Воздействие музыки на духовный мир человека
консультация

Воздействие музыки на духовный мир человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditeley._.docx39.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» НМР РТ

Консультация для родителей

«Воздействие музыки на духовный мир человека»

                                                              Составила:

                                                  Волкова М.О.,

                                                музыкальный руководитель МБДОУ № 53

Нижнекамск, 2020

Одна изособенностей музыки – объединять людей в едином переживании, стать средством общения между ними. Воспринимается как чудо, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определённый отклик в душе другого.

Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.

Музыка, по выражению Д. Шостаковича, «прекрасный своеобразный язык». Сочетая выразительную, яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает своё мироощущение, своё отношение к окружающему. Такими произведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их.

Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет. И в этом ещё одна её особенность. Каждый человек по своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдаёт предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определённый опыт слушания. Как учатся писать, читать, рисовать, считать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, слушать внимательно, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем, и их завершение. Восприятие слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот прекрасный своеобразный язык.

Ещё одна интересная особенность музыки – воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребёнок прислушивается, затихает. Но вот раздаётся бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания.

Пусть в вашем доме звучит классическая музыка, которая своими волшебными звуками может исцелять, развить умственные, интеллектуальные способности, скоординировать психологическое состояние, подарить радость.

Материал консультации подготовлен с использованием интернет ресурсов

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» НМР РТ

Консультация для родителей

«Домашний театр»

                                                              Составила:

                                                  Волкова М.О.,

                                                музыкальный руководитель МБДОУ № 53

Нижнекамск, 2021

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребёнка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам. 
Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

   Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребёнок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения.

Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших детей интересной и содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.

Я расскажу вам, как дома вы можете всей семьей организовать свой театр, где каждый из вас может быть и режиссером, и композитором и актером. 

Мир детства рядом снами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребёнка, говорит его голосом. Когда-то он был и нашим миром, но мы уже ушли оттуда, и назад пути нет. 

Но как нам всем хочется вернуться в него. И мы должны заглянуть в этот мир, потому что это поможет понять внутренний мир ребёнка. А раскрыть сердечко ребёнка поможет театр. Театр связывает детей между собой и со взрослыми в единое целое.

Мы, взрослые, должны помочь ему, раскрыть его способности.! Я -артист, я- артистка! От сознания этого трепет охватывает маленького человечка, когда он выходит на сцену или говорит голосом персонажа за ширмой. Роль эта очень привлекательна и интересна. И именно в семье впервые ребёнок может выйти на«сцену».

Не стоит скептически смотреть на возможность организации театральных зрелищ для детей дома. Начать можно с простейшего: купив новую игрушку ребёнку, мама может заговорить голосом медвежонка, зайчонка и т. д., сказать, что отныне это веселая игрушка будет жить вместе с вами, но чтобы она не скучала, нужно с ней каждый день разговаривать. Общаясь, таким образом, ребёнок развивает речь, воображение и творчество, которые проявляются в игре. Это, конечно, еще не театр, но здесь присутствуют его элементы, попытка драматизации действия, исполнения по ролям импровизированного диалога, выявление некоторых черт характера, персонажа. И, конечно, «сверхзадача» родителей – заставить включиться в диалог, развернуть совместное с персонажем действие. Т. о. без дидактического нажима можно обучить ребёнка простым игровым приёмам, будить в нём воображение и фантазию, подводить к элементарным творческим проявлениям

Разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки- самая увлекательная интересная игра. Взрослый может подать идею или предложить ребёнку и помочь придумать сказку. Он почувствует себя режиссером и будет очень рад, если вы будете соглашаться с его мнением. И в тоже время ненавязчиво вносить свою инициативу.

 Для организации домашнего кукольного театра можно использовать не только игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью, наибольшую ценность имеют игрушки, изготовленные родителями совместно с детьми.своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, старых носков, старого мехового воротника. Бумажный пакетик может превратиться в весёлого человечка. На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками. Кукла из носка: набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Всё скрепите верёвочкой или резинкой. Кукла из бумажной тарелки. На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой лентой палочку. Игрушки и куклы из пластмассовых бутылок и коробок. Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и приклеить детали. И тому подобное…

Уважаемые родители,читайте дома больше сказок, стихов и т. д., беседуйте по содержанию произведения, исполняйте сказки, рассказы в лицах, будьте эмоциональными.

Учите детей оперировать предметами, игрушками через личный пример, разыгрывайте мини-спектакли на любую тему, фантазируйте.

Старайтесь мимикой, жестами помогать себе и ребёнку в раскрытии различных образов.

Шейте костюмы своими руками, делайте маски и т. д.

Рисуйте с ребёнком картины декорации по прочитанным произведениям.

Постарайтесь по возможности посещать с детьми театр, цирк и т. д.

Когда спектакль готов, приготовьте пригласительные билеты, позовите своих друзей, близких и ощущение праздника останется на долгое время. И вы сами неожиданно вернетесь в тот мир, в котором живет ДЕТСТВО! 

Материал консультации подготовлен с использованием интернет ресурсов

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» НМР РТ

Консультация для родителей

«От природы музыкален каждый»

                                                              Составила:

                                                              Волкова М.О.,

                                                 музыкальный  руководитель МБДОУ № 53

Нижнекамск, 2021

Здоровье – это, пожалуй, то главное от чего зависит наша жизнь, порой и благополучие нашей семейной жизни. Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили детей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека.

Музыкой можно изменять развитие: ускоряя рост одних клеток, замедляя рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное состояние человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.

Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека как части его общей духовной культуры в будущем.

Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен -  знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов-композиторов? Природа? Родители? Педагоги?

Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть сын учёного, повзрослев, станет учёным, а сын писателя – писателем?

Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребёнок пошёл в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Очень распространённая формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери. Но это всё не так.

Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда бы дети, поколение за поколением наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не редки случаи, когда ребёнок учёного становится скрипачом, а врача – писателем. И объясняется это всё окружением, в котором растёт малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности и характер человека. И если сын музыканта выбирает ту же профессию, что и его отец, то причина этого прежде всего в том, что воспитывался он в атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных звуков. Педагоги-музыканты пришли к мнению о том, что задатки  музыкальной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма – органы слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся особенность», по утверждению учёных, специалистов в области исследования проблем музыкальности, считается необоснованным.

Считается доказанным, что если для музыкального развития ребёнка с самого рождения созданы необходимые условия, то это даёт значительный эффект в формировании его музыкальности.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему всё для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать всё многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц, животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность звука. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данные человеку свойства.

Итак, от природы мы все музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, т.к. от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребёнок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Запомним – окружение, среда, растит и питает личность.

Музыка детства – хороший воспитатель и надёжный друг на всю жизнь.

Памятка для родителей

Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. «Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно всё равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясений», - считают педагоги. Упущенное время будет невосполнимо.

Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего ребёнка нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникает подобное желание, то пение, на ваш взгляд, далеко от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраиваетесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелаемого тормоза.

Не «приклеиваете» вашему ребёнку «ярлык» – немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Материал взят из сб. Михайлова М.А. “Развитие музыкальных способностей детей”

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» НМР РТ

Консультация для родителей

«Роль сказки в музыкально-художественном развитии детей дошкольного возраста»

                                                              Составила:

                                                  Волкова М.О.,

                                                музыкальный руководитель МБДОУ № 53

Нижнекамск, 2021

Гармонизация внутреннего состояния ребёнка, его отношений с внешним миром возможна лишь при создании психологического комфорта, особых условий, которые позволяют ребёнку снимать эмоциональное напряжение, негативно влияющее на его общее состояние.
Для прослушивания музыкального произведения у ребёнка подключаются все органы чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Ребёнок визуализирует услышанные впечатления, отражая пластическое, ритмическое, словесное, игровое воплощение образа, настроение музыкального произведения.


Для успешного музыкально-художественного развития детей необходимо изменение организации музыкальной деятельности, внесение в неё дополнительных внемузыкальных средств, например, таких, как сказочные образы и сюжеты. Посредством ярких, доступных сказочных образов ребёнок узнаёт окружающую жизнь, людей, вдумывается в их поступки и судьбы. Сказка показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя, даёт возможность за короткое время примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. В сказке ребёнок находит выходы из сложных ситуаций, пути решения конфликтов, позитивную поддержку своих возможностей. Введение малыша в сказку позволяет ему испытывать живое воздействие атмосферы пространства природы, города, места и времени событий и действий персонажей. Через сказку он может понять законы мира, в котором он родился и живёт.

Знакомство со сказкой и её персонажами лучше начать с рассматривания иллюстраций в музыкальном сопровождении и обыгрывания драматических действий. Это вызывает соответствующее эмоциональное настроение ребёнка. Затем предложите ребёнку вспомнить знакомый сюжет сказки, случай из его жизни, созвучный эмоциональной окраске музыкального произведения. Свои чувства малыш может выразить, послушав музыкальное произведение, участвуя в музыкально-дидактических и театрализованных играх, занимаясь рисованием под музыку. Стимулируйте деятельность ребёнка через активные методы: «Сюрпризность», «Сказочность», «Праздничность ситуации», «Оживление героев», «Перевоплощения детей».


Важное место занимает процесс придумывания названий, например: «Сани с бубенцами», «Зимняя дорога», «Весёлый воробей); подбор слов и контрастных сопоставлений, например: сладко - солёно, тихо – громко, добрый – злой, радостный - грустный; поиск сравнений и метафор: легкий, как мотылек, рисует мороз на стекле;определительных характеристик: сердитый, ласковый, задорный и др. Можно также использовать следующие приёмы: рифмование, музыкально-ассоциативный метод, когда ребёнок говорит о своих переживаниях, страхах, мечтах, опираясь на механизмы жизненных и музыкально-художественных ассоциаций. Работа со сказками позволяет улучшить самочувствие и эмоциональное благополучие ребёнка, снизить показатели его тревожности, нервозности и других негативных состояний.

Именно в таких начинаниях ребёнок может проявлять душевно-эмоциональную самостоятельность и инициативу, реализовать свои творческие возможности.

Материал консультации подготовлен с использованием интернет ресурсов

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» НМР РТ

Консультация для родителей

«Домашний концерт»

                                                              Составила:

                                                  Волкова М.О.,

                                                музыкальный руководитель МБДОУ № 53

Нижнекамск, 2020

Часто музыке суждено оставаться в жизни малыша только фоном, на который почти не обращают внимания. Взрослые часто уже не помнят особенностей детского восприятия музыки, которое состоит в том, что совсем маленькие дети музыку как бы не слышат - они не реагируют на неё, спокойно занимаясь своими делами: играют, рисуют… Конечно, даже такое пассивное слушание откладывается в подсознании. Однако ребёнку можно помочь "услышать" музыку, чтобы её восприятие было более осмысленным и доставляло осознанное удовольствие. Самый простой прием: предложить малышу потанцевать или помаршировать под ритмичную музыку, вместе или в компании с игрушкой - а может быть, посмотреть, как танцует мама.

Другой испытанный способ заинтересовать - игра "На что это похоже?", когда ребёнок попробует угадать, что он слышит в музыке: шелест дождя, пение птиц, походку разных животных…Для этой игры очень подходят такие программные произведения, как "Времена года" - и Чайковского, и Вивальди. Пьесы, не имеющие явного сюжета, по-своему хороши тем, что со временем ребёнок сможет придумать к ним любую историю с самыми удивительными приключениями - и даже нарисовать к ней картинку. Любимая музыка может стать изысканным обрамлением дня. Однажды выбранные красивые мелодии могут служить приглашением к столу, дневной и вечерней колыбельными, фоном для занятий, например, рисованием - достаточно короткого узнаваемого фрагмента. Кстати, важно не "перегрузить" малыша музыкой, не утомить - музыка должна доставлять удовольствие, а не превращаться в докучливый шум. Постепенно ребёнок привыкает к жизни под музыку - причем под очень хорошую музыку. Он начинает различать оттенки и красоту мелодий. Его мир становится богаче, а чувства - тоньше. Со временем, лет с трех, он сможет слушать музыку уже без дополнительных игр и уловок - "давай потанцуем", "на что это похоже"… Многие малыши к этому времени осваивают кнопочки музыкального центра и сами начинают ставить себе диски.

 Однажды, когда ребёнок сможет с удовольствием слушать музыку больше получаса, можно будет устроить красивый домашний концерт: отложить все дела, нарядно одеться, погасить верхний свет, зажечь свечи и всей семьей молча послушать какое-нибудь классическое произведение, удобно устроившись в креслах. Самые "продвинутые" маленькие любители музыки лет в пять-шесть впервые попадают на концерты. Правда, многим приятнее слушать музыку дома: в конце концов, где, как не дома, можно вскочить с места и потанцевать под мелодию, захватившую тебя? Разумеется, было бы очень здорово, если бы в доме иногда звучала живая музыка, то есть кто-то из взрослых играл хотя бы простенькие мелодии на фортепиано, гитаре, аккордеоне, скрипке или флейте. Некоторые, самые простые музыкальные инструменты, может освоить и малыш: тамбурин, металлофон, дудочку. Это стоит сделать, несмотря даже на то, что самые простые инструменты, такие как треугольник, вообще не издают звуков музыки - они лишь производят звуки. Но звуки красивые, и умение слышать их красоту - тоже признак настоящей культуры. Ведь мир полон волшебных звуков, нужно только услышать их.

Материал консультации подготовлен с использованием интернет ресурсов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Воздействие музыки на духовный мир человека»

Очень важно в дошкольном возрасте духовное развитие ....

Воздействие музыки на духовный мир человека

Воздействие музыки на духовный мир человекаОдна изособенностей музыки – объединять людей в едином переживании, стать средством общения между ними. Воспринимается как чудо, что музыкальное произведение...

"воздействие музыки на духовный мир человека"

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональ...

«Воздействие музыки на духовный мир человека» (консультация для родителей)

Одна из особенностей музыки – объединять людей в едином переживании, стать средством общения между ними....