Консультация для родителей «Приемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
консультация

Приемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18» дошкольное отделение

Консультация для родителей

 «Приемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Составила воспитатель

Салахутдинова А.А.

2019г.

Приемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Монологическая речь. Рассказывание.

Методы и приемы- совместное рассказывание (взрослый начинает, ребенок заканчивает,

 - драматизация сюжетов,

-образец рассказа,

 -анализ образца,

-план рассказа,

 -совместное обсуждение плана,

 -коллективное составление рассказа,

 -составление рассказа

- подгруппами – командами,

 -составление рассказов по частям,

-вспомогательные вопросы,

 -указания,

-исправление ошибок,

 -подсказ нужных слов,

 -прослушивание аудиозаписи своих рассказов,

 -мотивационные установки (игровые и социальные мотивы,

 -моделирование,

-оценка рассказа.

Монологическая речь. Пересказ

 Методы и приемы. -вопросы,

 -совместный со взрослым пересказ (договаривание слов,

 -драматизация сюжета,

 -беседа по содержанию с помощью вопросов, пояснений, показа иллюстраций,

 -составление плана пересказа,

-использование пространственной модели,

 -этюды на выразительность диалога,

 -подсказка,

 -пересказ от лица главного героя,

 -пересказ по частям, по цепочке,

 -оценка детьми,

 -оценка пересказанного текста.

Монологическая речь. Рассказывание по игрушкам:

 - описание внешнего вида, - рассказ-повествование о приключениях

 Методы и приемы. -рассматривание игрушки,

 -вопросы,

 -совместное составление рассказа (воспитатель начинает – ребенок продолжает,

 -рассказ воспитателя для детей,

 -драматизация,

 -лексические упражнения (подбор сравнений, определений)

 -план рассказа,

 -упражнение «Скажи по образцу»,

 -подсказ слова,

 -моделирование рассказа,

 -дидактические игры на описание,

 -описательные загадки.

Монологическая речь.

Рассказывание по картине:

- описание предметных картин,

 -описание сюжетной картины,

 -рассказ по последовательной сюжетной серии картин,

 -повествовательный рассказ по сюжетной картине (ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду,

 -описание пейзажной картины и натюрморта.

Методы и приемы. -рассматривание-беседа по содержанию картины,

 -вопросы (сначала – на выделение центрального образа, затем – другие объекты, их качества,

 -пояснения,

 -игровые приемы (поставить себя на место персонажа в картине, игра «Кто больше увидит»,

 -беседа по картине,

 -рассматривание по частям (сначала – главное, затем – детали,

 -придумывание названия картины,

 -образец рассказа,

 -план описания картины, обсуждение последовательности повествования,

 -коллективное рассказывание,

 -творческие задания (составление и разгадывание загадок,

 -музыкальное сопровождение.

Монологическая речь. Рассказывание из опыта

 (Индивидуального и коллективного).

 Методы и приемы.

 - вспомогательные вопросы,

 -образец рассказа воспитателя,

 -рассказывание по плану,

 -анализ и оценка детских рассказов,

 -совместный рассказ воспитателя и ребенка,

 -коллективное рассказывание,

 -рассказывание по цепочке,

 -зарисовка и рассказывание по рисунку,

 -составление письма (заболевшему товарищу).

Монологическая речь. Творческое рассказывание.

 Методы и приемы.

 -рассказывание детьми вместе с воспитателем по вопросам,

 -придумывание детьми продолжения и завершения авторского текста,

 вспомогательные вопросы,

-план в виде вопросов,

 -рассказывание по сюжету, предложенному воспитателем,

-придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему,

 -введение элементов фантастики в реалистические сюжеты,

 -анализ схемы построения сказочного повествования,

 -лексические упражнения («Как можно сказать про весну» и т. п.,

 -игры – рифмовки,

 -сочинение загадок,

 -составление книжек – самоделок.

Монологическая речь. Связные высказывания – рассуждения.

Методы и приемы.

 -создание проблемных ситуаций и их объяснение с использованием слов «потому что», «поэтому»,

-игры типа «Разложи и объясни» (серия картинок,

 -игры – небылицы в картинках с объяснением,

-игра «Четвертый лишний»,

 -отгадывание загадок с опорой на картинку,

 -беседа по содержанию художественных произведений с обсуждением поступков героев и их мотивов,

 -речевые логические задачи,

 -объяснение пословиц, отгадывание загадок,

 -составление высказываний – рассуждений на предложенную тему («Почему улетают перелетные птицы?», «Кого можно назвать хорошим товарищем?»)

 -использование алгоритмов и моделей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Консультация для родителей по  развитию связной речи детей с ОВЗ...

Консультация для родителей "Русская народная сказка как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования связности и образности речи....

Консультация " Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература...

Консультация для родителей."Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. У детей старшегодошко...

Консультация для родителей Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Консультация для родителейНародный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...