Игровые упражнения на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ларина Татьяна Ивановна

Предложенные игры и упражнения помогут удерживать интерес детей к грамоте, способствуют предупреждению дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

 Игровые упражнения на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

Всем известно, что дошкольные учреждения являются первой ступенью, на которой выстраивается образовательный процесс. Это означает, что на педагогов возложена ответственность, чтобы в дальнейшем выстроить надежную образовательную базу. Мною собран и систематизирован комплект игр и упражнений, которые позволяют удерживать интерес детей на занятиях по подготовке к овладению письменной речью. Учитывая недостатки письменной речи, встречающиеся у младших школьников, я уделила особое внимание звуко-буквенному  и слоговому анализу и синтезу слов, а также занимательным заданиям. Предпосылками дисграфии чаще всего могут быть недоразвитие фонематического слуха и дефекты звукопроизношения, создающие сложности в  усвоении оформлении слов.Для овладения грамотой ребенок должен научиться различать звуки речи, делить слова на слоги, определять последовательность звуков в слове.Успешное обучение в школе базируется на основе хорошего развития устной и письменной речи, которая невозможна без высокой техники чтения, осмысления прочитанного и грамотного письма. На реализацию этих задач направлен данный материал.Подобранные и систематизированные игровые упражнения условно разделены на три части:

1 раздел – звуко-буквенный;

2 раздел – слоговой;

3 раздел – занимательные упражнения.

Звуко-буквенный раздел

В первой части раздела предлагаются задания на развитие фонематических функций.

  • Анализ и синтез слов, как фрагментарный, так и полный, с опорой на картинку (подобран комплект карточек с заданием выделить из названий последовательного ряда картинок только первый звук и назвать получившееся слово; выделить только последний звуки назвать получившееся слово);
  • Анализ и синтез слов с опорой на буквенное обозначение слова;
  • Синтез слов из букв, возрастающих по размеру;
  • Выстраивание цепочки слов с опорой на картинку (на букву);
  • Подбор слов к предлагаемым звуковым схемам или геометрическим фигурам с опорой на картинку.

Пропуск гласных букв – одна из частых ошибок, встречающихся на письме у младших школьников, поэтому я уделила особое внимание работе с гласными буквами.

  • Выделение гласных в середине каждого слова с опорой на картинку;
  • Выделение гласных в середине каждого слова с опорой на слово;
  • Дописывание гласных в конце слова, в середине слова;
  • Группировка слов с заданными гласными;
  • Гласный диктант (предлагается два варианта заданий: выделение гласных из названия картинки и узнавание соответствующей картинки по предлагаемым гласным);

Выполнение таких упражнений , как дописывание гласной в начале, в середине, в конце слова, ( в схемах) записывание слов, содержащих указанные гласные, поможет ребенку избежать подобных ошибок.

Слоговой раздел

Научившись выделять гласные из слов, ребенок должен усвоить, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Приступая к работе над слоговой структурой слова, лучше начать с показа ребенку графического изображения послогового деления. Для этой цели предлагается прочесть слова, разделенные на слоги, посчитать количество слогов в каждом слове и выделить цветом слова с разным количеством слогов. Если ребенок не умеет читать, это может сделать взрослый, указывая на читаемое слово.

Занимательный раздел

Занимательный раздел предполагает работу с целыми словами. Упражнениями этого раздела могут быть использованы на разных этапах работы в зависимости от уровня подготовки дошколят. Детям нравится различные шифровки и ребусы. Работа с ними способствует развитию концентрации и устойчивости произвольного внимания.

  • Прочти слова, называя буквы в том порядке, какой указывают цифры;
  • Прочти слово, найди другие слова, спрятавшиеся внутри этого слова; в строке; в клетках (слова можно читать по горизонтали и вертикали);
  • Угадай, какое слово зашифровано;
  • Прочитай зашифрованные слова с помощью таблицы.

Представленные игры и упражнения помогут:

  • предупредить и скорректировать нарушения письменной речи на ранних этапах их проявлений, развить фонематические функции (умение слышать и различать гласные и согласные звуки внутри слова, понимать их роль в преобразовании и правильном написании слов, выполнять звуковой анализ и синтез слов), сформировать зрительное представление графических изображений букв и слов, овладеть правильным произнесением и написанием слов, овладеть правильным произнесением и написанием слов сложной слоговой структуры, совершенствовать навыки чтения и письма;
  • пополнить и активизировать словарный запас;
  • воспитывать интерес к чтению и словотворчеству;
  • сформировать эмоционально-волевую сферу (развить произвольное зрительное внимание, память, познавательный интерес, усидчивость).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое пособие для занятий по подготовке к обучению грамоте «Звуковые машинки»

Чтобы подготовить ребенка к школе, требуется много усилий. Игра - это самый доступный способ. А использование любимых игрушек - огромная радость!...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

Конспект игрового практикума по ОО «РР» (подготовка к обучению грамоте)

Конспект игрового практикума по ОО «РР» ( обучение грамоте) в подготовительной группе для детей и родителей.Тема: «Игры с буквами и звуками»...