ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ
статья (младшая группа)

Середа Олеся Юрьевна

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования у младших дошкольников навыков самообслуживания. Авторы приводят пример фрагмента образовательной деятельности с младшими дошкольниками по формированию  навыков самообслуживания, а именно формированию умения убирать игрушки вместе со взрослым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navykov_samoobsluzhivaniya.docx122.55 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

Аннотация

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования у младших дошкольников навыков самообслуживания. Авторы приводят пример фрагмента образовательной деятельности с младшими дошкольниками по формированию  навыков самообслуживания, а именно формированию умения убирать игрушки вместе со взрослым.

Ключевые слова

Культурно-гигиенические  навыки, самообслуживание,

 младший дошкольный возраст.

Самостоятельность является важным качеством, которое необходимо каждому человеку.  И развивать его необходимо уже с самого раннего детства. Младший дошкольный возраст является благоприятным период для формирования у детей навыков самообслуживания.

В словаре С.И. Ожегова под самообслуживанием понимается обслуживание самого (самих) себя, без помощи обслуживающего персонала [2].

Самообслуживание связывается с деятельностью, которая направлена на то, чтобы обеспечить личные нужды бытового характера (содержать одежду и дом в чистоте, готовить еду, выполнять санитарно-гигиенические нормы и           пр.) [1].

Можно выделить следующие навыки самообслуживания, которыми должен овладеть дошкольник [3] (рис. 1):

Рис. 1. Навыки самообслуживания

Навыки самообслуживания не становятся сразу автоматизированными. Их развитие является постепенным, благодаря многократным повторениям одних и тех же действий.

Ниже представлен фрагмент образовательной деятельность для младших дошкольников по формированию навыков самообслуживания.

Цель: формировать навыки самообслуживания – убирать игрушки вместе со взрослым.

Воспитатель: Ребята, тут случилась такая беда, на наши игрушки наложили чары, они разбросаны по всей нашей группе. Это сделал Злой волшебник. Он не любит, когда все красиво сложено и чисто. Для того что вернуть наши игрушки на своим места, расколдовать их, Злой волшебники приготовил нам задание.

Злой волшебник оставил вот такую коробку. Посмотрим что там.

Воспитатель открывает коробку, а там разрезные картинки с изображением матрешки на каждого ребенка. Проводится дидактическая игра «Собери матрешку». Матрешки весело бегали, плясали, весело играли, прыгали как мячики и потеряли свои половинки. Помоги Матрешкам найти свои половинки (рис. 1)

Описание: https://kartinkin.net/uploads/posts/2022-03/1646280491_44-kartinkin-net-p-kartinki-matreshek-46.jpg

Рис. 1. Дидактическая игра «Собери матрешку»

Дети  выкладывают все картинки, рассматривает их и находит каждой матрёшке свою половинку.

Воспитатель: Мы смогли расколдовать наши игрушки. Теперь нужно найти им свои места. Злой волшебник их разбросал, а как сложить назад, не знает. Теперь нам самим нужно вспомнить, где что лежало. Давайте вместе попробуем это сделать! Воспитатель вместе с детьми находит места для игрушек

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все игрушки на своем места!

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте ребенку доступно самообслуживание, он может обладать навыками ухода за своей одеждой, навыками приема пищи, навыками соблюдения порядка в помещении, а также в этом возрасте ребенок умеет убирать игрушки. Для формирования этих навыков педагогу необходимо организовывать образовательную деятельность.

Список использованной литературы

1.        Бедина М. П. Психолого-педагогические рекомендации для воспитателей ДОО по формированию навыков самообслуживания в дошкольном возрасте / // Молодой ученый. 2019. № 51 (289). С. 326-328.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 2019. 1376 с.

3. Трухонина А.В. Роль игровых обучающих ситуаций в процессе формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста// Концептю 2022. № 4. С. 1-7.

© Середа О.Ю. , Хорошилова А.В., 2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование у незрячих детей навыков самообслуживания" консультация для родителей

Рекомндации педагога родителям: Как приучить  незрячих детей пить и есть....

"Формирование у незрячих детей навыков самообслуживания"

Обучение ребенка действиям самообслуживания и бытового труда – основная задача родителей. Чем лучше у ребенка будут сформированы навыки самообслуживания, тем более приспособленным к жизни он вырастет....

Развитие и воспитание дошкольников: Формирование у детей младшей группы навыков самообслуживания

Формирование у детей младшей группы навыков самообслуживанияРазвитие и воспитание дошкольников...

Формирование у дошкольников навыков самообслуживания

Навыки самообслуживания закрепляются повторением. ...

Формирование у слепого ребенка навыков самообслуживания и личной гигиены

Умение обслужить себя без посторонней помощи – главное, чему необходимо научиться незрячему ребенку. Это первый и самый основной шаг на пути к полноценной адаптации в обществе. И этому аспекту с...

статья "Формирование у дошкольников навыков самообслуживания"

Трудовое воспитание начинается с самого раннего детства. И первое, чему учиться ребенок – это обслуживать себя. Самообслуживание - это самостоятельное выполнение необходимых обязанностей по отно...