Застенчивые дети
статья

Лямкина Анастасия Олеговна

Как помочь застенчивому ребенку? Как себя вести с застенчивым ребенком?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zastenchivye.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Застенчивые, замкнутые дети

   Застенчивость гораздо более распространенная черта, чем могли бы подумать многие. Просто эту черту стараются обычно не показывать. У детей определенный возрастной период связан с развитием застенчивости. Эта застенчивость недолговременна, она не является устойчивой чертой характера и со временем исчезает. Но мы поговорим о той застенчивости, которая уже не является свойством возраста, а которая сформировалась у ребенка под влиянием различных факторов. Вообще, застенчивость - это черта, характерная для многих людей, как взрослых, так и детей. Застенчивость препятствует нормальному общению, из-за нее человек может чувствовать себя одиноким, испытывать тревогу, страх перед другими людьми. Застенчивость мешает человеку эффективно действовать, принимать адекватные решения, проявить свои положительные качества. Застенчивые люди часто имеют низкую самооценку, считая себя неинтересными, скучными для других людей. Им трудно заводить новых друзей, получать удовольствие от общения, они не могут отстаивать свои права и выражать собственное мнение. Да и внешне застенчивые люди выглядят особенно - сутулые, с опущенной головой, маловыразительным лицом, взглядом в пол (или в сторону, но никогда в глаза другому!), с тихим тусклым голосом, робкой улыбкой. Но за внешней застенчивостью может скрываться совершенно разное содержание. Застенчивыми могут стать дети, которые к 5-6 годам уже имеют опыт неудачного общения с другими людьми в определенных ситуациях. В аналогичных ситуациях они, наученные горьким опытом, стараются, вообще, уклониться от общения. За застенчивостью некоторые дети скрывают страх не справиться с какой-либо деятельностью, поступить не так, как надо. Дети с повышенной обидчивостью, ранимостью также могут избегать контактов с другими людьми (чтобы их не обидели ненароком). Но при всем этом, практически все застенчивые люди эгоцентричны. Они сосредоточены на своих личных переживаниях, им трудно понять другого, поставить себя на его место. Некоторые люди считают, что застенчивость - наследственная черта. И действительно, часто у застенчивых родителей бывают застенчивые дети. Но в генах ли все дело? Может быть, мы, родители, сами того не ведая, просто воспитываем у детей эту застенчивость? Когда мы постоянно делаем ребенку замечания, негативно отзываемся о его личностных качествах, критикуем, ругаем, не снижаем ли мы его самооценку, не внушаем ли ему мысль о том, что он - не способный ни к чему, не такой хороший, как другие? Когда мы сами не верим в возможности ребенка, считаем, что у него ничего не получится, откуда у него возьмется уверенность в себе, вера в свои силы?  У некоторых детей с возрастом застенчивость проходит как бы сама по себе. Но, к сожалению, чаще детям необходима помощь взрослых. Самое главное в работе по преодолению застенчивости - повышение самооценки ребенка. А повышение самооценки начинается с похвалы. Хвалите детей за что-то и просто так, говорите им комплименты по сто раз на дню, дарите подарки по поводу и без всякого повода. Говорите, что вы их любите такими, какие они есть, и что всегда будете любить (даже несмотря на плохие оценки и вредный характер). Важно отличить застенчивого ребенка от ребенка, который просто любит уединение и вполне самодостаточен, его не тяготит одиночество, он не будет скучать, если остался один дома, а займется чем-нибудь интересным, ничуть не страдая. Страдают от застенчивости в основном эмоционально чувствительные, впечатлительные подростки, которые принимают все близко к сердцу, у них повышенное чувство долга, им трудно обманывать и хитрить, а также трудно быстро подстраиваться под ситуацию.

Что_же_представляют_собой_застенчивые,_замкнутые_дети? 
Застенчивый ребенок хочет общаться, но не знает как. Они очень робкие, остро ощущают свои недостатки, особенно мнимые, кажущиеся, а свои положительные качества наоборот не замечают и не ценят, например, боятся, что будут выглядеть смешно в глазах других, скажут что-нибудь глупое, некрасиво одеты и т.д. Они очень чувствительны к любой критике. Из-за навязчивых опасений у них теряется естественность поведения, появляется скованность, меняется интонация голоса, мимика. Среди других ребят застенчивые дети часто избегают контакта, потому что считают себя хуже других. Они часто колеблются в принятии решения, не проявляют инициативы, не могут защитить себя. Из-за этого их часто не замечают вообще, поэтому застенчивость часто сопровождается нереализованными возможностями, проявлением неудовлетворенности вследствие "выключенности" из общественной жизни.

Причины:

 - темперамент

 - завышенные требования

 - сравнение с другими детьми

 - авторитарный стиль воспитания

 - воспитание по типу «Маленький неудачник»

 - симбиоз с одним из родителей

 - страх незнакомых взрослых

 - конфликты родителей, развод

Как_помочь_застенчивому_ребенку? Как себя вести с застенчивым ребенком:

  • Расширяйте круг знакомств ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости, расширяйте маршруты прогулок, учите его спокойно относиться к новым местам.
  • Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами; не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.
  • Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.
  • Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с "чужим" взрослым. Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться нужно, пока ребенок еще маленький, ведь с возрастом застенчивость может закрепиться, стать стилем поведения, затрудняющим жизнь.
  • Воспитатели должны организовать взаимодействие между всеми детьми

Советуем поиграть:

  • Во время утренней гимнастики выполняйте разные упражнения, подражая животным: потянуться как кошка, вытянуть шею как жираф и т.д. Такая игра способствует раскрепощению.
  • "Колдун" заколдовал ребенка так, что он потерял голос. На все вопросы он должен отвечать только жестами и мимикой. Игра направлена на овладение неречевыми средствами общения.
  • "Сказка". Предложите ребенку с вашей помощью придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как его, опираясь на значение и звучание имени. Например: Марина - морская сказка о девочке, живущей в море. Игра способствует лучшему осознанию себя, развитию умения говорить о себе без стеснения, оценке лучших своих сторон.
  • Произносить слово с разной интонацией
  • «Царевна Несмеяна»
  • За ширмой

Прежде всего, родителям следует обратить внимание на свое собственное поведение. Не надо лишний раз демонстрировать свое собственное беспокойство и мнительность, ребенок довольно быстро учится перенимать такое поведение, которое в дальнейшем может стать навязчивым. Не стоит навязывать ребенку то, что он не в состоянии выполнить, часто именно невыполнимые требования к ребенку заставляют его постоянно бояться того, что он не справится с ситуацией и заработает наказание. Это ведет к тому, что ребенок постоянно чувствует неуверенность в своих силах и сам перестает оценивать себя адекватно. Если Вы будете каждый раз говорить ему, что он лентяй, потому что приносит плохие оценки, то в скором времени он действительно будет считать себя ленивым, т. к. не оправдывает Ваши ожидания и не получает ни малейшей поддержки со стороны.

Не надо постоянно читать мораль о том, что должен делать "порядочный человек" или "хороший мальчик", или "послушная девочка" и стыдить по любому поводу. Не нужна и излишняя принципиальность и непримиримость в оценках и суждениях. Излишнее давление только усилит неуверенность в себе.

Постарайтесь чаще подавать пример уверенного, контактного поведения. Не замыкайтесь в себе, сами стремитесь к контактам с окружающими. Не создавайте проблем там, где без этого можно обойтись, не драматизируйте ситуацию, если у ребенка есть какие-то затруднения, например, в общении со сверстниками. Это еще не конец света. Часто подростковые проблемы тянутся еще из дошкольного или младшего школьного возраста. Здесь ребенок может не суметь справиться сам с этой проблемой. Здесь также важен пример уверенного незастенчивого поведения. Дети усваивают лучше, если сами видят, как надо поступать. Если Вы сами не можете послужить примером, то предложите ребенку самому выбрать для этих целей какого-нибудь человека. Это может быть как член семьи (брат, дядя, бабушка), так и сверстник, на которого Ваш ребенок мог бы равняться. Предложите ему игру - сыграть роль уверенного в себе мальчика Колю, заводилы во дворе. Многим застенчивым детям нравится играть роль актера. Пусть сначала он опишет Вам, какие черты поведения характеризуют этого мальчика как незастенчивого, уверенного, умеющего общаться. Лучше взять конкретную ситуацию. Вот ребята играют во дворе... Как Коля подходит к ним, что он говорит, чтобы его приняли в игру, что ему отвечают? Обратите внимание ребенка на то, как этот Коля выглядит: какой у него голос - громкий или тихий? плечи расправлены или вжаты? Какое выражение лица - напряженное или он открыто улыбается? Если возникнут трудности, попросите ребенка понаблюдать за выбранным человеком.  Теперь попросите его описать себя в той же ситуации - есть разница? Объясните Вашему ребенку, что можно общаться, не разговаривая - одним своим видом, мимикой можно сказать о многом, например, что у тебя плохое настроение или ты рассержен. Попробуйте по очереди показать друг другу Ваше состояние.

Поведение, которое помогло бы ему войти в контакт с другими. Можно и, даже лучше, написать это на бумаге, например, так:

1. улыбнуться

2. сказать "Привет"

3. спросить, можно ли поиграть вместе с ними и т.д.

Бывает полезно отрепетировать начало разговора, для того, чтобы ребенок чувствовал себя увереннее. Часто дети боятся показаться глупыми, не сообразить, что можно ответить, поэтому поощряйте своего ребенка.

  • Может помочь, например, составление списка своих положительных и отрицательных качеств. Ваш ребенок считает себя глупым? Спросите, что он подразумевает под словом "глупый"? разве неумение во время дать остроумный ответ - это глупость? Нет! Помогите ребенку найти побольше положительных качеств, и увидите, как он удивится, узнав, что в нем так много хорошего!
  • Можно теперь договориться каждый день в течение недели отмечать каким-нибудь значком шаги ребенка к контакту с другими. Первая неделя - улыбки. Улыбнулся за неделю четверым - получай приз. Следующая неделя - улыбка и приветствие вместе. Поприветствовал четверых за неделю - получай другой приз.

Уверенность в себе тренируется постепенно. Скоро Ваш ребенок перестанет бояться подходить к другим или проситься в игру. Ваш ребенок боится, что над ним будут смеяться? Или не заметят его улыбку? А так ли это страшно на самом деле? Бывают вещи и похуже. Призовите на помощь Ваше чувство юмора и придумайте вместе историю, например, о том, как за неправильный ответ у доски его вызывают к директору, который уже пригласил корреспондентов и телевидение, и весь мир узнает об этом ответе и смеется, с других планет прилетают инопланетяне только для того, чтобы увидеть человека, ответившего неправильно у доски, выстраиваются в очереди, перекрывают уличное движение...  Юмор и преувеличение могут рассеять беспокойство ребенка.

  • Уделите побольше времени своему ребенку и помогите ему обрести уверенность в себе, которая необходима в жизни!
  • Укрепляйте у детей уверенность в себе. Верьте (и говорите им!), что они справятся, что сделают все, как надо, что ошибки - бывают у всех, что на ошибках надо учиться, а не опускать руки.
  • Кроме того, важно расширять круг знакомств ребенка, учить его спокойно относиться к встречам с новыми людьми, но делать это надо тактично и деликатно. Хорошо, когда ребенок общается с людьми в процессе выполнения какой-то деятельности - например, когда ходит с мамой в магазин и покупает что-то сам для себя.
  • Не решайте все за ребенка, не тревожьтесь постоянно за него, так как гиперопека, стремление оградить ребенка от всех опасностей, ограничение его свободы также способствуют формированию неуверенности в себе и застенчивости.

    Помните, что преодоление застенчивости требует времени и терпения. Но результат стоит того.

У вас замкнутый ребенок. Что можно посоветовать родителям?:

Определите причины:

  • В отличие от застенчивого ребенка, который хочет общаться с другими, но не умеет этого делать, замкнутый ребенок не хочет и не знает, как общаться. (ему хорошо с самим собой)
  • Истоки замкнутости лежат в раннем детстве. В младенчестве для таких детей характерны беспокойность, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в укладе жизни. Позднее появляется страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию. Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное ее отсутствие.

Как вести себя с замкнутым ребенком:

  • Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми.
  • Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком.
  • Стремитесь сами стать для ребенка примером активно общающегося человека.
  • Если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет решить эту проблему.
  • Чудес не бывает: замкнутость не пройдет за один день по взмаху "волшебной палочки". Наберитесь терпения и приготовьтесь к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе вашего общения с ребенком.

Советуем поиграть:

  • "Незнайка". Взрослый задает ребенку различные вопросы, а тот только разводит руками и пожимает плечами. Игра способствует развитию выразительных жестов.
  • Попросите ребенка рассказать о его сильных сторонах: о том, что он любит, ценит, принимает в себе; о том, что дает ему чувство уверенности в себе. Если ребенку трудно, можно говорить по очереди: сначала он, потом вы, затем снова он и т.д.
  • "Закончи предложение". Предложите ребенку посочинять, закончить фразу (Я хочу... Я умею... Я смогу... Я добьюсь...).
  • Совместные настольные игры. Хорошо, если участвуют несколько детей.
  • Фантастический рисунок (фигура). Предложите ребенку начать рисовать (лепить) что-то неожиданное. Через некоторое время обменяйтесь с ним рисунками, пусть он завершит вашу, а вы закончите его работу.
  • Любые сюжетные игры. "Как будто" (например: представь, как будто тебя пригласили на передачу "Смак").

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческой активности у застенчивых детей старшего дошкольного возраста

Как помочь детям преодолевать робость и застенчивасть через игру в кукольном театре....

Установочные ролевые игры для застенчивых детей.

ЗАСТЕНЧИВЫЙ РЕБЕНОК. В своей застенчивости дети признаются гораздо охотней, чем в трусости. И это понятно. Трусом в нашей культуре быть стыдно, а застенчивость столь категорически не осуждается. Даже...

Статья на тему: Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольников.

Влияние дошкольного учреждения и семьи на развитие коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольников....

"Проблемы застенчивости детей дошкольников, ее причины, проявления"

Материал предназначен для воспитателей ДОУ...

консультации для педагогов и родителей "Застенчивые дети" "Упрямые дети"

Застенчивость является одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений. Известно, что застенчивость порождает ряд существенных трудностей в общении людей....

Картотека игр для застенчивых детей; для коррекции поведения тревожных детей; для коррекции агрессивного поведения у дошкольников

Картотека игр для застенчивых детей; для коррекции поведения тревожных детей; Для коррекции агрессивного поведения у дошкольников...