к предмету какого-то одного цвета того же цвета игрушки ( 1-2 цветов).
  • Снимает и нанизывает кольца на стержень пирамидки.
  • Ставит кубики один на другой (строит башню, дом)
  • Держит (по-своему) в руке карандаш, фломастер, чиркает по бумаге.

Игровые действия:

  • Самостоятельно воспроизводит действия с предметами, разученные ранее (нанизывает кольца, ставит кубики один на другой, кормит куклу, мишку)
  • Воспроизводят одно знакомое действие с игрушкой (качает, возит):

— по подражанию,

— по собственной инициативе.

  • Переносит знакомые действия с одним предметом на другой (кормит и куклу и мишку; возит и машинку и коляску).
  • Производит одинаковые действия с разными игрушками:

— по подражанию,

— по просьбе взрослого,

— по собственной инициативе.

  • Любит  играть с предметами обихода.
  • Подражает близким взрослым: «читает», как папа, «готовит уроки», как сестра.

Социально-эмоциональное развитие

  • Эмоциональное уравновешенное состояние сохраняется в течение дня.
  • Часто смотрит на взрослого, особенно в новых или затруднительных ситуациях.
  • Подражает мимике, движениям близкого взрослого (смеется, улыбается, хмурится) независимо от ситуации.
  • Эмоционально реагирует на свои действия с игрушками (мимика, голосовое интонирование).
  • Заражается чувствами сверстника: плачет, смеется.
  • Эмоционально реагирует на другого ребенка.
  • Эмоционально по-разному реагирует на знакомого или незнакомого взрослого.
  • Быстро переходит из одного эмоционального состояния в другое: от радости к капризу.
  • Легко поддается переключению внимания (отвлечению).
  • Познает окружающее через свои эмоциональные ощущения (с высоты можно упасть — «больно», дотронуться до батареи — «горячо»).
  • Собственную речь (отдельные слова) дополняет мимикой, движениями, интонированием.
  • Взгляд приобретает различные выразительные оттенки: радостный, заинтересованный, спрашивающий, просящий и др.
  • Улыбками, заглядыванием в глаза или криком, капризами привлекает внимание близкого взрослого.
  • Эмоционально раскован с близкими, напряжен с незнакомыми людьми.
  • Эмоционально привязан к маме (эмоционально зависим). Плачет при ее уходе; недолго грустит, оставшись с незнакомым взрослым.
  • Удивляется, пугается неожиданного, нового.
  • Напряжение, недовольное выражение лица появляются при ограничении движений, дискомфорте, отказе в желаемом.
  • Проявляет интерес к играм других детей.
  • Заинтересовывается новой игрушкой, действиями с ней.
  • Эмоционально напряжен при неумения.
  • Радуется при получении результата от некоторых игровых действий, выполненных взрослым или самостоятельно.
  • Рад совместным со взрослыми играм-занятиям, веселым играм.
  • Эмоционально различно реагирует на плясовые и спокойные мелодия; напевность стихов, прибауток, песенок.

Речевое развитие

Понимание речи:

  • Понимает многие названия знакомых игрушек, окружающих предметов, знает имена близких взрослых, названия одежды, обозначения действий, некоторых бытовых ситуаций.
  • Показывает по просьбе взрослого части лица у человека и у образной игрушки.
  • Выполняет одно-два поручения взрослого, связанные со знакомыми действиями: приносит, находит, играет в «ладушки»
  • С интересом рассматривает картинки в книжке (узнает персонажей).
  • Слушает потешки, стихи, песенки.

Активная речь (произносит до 20 облегченных слов):

  • Произносит простые слова, соотносит их с предметами, действиями.
  • Употребляет слова (в индивидуальном произношении):

— в момент радости,

— при удивлении

— констатируя знакомые явления, в процессе двигательной активности,

— по подражанию,

— по просьбе взрослого,

— в процессе своих игровых действий.

  • Продолжает произносить лепетные звуки.
  • Имитирует звуки (слова) по просьбе взрослого ( «лает», «пищит», «гудит»).

Бытовые навыки

  • Пьет из чашки (немного).
  • Держит ложку в кулачке, опускает в густую пищу, набирает немного, доносит до рта, ест (взрослый докармливает).
  • Вытирает руки, лицо при умывании
  • Начинает проситься на горшок.

Физическое развитие.

  • Ходит самостоятельно, но может и падать.
  • Устойчиво стоит, приседает, наклоняется, поворачивается, пятится (меняет положения). Может иногда ползать.
  • Поднимается на лесенку детской горки приставным шагом.
  • Ходит по доске, лежащей на полу.
  • Поднимает руки вперед, вверх, в стороны, отводит за спину, вращает (стоя, сидя, лежа):

— по показу,

— по слову взрослого,

— самостоятельно.

  • Шевеля  пальцами, вращает кистями рук.

Показатели развита ребенка к 1 году 6 месяцам

Познавательное развитие

Отличие предметов по форме, величине, цвету:

  • Ориентируется в двух формах (шар-куб, кубик-кирпичик); находит по просьбе взрослого
  • Подбирает предмет такой же формы, как на образце.
  • Начинает подбирать геометрические предмет к соответствующему по форме отверстию на грани пособия (прикладывая).
  • Ориентируется в двух величинах (большой и маленький); находит после показа, по просьбе взрослого.
  • Собирает пирамидку из двух контрастных колец по величине; после показа.
  • Ориентируется из двух-трех цветах. Находит такого же цвета игрушку, как просит (показывает) взрослый.
  • Оставляет на бумаге зигзаги, штришки, овалы, прямые линии карандашом, фломастером

Игровые действия:

  • Переворачивает страницы книг («читает»)
  • Катит перед собой коляску.
  • Тянет игрушку за веревочку за собой.
  • Производит в игре (отображает) одно-два часто наблюдаемых действия (кормит, причесывает куклу):

— по показу взрослого,

— по просьбе взрослого,

— в самостоятельной игре.

  • Использует в игре предметы-заменители. Производит с ними те же действия, что и с реальными предмерами.
  • Действует с предметами в игре в зависимости от их назначения.
  • Подражает двум-трем игровым действиям сверстников.
  • Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.

Социально-эмоциональное развитие

  • Эмоционально-уравновешенное, спокойное деловое состояние в течение дня.
  • Появляются социально-значимые жесты и мимика («жалеет»)

— по показу,

— по просьбе взрослого,

— редко по собственной инициативе в ответ на знакомую ситуацию.

  • Реагирует на эмоциональный тон голоса взрослого (подражает радостным или крикливым возгласам).
  • Подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации («жалеет», «сопереживает»)
  • Легко переключается (переходит) с одного эмоционального состояния на другое (огорчается, успокаивается). Отвлекается.
  • Плачет, выражает беспокойство при нарушении режима, привычных условий.
  • Интересуется действиями других детей.
  • Проявляет негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не уступает свою игрушку, отнимает).
  • Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку.
  • Рад общению со взрослыми. Проявляет большой интерес к их действиям.
  • Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает.
  • Интересуется самостоятельными действиями с игрушками, радуется собственным удачам. Огорчается неумением (отказывается от действия)
  • Различно реагирует на разные мелодии, художественное слово (напевность стихов)
  • С удовольствием повторяет знакомые движения под музыку.

Речевое развитие

Понимание речи:

  • Показывает части тела по просьбе взрослого
  • Обобщает по внешнему виду игрушки, предметы независимо от размера, цвета. Показывает на них по просьбе взрослого.
  • Понятийный словарь увеличивается: понимает смысл многих предложений
  • Выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрой и др.).

Активная речь (произносит до 40 облегченных слов):

  • Произносит простые слова (правильно и индивидуально облегченно)
  • Пользуется словом в моменты особой заинтересованности.
  • Отвечает на вопросы: «Кто (что) это?» (в реальной ситуации и по картинке)
  • Стремится связать два слова в предложение
  • Легко подражает часто слышимым словам, фразам взрослого.
  • Речь сопровождает мимикой жестами, движениями контактом глаз (имеющим значение дополнительного о слова).

Бытовые навыки

  • Держит в кулачке ложку, ест частично полужидкую и жидкую пищу.
  • Пьет из чашки, почти не проливая
  • Отрицательно относится к нарушению опрятности сообщает о физиологических потребностях
  • Спокойно относится к умыванию

Физическое развитие

  • Хорошо самостоятельно ходит (прямо, по кругу, огибая предметы)
  • Перешагивает через препятствия на полу пристав шагом (после показа взрослым)
  • Входит и сход по детской лестнице чередующимся шагом.
  • Проходит по слегка наклонной доске.
  • Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке.
  • Бросает мяч вниз, вперед, вверх.

Показатели развития ребенка к 1 году 9 месяцам

Познавательное развитие

Отличие предметов по форме, величине, цвету:

  • Ориентируется в четырех контрастных формах (шар, кубик, призма, кирпичик). Различает, соотносит конфигурацию предмета с соответствующим отверстием на грани пособия.
  • Ориентируется в трех величинах одной формы (большой— поменьше—маленький); находит по просьбе взрослого.
  • Определяет каждый раз большой и маленький предметы из пяти-шести, расположенных по степени уменьшения.
  • Собирает двух- или трехразмерную пирамидку, нанизывая на стержень по одному или по два кольца каждой величины.
  • Ориентируется в трех-четырех цветах. Находит такой же цвет, как на образце (по просьбе взрослого).
  • «Рисует» линии прямые и округлые, может назвать, что изображает.
  • Сгибает лист бумаги.

Игровые действия (отобразительные):

  • Отображает жизненные действия в игре, пользуется предметами-заместителями (кормит, возит, баюкает).
  • Воспроизводит из кубиков несложные постройки (башня, дорожка, стол, стул, кровать, ворота, забор) после показа.

Социально-эмоциональное развитие

  • Поведение спокойное, уравновешенное.
  • Радостно настроен, постоянно интересуется окружающим.
  • Подражает взрослым в ситуациях радости, огорчения, тревоги, безразличия.
  • Эмоционально чуток к разным интонациям голоса взрослого: спокоен, встревожен, доволен.
  • При общении с  близким взрослым и эмоционально окрашенные возгласы (слова), мимику, движения .
  • Скучает при расставании с мамой.
  • Проявляет наибольший эмоциональный интерес к взрослому, играющему с ним.
  • Напряжен в незнакомой обстановке.
  • Эмоционально контактирует со сверстником: привлекает внимание мимикой, жестами, возгласами, заглядыванием в глаза.
  • Самостоятельные игровые действия сопровождает эмоционально выразительными мимикой.
  • Получает эмоциональное удовлетворение от действий с игрушками.
  • Радуется или огорчается в связи с умелыми или неумелыми игровыми самостоятельными действиями.
  • Обижается, делает недовольное лицо в ответ на наказание, запрет.
  • Эмоционально различно реагирует на пение, музыку, художественное слово (эмоциональное узнавание).
  • Проявляет эмоциональную память в знакомых бытовых ситуациях.

Речевое развитие

Понимание речи:

  • Понимает несложный сюжет на картинке. Отвечает на вопросы: «Где?», «Кто это?», «Что это?», « Что делает?»
  • Выполняет (запоминает) два поручения (возьми и поставь и др.).
  • Понимает несложный рассказ со знакомыми событиями.

Активная речь:

  • Использует предложения из двух слов (при общении со взрослыми, прося что-то, в играх).
  • Называет словом свои или чьи-то действия.
  • Договаривает последние слова знакомых стихов, песенок.

Бытовые навыки

  • Самостоятельно ест любую пишу.
  • Ест с хлебом.
  • Ест только из своей тарелки.
  • Самостоятельно снимает (стягивает) шапку, обувь.
  • Частично одевается (натягивает шапку, надевает туфельки).
  • Обращает внимание на грязное лицо, руки.
  • Контролирует физиологические потребности (заранее сообщает взрослому характерным словом)
  • Проявляет желание многое делать самостоятельно.
  • 3нает место хранения одежды, игрушек, книг и других вещей.

Физическое развитие.

  • Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:
  • Перешагивает через небольшое препятствие на полу (брусочки, палочки).
  • Проходят по доске, немного приподнятой над полом, или по гимнастической скамеечке.
  • Забрасывает мяч в корзину, стоящую на полу.
  • Бегает в разных направлениях.
  • Легко влезает на диван, стул, спускается на пол.

Показатели развития ребенка к 2 годам

Познавательное развитие

Отличие предметов по форме, величине, цвету:

  • Соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением; накладывает на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске).
  • Ориентируется в трех и более контрастных величинах (собирает трехместную матрешку и другие вкладыши после показа).
  • Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин (после показа).
  • Ориентируется в трех-четырех цветах; некоторые называет; подбирает к образцу.
  • Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый).
  • В рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии. Называет то, что рисует.

Игровые действия (сюжетно-отобразительные):

  • Проявляет сообразительность: достает (вылавливает) сачком из воды понравившуюся игрушку.
  • Производит несколько последовательных игровых действий или решает сам игровую ситуацию после предъявления игрового материала находясь в проблемной ситуации (кормит куклу, если, рядом побудка; строит гараж, если рядом кубики и машинка). Использует предметы-заменители.
  • Выполняет два последователях сюжетных действия с игрушкой (баюкает, кормит куклу; возит, нагружает машину):

— по просьбе взрослого без показа,

— по подражанию.

  • Подражает действию близкого взрослого (бытовому). «Роль» не берет.
  • Сооружает из кубиков знакомые постройки для мелких игрушек (забор, дом, дорожку, стул, диван, стол и др.)

— по просьбе взрослого,

— по образцу,

— самостоятельно.

  • Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.

Социально-эмоциональное развитие

  • Эмоциональное, активное, деятельное состояние.
  • Хорошо настроен при самостоятельных умелых действиях, при положительной оценке взрослого.
  • Упрямится, требуя недозволенного, настаивая на своем.
  • Недоволен, отказывается от действия при неудавшейся попытке.
  • Кричит, жестикулирует, капризничает:

— при нежелании выполнять просьбу взрослого,

— подражая близкому человеку, другому ребенку,

— для привлечения внимания.

  • Непослушен, злится при ограничении движений, в ответ на грубый тон взрослого.
  • Отказывается от общения (прячется) с незнакомым взрослым.
  • Долго плачет при уходе мамы, при испуге, при обиде.
  • Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка, ожидает похвалы.
  • Проявляет яркие эмоции при общении с близкими (мимика, возгласы, движения).
  • Улыбается, пользуется эмоционально окрашенной речью при совместных играх с детьми.
  • Получает удовольствие от самостоятельно произносимых слогов, слов.        .
  • Эмоционально заинтересован музыкой, пением, малыми  фольклорными формами, подвижными играми, отношение к ним дифференцированное (активные движения, раскованность, зачарованность, заторможенность).
  • Восторженно относится к развлечениям, в том числе и к играм
  • Проявляет эмоциональную память в знакомых ситуациях
  • С интересом смотрит мультфильмы, детские телевизионные передачи.
  • Эмоционально предвосхищает результаты:

— собственного действия,

— действия взрослого.

  • Сопереживает, сочувствует плачущему  ребенку, пожилому человеку, бережно относится к животным, растениям:

— по примеру взрослого,

— по собственной инициативе (редко).

  • Эмоционально сдержан, способен подождать немного (после объяснения взрослого). Спокойно относится к указаниям: «Собери игрушки», «это можно», «этого нельзя». Понимает слова: «хорошо», «плохо».

Речевое развитие

Понимание речи:

  • Понимает короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях (о том, что делал на прогулке).
  • Отвечает на вопросы об этих событиях.
  • Выполняет до трех поручений (возьми, отнеси, положи).
  • Жалеет «помогает по просьбе взрослого.
  • Знает (показывает) названия деталей лица (губы, зубки, язык, лоб, уши, щеки и др.) и тела (руки, ноги, спина).

Активная речь (до 200—300 разнопроизносимых слов):

  • Использует предложения из двух-трёх слов при общении со взрослыми и детьми, при констатации, в просьбах. Фразы не оформлены.
  • Начинает употреблять прилагательные и местоимения, предлоги, наречия.
  • Может называть себя в третьем лице.
  • Договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает.
  • В двух-трех предложениях рассказывает, что видит в данный момент.
  • Задает вопросы.
  • Называет предметы на картинке:

— по просьбе взрослого,

— самостоятельно (комментирует).

  • Облегченные слова заменяет правильными.
  • Дает оценку себе: «хороший», «большой», «красивый».
  • Говорит: «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуйте» в индивидуальном произношении.

Бытовые навыки

  • Ест аккуратно, не обливаясь.
  • При умывании трет ладони, часть лица.
  • Вытирается с помощью взрослого.
  • Самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, обувь (с небольшой помощью взрослого)).
  • Частично раздевается.
  • Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек.
  • Пользуется носовым платком (при напоминании).
  • Контролирует физиологические потребности.

Физическое развитие.

Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:

  • Перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом.
  • Удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу.
  • Поднимается и спускается по лестнице детской горки.
  • Меняет темп: ходьбу на бег
  • Бегает семенящим шагом.
  • Подпрыгивает.
  • Удерживает мяч одной или двумя руками.
  • Бросает мяч в горизонтальную цель.
  • Ловит мяч с близкого расстояния.
  • Скатывает мяч с горки.

Третий год жизни

Показатели развития ребенка к 2 годам 6 месяцев

Познавательное развитие

Отличие предметов по цвету, форме, величине:

  • Подбирает к образцу предметы одного цвета, но разной формы.
  • Ориентир в четырех цветах и оттенках; подбирает:

— по образцу,

— по просьбе взрослого.

  • Может назвать правильно 1—2 цвета.
  • Ориентируется в 4—6 геометрических формах. Подбирает, прикладывая, объемные геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям.
  • Подбирает, накладывая, плоские геометрические фигуры к образцу.
  • Ориентируется в различных по величине формах.
  • Собирает пирамидку из 4—8 колец по убывающей (по показу).
  • Собирает, вкладывая меньшую в большую, матрешки, мисочки, формочки, колпачки — из 3—4 составляющих (по показу).
  • Ставит 10 и более кубиков один на другой (по образцу) в разных сочетаниях размера и цвета.
  • Держит карандаш. Чертит кривую линию, закругленную линию, пытается повторить за взрослым.
  • Дорисовывает к рисунку взрослого линии, овалы.
  • Узнает, что нарисовал (или вылепил).

Игровые действия (сюжетная игра):

  • Подражает своему полу: девочка — маме, мальчик — папе (в самостоятельной игре).
  • Отображает сюжет (отобразительные сюжетные действия). Выполняет два-три последовательных действия (делает как мама, как врач, не называя роль):

— по предложению взрослого, без показа,

— в самостоятельной игре.

  • Начинает играть вдвоем со сверстником (действуют с игрушкой одинаково или выполняет вместе несколько действий).
  • Подражает игровым действиям другого ребенка.
  • Использует несколько предметов-заместителей (проявляет воображение).
  • Строит из кубиков разной формы и величины дом, за6ор (конструктивная деятельность):

— по просьбе взрослого.

— в самостоятельной игре,

— по образцу.

  • Использует постройки из кубиков для настольной игры с небольшими сюжетными игрушками.
  • Экспериментирует в игре.
  • Участвует в подвижных играх с группой детей (запоминает несложные правила игры).

Социально-эмоциональное развитие

  • Сохраняет эмоционально уравновешенное состояние периоды бодрствования.
  • Проявляет специфические свойства: веселый, активный, неугомонный, шумный, любознательный, безразличный, спокойный, вялый, капризный и др.
  • Может определить свое состояние. Воспринимает свою индивидуальность через собственные эмоциональные ощущения: мне больно, мне весело, мне хочется и т. д.
  • Появляется долговременная эмоциональная память. Вспоминает свои прежние эмоциональные ощущения, оказываясь в разных ситуациях: на празднике, в гостях — весело; при болезни — неприятно, плохо.
  • Бывает эмоционально сдержан при указаниях: «нужно», «надо», «подожди» и др. (осознание ситуации на основе эмоционального опыта).
  • Увлекается интересной игрой (трудно отвлечь). Эмоционально заинтересован. Спокойно выполняет знакомые действия.
  • Неинтересные непонятные игры отвергает (трудно при влечь к действиям, если не заинтересовать).
  • Огорчается, сердится на свои неудачи при выполнении малознакомого действия..
  • Радуется, смеется при получении результата, выполняя знакомые действия. -
  • Радуется веселым играм со взрослыми детьми..
  • Испытывает эмоциональное удовольствие (зарождение эстетических чувств), слушая знакомые музыкальные произведения. песни.
  • Узнает знакомую музыку и воспроизводит знакомые движения (один и с группой детей).
  • Испытывает радость, восторг при выполнении танцевальных движений.
  • Начинает чувствовать красоту.
  • Присущи тонкие эмоциональные состояния: нежность, любовь к ближнему, сочувствие, жалость, обида, зависть, тоска, радость, гнев (агрессия), боязнь, интерес к животному и растительному миру, явлениям природы.
  • Нуждается в доброжелательном отношении взрослых, их положительной оценке.
  • Сохраняется чувство привязанности к маме, папе, близким взрослым. Беспокоится при их уходе, но быстро успокаивается.
  • Эмоционально сопереживает близкому человеку в доступных для понимания ситуациях.
  • Способен понять радость или печаль (огорчение) другого ребенка
  • Оценивает взрослых ( «плохой», «хороший») в зависимости их эмоционально-индивидуальных черт характера и отношения к нему самому.
  • Чувствует сильно- и слабохарактерных людей в семье. Ведет себя с ними по-разному (подчиняется или не слушается).
  • Не всегда может оценить доброту иди понять наказание. Настораживается при общении с незнакомыми взрослыми, но легко вступает в контакт при их доброжелательном отношении.
  • Подражает малознакомым людям, ситуациям, если глубоко затронуты эмоции (игра в театр, в поликлинику и др.).

Речевое развитие

  • Обозначает себя: «Я», «Я сама».
  • Называет себя именем полюбившегося персонажа или близкого взрослого.
  • Использует предложения из нескольких слов (трех и более).
  • Задает вопросы: «Где?», «Куда?» и другие.
  • Отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: «Кто (что) это?», «Что делает?». Показывает движениями, как делает персонаж.
  • Легко подражает незнакомым словам.
  • Повторяет за взрослыми слова из знакомых сказок.
  • Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды посуды.
  • Может рассказать по картинке (в двух-трех предложениях).
  • Отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?» (полностью или упрощенно).
  • Знает (и называет) имена близких взрослых, знакомых детей.
  • Разговаривает со сверстниками во время игр (речевые диалоги). Подражает другим детям.
  • Понимает рассказ взрослого.

Бытовым навыки

  • Одевается и раздевается с помощью взрослого.
  • Расстегивает несколько пуговиц.
  • Застегивает одну-две пуговицы.
  • Сообщает о физиологических потребностях

Физическое развитие

Выполняет по показу, по словесному указанию самостоятельно:

  • Перешагивает через препятствия на полу (приставным шагом).
  • Проходит по наклонной доске самостоятельно.
  • Удерживает равновесие, поднимаясь на носки.
  • Ходит на цыпочках.
  • Бегает, подпрыгивает, приседает.
  • Прыгает на двух ногах.
  • Отбрасывает мяч одной рукой.
  • Бросает мяч в горизонтальную цель одной и двумя руками..
  • Бросает мяч двумя руками от груди, снизу, из-за головы.
  • Ловит мяч двумя руками.
  • Перебрасывает мяч через препятствия.
  • Подражает движениям сверстника: бегает, лазает, влезает, подлезает.


Показатели развития ребенка к 3 годам

Познавательное развитие

Отличие предметов по признакам:

  • Называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
  • Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета) находят во образцу, по просьбе взрослого.
  • Собирает последовательно (вкладывает меньшую в  большую) матрешку, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
  • Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
  • Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма («крыша»), цилиндр («столбика»), кирпичик, конус.
  • Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
  • Собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
  • Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.
  • Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый). Составляет картинку из двух частей (на занятии).
  • Подбирает мозаику к несложному рисунку.
  • Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
  • Подражает письму взрослого (имитирует).
  • К рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).
  • Рисует кружочки, овалы проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
  • Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
  • Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
  • Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску,  бублик)
  • Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Игровые действия (начало ролевой игры):

  • Проявляет инициативу в игре (творческое начало).
  • Может «брать роль» (называет себя в игре «мама», «врач» и т. п.). Осознает свою роль в игре.
  • Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
  • Подражает мимике, голосовым интонациям; эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
  • Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
  • Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.
  • Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
  • Выражает симпатию к некоторым детям. Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ (до 1500 произносимых слов)

  • Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
  • Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
  • Свои действия часто сопровождает речью.
  • Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
  • Слова изменяет по числам и падежам.
  • Задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда? «Почему?» и другие.
  • Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы.
  • Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок.
  • Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
  • Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
  • Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения.
  • Высказывается книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
  • Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.
  • Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию.
  • Отвечает на вопрос: «С тебе лет?». Показывает на пальчиках.
  • Отличает и. называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
  • Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.
  • Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
  • Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят»).
  • Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы».
  • В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: «Кто ты в игре?».
  • Играя, свои действия сопровождает словами.
  • Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
  • По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).
  • Имеет представление о числе, показывает и говорит: один, два, три, много, мало.
  • Предвидит результат (мыслительные Возможности). Использует средства для достижения цели.
  • Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
  • Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
  • Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
  • Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению «Я».
  • Проявляёт особый интерес к разговорам взрослых между собой.
  • Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

БЫТОВЫЕ НАВЫКИ

  • Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.
  • Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.
  • Застегивает несколько пуговиц.
  • Завязывает (связывает) шнурки.
  • Знает назначение многих предметов, их местоположение и предназначение.
  • Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
  • Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
  • Замечает беспорядок в своей одежде.
  • Пользуется носовым платком.
  • Вытирает ноги при входе в квартиру. Регулирует свои физиологические потребности.
  • Ест аккуратно.
  • Держит ложку за конец ручки.
  • Пользуется салфеткой.
  • Не выходит из-за стола до конца еды.
  • Не мешает за столом другим.
  • Говорит «спасибо» здоровается, прощается.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:

  • Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает.
  • Качается на качелях.
  • Скатывается на санках.
  • Катается на трехколесном велосипеде.
  • Учится ходить на лыжах.
  • Не боится плавать, поддерживаемый взрослым.
  • Легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом.
  • Быстро проходит по наклонной доске.
  • Перепрыгивает через линию на полу.
  • Прыгает в длину с места на двух ногах.
  • Спрыгивает - с небольшой высоты.
  • Бегает, подпрыгивает.
  • Бросает и ловит мяч.
  • Подражает движениям сверстников: бегает, прыгает, бросает, подлезает, кружится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ) ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА К 2 ГОДАМ.

Особенности развития ребенка второго года жизни.Подготовила воспитатель ГБДОУ д/с № 17 Петродворцового р-на СПб. Гаврилова О.А....

Методическая разработка "Основные показатели развития ребенка раннего возраста"

Методическая разработка "Основные показатели развития ребенка раннего возраста"...

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Краткое описание навыков и умений детей раннего возраста....

Основные показатели развития ребенка раннего возраста 2-3 года

Общая моторика, Тонкая моторикаКогнитивное развитиеНавыки поведения...