Консультация для родителей " Увлекательная игра - шахматы"
консультация (подготовительная группа)

Виктория Эдуардовна Ложкина

Консультация для родителей 
Увлекательная игра - шахматы

Все малыши в дошкольном детстве проявляют способности в пении, танцах, рисовании и лепке. Но однажды возник вопрос: «А можно ли обучать дошколят игре в шахматы?» Проанализировав историю шахмат, убедились – многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в достаточно раннем возрасте: А. Карпов – в 4 года, Г. Каспаров в 6-ти летнем возрасте.

Шахматы популярны во всех уголках нашего Земного шара. С помощью шахмат многие люди начинают приобретать важные качества для личности, необходимые нашей жизни. Ведь согласитесь, без концентрации внимания, хорошего логического мышления, долговременной и оперативной памяти и самое главное без принятия решения нельзя представить себе качественную шахматную партию. Во время занятий шахматами у ребёнка развивается всё это, и в последствии у него появляется возможность использовать эти навыки в повседневной жизни.

Шахматы – это целый мир со своими законами, легендами и правилами. Игра является «королевским инструментом для развития логического мышления, памяти, пространственного воображения, умения прогнозировать свои действия и тут же проверять себя.

Неоценима роль шахмат в воспитании сильного характера, усидчивости, настойчивости, привычки к преодолению трудностей, уверенности в себе, выдержки, взаимопомощи. Перейдя от взрослых к детям, удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причём ненавязчивого, интересного, увлекательного. К сожалению, общепринятой методики обучения дошколят игре в шахматы у нас не существует. Есть лишь опыт педагогов – практиков.

План обучения дошкольников шахматной игре рассчитан на два года обучения, он охватывает следующие разделы:

  • Элементарные понятия о шахматах,
  • Элементы стратегии и тактики,
  • Техника игры.

Каждый раздел включает несколько игровых занятий. Все занятия строятся на дидактических (игровых) принципах от простого к сложному, от лёгкого к более трудному, с внесением элементов занимательности, новизны, периодического повторения пройденного материала с усложнением.

Цель работы: не столько обучить, сколько привить детям интерес к шахматам, увлечь древней игрой, познакомить с её азами.

На игровых занятиях в простой и доходчивой форме дошколят знакомят со своеобразным миром шахмат, узнают о секретах шахматных фигур, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, элементарных правилах игры и некоторых её принципах, этике шахматной борьбы. Занятия носят комплексный характер, ребята усваивают не только шахматные, но и математические понятия, решают задачи по развитию речи, изобразительной деятельности.

Предпочтение отдаётся игровому методу обучения. Эффективными зарекомендовали себя такие приёмы, как дидактические игры:

Шахматный теремок; Запретная фигура; Шахматное лото; Что общего?; Чего не стало?; Шахматная шкатулка; Пройди и назови поле; а ещё головоломки, игровые ситуации, сюрпризные моменты, сочинение сказок. Повышению качества обучения, поддержанию у ребят интереса к игре способствует использование мультимедийных обучающих программ «Шахматные сказки»; «Шахматные путешествия» и другие.

В занимательной форме дети постигают азбуку шахматной игры, получают уникальную возможность сразиться в шахматы со сказочными героями. Детский сад – это начальная школа, формой проведения мероприятий в дальнейшем могут стать тематические выставки, шахматные турниры совместно с родителями, изготовление шахматных фигур. Выставка детских рисунков на шахматную тематику. Такая система работы даст свои результаты.

Массовое увлечение шахматами помогает выявить детские дарования, такие дети после знакомства с этой игрой охотно обучаются в детских спортивных школах города. Накопление такого опыта работы по обучению детей игре в шахматы убеждает нас в том, что шахматная игра может занять определённое в педагогическом процессе детского сада и семьи, ведь она не только воспитывает и обучает, а дарит ребёнку радость творчества и обогащает духовный мир, приносит удовольствие на всю жизнь. Давайте поможем детям получить его.

«Шахматы – море фантастики,

Это не просто игра.

Шахматы – это гимнастика

Памяти, воли, ума!»

Уважаемые взрослые! Откройте ребёнку дверь в таинственный и загадочный мир шахмат. Сделайте вместе с ним первые шаги к большим победам!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Игра в шахматы – как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста».

Через шахматы воспитатели могут ознакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления:умение сосредоточиться и принять решение, умение решать задачи, развивается пространств...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по разделу «Обучение игре шахматам» для детей от 5 до 7 лет образовательной области «Познавательное развитие».

Основание для разработки:"Конвенция о правах ребенка;всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;ФЗ от 24 июля1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка ...

«Увлекательная игра – Шахматы»

Консультация для родителей...

Консультации «Обучение детей игре в шахматы» Шахматные сказки

В помощь родителям и педагогам Шахматные сказки...

Мастер – класс для родителей. «Увлекательная игра – Шахматы» или «Мама – я научу тебя играть»

Методическая разработка представляет собой сценарий мастер -класса целью которого является мотивация родителей к совместной с детьми игре в шахматы....

Мастер – класс для родителей. «Увлекательная игра – Шахматы» или «Мама – я научу тебя играть»

Аннотация «Шахматы – море фантастики,Это не просто игра.Шахматы – это гимнастикаПамяти, воли, ума!» Девизом всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы...