Эффективное взаимодействие: родители и педагоги
статья

Зотова Жанна Юрьевна

Всем известно, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Поэтому, основная задача сделать так, чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками. В детском саду нам - педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация.

Современным родителям сейчас приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, незнания в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги. Мы заинтересованы в том, чтобы создать благоприятные условия для развития каждого ребенка, повысить степень участия родителей в воспитании своих детей.

Одна из проблем – это построение конструктивных взаимоотношений с родителями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_effektivnoe_vzaimodeystvie_roditeli_i_pedagogi.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективное взаимодействие: родители и педагоги

Всем известно, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Поэтому, основная задача сделать так, чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками. В детском саду нам - педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация.

Современным родителям сейчас приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, незнания в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги. Мы заинтересованы в том, чтобы создать благоприятные условия для развития каждого ребенка, повысить степень участия родителей в воспитании своих детей.

Одна из проблем – это построение конструктивных взаимоотношений с родителями.

Вовлечь родителей можно несколькими способами:

  1. Познавательные: обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей.
  2. Досуговые: совместные мероприятия с родителями.
  3. Информационно-аналитические: изучение семьи, ее особенностей.
  4. Наглядно-информационные: донести до родителей актуальную информацию.

Все формы работы с родителями подразделяются на: 

• коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные;

• традиционные и нетрадиционные.

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это форма работы проверенные временем.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, и сближаются с педагогами.

К традиционным можно отнести:

  • Презентация дошкольного учреждения
  • Открытые занятия с детьми для родителей
  • Посещение семьи
  • Педагогические беседы
  • Педагогический совет с участием родителей
  • Тематические консультации
  • Групповые мероприятия (КВН, викторины, круглый стол, чаепития)
  • Круглый стол с родителями
  • Конференции с родителями
  • Практические семинары
  • Библиотека для родителей
  • Создание клубов для родителей
  • Наглядная пропаганда

Нетрадиционные:

  • Первые визиты в детский сад
  • Телефонные звонки
  • Брошюры
  • Бюллетени
  • Еженедельные записки
  • Личные блокноты
  • Приемы создания ролей для родителей: гость группы, доброволец.
  • Проектная деятельность
  • Выпуск газеты
  • Школа для родителей
  • Сайт

Принципы работы по взаимодействию дошкольного учреждения с семьёй:

  1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.
  2. Индивидуальный подход. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы.
  3. Сотрудничество, а не наставничество. Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива ДОУ разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
  4. Готовимся серьёзно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить.
  5. Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьёй.

Несомненно, проблема взаимодействия воспитателей и родителей имеет место быть. Все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Даже при очень хорошем сотруднике и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения. К счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит в сотрудничестве.

Существует ряд причин, почему возникает барьер в общении между педагогами и родителями:

1. Неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения.

2. Другая субъективная причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их.

3. Еще одна проблема - это страх родителей, в особенности мам, потерять контроль над своим ребенком. Когда они видят, что кроха погружается в новую жизнь, в них просыпается настоящая ревность по поводу того, что их чадо теперь полностью им не принадлежит.

4. Есть причина, косвенно разрушающая отношения между воспитателем и родителями, - это особенности самого ребенка. Если малыш хорошо подготовлен к детскому саду (вписывается в режим, умеет одеваться-раздеваться, самостоятельно кушать, приучен сидеть на занятиях, внимательно слушать), как правило, затруднений не возникает. Проблемы могут появиться, если родители вовремя не позаботились о том, чтобы правильно соотнести режим ребенка и детского сада, или если в семье ребенку уделялось повышенное внимание, его ни в чем не ограничивали, беспрерывно развлекали.

5. Некоторые родители очень болезненно реагируют даже на небольшую царапину или синяк, принесенный ребенком из детского сада. Ответной реакцией может быть претензия к воспитателю, который "недосмотрел" за ребенком, или агрессия по отношению к "злостному обидчику".

В общении с рассерженными родителем необходимо:

- показать собеседнику свое уважение к нему, отметив вслух факт существования раздражения («Я вижу, вы рассержены») и дать ему возможность высказаться;

- настойчиво обозначить границы, установить их («Я вижу, вы рассержены, однако выслушаю вас, но слушать брань, оскорбления я не готова и не стану»);

- избегать скоропалительных выводов типа «Вечно у вас так», «Все время вы так» и т. п.;

-исходя из ситуации, сделать необходимое, зависящее от вас решение, в том числе предложить партнеру по общению такие действия, которые помогли бы ему справиться с собственным негативным состоянием (предложить выпить воды);

- встретиться с родителем, который был в рассерженном состоянии на следующий день, ведь большинство из нас нуждается в подтверждении, что отношения не пострадали и восстановлены.

Профессиональное поведение педагога есть отражение его нравственной личности и профессиональной компетентности. Неэффективное поведение свидетельствует о проблемах педагога: усталости, истощении.

Для того чтобы понимать другого человека, необходимо знать самого себя.

Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов, потому, что у нас есть единые задачи: сделать все, что бы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, что бы они стали гармонически развитыми личностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг:"Эффективного взаимодействия родителей с детьми"

Тренинг: "Эффективного взаимодействия родителей с детьми"Целью данного тренинга является формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье.- с...

ТРЕНИНГ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЯ И РЕБЁНКА.

Тренинг партнерства и сотрудничества родителя с ребенком дошкольного возраста....

Тренинг эффективного взаимодействия родителей с детьми.

Тренинг для налаживания отношений между родителями и детьми....

Тренинг «Эффективного взаимодействия родителей и детей»

Улучшение понимания родителями своего ребенка, своих взаимоотношений с ними. Раздача памяток родителям....

Анкета для родителей "Оценка взаимодействия родителей и педагогов"

Уважаемые родители!В целях повышения эффективности взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников, а также выявления существующих разногласий предлагаем от...

Сценарий консультации для родителей детей 5-6 лет группы комбинированной направленности с ОВЗ На тему: «Эффективное взаимодействие родителей и детей по средствам совместных занятий физической культуры в домашних условиях».

Аннотация.  Сценарий построен в информационно-игровой форме для родителей. В ходе консультации родители выполняют коррекционно-развивающие и оздоровительные упражнения....