Консультация для родителей "Почему заговорить бывает трудно?"
материал (младшая группа)

Лунева Александра Борисовна

Консультация для родителей малышей о том как преодолеть трудности в речевом развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx15.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Почему заговорить бывает трудно?»

В последнее время недоразвитие или полное отсутствие речи у 3-4 летних детей становится всё более серьёзной проблемой для родителей и педагогов.

Первой и главной причиной отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребёнка со своими родителями. Часто современные родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Главным источником впечатлений (в том числе и речевых) служат гаджета и телевидение.

Специалисты подчёркивают, что рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети. У работающих родителей остаётся всё меньше свободного времени для своих детей. Просмотр детьми различных детских передач, мультфильмов и роликов достигает 3-4 часа в день.

Но, казалось бы, малыш, сидя перед телевизором, постоянно слышит речь, причём громкую, разнообразную и выразительную. Что ему мешает усваивать её? Дело в том, что речь, слышимая ребёнком с экрана, не оказывает на него должного воздействия и не играет значимой роли в речевом развитии. Она не воспринимается детьми раннего возраста как адресованная им лично и не побуждает к произношению, а потому не имеет для них никакого значения, оставаясь лишь фоном мелькающих на экране зрительных стимулов. Ребенок не получает навыков правильной артикуляции.

Только непосредственное воздействие взрослого и его участие в практической деятельности малыша способно обеспечить нормальное речевое развитие.

Следовательно, для преодоления отставаний в развитии речи необходимы по крайней мере два условия: включённость речи в активную деятельность ребёнка и индивидуальная адресованность речи, которая возможна только в живом непосредственном общении.

Для малыша, которому предстоит освоиться с миром речи, ни в коей мере небезразлично кто и как произносит слова. Причём в первую очередь здесь подразумевается не передача информации, а нечто совсем иное, имеющее гораздо большее значение: взгляд в глаза, заинтересованное внимание, ответная улыбка, эмоциональная выразительность. Всё это может дать ребёнку только близкий взрослый.

Речевые правила общения с ребёнком:

Не использовать в своей речи «птичий язык»: «пи-пи», «би-би» и др. Малышу необходима правильная речь, понятная ему. При этом, обращаясь к ребёнку следует чётко и ясно произносить отдельные слова, привлекая его внимание к артикуляции и добиваясь внятного произношения.

Делать вид, что не понимаете невнятных вокализаций ребёнка, не угадывать что он сказал, таким образом создавать речевую задачу.

Серьезным препятствием для развития речи может также стать повышенная импульсивность ребенка и нечувствительность к словам взрослого. Такие дети чрезвычайно активны, подвижны, они несутся куда глаза глядят и ни на чем не могут сосредоточиться. Они как бы не слышат обратившегося к ним взрослого и никак не реагируют на его слова. Даже свой протест они выражают как-то особенно: кричат, глядя в пустоту, а не обращаясь ко взрослому. Отсутствие необходимых связей со взрослым проявляется и в стремлении все делать самому: взрослый как партнер и как образец совершенно не нужен. Индивидуальные игры ребенка с предметами и игрушками хотя и освобождают взрослых от назойливости детей, но никак не стимулируют речевого развития ребенка

В подобных случаях нужно прежде всего вернуться к играм и занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт с малышом. Большое значение имеет и то, как именно взрослый вводит в жизнь ребенка различные предметы и игрушки. Всем предметным действиям следует по возможности придать “человеческий” характер: жалеть или укладывать спать куклу, посадить водителя в машинку и вести ее в гараж, лечить обезьянку и т. д.

Очень полезны игры, в которые нельзя играть одному, например, катать мячик. Если ребенок не проявляет интереса к сотрудничеству, попробуйте организовать в его присутствии общую игру с другим партнером. Например, папа и мама могут катать друг другу мячик, по-детски радуясь и комментируя свои действия. Скорее всего, малыш захочет занять место одного из них или присоединиться к этому занятию. Полезны также игры с имитацией. Вы говорите в присутствии малыша за разных зверюшек, а ребенок, заражаясь общей обстановкой, повторяет вслед за вами. Все эти занятия направлены на то, чтобы остановить бессмысленную беготню ребенка и привлечь его к содержательному общению.

Итак, случаи нарушения речевого развития весьма разнообразны. Но при любых ситуациях для нормального и своевременного развития речи необходимо достаточное и соответствующее возрасту общение ребенка со взрослым.

Однако бывает, что никакие старания родителей не приводят к нужному результату – малыш после 3 лет продолжает молчать, или произносит какие-то нечленораздельные звуки, или избегает общения. В этих случаях необходимо обратиться к специалистам – логопеду, детскому психологу или невропатологу.

Не забывайте, что речь – это один из главных показателей психического развития, поскольку в ней отражаются все достижения и проблемы маленького ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Почему заговорить бывает трудно" Консультация логопеда для родителей

В данной консультации родители получают несколько советов помогающих детям "заговорить"...

Консультация для родителей на тему: "Почему заговорить бывает трудно?"

Развитие речи процесс индивидуальный, зависящий от многих факторов.Если в 2 – 2,5 года ребенок не произносит ни одного слова. Следует внимательно присмотреться к нему и попытаться понять, почему он та...

Консультация логопеда "Почему заговорить бывает трудно"

Данная консультация представляет интерес для родителей дошкольников и педагогов,работающих с детьми с задержанным речевым развитием .Как начать решать проблему овладения речью?с чего начать?...

Консультация для родителей " Почему заговорить бывает трудно"

Данный материал алресован родителям неговорящих  детей или для родителей сдетей с задержкой речевого развития.Что делать? Как побуждать малыша к активным высказываниям? В статье представлены реко...

Консультация для родителей "Почему заговорить бывает трудно?"

Консультация для родителей "Почему заговорить бывает трудно?"...

Консультация для родителей " Почему заговорить бывает трудно"

Консультация для родителей " Почему заговорить бывает трудно"...