ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
картотека (младшая группа) на тему
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pokazateli_npr.doc | 195 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
Первый год жизни
Показатели развития ребенка к 3 месяцам
Познавательное развитие
- Всматривается в игрушку, крупный узор.
- Замечает игрушку в разных положениях:
— лежа на спине,
— лежа па животе с опорой рук на предплечья;
— лежа на бок;
— на руках у взрослого.
- Следит внимательно за перемещением крупных объектов (человека, животного).
- Сосредоточивает взгляд, следит взором за мелкими игрушками, отличными по форме, цвету, величине.
- Вслушивается в звуки погремушки.
- Поворачивает голову в сторону источника звука.
- Тянет руки к подвешенным игрушкам.
- Наталкивается на низко подвешенные над грудью игрушки руками, выпрямляет их, разжимает пальцы.
- Захватывает, притягивает, удерживает игрушки (погремушки)
Эмоционально-социальное развитие.
- Отвечает улыбкой, увидя лицо матери (узнает)
- Улыбается, гулит, двигается (комплекс оживления);
— при виде близкого человека,
— только слыша его голос,
— всматриваясь в игрушку,
— в ответ на пение взрослого, звучание музыкального инструмента.
- Привлекает (удерживает) Внимание близкого человека
— улыбками,
— движениями,
— гулением,
— криком,
—хныканьем,
— беспокойными движениями
- Улыбкой отвечает как на отрицательные, так и на положительные негромкие возгласы и различную мимику взрослою
- Недовольство, отрицательные эмоции проявляет при:
— прекращении общения с мамой,
— внезапном исчезновении игрушки,
— резком изменении окружающей температуры,
— болевых ощущениях,
— ограничении движений.
- Вздрагивает, услышав внезапные резкие звуки.
- Замирает (ненадолго), рассматривая игрушку, слыша ее звучание.
- Прислушивается (улыбается) к пению взрослого, звучанию музыкального инструмента.
- Внимательно смотрит на говорящих людей.
- Гулит, бодрствуя самостоятельно.
- Гулит в ответ на произносимые взрослым протяжные звуки (гласные).
- Появляются индивидуальные интонации голоса.
Бытовые навыки
- Входит в четкий ритм ночного и дневного сна.
- Губами пьет с ложки воду.
- Любит водные процедуры (купание).
Физическое развитие
- Хорошо удерживает голову:
— лежа на животе,
— в вертикальном положении на руках у взрослого.
- Двигает руками, ногами, выпрямляет их, хватает руками и удерживает игрушки, крутит головой в разные стороны.
- Приближает руки к лицу, рассматривает.
- Лежа на спине, приподнимает голову и чуть изгибает туловище вперед.
- Поддерживаемый взрослым под мышки:
— выпрямляет согнутые ноги,
— отталкивается от опоры,
— опирается на всю ступню.
Показатели развития ребенка к 6 месяцам.
Познавательное развитие
- Долго следит за перемещением игрушки. Тянет к ней руки, схватывает, удерживает.
- Подолгу занимается с одним предметом: берет игрушки из разных положений, перекладывает из одной руки в другую, тянет в рот, отодвигает, рассматривает, прислушивается к ее звучанию (мелодии)
- Удерживая игрушку, переворачивается на бок, на живот, на спину.
- Тянется к игрушкам лежа на животе: немного подтягивается вперед.
- Пытается найти спрятанную внезапно игрушку (заглядывает, сдергивает платочек)
- Захватывает мелкие игрушки двумя пальцами, крупные – всеми пальцами и ладонью.
- Пытается подражать движениям взрослого: похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой
Эмоционально-социальное развитие.
- Возникает эмоциональное предпочтение: появляется любимая игрушка
- Эмоционально-избирательное отношение к цвету, величине, форме игрушек (различные эмоциональные реакции по длительности и периодичности)
- Улыбается в ответ на ласковый тон голоса взрослого.
- Хмурится при строгом тоне голоса взрослого.
- Пугается громких звуков.
- Эмоционально напряжен при трудновыполнимых действиях, движениях.
- Улыбается, гулит, двигается, замирает (комплекс оживления), радуется:
— при появлении близкого человека (общении)
—слыша голос близкого взрослого.
— рассматривая игрушку
—слыша звучание музыкального инструмента, знакомую плясовую мелодию, песенку.
— веселым играм со взрослым.
- Насторожен (смущение, испуг)
— при виде незнакомого человека
— в новой обстановке
- Морщится, крутится, хнычет, испытывая неприятные ощущения.
- Визжит, смеется, подражая смеху других людей.
- Подражает мимике лица, голосовым интонациям взрослого.
Речевое развитие.
- Прислушивается к голосу взрослого, вторит ему слогами из своего лепета.
- Оборачивается на свое имя.
- Смотрит в сторону знакомого предмета на вопрос взрослого: «Где то-то?»
- Протяжно произносит гласные звуки.
- Произносит слоги (лепечет) в процессе самостоятельного бодрствования.
- Повторяет за взрослым некоторые звуки и слоги из своего лепета.
- Подражает голосовым интонациям взрослого (выразительным): чихает, покашливает
- В лепете возникают четкие фонемы родного языка, индивидуальная ритмичность.
Бытовые навыки
- Придерживает грудь мамы во время сосания.
- Подносит бутылочку ко рту, удерживает во время сосания.
- Раскрывает рот перед ложкой, снимает пищу губами, ест с ложки полупустую пищу.
Физическое развитие
- Переворачивается со спины на бок, со спины на живот с живота на спину.
- Подползает вперед, отползает назад, крутится.
- Лежит долго на животе с опорой на ладони выпрямленных рук.
- Опирается ногами на опору при поддержке под мышки.
- Переступает при поддержке под мышки.
- Немного стоит на выпрямленных ногах при поддержке за обе руки или под мышки.
- Недолго сидит при поддержке за две или за одну руку. Делает попытки согнуться вперед из положения лежа на спине.
- Дотрагивается руками до своего тела.
- Тянет обе руки к маме (желание, чтобы взяли на руки).
- Тянет руку к понравившейся игрушке.
Показатели развития ребенка к 9 месяцам
Познавательное развитие
- Рассматривает свое отражение в зеркале.
- Берет игрушку из рук взрослого, держит в кулачке, рассматривает (облизывает).
- Сжимает и разжимает, гремит, размахивает, стучит игрушкой:
— подражая взрослому,
— самостоятельно.
- Вынимает (высыпает) мелкие предметы, вкладывает в ёмкость.
- Открывает (снимает) крышечки.
- Действует одновременно двумя игрушками, держит по игрушке в каждой руке.
- Производит действия с игрушкой двумя руками.
Эмоционально-социальное развитие
- Улыбается, спокоен, заинтересован, манипулируя игрушками.
- Проявляет особый интерес к некоторым игрушкам (отдает предпочтение)
- Улыбается в ответ на результат действия (открыл коробочку) по подражанию.
- Проявляет интерес к детям, их игре.
- Радуется веселым играм со взрослым, плясовым движениям.
- Улыбкой или хныканьем привлекает внимание, просится на руки.
- Различает в адекватно эмоционально реагирует на мимику и возгласы взрослого, положительно или отрицательно окрашенные.
- Плачет, обижается, отползает:
— в ответ на резкий тон голоса взрослого,
— при виде незнакомого человека,
— при неумении выполнять действие.
- Недоволен, если не может самостоятельно поменять позу.
- Появляется специфическое выражение лица в разных ситуациях: интерес, удовольствие, радость, внимание, обида.
Речевое развитие
Понимание речи:
- Слыша свое имя, поворачивается, подползает.
- На вопрос: «Где то-то?» поворачивается и смотрит в сторону названного предмета (знакомого).
- По просьбе взрослого находит взглядом одну из трех игрушек, стоящих рядом.
- Берет (протягивает взрослому) названную несколько игрушку ( «Дай то-то»).
- Понимает слова: «ложись», «вставай», «брось», «на», и другие.
- Знает назначение отдельных предметов: чашка, ложка, бутылочка, расческа.
- Длительно прислушивается к речи взрослого (не обращенной к нему).
- Наблюдает за движениями губ взрослого.
Активное воспроизведение звуков речи:
- Повторяет за взрослым слоги и звуки из своего лепета.
- Быстро подражает выразительным звукам (по-своему): «читает», «фыркает», «гудит», «лает», «мяукает».
- Громко лепечет в периоды бодрствования.
Бытовые навыки
- Тянет руки к подносимой чашке.
- Поддерживает чашку снизу двумя руками, направляет ко рту, пьет.
- Держит в руке ломтик хлеба, печенье, сушку, подносит ко рту, откусывает, обсасывает.
Физическое развитие.
- Быстро ползает в разных направлениях.
- Влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку, детской горки.
- Садится из положения лежа.
- Сидит ровно самостоятельно.
- Ложится из положения сидя.
- Встает на колени, на ноги, держась за опору (поднимается из положения сидя).
- Подпрыгивает, держась за барьер.
- Стоит при поддержке за одну руку.
- Переступает при поддержке за обе руки или под мышки.
- Передвигается приставным шагом, держась за опору.
- Повторяет движения за взрослым: поднимает, опускает руки, похлопывает
Показатели развития ребенка к 12 месяцам.
Познавательное развитие.
- Снимает и нанизывает на стержень пирамидки 3—4 кольца с широким отверстием.
— подражая действиям взрослого.
— самостоятельно
- Открывает и закрывает крышечки:
— по подражанию,
— в самостоятельной игре.
- Ставит один куб на другой (по подражанию)
- Производит разные действия с одной знакомой образной игрушкой: (кормит, вытирает, причесывает). Выполняет по отдельности два-три действия:
— по подражанию
— в самостоятельных играх (если игровая ситуация создана)
— по просьбе взрослого
- Подражает игровым действиям сверстника: похлопывает сыплет, ломает, тянет.
- Прокатывает мяч (шарик), толкает вперед игрушку на колесах
- Самостоятельно закрывает-открывает двери, включает радио, телевизор, выдвигает ящички и т. п.
Эмоционально-социальное развитие
- Улыбается, радуется, действуя с игрушкой, особенно с любимой.
- Радуется заводным игрушкам, веселым играм со взрослым.
- Недоволен:
— при слове «нельзя»
— резким тоном голоса взрослого
— при неумении выполнять желаемое действие.
- Радуется приходу близкого человека,
- Подражает мимике взрослого. -
- Подражает мимике, игровым движениям, жестам сверстникам.
- Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях.
- Плачет, настораживается при появлении незнакомого человека.
- Улыбается, узнавая фотографию близкого человека.
- Проявляет интерес к картинкам в книжках.
- Улыбается, подпрыгивает, «подпевает» или спокойно прислушивается к звукам музыки, к песенке.
Речевое развитие
Понимание речи:
- Выполняет знакомые действия с игрушкой (вкладывает, открывает, возит) по просьбе взрослого.
- Показывает на одну из четырех знакомых игрушек, на одну из двух картинок после просьбы взрослого: «Покажи то-то».
- Находит, отличая кубик от кирпичика (от мячика), по просьбе взрослого.
- Выполняет просьбу: «положи», «отдай, «отнеси», «закрой», «открой».
- Подчиняется словам «нельзя», «можно».
- Знает имена близких взрослых (смотрит в сторону названного человека).
- Знает названия своей одежды, предметов быта (показывает)
- Машет рукой при словах взрослого «до свидания»:
— когда кто-то уходит,
— когда уходит сам.
- Разводит ручками на слово «нет».
- По просьбе взрослого:
— играет в ладушки
— показывает, как что-то летает (машет руками),
— показывает, что делает кто-то (сидит, лежит),
— прячется, играя в «ку-ку»,
— «вытирает» нос платком,
— «вытирает» лицо, прикладывая полотенце.
Активная речь (8—12 произносимых слов)
- Облегченными словами отвечает на вопрос взрослого: «Кто это?».
- Облегченные слова соотносит с предметами и действиями (называет сам).
- Легко подражает знакомым звукам и движениям (плачет, смеется, кашляет, поет, кричит за животных).
- Подражая, «говорит» по телефону.
- Подражает интонациям песенки.
- Подражает понятным словам других детей.
- Легко подражает новым словам, повторяя за взрослым (интонационно, ритмически).
Бытовые навыки
- Пьет из чашки, придерживая ее руками.
- Откусывает и жует хлеб, печенье.
- Поднимает руку, ногу при одевании, раздевании (по просьбе взрослого).
- Приносит свои вещи при одевании (знает их названия).
- Тянет руки к воде при умывании, вытирается полотенцем.
- Недоволен при нарушении опрятности (просится на горшок характерными звуками).
Физическое развитие.
- Подползает под препятствие.
- Вползает по наклонной поверхности, сползает.
- Залезает, карабкается на диваны, кресла, спускается на пол.
- Стоит без опоры.
- Приседает, выпрямляется, наклоняется.
- Ходит, держась одной рукой.
- Поднимается на лесенку детской горки приставным шагом (с помощью взрослого).
- Делает самостоятельно несколько шагов без поддержки или самостоятельно проходит три-пять метров.
- Подражает знакомым движениям взрослого.
- Подражает простым движениям сверстника (хлопает, трясет, стучит).
Второй год жизни.
Показатели развития ребенка к 1 году 3 месяцам
Познавательное развитие
Отличие предметов по форме, величине, цвету:
- Ориентируется в двух формах, каждая разной величины (мячи, кубики). Находит после показа.
- Отличает знакомый большой предмет (игрушку) от маленького; находит после показа, по просьбе взрослого.
- Подбирает (не называя) к предмету какого-то одного цвета того же цвета игрушки ( 1-2 цветов).
- Снимает и нанизывает кольца на стержень пирамидки.
- Ставит кубики один на другой (строит башню, дом)
- Держит (по-своему) в руке карандаш, фломастер, чиркает по бумаге.
Игровые действия:
- Самостоятельно воспроизводит действия с предметами, разученные ранее (нанизывает кольца, ставит кубики один на другой, кормит куклу, мишку)
- Воспроизводят одно знакомое действие с игрушкой (качает, возит):
— по подражанию,
— по собственной инициативе.
- Переносит знакомые действия с одним предметом на другой (кормит и куклу и мишку; возит и машинку и коляску).
- Производит одинаковые действия с разными игрушками:
— по подражанию,
— по просьбе взрослого,
— по собственной инициативе.
- Любит играть с предметами обихода.
- Подражает близким взрослым: «читает», как папа, «готовит уроки», как сестра.
Социально-эмоциональное развитие
- Эмоциональное уравновешенное состояние сохраняется в течение дня.
- Часто смотрит на взрослого, особенно в новых или затруднительных ситуациях.
- Подражает мимике, движениям близкого взрослого (смеется, улыбается, хмурится) независимо от ситуации.
- Эмоционально реагирует на свои действия с игрушками (мимика, голосовое интонирование).
- Заражается чувствами сверстника: плачет, смеется.
- Эмоционально реагирует на другого ребенка.
- Эмоционально по-разному реагирует на знакомого или незнакомого взрослого.
- Быстро переходит из одного эмоционального состояния в другое: от радости к капризу.
- Легко поддается переключению внимания (отвлечению).
- Познает окружающее через свои эмоциональные ощущения (с высоты можно упасть — «больно», дотронуться до батареи — «горячо»).
- Собственную речь (отдельные слова) дополняет мимикой, движениями, интонированием.
- Взгляд приобретает различные выразительные оттенки: радостный, заинтересованный, спрашивающий, просящий и др.
- Улыбками, заглядыванием в глаза или криком, капризами привлекает внимание близкого взрослого.
- Эмоционально раскован с близкими, напряжен с незнакомыми людьми.
- Эмоционально привязан к маме (эмоционально зависим). Плачет при ее уходе; недолго грустит, оставшись с незнакомым взрослым.
- Удивляется, пугается неожиданного, нового.
- Напряжение, недовольное выражение лица появляются при ограничении движений, дискомфорте, отказе в желаемом.
- Проявляет интерес к играм других детей.
- Заинтересовывается новой игрушкой, действиями с ней.
- Эмоционально напряжен при неумения.
- Радуется при получении результата от некоторых игровых действий, выполненных взрослым или самостоятельно.
- Рад совместным со взрослыми играм-занятиям, веселым играм.
- Эмоционально различно реагирует на плясовые и спокойные мелодия; напевность стихов, прибауток, песенок.
Речевое развитие
Понимание речи:
- Понимает многие названия знакомых игрушек, окружающих предметов, знает имена близких взрослых, названия одежды, обозначения действий, некоторых бытовых ситуаций.
- Показывает по просьбе взрослого части лица у человека и у образной игрушки.
- Выполняет одно-два поручения взрослого, связанные со знакомыми действиями: приносит, находит, играет в «ладушки»
- С интересом рассматривает картинки в книжке (узнает персонажей).
- Слушает потешки, стихи, песенки.
Активная речь (произносит до 20 облегченных слов):
- Произносит простые слова, соотносит их с предметами, действиями.
- Употребляет слова (в индивидуальном произношении):
— в момент радости,
— при удивлении
— констатируя знакомые явления, в процессе двигательной активности,
— по подражанию,
— по просьбе взрослого,
— в процессе своих игровых действий.
- Продолжает произносить лепетные звуки.
- Имитирует звуки (слова) по просьбе взрослого ( «лает», «пищит», «гудит»).
Бытовые навыки
- Пьет из чашки (немного).
- Держит ложку в кулачке, опускает в густую пищу, набирает немного, доносит до рта, ест (взрослый докармливает).
- Вытирает руки, лицо при умывании
- Начинает проситься на горшок.
Физическое развитие.
- Ходит самостоятельно, но может и падать.
- Устойчиво стоит, приседает, наклоняется, поворачивается, пятится (меняет положения). Может иногда ползать.
- Поднимается на лесенку детской горки приставным шагом.
- Ходит по доске, лежащей на полу.
- Поднимает руки вперед, вверх, в стороны, отводит за спину, вращает (стоя, сидя, лежа):
— по показу,
— по слову взрослого,
— самостоятельно.
- Шевеля пальцами, вращает кистями рук.
Показатели развита ребенка к 1 году 6 месяцам
Познавательное развитие
Отличие предметов по форме, величине, цвету:
- Ориентируется в двух формах (шар-куб, кубик-кирпичик); находит по просьбе взрослого
- Подбирает предмет такой же формы, как на образце.
- Начинает подбирать геометрические предмет к соответствующему по форме отверстию на грани пособия (прикладывая).
- Ориентируется в двух величинах (большой и маленький); находит после показа, по просьбе взрослого.
- Собирает пирамидку из двух контрастных колец по величине; после показа.
- Ориентируется из двух-трех цветах. Находит такого же цвета игрушку, как просит (показывает) взрослый.
- Оставляет на бумаге зигзаги, штришки, овалы, прямые линии карандашом, фломастером
Игровые действия:
- Переворачивает страницы книг («читает»)
- Катит перед собой коляску.
- Тянет игрушку за веревочку за собой.
- Производит в игре (отображает) одно-два часто наблюдаемых действия (кормит, причесывает куклу):
— по показу взрослого,
— по просьбе взрослого,
— в самостоятельной игре.
- Использует в игре предметы-заменители. Производит с ними те же действия, что и с реальными предмерами.
- Действует с предметами в игре в зависимости от их назначения.
- Подражает двум-трем игровым действиям сверстников.
- Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.
Социально-эмоциональное развитие
- Эмоционально-уравновешенное, спокойное деловое состояние в течение дня.
- Появляются социально-значимые жесты и мимика («жалеет»)
— по показу,
— по просьбе взрослого,
— редко по собственной инициативе в ответ на знакомую ситуацию.
- Реагирует на эмоциональный тон голоса взрослого (подражает радостным или крикливым возгласам).
- Подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации («жалеет», «сопереживает»)
- Легко переключается (переходит) с одного эмоционального состояния на другое (огорчается, успокаивается). Отвлекается.
- Плачет, выражает беспокойство при нарушении режима, привычных условий.
- Интересуется действиями других детей.
- Проявляет негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не уступает свою игрушку, отнимает).
- Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку.
- Рад общению со взрослыми. Проявляет большой интерес к их действиям.
- Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает.
- Интересуется самостоятельными действиями с игрушками, радуется собственным удачам. Огорчается неумением (отказывается от действия)
- Различно реагирует на разные мелодии, художественное слово (напевность стихов)
- С удовольствием повторяет знакомые движения под музыку.
Речевое развитие
Понимание речи:
- Показывает части тела по просьбе взрослого
- Обобщает по внешнему виду игрушки, предметы независимо от размера, цвета. Показывает на них по просьбе взрослого.
- Понятийный словарь увеличивается: понимает смысл многих предложений
- Выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрой и др.).
Активная речь (произносит до 40 облегченных слов):
- Произносит простые слова (правильно и индивидуально облегченно)
- Пользуется словом в моменты особой заинтересованности.
- Отвечает на вопросы: «Кто (что) это?» (в реальной ситуации и по картинке)
- Стремится связать два слова в предложение
- Легко подражает часто слышимым словам, фразам взрослого.
- Речь сопровождает мимикой жестами, движениями контактом глаз (имеющим значение дополнительного о слова).
Бытовые навыки
- Держит в кулачке ложку, ест частично полужидкую и жидкую пищу.
- Пьет из чашки, почти не проливая
- Отрицательно относится к нарушению опрятности сообщает о физиологических потребностях
- Спокойно относится к умыванию
Физическое развитие
- Хорошо самостоятельно ходит (прямо, по кругу, огибая предметы)
- Перешагивает через препятствия на полу пристав шагом (после показа взрослым)
- Входит и сход по детской лестнице чередующимся шагом.
- Проходит по слегка наклонной доске.
- Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке.
- Бросает мяч вниз, вперед, вверх.
Показатели развития ребенка к 1 году 9 месяцам
Познавательное развитие
Отличие предметов по форме, величине, цвету:
- Ориентируется в четырех контрастных формах (шар, кубик, призма, кирпичик). Различает, соотносит конфигурацию предмета с соответствующим отверстием на грани пособия.
- Ориентируется в трех величинах одной формы (большой— поменьше—маленький); находит по просьбе взрослого.
- Определяет каждый раз большой и маленький предметы из пяти-шести, расположенных по степени уменьшения.
- Собирает двух- или трехразмерную пирамидку, нанизывая на стержень по одному или по два кольца каждой величины.
- Ориентируется в трех-четырех цветах. Находит такой же цвет, как на образце (по просьбе взрослого).
- «Рисует» линии прямые и округлые, может назвать, что изображает.
- Сгибает лист бумаги.
Игровые действия (отобразительные):
- Отображает жизненные действия в игре, пользуется предметами-заместителями (кормит, возит, баюкает).
- Воспроизводит из кубиков несложные постройки (башня, дорожка, стол, стул, кровать, ворота, забор) после показа.
Социально-эмоциональное развитие
- Поведение спокойное, уравновешенное.
- Радостно настроен, постоянно интересуется окружающим.
- Подражает взрослым в ситуациях радости, огорчения, тревоги, безразличия.
- Эмоционально чуток к разным интонациям голоса взрослого: спокоен, встревожен, доволен.
- При общении с близким взрослым и эмоционально окрашенные возгласы (слова), мимику, движения .
- Скучает при расставании с мамой.
- Проявляет наибольший эмоциональный интерес к взрослому, играющему с ним.
- Напряжен в незнакомой обстановке.
- Эмоционально контактирует со сверстником: привлекает внимание мимикой, жестами, возгласами, заглядыванием в глаза.
- Самостоятельные игровые действия сопровождает эмоционально выразительными мимикой.
- Получает эмоциональное удовлетворение от действий с игрушками.
- Радуется или огорчается в связи с умелыми или неумелыми игровыми самостоятельными действиями.
- Обижается, делает недовольное лицо в ответ на наказание, запрет.
- Эмоционально различно реагирует на пение, музыку, художественное слово (эмоциональное узнавание).
- Проявляет эмоциональную память в знакомых бытовых ситуациях.
Речевое развитие
Понимание речи:
- Понимает несложный сюжет на картинке. Отвечает на вопросы: «Где?», «Кто это?», «Что это?», « Что делает?»
- Выполняет (запоминает) два поручения (возьми и поставь и др.).
- Понимает несложный рассказ со знакомыми событиями.
Активная речь:
- Использует предложения из двух слов (при общении со взрослыми, прося что-то, в играх).
- Называет словом свои или чьи-то действия.
- Договаривает последние слова знакомых стихов, песенок.
Бытовые навыки
- Самостоятельно ест любую пишу.
- Ест с хлебом.
- Ест только из своей тарелки.
- Самостоятельно снимает (стягивает) шапку, обувь.
- Частично одевается (натягивает шапку, надевает туфельки).
- Обращает внимание на грязное лицо, руки.
- Контролирует физиологические потребности (заранее сообщает взрослому характерным словом)
- Проявляет желание многое делать самостоятельно.
- 3нает место хранения одежды, игрушек, книг и других вещей.
Физическое развитие.
- Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:
- Перешагивает через небольшое препятствие на полу (брусочки, палочки).
- Проходят по доске, немного приподнятой над полом, или по гимнастической скамеечке.
- Забрасывает мяч в корзину, стоящую на полу.
- Бегает в разных направлениях.
- Легко влезает на диван, стул, спускается на пол.
Показатели развития ребенка к 2 годам
Познавательное развитие
Отличие предметов по форме, величине, цвету:
- Соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением; накладывает на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске).
- Ориентируется в трех и более контрастных величинах (собирает трехместную матрешку и другие вкладыши после показа).
- Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин (после показа).
- Ориентируется в трех-четырех цветах; некоторые называет; подбирает к образцу.
- Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый).
- В рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии. Называет то, что рисует.
Игровые действия (сюжетно-отобразительные):
- Проявляет сообразительность: достает (вылавливает) сачком из воды понравившуюся игрушку.
- Производит несколько последовательных игровых действий или решает сам игровую ситуацию после предъявления игрового материала находясь в проблемной ситуации (кормит куклу, если, рядом побудка; строит гараж, если рядом кубики и машинка). Использует предметы-заменители.
- Выполняет два последователях сюжетных действия с игрушкой (баюкает, кормит куклу; возит, нагружает машину):
— по просьбе взрослого без показа,
— по подражанию.
- Подражает действию близкого взрослого (бытовому). «Роль» не берет.
- Сооружает из кубиков знакомые постройки для мелких игрушек (забор, дом, дорожку, стул, диван, стол и др.)
— по просьбе взрослого,
— по образцу,
— самостоятельно.
- Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.
Социально-эмоциональное развитие
- Эмоциональное, активное, деятельное состояние.
- Хорошо настроен при самостоятельных умелых действиях, при положительной оценке взрослого.
- Упрямится, требуя недозволенного, настаивая на своем.
- Недоволен, отказывается от действия при неудавшейся попытке.
- Кричит, жестикулирует, капризничает:
— при нежелании выполнять просьбу взрослого,
— подражая близкому человеку, другому ребенку,
— для привлечения внимания.
- Непослушен, злится при ограничении движений, в ответ на грубый тон взрослого.
- Отказывается от общения (прячется) с незнакомым взрослым.
- Долго плачет при уходе мамы, при испуге, при обиде.
- Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка, ожидает похвалы.
- Проявляет яркие эмоции при общении с близкими (мимика, возгласы, движения).
- Улыбается, пользуется эмоционально окрашенной речью при совместных играх с детьми.
- Получает удовольствие от самостоятельно произносимых слогов, слов. .
- Эмоционально заинтересован музыкой, пением, малыми фольклорными формами, подвижными играми, отношение к ним дифференцированное (активные движения, раскованность, зачарованность, заторможенность).
- Восторженно относится к развлечениям, в том числе и к играм
- Проявляет эмоциональную память в знакомых ситуациях
- С интересом смотрит мультфильмы, детские телевизионные передачи.
- Эмоционально предвосхищает результаты:
— собственного действия,
— действия взрослого.
- Сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно относится к животным, растениям:
— по примеру взрослого,
— по собственной инициативе (редко).
- Эмоционально сдержан, способен подождать немного (после объяснения взрослого). Спокойно относится к указаниям: «Собери игрушки», «это можно», «этого нельзя». Понимает слова: «хорошо», «плохо».
Речевое развитие
Понимание речи:
- Понимает короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях (о том, что делал на прогулке).
- Отвечает на вопросы об этих событиях.
- Выполняет до трех поручений (возьми, отнеси, положи).
- Жалеет «помогает по просьбе взрослого.
- Знает (показывает) названия деталей лица (губы, зубки, язык, лоб, уши, щеки и др.) и тела (руки, ноги, спина).
Активная речь (до 200—300 разнопроизносимых слов):
- Использует предложения из двух-трёх слов при общении со взрослыми и детьми, при констатации, в просьбах. Фразы не оформлены.
- Начинает употреблять прилагательные и местоимения, предлоги, наречия.
- Может называть себя в третьем лице.
- Договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает.
- В двух-трех предложениях рассказывает, что видит в данный момент.
- Задает вопросы.
- Называет предметы на картинке:
— по просьбе взрослого,
— самостоятельно (комментирует).
- Облегченные слова заменяет правильными.
- Дает оценку себе: «хороший», «большой», «красивый».
- Говорит: «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуйте» в индивидуальном произношении.
Бытовые навыки
- Ест аккуратно, не обливаясь.
- При умывании трет ладони, часть лица.
- Вытирается с помощью взрослого.
- Самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, обувь (с небольшой помощью взрослого)).
- Частично раздевается.
- Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек.
- Пользуется носовым платком (при напоминании).
- Контролирует физиологические потребности.
Физическое развитие.
Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:
- Перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом.
- Удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу.
- Поднимается и спускается по лестнице детской горки.
- Меняет темп: ходьбу на бег
- Бегает семенящим шагом.
- Подпрыгивает.
- Удерживает мяч одной или двумя руками.
- Бросает мяч в горизонтальную цель.
- Ловит мяч с близкого расстояния.
- Скатывает мяч с горки.
Третий год жизни
Показатели развития ребенка к 2 годам 6 месяцев
Познавательное развитие
Отличие предметов по цвету, форме, величине:
- Подбирает к образцу предметы одного цвета, но разной формы.
- Ориентир в четырех цветах и оттенках; подбирает:
— по образцу,
— по просьбе взрослого.
- Может назвать правильно 1—2 цвета.
- Ориентируется в 4—6 геометрических формах. Подбирает, прикладывая, объемные геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям.
- Подбирает, накладывая, плоские геометрические фигуры к образцу.
- Ориентируется в различных по величине формах.
- Собирает пирамидку из 4—8 колец по убывающей (по показу).
- Собирает, вкладывая меньшую в большую, матрешки, мисочки, формочки, колпачки — из 3—4 составляющих (по показу).
- Ставит 10 и более кубиков один на другой (по образцу) в разных сочетаниях размера и цвета.
- Держит карандаш. Чертит кривую линию, закругленную линию, пытается повторить за взрослым.
- Дорисовывает к рисунку взрослого линии, овалы.
- Узнает, что нарисовал (или вылепил).
Игровые действия (сюжетная игра):
- Подражает своему полу: девочка — маме, мальчик — папе (в самостоятельной игре).
- Отображает сюжет (отобразительные сюжетные действия). Выполняет два-три последовательных действия (делает как мама, как врач, не называя роль):
— по предложению взрослого, без показа,
— в самостоятельной игре.
- Начинает играть вдвоем со сверстником (действуют с игрушкой одинаково или выполняет вместе несколько действий).
- Подражает игровым действиям другого ребенка.
- Использует несколько предметов-заместителей (проявляет воображение).
- Строит из кубиков разной формы и величины дом, за6ор (конструктивная деятельность):
— по просьбе взрослого.
— в самостоятельной игре,
— по образцу.
- Использует постройки из кубиков для настольной игры с небольшими сюжетными игрушками.
- Экспериментирует в игре.
- Участвует в подвижных играх с группой детей (запоминает несложные правила игры).
Социально-эмоциональное развитие
- Сохраняет эмоционально уравновешенное состояние периоды бодрствования.
- Проявляет специфические свойства: веселый, активный, неугомонный, шумный, любознательный, безразличный, спокойный, вялый, капризный и др.
- Может определить свое состояние. Воспринимает свою индивидуальность через собственные эмоциональные ощущения: мне больно, мне весело, мне хочется и т. д.
- Появляется долговременная эмоциональная память. Вспоминает свои прежние эмоциональные ощущения, оказываясь в разных ситуациях: на празднике, в гостях — весело; при болезни — неприятно, плохо.
- Бывает эмоционально сдержан при указаниях: «нужно», «надо», «подожди» и др. (осознание ситуации на основе эмоционального опыта).
- Увлекается интересной игрой (трудно отвлечь). Эмоционально заинтересован. Спокойно выполняет знакомые действия.
- Неинтересные непонятные игры отвергает (трудно при влечь к действиям, если не заинтересовать).
- Огорчается, сердится на свои неудачи при выполнении малознакомого действия..
- Радуется, смеется при получении результата, выполняя знакомые действия. -
- Радуется веселым играм со взрослыми детьми..
- Испытывает эмоциональное удовольствие (зарождение эстетических чувств), слушая знакомые музыкальные произведения. песни.
- Узнает знакомую музыку и воспроизводит знакомые движения (один и с группой детей).
- Испытывает радость, восторг при выполнении танцевальных движений.
- Начинает чувствовать красоту.
- Присущи тонкие эмоциональные состояния: нежность, любовь к ближнему, сочувствие, жалость, обида, зависть, тоска, радость, гнев (агрессия), боязнь, интерес к животному и растительному миру, явлениям природы.
- Нуждается в доброжелательном отношении взрослых, их положительной оценке.
- Сохраняется чувство привязанности к маме, папе, близким взрослым. Беспокоится при их уходе, но быстро успокаивается.
- Эмоционально сопереживает близкому человеку в доступных для понимания ситуациях.
- Способен понять радость или печаль (огорчение) другого ребенка
- Оценивает взрослых ( «плохой», «хороший») в зависимости их эмоционально-индивидуальных черт характера и отношения к нему самому.
- Чувствует сильно- и слабохарактерных людей в семье. Ведет себя с ними по-разному (подчиняется или не слушается).
- Не всегда может оценить доброту иди понять наказание. Настораживается при общении с незнакомыми взрослыми, но легко вступает в контакт при их доброжелательном отношении.
- Подражает малознакомым людям, ситуациям, если глубоко затронуты эмоции (игра в театр, в поликлинику и др.).
Речевое развитие
- Обозначает себя: «Я», «Я сама».
- Называет себя именем полюбившегося персонажа или близкого взрослого.
- Использует предложения из нескольких слов (трех и более).
- Задает вопросы: «Где?», «Куда?» и другие.
- Отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: «Кто (что) это?», «Что делает?». Показывает движениями, как делает персонаж.
- Легко подражает незнакомым словам.
- Повторяет за взрослыми слова из знакомых сказок.
- Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды посуды.
- Может рассказать по картинке (в двух-трех предложениях).
- Отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?» (полностью или упрощенно).
- Знает (и называет) имена близких взрослых, знакомых детей.
- Разговаривает со сверстниками во время игр (речевые диалоги). Подражает другим детям.
- Понимает рассказ взрослого.
Бытовым навыки
- Одевается и раздевается с помощью взрослого.
- Расстегивает несколько пуговиц.
- Застегивает одну-две пуговицы.
- Сообщает о физиологических потребностях
Физическое развитие
Выполняет по показу, по словесному указанию самостоятельно:
- Перешагивает через препятствия на полу (приставным шагом).
- Проходит по наклонной доске самостоятельно.
- Удерживает равновесие, поднимаясь на носки.
- Ходит на цыпочках.
- Бегает, подпрыгивает, приседает.
- Прыгает на двух ногах.
- Отбрасывает мяч одной рукой.
- Бросает мяч в горизонтальную цель одной и двумя руками..
- Бросает мяч двумя руками от груди, снизу, из-за головы.
- Ловит мяч двумя руками.
- Перебрасывает мяч через препятствия.
- Подражает движениям сверстника: бегает, лазает, влезает, подлезает.
Показатели развития ребенка к 3 годам
Познавательное развитие
Отличие предметов по признакам:
- Называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
- Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета) находят во образцу, по просьбе взрослого.
- Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешку, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
- Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
- Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма («крыша»), цилиндр («столбика»), кирпичик, конус.
- Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
- Собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
- Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.
- Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый). Составляет картинку из двух частей (на занятии).
- Подбирает мозаику к несложному рисунку.
- Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
- Подражает письму взрослого (имитирует).
- К рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).
- Рисует кружочки, овалы проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
- Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
- Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
- Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик)
- Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.
Игровые действия (начало ролевой игры):
- Проявляет инициативу в игре (творческое начало).
- Может «брать роль» (называет себя в игре «мама», «врач» и т. п.). Осознает свою роль в игре.
- Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
- Подражает мимике, голосовым интонациям; эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
- Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
- Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.
- Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
- Выражает симпатию к некоторым детям. Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ (до 1500 произносимых слов)
- Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
- Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
- Свои действия часто сопровождает речью.
- Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
- Слова изменяет по числам и падежам.
- Задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда? «Почему?» и другие.
- Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы.
- Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок.
- Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
- Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
- Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения.
- Высказывается книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
- Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.
- Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию.
- Отвечает на вопрос: «С тебе лет?». Показывает на пальчиках.
- Отличает и. называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
- Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.
- Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
- Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят»).
- Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы».
- В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: «Кто ты в игре?».
- Играя, свои действия сопровождает словами.
- Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
- По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).
- Имеет представление о числе, показывает и говорит: один, два, три, много, мало.
- Предвидит результат (мыслительные Возможности). Использует средства для достижения цели.
- Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
- Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
- Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
- Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению «Я».
- Проявляёт особый интерес к разговорам взрослых между собой.
- Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.
БЫТОВЫЕ НАВЫКИ
- Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.
- Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.
- Застегивает несколько пуговиц.
- Завязывает (связывает) шнурки.
- Знает назначение многих предметов, их местоположение и предназначение.
- Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
- Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
- Замечает беспорядок в своей одежде.
- Пользуется носовым платком.
- Вытирает ноги при входе в квартиру. Регулирует свои физиологические потребности.
- Ест аккуратно.
- Держит ложку за конец ручки.
- Пользуется салфеткой.
- Не выходит из-за стола до конца еды.
- Не мешает за столом другим.
- Говорит «спасибо» здоровается, прощается.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:
- Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает.
- Качается на качелях.
- Скатывается на санках.
- Катается на трехколесном велосипеде.
- Учится ходить на лыжах.
- Не боится плавать, поддерживаемый взрослым.
- Легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом.
- Быстро проходит по наклонной доске.
- Перепрыгивает через линию на полу.
- Прыгает в длину с места на двух ногах.
- Спрыгивает - с небольшой высоты.
- Бегает, подпрыгивает.
- Бросает и ловит мяч.
- Подражает движениям сверстников: бегает, прыгает, бросает, подлезает, кружится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ) ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА К 2 ГОДАМ.
Особенности развития ребенка второго года жизни.Подготовила воспитатель ГБДОУ д/с № 17 Петродворцового р-на СПб. Гаврилова О.А....
Методическая разработка "Основные показатели развития ребенка раннего возраста"
Методическая разработка "Основные показатели развития ребенка раннего возраста"...
Диагностическая карта развития детей 2-3 лет. Основные показатели развития ребенка раннего возраста ( по программе «Тропинка»)
В данной таблице представлена диагностическая карта развития детей 2-3- лет....
Основные показатели познавательного развития ребенка раннего возраста в периоды 2 года 6 месяцев - 3 года
Отличие предметов по цвету, форме, величине (2 года 6 месяцев)...
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
Краткое описание навыков и умений детей раннего возраста....
Основные показатели развития ребенка раннего возраста 2-3 года
Общая моторика, Тонкая моторикаКогнитивное развитиеНавыки поведения...
Социально-эмоциональные и бытовые показатели развития ребенка раннего возраста
Памятка для педагогов и родителей...
Комментарии
спасибо, интересно