"Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)

Сорокина Наталия Алексеевна

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roliteley.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему

«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

МБДОУ «ДС «Брусничка»

Подготовила воспитатель:

Сорокина Н.А.

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире..

Исходя из моего опыта могу сказать, что в раннем возрасте  нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.

В это время путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или различной формы в соответствующие гнезда. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытается втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и т. д. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину и форму вкладыша с разными гнездами, отыскивая идентичное. Предварительное примеривание свидетельствует о новом этапе сенсорного развития малыша.

В конечном счете дети начинают сопоставлять предметы зрительно, многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая фигурку необходимой величины.

Для усвоения сенсорных способностей  я предлагаю родителям поиграть с ребёнком  в простые, всем знакомые игры:

1) игры-поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными предметами;

2) игры с прятанием и поиском - в этом случае ребенка интересует неожиданное появление предметов и их исчезновение (складывание матрешки);

3) игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью;
              4) игры на ознакомление с формой и величиной предмета - геометрические игры (мозаики, конструкторы "Лего")

Игра «Прячем ручки»

Предложите ребёнку повторить следующие движения:

— Давайте спрячем наши ручки — вот так! (Дети прячут руки за спину.)

— Где же наши ручки? А вот они, ручки! (Дети показываютруки.)

— Снова ручки спрятались... (Дети прячут руки под стол (если

дети сидят за столом) или за спину (если дети стоят).)

— Где же наши ручки? А вот они! (Малыши показывают руки.)

Игру можно повторить несколько раз. Таким же образом

можно прятать руки под платок, в коробку.

Игра «Спрячь в ладошке»

Дайте ребёнку  небольшие кусочки поролона и предложите

спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно. Спрячь их так, чтобы никто их не увидел и не нашел

- зажми покрепче в ладошке!»

Игра «Котенок»

Дайте ребёнку игрушки и предложите сжать их в кулачке.

В это время читайте двустишие:

Ты, котенок, не пищи,

Лучше маму поищи.

Игру повторите несколько раз.

Подобные игры можно проводить с самыми разнообразными

игрушками-пищалками.

Игра «Ветерок»

Покажите  ребёнку резиновую грушу, продемонстрируйте, как можно сжать ее в ладони, выпуская из отверстия воздух: «Вот так дует ветерок! Давайт сделаем ветер вместе».

Чтобы ребёнок смог лучше ощутить струю воздуха, поднесите грушу к рукам или щечкам . Затем дайте ему резиновую грушу  и предложите «сделать ветерок».

Можно предложить ребёнку сдуть со стола ватку, перышко, небольшой бумажный комочек, направив на эти предметы, струю воздуха.

Игра «Спрячь руки!»

Насыпьте в глубокую миску крупу (около 1 кг). Предложите ребенку спрятать руки, погрузив их глубоко в крупу, сжать их в кулаки и пошевелить пальцами. Объясните ребёнку, что действовать надо аккуратно, чтобы не

рассыпать крупу. Вместо крупы можно использовать песок или муку.

Игра «Найди игрушку!»

Насыпьте в глубокую миску крупу (около 1 кг). Затем спрячьте в крупу игрушку и предложите детям найти ее. Такую же игру можно проводить в песочнице.

Игра «Пересыпь крупу»

Предложите ребёнку при помощи ложки, совка или воронки пересыпать крупу из одной емкости в другую (пересыпать крупу дети могут и руками): «Жила-была на свете мышка-норушка. Она была очень запасливая. У нее в норке хранились разные крупы и семена. Давайте поможем мышке разложить зернышки в банки, коробочки и пакеты. Теперь запасы хорошо сохранятся». Подобную игру можно проводить в песочнице.

Игра «Бумажные снежки»

Дайте ребёнку листы бумаги и попросите смять их в комки (объясните ребёнку, что мять можно только ненужную бумагу). Затем предложите ребёнку   поиграть в «снежки»: «Какое сейчас время года? Лето. А так хочется поиграть в снежки! Давай сделаем снежки не из холодного снега, а из старой бумаги, и поиграем!»

Игра «Погремушка»

Покажите ребёнку пластиковую бутылку с бусинами внутри.

Погремите бутылкой: «Посмотри, какая у меня погремушка.

Вот как она громко гремит. Давай сделаем много погремушек».

Дайте ребёнку приготовленные бутылочки и попросите

открыть крышки (в случае затруднения помогите).

Затем дайте ребёнку  коробочки с различными мелкими пред-

метами и предложите положить эти предметы в бутылки.

Покажите ребёнку, как брать предметы по одному (двумя

пальцами или щепотью) и опускать их в узкое горлышко бу-

тылки. После того как ребёнок положит предметы внутрь своих

сосудов, предложите ему закрыть бутылки крышками и погреметь.

Чтобы ребёнок не устал и не потерял интерес к выпол-

няемой работе, сначала для изготовления погремушки пред-

лагайте ему не более 5—6 мелких предметов. Затем количество

предметов можно постепенно увеличить.

Игра «Мозаика»

Выложите из мозаики узор. Предложите ребёнку разобрать его и

разложить детали в коробочки, группируя их по цветам. Следите,

чтобы во время работы ребёнок брал детали двумя пальцами

(большим и указательным).

Затем предложите ребёнку вставить детали мозаики в

отверстия основы (в произвольном порядке). Когда ребёнок освоит

это умение, покажите ему, как выложить из мозаики дорожки и

столбики.

В следующий раз предложите им сделать более сложные

изображения: цветы, травку, солнышко и др.

Игра «Домик»

Покажите ребёнку изображения зайца и лисы: «Жили-были в

лесу лиса и заяц. Лиса хотела поймать зайца, а он всегда от нее

убегал. Однажды заболела у зайца лапка, а лиса тут как тут.

Испугался заяц, что не сможет с больной лапкой убежать от

лисы. Давай поможем зайчику и сделаем для него домик!»

Покажите ребёнку, как выложить домик из палочек так, чтобы

заяц оказался внутри, а лиса снаружи. Затем предложите

ребёнку  самостоятельно сделать домик для зайца.

Обыграйте результат: «Спрятался зайчик в домике. Лиса

походила, походила и ушла»

Успешное выполнение малышом практических действий зависит от систематического повторения игровых приёмов, а так же разнообразия используемого материала. Вышеперечисленные игры не требуют особых затрат, только немного вашего времени и фантазии. Успехов Вам в воспитании Ваших детей!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, слу...

Открытый семинар для педагогов ВАО на тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

В ноябре 2012 года я провела открытый семинар для педагогов ЦИПР ВАО по теме "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста" . На семинаре были представлены цели, задачи работы нашего ЦИПР и ...

Проект: "Дидактическая игра - как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста"

Данный проект направлен на развитие сенсорных  способностей детей. Он используется как на занятиях по художественной литературе, по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию,...

Консультация для родителей:"Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Знач...

Консультация для родителей "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста"

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия ...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста

В данной статье рассказывается о том,как развить сенсорные способности у детей раннего возраста....