"Игра - как средство формирования социального поведения, самовыражения"
консультация (старшая группа)

Шевченко Евгения Васильевна

Как игра помогает при всестороннем развитии ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_2.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Игра – как средство формирования социального поведения, самовыражения».

Автор: Шевченко Евгения Васильевна

Организация: МБДОУ № 30

Населенный пункт: т.у. Ржавки

Игра – это средство формирования у дошкольников представлений и понятий культуры поведения. Игра – одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей. Она является одним из способов познания окружающего мира и дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами.

Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры. Например, с детьми готовят постановку сказки «Репа». В ходе ее разбора обращают внимание на правила семейного этикета. Вся семья и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело – помочь деду-кормильцу вытащить репку. В семье каждый имеет значение, каждый играет свою роль. И сама постановка сказки, и выступление с ней перед детьми и родителями внесут осознание многих правил поведения в общественных местах. Затрагивают правила поведения зрителей в театре. Вспоминаются правила гостевого этикета: в гости пришли родители, их надо принять и развлечь.

В свободное время проводят сюжетно-ролевые игры. Выбрав, к примеру, профессию врача, обговаривают с детьми правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора, в аптеке и т. п. Атрибуты к игре можно сделать самим, и тогда все раз убедятся, что можно сделать поделки и отлично ими играть. Если же поделки принесет воспитательница, то дети поймут: во-первых, она хочет порадовать своих воспитанников, во-вторых, она прекрасная рукодельница и все умеет делать.

Дидактические игры, главная цель которых – развитие ребенка. Они очень хороши при отработке правил и норм этикета. Задания могут быть самые разнообразные: подбери из карточек цветовую гамму своего костюма; составь по картинкам костюм для прогулки, посещения театра, встречи гостей; разложи на полотне карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточках подарок маме, другу, бабушке. Эти игры можно сделать самим, обязательно вкладывая в комплект игры записи о ее содержании, целях и задачах. Это свидетельствуют об осознанном создании и применении игры, а также облегчает другим возможность ее использования.

Большой интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные игры. Например, игра-лото «Как мы одеваемся» поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида игра «Настольный телефон», в которой на полотне будут двигаться фишки, а участники отвечать на вопросы, связанные с этикетом телефонного разговора, укрепит приобретенные знания о правилах телефонного общения .

Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах с взрослыми. От того, как сложатся, и будут развиваться отношения малыша с взрослыми, во многом зависит его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей. Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка ведется по нескольким направлениям. Одно из них – формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, т.е. в коллективе. При этом у детей развивается чувство коллективизма. Не менее важно привить интерес к трудовой деятельности взрослых, желание помочь им, а позднее и самостоятельно выполнять несложные трудовые действия по самообслуживанию .

Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за заботу и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям и взрослым – все это основополагающие программные направления педагогической работы воспитателя в младшей группе детского сада.

Важной задачей в работе с детьми младшей группы детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения .

Характер оценки действий и поступков меняется в соответствии с повышающимся уровнем закрепления у детей навыков культуры поведения. Если в начале усилия детей постоянно поощряются и оцениваются положительно, то в дальнейшем надо относиться, как должному явлению, оценивать только качество действий.

Воспитание нравственных привычек осуществляется в процессе постоянно усложняющихся взаимоотношений детей друг с другом, в процессе их роста и развития. Педагогу важно видеть, как происходит нравственное развитие каждого ребенка, как меняется проявления его отношения к сверстникам, к правилам общественного поведения. Для этого он гибко и целенаправленно предлагает жизненные различные ситуации, поощряет и доброжелательное отношение детей к сверстникам. Кроме того, создает различные ситуации, как для выявления уровня нравственного развития, так и для формирования опыта доброжелательных проявлений, которые охватывали бы различные стороны жизни детей – игровую, трудовую, учебную .

Для усвоения детьми более трудных правил культурного поведения целесообразно использовать коллективные игры - ОД, игры-упражнения, игры-инсценировки. Они помогают воспитателю выровнять уровень овладения навыками каждым ребенком группы.

Через игры - ОД воспитатель может в увлекательной форме не только раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования с конкретными поступками малыша, это дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни .

Проводятся такие игры в первой и во второй половине дня. Например, игру-ОД «Мы умываемся» можно проводить после дневного сна, непосредственно перед умыванием.

Длительность игр определяется их задачами и содержанием. Местом проведения ОД могут быть групповая, умывальная, раздевальная комнаты.

Игры и игры-упражнения целесообразней проводить с подгруппами детей 10-12 человек, так как работа со всей группой не даст желательного результата: малыши отвлекаются, они еще не умеют слушать речь воспитателя, обращенную ко всем .

Игровые приемы, используемые воспитателем и вызывающие у малышей положительные эмоции, обеспечивают более высокую восприимчивость ребенком культурных правил поведения. Педагог ненавязчиво вырабатывает интеллектуально-эмоциональное отношение детей к конкретным правилам общественного поведения, закрепляет их в опыте, побуждает малышей к доброжелательным действиям. При этом процесс воспитания получается очень естественным, ребенок не ощущает себя его объектом. Игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Их можно рекомендовать для работы с теми детьми, которые легко отвлекаются. Для овладения малышами приемов одевания в игру можно включить и кукол. В группе обязательно должна быть крупная кукла с подбором одежды. Например, любимый малышами мишка. Надевая на него рубашку и штанишки, шапку, дети быстрее научатся одеваться сами.

Планируя содержание нравственно направленных игр, воспитатель основывается на своих наблюдениях за детьми. Прослеживая изменения в развитии поведения детей, он корректирует содержание игр с учетом конкретных условий и возможностей детей.

У детей на 4-ом году жизни продолжают формировать самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности. Предъявляется сложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов, бережному отношению к игрушкам, к труду старших. Воспитатель большое внимание должен уделять формированию у детей и выполнению ими правил вежливого обращения, организованного поведения в детском саду, на улице .

Планируя работу, педагог особое внимание уделяет формированию таких качеств, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность, которые помогут ребенку видеть и различать состояние человека, решив, как следует поступить в конкретном случае, чтобы не причинить окружающим неприятность.

Уровень развития детей 4-го года жизни позволяет несколько усложнить программные требования к нравственно направленным играм- НОД, играм-упражнениям, инсценировкам. Теперь они строятся так, чтобы каждое последующее упражнение опиралось на приобретенный ранее опыт детей. Тем самым обеспечивается более быстрое и прочное усвоение навыка.

Постепенно игровые упражнения и задания усложняются, демонстрировать действия в комплексе. Такие упражнения позволяют обобщить отдельные действия, показать детям в комплексе, например, процесс умывания. У них возникает активный интерес, они называют части, которые следует мыть и т.п.

Игры-упражнения «Каждой вещи – свое место» – воспитывает аккуратность, навыки поддерживать порядок. После проведения таких игр, НОД и упражнений на тему «Поддержания порядка» дети быстрее замечают беспорядок. Постепенно воспитатель вносит в игровые уголки новые атрибуты, позволяющие развивать содержание игр в соответствии с приобретенными навыками культурного поведения. Например, в игре-упражнении «Кукла Таня простудилась» детям были показаны способы правильного пользования носовым платком. Затем воспитатель вложил чистые платочки куклам в карман. Дети с удовольствием играют с «больными» куклами и в результате через 2-3 недели в большинстве своем овладевают навыки правильного пользования носовым платком и т.д. .

Таким образом, уже у младших дошкольников в разнообразных играх начинают формироваться первоначальные навыки вежливого обращения к близким ребенку взрослым, к сверстникам, навыки бережного отношения к игрушкам и вещам, находящимся в личном и общем пользовании.

Дети способны проявлять большую активность и самостоятельность не только в игровой деятельности и самообслуживании, но и в различных видах труда, в ОД, в общении с окружающими людьми и природой. Приобретенные и усвоенные навыки дети используют в новых для них жизненных ситуациях. Постепенно эти навыки переходят в устойчивую привычку.

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания культуры поведения в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Культура поведения – характерный признак хорошего воспитания. Формируя представление о нормах и правилах поведения, необходимо влиять на отношения ребенка со сверстником, родителями, другими людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни.

Воспитание культуры поведения – важнейшая сторона процесса становления личности, освоение человеком моральных ценностей. Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения воплощаются в реальных делах и поступках.

Воспитание культуры поведения ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка. В воспитании культуры поведения личности выделяют несколько составляющих: моральное поведение, моральные знания и представления.

Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Такие исследователи, как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Л.Ф. Островская и др. говорят о значимости воспитания культуры поведения у дошкольников.


Библиографический список

  1. Аваков Р. Духовно-культурная доминанта развития //Мировая экономика.-2010.- №12.-[С. 79-84];
  2. Акмамбетов Г.Г. Проблема нравственного развития личности .-М: Логос, 2009.-[С. 187-196];
  3. Артемьева Т.И. Развитие личности и ее способностей.-М.: АСТ, 2009.-[С. 106-123];
  4. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников: Пособие для воспитателей  дошк. образоват. учреждений и родителей /Р.С. буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович.-М.: Просвещение, 2010.-[С. 25-56];
  5. Кабалевский Д.Б. Прекрасное побуждает доброе .-М.: Наука, 1973.-[С. 67-72];
  6. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми //Дошкольное воспитание. – 2011. – №4-[С. 6-18];
  7. Мудрость воспитания: Книга для родителей/Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов.-М.: Педагогика, 2009.-[С. 121-142];
  8. Подласый  И.П. Педагогика.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.-[С. 78-96];
  9. Полис А.Ф. Единство социального и биологического в гармоническом развитии личности.-Ростов н/Д.: Феникс, 2011.-[С. 159-164];
  10. Сиденко А. Игровой подход в воспитании (Роль игры, феномен детской игры, роль игры в воспитательном процессе) //Народное образование.-2011.-№8.-[С.134-142].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра как средство формирования социального здоровья

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Именно поэтому проблему здоровья следу...

«Дидактическая игра как средство формирования социально-коммуникативных навыков у детей с ОНР»

Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Схематично их можно разделить на три основные группы. У детей первой группы имеют место приз...

Подвижная игра как средство формирования социального здоровья

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Именно поэтому проблему здоровья следу...

Дидактические игры-тренинги как современное технологическое средство формирования социального поведения дошкольника в сюжетно-ролевой игре.

Одним из современных технологических средств формирования социального поведения ребенка являются дидактические игры тренингового характера, которые учат принятым в обществе моделям социального поведен...

«Игра как средство формирования социального поведения, самовыражения»

ИГРА – ЭТО ЕСТЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ И НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПУСТАЯ ЗАБАВА....