Консультация для родителей "Особенности развития детей 3-4 лет"
консультация (младшая группа)

Татьяна Юрьевна Онофрук

Особенности развития детей. Кризис трех лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_detey.docx15.14 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития детей 3-4 лет

Знаете ли вы своего ребенка?

Родителям очень важно знать об особенностях развития ребенка.  Что же характерно для ребенка четвертого года жизни? Прежде всего физическое развитие, бурный физический рост. У детей 3-4 лет велика потребность в движениях, хотя иногда родители сетуют на их излишнюю активность. Детям трудно усидеть на месте, им легче что-то делать, чем бездействовать.

В этом возрасте ребенок не желает подчиняться требованиям взрослых, перестраиваются отношения между ним и взрослыми. Он начинает осознавать себя как отдельного человека со своими желаниями и особенностями. Осознание ребенком себя происходит обычно к концу третьего года жизни, когда он практически становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания. Внешне эти изменения выражаются в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице. Кстати, не все родители замечают появление этой особенности и затрудняются ответить на вопрос, в каком лице говорит о себе ребенок. Ребенок хочет быть взрослым. Это явление получило название кризиса трех лет, когда ребенку свойственно проявление негативизма, капризов и упрямства.

Негативизм – это желание ребенка делать наоборот, не подчиняться ни в коем случае воле взрослого. При этом перед сверстниками и «посторонними» взрослыми ребенок не демонстрирует свою независимость.

Упрямство – своеобразная защитная реакция против влияния взрослых. Упрямый ребенок настаивает на своем не потому, что ему так сильно хочется чего-то, а потому, что он этого потребовал. То же самое можно сказать и о негативизме. Только «негативисту» все равно что делать, лишь бы наоборот, а упрямцу важно сделать именно то, на чем он настаивает. Это закономерные явления, нормальные в известных пределах. Но бывает, кризис заходит слишком далеко – и можно наблюдать, что ребенок проявляет строптивость, то есть бунтует против норм воспитания.

Одной из основных ошибок воспитания, ведущей к появлению упрямства, является повышенная требовательность родителей в приучении ребенка к порядку без учета его реальных умений. Малыш не может регулировать свое поведение. Родители же выдвигают требования на основе собственных преставлений и желаний. Если родители не желают учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, проявляют к нему излишнюю требовательность, это может стать причиной проявления детского упрямства. Бесполезно требовать от ребенка 3-4 лет, чтобы он всегда был чистым, не трогал землю, не становился на колени в новой одежде, не брал на руки бездомного котенка. У детей нет врожденного стремления к чистоте, эти качества могут быть сформированы только в процессе воспитания и обучения. Надо постепенно приучать ребенка к опрятности, но не возмущаться тем, что не все еще у него получается.

Что такое капризы? Если упрямый ребенок проявляет свое упрямство только в ответ на поведение или требования родителей, то капризный начинает «кукситься» и ныть, плакать по любому поводу. Для упрямца самое главное – не уступить взрослому, настоять на своем, и если взрослый отстанет, ребенок будет только рад. Капризный ребенок стремиться добиться еще большего внимания к себе, к своей особе, ему нравиться быть в центре внимания. Любимое выражение упрямого ребенка: «Я хочу», капризного - «Я не хочу». Капризный ребенок, как правило, находится в особом состоянии «готовности к капризу». Часто от маленьких детей можно услышать: «Я сам!» Важно подчеркнуть, что в детском «Я сам» проявляется стремление к самостоятельности. Это наблюдается даже у самых маленьких детей, и всячески надо поддерживать это стремление, иначе, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.

Дети очень эмоциональны, чутки к поведению и настроению взрослых. Ребенок начинает реагировать не только на то, что ему говорят родители, но и на то, как говорят. Но конечно, лучше оценивать не личность ребенка, а его поступки.

Большую роль в воспитании играет положительный пример взрослых. Бывает и так, что родители требуют от ребенка одного, а поступают по-другому. Ребенок не знает как правильно, начинает хитрить, приспосабливаться.

Когда маленький человек только начинает усваивать социальный опыт, поведение родителей играет важную роль. Л. Н. Толстой писал, что все трудности воспитания вытекают из того, что родители не только не исправляют свои недостатки, но и оправдывают их в себе, при этом желая не видеть этих недостатков в детях. Поэтому, уважаемые родители, если вам трудно расстаться со своими привычками, манерами поведения, то хотя бы не демонстрируйте их своему ребенку или не ругайте его за это. Часто воспитатели наблюдают такие факты поведения детей: они «чокаются» кружками с кефиром, «пьют пиво», «играют в пьяных» и др. Понаблюдайте за общением своих детей с куклами, со сверстниками.

Маленькие дети импульсивны, то есть чувства у них преобладают над разумом, они часто совершают поступки под влиянием сиюминутных чувств и желаний, поэтому так часто нарушают правила поведения. Дети искренни и непосредственны, им трудно хранить секреты. Они могут сказать лишнее посторонним людям, поэтому взрослым не рекомендуется говорить в присутствии детей о том, что они хотели бы скрыть от окружающих.

Дети четвертого года жизни любознательны, они задают вопросы взрослым. В этом возрасте возрастает способность к самостоятельным действиям. Дети любят играть, рисовать, лепить, конструировать, слушать сказки. Дома нужно отвести ребенку место, удобное для игры. Взрослым рекомендуется активно включаться в игры, взяв себе какую-нибудь роль.

Любите своих детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие детей в театрализованной деятельности"

В консультации рассказывается в доступной форме о роли театрализованной деятельности в детском саду. Даёся краткая характеристика видов театра используемых в работе с детьми дошкольного возраста....

статья-консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности»

статья-консультация для родителей о роли театрализованной деятельности дома и семейном посещении театров,их воздействие на этетическое воспитание ребёнка...

Консультация для родителей "Развитие детей в процессе работы с природным материалом"

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков....

Консультация: «Интеллектуально – творческое развитие детей дошкольного возраста»Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие их познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает,

Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие их познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает, что наличие интелл...