"Картотека игр. Занимательная математика в движении"
методическая разработка (средняя группа)

Исакова Лариса Валерьевна

            Дети  младшего дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим меня заинтересовала проблема – как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_22.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

            Дети  младшего дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим меня заинтересовала проблема – как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям.

Картотека игр.

Подвижная игра «Найди столько же»

Цель: формировать представление о числе и количестве, обучение счёту.

Вариант 1. На полу или столе карточки разложены кругом, рисунком вниз. На карточках нарисованы предметы в разных количествах (на одной карточке один предмет, на другой два предмета и т. д.) Дети под музыку бегут гуськом вокруг стола, при остановке музыки дети останавливаются, каждый берёт ту карточку, возле которой остановился, считает количество предметов и ищет в группе то место, где столько же предметов разложено (воспитатель готовит это заранее) и бежит к тому месту.

Вариант 2. На карточках могут быть изображены цифры.

Вариант 3. На карточках, как и в первом варианте изображение предметов, посчитав предметы на своей карточке, дети ищут в группе изображение соответствующей цифры и бегут к ней.

Эстафета «Быстрый счёт».

Цель: формировать представление о числе и количестве, тренируем умение быстро считать.

Вариант 1. Дети могут поделиться на две команды, предварительно детям раздаются карточки с разным количеством изображаемых предметов. Игроки по очереди по сигналу бегут к своему столу, где игрушки. Каждый игрок должен взять то количество игрушек, которое изображено у него на карточке, бегом или вприпрыжку возращается к своей команде и складывает предметы в корзину (у каждой команды своя корзина), чья команда закончит быстрей собирать свою корзину.

Вариант 2. На карточках могут быть цифры.

Вариант 3. Каждый игрок оставляет в своих руках то количество игрушек, которое он взял, так мы проверяем правильность выполнения задания каждым ребёнком.

Вариант 4. Игроки посчитав количество предметов на своей карточке, по очереди бегут к столу и берут соответствующую цифру, возращаются на место к своей команде. Чья команда быстрей собирётся.

Подвижная игра «Сделай столько же»

Цель:

Вариант 1. Ведущий каждому игроку говорит на ушко число от 1 до 5 (старшая группа) или от 1 до10 (подготовительная группа), игрок выполняет это количество упражнений, дети считают хором, таким образом угадывают число, которое ведущий с ребёнком загадали.

Вариант 2. «Сделай на один меньше (больше)»

Эстафета «Посади огород»

Две команды, два поля 1,5 на 1,5 м, расчерченные на 9 квадратов с цифрами.

1 2 3

4 5 6

7 8 9

Вариант 1. По сигналу игроки бегут по очереди к своему полю и кладут в один из квадратов количество игрушек, соответствующее цифре.

Вариант 2. Игрушки уже разложены в клетках, но количество игрушек не соответствует нужной цифре, игроки подбегая считают игрушки в одной из клеток, сравнивают с цифрой и выполняют действие убрать или добавить игрушку.

Вариант 3. Вместо цифр могут быть геометрические предметы, ребёнок достаёт из корзины одну из геометрических фигур и кладёт на одну из клеток. Чья команда быстрей собирёт своё поле.

Подвижная игра «Собираем урожай» или «Принеси столько же, сколько услышишь звуков»)

Цель: развитие слухового внимания, умения считать количество звуков, развитие сенсорного восприятия.

Воспитатель стучит молоточком, дети считают, затем идут по группе и каждый набирает такое же количество предметов. Задачу можно усложнять, набирать предметы определённых формы или цвета.

Можно использовать эту игру при работе с раздаточным материалом. Сделать так, чтобы предметов стало столько же, сколько раз простучит молоточек, или на один меньше или на один больше.

Игра с мячом «Имена моих соседей»

Цель: развитие внимательности, памяти, ориентировки в пространстве (право-лево)

Вариант 1. Дети стоят в кругу и передают друг другу мяч. Тот, кто получил мяч в руки называет своё имя и имена соседей.

Вариант 2. Получив мяч, ребёнок называет только того, кто справа или только того, кто слева.

Игра «Кто ушёл»

Цель: развитие памяти, обучение порядковому счёту.

10 детей строятся в шеренгу, остальные считают их по порядку и запоминают последовательность построения. Затем закрывают глаза. Один из шеренги уходит. Дети угадывают, кто ушёл и где он стоял.

Эстафета «Схемы»

Цель: развитие внимания, развитие сенсорного восприятия, развитие мышления, закрепление знаний геометрических фигур.

Вариант 1. У каждого ребёнка карточка-схема с геометрическими фигурами, каждый из них должен выложить эту же схему у себя на столе.

Вариант 2. По заданной схеме на карточке дополняем большую схему на столе недостающими фигурами.

Рекомендации: схемы могут быть расположены как в таблице, так и по горизонтали. Дети могут выполнять задания как индивидуально, так и соревнуясь в эстафете.

Игра «Живая неделька»

Цель: обучение дням недели.

У детей карточки с разным количеством пуговиц (от 1 до 7), по количеству пуговиц на своей карточке дети определяют свой день недели, под музыку двигаются, при остановке мелодии, выстраиваются в шеренгу в соответствии с днями недели.

Игра «Путешествие по схеме»

Цель: знакомство с клеткой, развитие умения ориентироваться по схеме и в пространстве, развитие мышления, обучение умению считать свои движения.

Вариант 1. Схема на листе в клетку, где одна клетка соответствует одному шагу, ребёнок движется по схеме и выкладывает карточку с изображением того предмета, который изображён на схеме.

Вариант 2. Дети встают в шеренгу. Бросаем большой кубик с точками, сколько выпало на верхней грани, столько шагов делает ребёнок, бросивший кубик.

Игра «Кто быстрей построит фигуру»

Цель: закреплять умения строить по образцу, самостоятельно подбирать строительный материал;

Рекомендации: игра может быть индивидуальной или в виде командной эстафеты; игра может быть настольной (счётные палочки, плоские настольные геометрические фигуры) или напольной (гимнастические палки, напольные геометрические фигуры), можно использовать кубики Никитина или Танграмм.

Каждому ребёнку или команде даётся схема.

Подвижная игра «Не ошибись»

Цель: развивать восприятие, умение выделять свойства предметов, сравнивать их и группировать.

Дети делятся на три команды. В центре корзина с геометрическими фигурами. У каждой команды лежит обруч, каждая выполняет своё задание: одна собирает фигуры определённого цвета, другая формы, третья отбирает фигуры по величине (все большие или все маленькие). Можно четвёртой команде собирать все фигуры, сделанные из определённого материала.

Игра «Весёлый круг» или «Где звенит колокольчик?»)

Цель: совершенствование умения определять пространственное направление относительно себя.

Дети встают в круг и закрывают глаза. Воспитатель ходит по кругу, останавливается около ребёнка и звенит колокольчиком. Ребёнок определяет, где звенит колокольчик (впереди, сзади, слева, справа, вверху).

Игра «Кто где стоит»

Цель: учить определять местоположение людей и предметов относительно себя и обозначать ег словами впереди, сзади, слева, справа.

Дети становятся в круг, один в центре, под музыку дети идут в хороводе, при слове «стоп» дети останавливаются, ребёнок в центре определяет, кто из ребят у него впереди, кто сзади, кто справа, кто слева.

Игра «Лабиринт»

Цель:

2-3 лабиринта на полу из цветных длинных шнурков, 2-3 команды детей по 3-4 человека продвигаются цепочкой. Держась за руки по лабиринтам, каждый по своему.

Игра «Весёлая гусеница»

Цель: тренировка количественного и порядкового счёта, быстроты реакции и умения работать в команде.

Детям раздаются карточки с изображением разного количества предметов (например, карточка с изображением двух предметов, карточка с тремя предметами и т. д.). Под музыку дети танцуют, с окончанием музыки должны выстроиться в ряд по порядку, первый ребёнок с карточкой, где один предмет и т. д. Можно устроить командное соревнование, чья гусеница соберётся быстрее. Можно использовать карточки с цифрами.

Игра с мячом «Назови следующее число» (предыдущее)

Цель: закрепить порядковый счёт.

Дети стоят в круге. Ведущий бросает и называет число, ребёнок называет следующее или предыдущее и возвращает мяч ведущему.

Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.

Игра «Что справа».

Дети сидят вдоль края ковра. По всем сторонам ковра расположено по 5-6 игрушек.

Вариант 1. Ведущий просит детей вспомнить, где у них правая рука. Затем одному из детей предлагается встать в центр на ковре и назвать – какие игрушки расположены справа от него. При этом каждый следующий ребёнок повёрнут в другом направлении по сравнению с предыдущим.

Вариант 2. Ведущий или кто-нибудь из детей называет игрушки, расположенные в одном ряду и просят ребёнка, находящегося в центре ковра назвать – с какой они стороны.

Вариант 3. Ведущий просит одного из детей встать так, чтобы игрушки, сидящие по одной из сторон ковра (называет их), были справа от него.

Игра «На плоту».

Цель: развивать пространственную ориентировку.

Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Ведущий задаёт индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить направление. Например, «Петя, кто стоит у тебя слева; Маша, кто стоит сзади тебя; Серёжа, кто стоит перед тобой; все повернулись налево; Таня, кто стоит слева от тебя» и т.д.

Игра «Скажи наоборот».

Цель: закрепить пространственные понятия.

Эту игру можно проводить как со всеми детьми, так и с 1-2. Ведущий называет пространственные ориентиры, а ребёнок, получивший знак (мяч, стрелка, фишка и т.п.), называет ориентир, противоположный по значению. Например: лево – право, верх – низ, и т.д.

Игры на формирование умений ориентироваться в движении.

Игра «Куда пойдёшь и что найдёшь».

Перед игрой все дети рассаживаются полукругом перед полками с игрушками. Один из детей поворачивается лицом ко всем детям, но при этом не видит, куда ведущий спрятал игрушку. Затем ведущий даёт инструкции этому ребёнку. Например, сделай 2 шага вперёд, 3 шага влево, ещё 1 шаг вперёд, ищи на нижней полке. В роли ведущего вначале выступает педагог, затем – это может быть ребёнок, правильно выполнивший инструкцию.

Игра «Новая походка».

Эту игру можно проводить с 1-2 детьми на прогулке. Мы договариваемся, что сейчас будем ходить не как все люди, а по особенному. Например, два шага вперёд, один шаг вправо, или шаг назад, два шага вперёд. При усложнении игры ребёнок должен не только контролировать свою «походку», но и повернуть корпус так, чтобы прийти к определённой цели.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лэпбук по использованию занимательного математического материала в развитии познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста « Занимательная математика»

     « Занимательная математика»Cоздание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежит...

Картотека "Занимательная математика"

Математическая подготовка к школе предполагает не только усвоение детьми определенных знаний, формирование у них пространственных, количественных и временных представлений. На...

Картотека игр, задач - шуток, считалок и загадок по ФЭМП "Занимательная математика" для детей старшего дошкольного возраста

Игры, задачи-шутки, вопросы, считалки, загадки на расширение представлений детей старшего дошкольного возраста по ФЭМП. Уважаемые коллеги предлагаю вам интересные картотеки по ФЭМП: https://nspor...

«Занимательная математика в движении»

В статье предоставлен материал, развития математических способностей детей через двигательную активность  путем  использования интегрированного подхода на физкультурных занятиях в ДОУ....

Картотека занятий для старших дошкольников "В стране занимательной математике"

Вовлечение родителей и педагогов в образовательный процесс......