Консультация для родителей "Игры для развития речи старших дошкольников"
консультация (старшая группа)

Исангалина Асия Каюмовна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Консультация для родителей

                «Игры для развития речи старших дошкольников»

Цель: Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.
Уважаемые родители!
Одной из главных задач детского сада является развитие речи дошкольников.
Поэтому призываем вас обратить внимание к проблеме развития речи ребёнка!
Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. Но иногда родители часто пускают процесс развития речи на самотек. Причин этому очень много, нехватка времени, рабочий график и т.д. Задумываемся ли мы как развита речь ребенка, как он излагает мысли, есть ли логика в рассуждениях? Если вас беспокоит эта проблема, мы очень рады, что вы уделяете проблеме развития речи детей пристальное внимание.

Развитие речи в детском саду ведётся по следующим направлениям:
• Воспитание звуковой культуры речи.
• Обогащение активного и пассивного словаря.
• Формирование грамматического строя речи.
• Развитие связной речи.

Говоря об особенностях развития речи старших дошкольников, следует отметить, что на данном возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Фразы становятся развернутыми; произношение - чище,  высказывания - точнее. Ребенок не только вычленяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было ясно и понятно, что он им хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребенка появляется и более критическое отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать к ним свое эмоциональное отношение.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Дошкольный возраст - период быстрого обогащения словаря, которое осуществляется не только за счет ознакомления с новыми предметами, их свойствами и качествами, новыми словами, обозначающими действия, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, за счет использования новых суффиксов, приставок, которые дети начинают широко употреблять. Все чаще в речи ребенка появляются обобщающие существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов. Многие слова из пассивного запаса слов переходят в активный словарь.

 Игры в которые Вы можете поиграть с детьми.

Игра «Я заметил»
«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.


Игра "Назови ласково"
Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:
Цветок красный, а цветочек красненький.
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).
Дом низкий, а домик … (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

Игра «Угощаю»
Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите».
Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
«Приготовим сок»: Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.»

Игра «Отгадай, кто это»
Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:
- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)
- Бодается, мычит, пасётся? (корова, коза)
- Крадётся, царапается, мяукает? (кошка)
- Шипит, извивается, ползает? (змея)
Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.

Игра «Отгадай предмет по его частям»
- Четыре ножки, спинка, сиденье.
- Корень ствол, ветки, листья.
- Носик, крышка, ручка, донышко.
- Корень, стебель, листья, лепестки.

Игра «Упрямые слова»
Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.
Игра «Исправь ошибку»
Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.
Конура залезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез под котёнка. На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика.

Игра «Перепутанница»
«Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: ба-со-ка (собака, ло-во-сы (волосы, ле-ко-со (колесо).

Игра "Похожие слова"
Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.
Приятель - друг - враг;
Грусть - радость - печаль;
Еда - очистки - пища;
Труд - завод - работа;
Танец - пляска - песня;
Бежать - мчаться - идти;
Думать - хотеть - размышлять;
Шагать - сидеть - ступать;
Слушать - глядеть - смотреть;
Трусливый - тихий - пугливый;
Старый - мудрый - умный;
Бестолковый - маленький - глупый;
Смешной - большой - огромный.

Игра «Волшебные очки»
«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

Игра «Доскажи словечко»
Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее.
Например:
- Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п. ;
- Медведь осенью засыпает, а весной…
- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…
- Мокрое бельё развешивают, а сухое…
- Вечером солнце заходит, а утром.

ПОДБЕРИ ПРИЗНАК

 Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

 Ход игры: называется слово и задаётся вопросы (какой? какая? какие? какое, ребёнок отвечает.

Куртка (какая) – красная, теплая, зимняя…

         Сапоги (какие) – коричневые,      удобные, теплые…

         Шарф (какой) – пушистый, вязанный…

         Перчатки (какие) – кожаные, белые.

         Шляпа (какая) – черная, большая…

         Туфли (какие) – осенние, красивые…

         Платье (какое) -  новое, нарядное, зеленое…

         Рубашка (какая) -  белая, праздничная….

         Шуба (какая) -  меховая, теплая…

        ПОСЧИТАЙ

 Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры: называется один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

 КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?

  Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.

 Материал: картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов.

 Ход игры: в центре -картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т. д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода. 

ГДЕ НАЧАЛО РАССКАЗА?

Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

 Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

 БЛИЗКИЕ СЛОВА

Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.        

Осенью дни пасмурные…                                    серые, унылые…       

Осенью часто погода бывает холодной…        ветреной, дождливой…

Осенью настроение грустное…                           печальное, тоскливое…

Осенью дожди частые…                                        холодные, проливные…

Небо покрывают серые тучи…                             тёмные, дождевые…

В начале осени бывают ясные дни…                  безоблачные, светлые…

Поздней осенью на улице холодно…                 пасмурно, ветрено…

                         

ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

 Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё, ребёнок отвечает.

Шарф (чей) — мамин, 

Шляпка (чья) — бабушкина, 

Поднос (чей)  - дедушкин,

 Книга (чья) – бабушкина,

Тапочек (чей) – дедушкин.

 СЛОВА –РОДСТВЕННИКИ

Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.

Медведь – медведица, медвежонок, медвежий, медведушка …

Волк - волчица, волчонок, волчище, волчий, волчишко…

Лиса –лис, лисичка, лисёнок, лисонька, лисушка….

 КТО ГДЕ ЖИВЁТ?

Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.

Лиса живёт в норе.

 Медведь зимует в… .

Волк живёт в … .

Белка живёт в … .

Ёжик живёт в … .

 ИЗМЕНИ СЛОВО

Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании.

Изменить слово «окно» в контексте предложения.

В доме большое …. В доме нет …. Я подошел к …. Я мечтаю о большом …. У меня растут цветы под … .

 КЕМ ТЫ БУДЕШЬ?

Цель: закрепить употребление глаголов в будущем времени (буду летать, лечить, водить.).

Ход игры: в начале занятия воспитатель читает отрывок из произведения В. Маяковского Кем быть.

После этого предлагает детям помечтать, кем они хотят быть, кем работать.

- Я буду летчиком, летать на самолетах.

- Я буду врачом, лечить детей.

- Я буду учить детей, учительницей работать.

Воспитатель следит за правильным построением предложений.

 ОБРАЗУЙ СЛОВА

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.

Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.

Поет                                    Поющая

Щебечет                            Щебечущая

Улетает                              Улетающая

Кормит                               Кормящая

Плывет                               Плывущая

Кричит                               Кричащая

Голодает                           Голодающая

 СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

Материал: мяч.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь,  поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют …).

У дятла красная голова, поэтому его называют …).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют …).

У дятла острый клюв, поэтому его называют …). 

«Четвертый лишний (с мячом)

стол, стул, кровать, чайник

лошадь, кошка, собака, щука

елка, земляника, береза, дуб,

огурец, тыква, морковь, заяц

блокнот, портфель, газета, тетрадь,

огурец, арбуз, яблоко, мяч

волк, лиса, медведь, кошка

фиалка, ромашка, морковь, василек,

кукла, машинка, пирамида, книга

воробей, орел, ласточка, оса

лыжи, коньки, лодка, санки

стул, молоток, пила, рубанок

снег, мороз, жара, лед

змея, улитка, бабочка, черепаха

кисти, краски, чайник, альбом

шляпа, крыша, дверь, окно

молоко, чай, лимонад, хлеб

Дидактическая игра «Два – две»

«Посмотри на себя и скажи, что у нас по два?. Два глаза, два уха, два локтя, два плеча, два колена.

А что у нас по две?. Две руки, две ноги, две пятки, две щеки, две ноздри.

Молодец, а теперь продолжи»:

огурец – два. огурца                               ваза – две…вазы

стул – два. стула                                     вишня – две…вишни

стол - два…стола                                    слива – две…сливы

кот - два …кота                              кошка – две…кошки                          чашка – две…чашки

окно – два…окна                                     машина – две…машины

дерево – два…дерева

тюльпан – два …тюльпана             роза – две…розы

помидор – два…помидора

кастрюля – две…кастрюли                          костюм – два…костюма                                     майка – две…майки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Применение пословиц в развитии речи старших дошкольников»

Консультация для воспитателей:« Применение пословиц в развитии речи старших дошкольников»...

Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1  Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей. Развитие речи старшего дошкольника.

В данной консультации помещён материал о том , что должно быть сформировано в речи  (звукопроизношение, лексика, грамматика) старшего дошкольника к 6-7 годам и на что родителям следует обратить о...

Консультация для родителей «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников с ЗПР"

Консультация для родителей "Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников с ЗПР"...

Консультация для воспитателей «Использование песочной терапии в работе по развитию речи старших дошкольников»

Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкол...

Консультация для воспитателей Использование синквейн – технологии в развитии речи старших дошкольников.

Синквейн - технология один из эффективных способов развитие речи детей...

Консультация "Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников"

Консультация "Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников"...