Сборник мастер-классов для родителей детей с ОВЗ «Занимаемся с детьми дома»
методическая разработка (младшая группа)

Леонова Марина Борисовна

Пояснительная записка

 

Чем больше родители играют с детьми,

тем счастливее у них детство. 

 

Современные условия деятельности дошкольных учреждений ставят взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия.

Взаимодействие ДОУ с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие; знание и учёт педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом в интересах ребёнка.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии - «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Партнерство - это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка - педагог-психолог, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, врач, др. Главная роль в этом процессе принадлежит психологу, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей.

Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, определяется общая цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей : повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

 

Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:

1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

3. Сформировать адекватную самооценку.

Ребёнок больше времени, эмоционально и продуктивно значимого для своего развития, проводит дома, со своими близкими. Постоянное, последовательное и адекватное способностям и потребностям ребёнка вмешательство близкого взрослого гарантирует наилучший результат. Своевременное, регулярное проведение с родителями просветительской работы помогает им глубже познакомиться с проблемами своего ребёнка, подкрепить интуитивные знания практикой, разрешить сложные ситуации.      Привлекая родителей к совместному воспитанию дошкольников, пробуждают интерес к жизни детей.   Уважаемые родители, в семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с вами, получал от вас не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас и интеллектуальные способности.

 

Основные направления работы с родителями:

- Установление партнёрских отношений с семьями воспитанников для объединения усилий педагогов и родителей в процессе развития и воспитания детей;

-Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, его возможностям и потребностям;

-Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах коррекционного воспитания и обучения;

- Оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддержка их в уверенности собственных педагогических возможностях;

- Обучение родителей конкретным приёмам коррекционной работы.

Знакомить родителей с условиями, методами использования игр и упражнений, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей в домашних условиях помогает мастер-класс.

Необходимо отметить, что игры для детей с ОВЗ отличаются от игр для здоровых детей. Они направлены на развитие всех познавательных процессов, общей координации движения, пространственной ориентировки, речи, развитие произвольности поведения и целенаправленности деятельности. Кроме того, этим детям необходима постоянная помощь взрослого. Наличие индивидуально-развивающего подхода в организации коррекционно-развивающего процесса (упрощённая инструкция, оценка уже имеющихся у ребёнка навыков и умений). Одно из главных условий – развивающие игры не должны утомлять. Время строго дозируется, но необходимо, чтобы поставленная цель в процессе игры была достигнута, так как это формирует в ребёнке с ОВЗ осознание собственной «успешности» или «неуспешности».

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас». При этом, мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Во время проведения мастер-классов педагоги обращают внимание родителей не только на общее развитие детей, но и на формирование у них навыков моторики, активизацию творческих способностей.

На встречах родители осваивают новые для себя технологии, дома вместе с детьми готовят поделки, проводят ортопедические игры, упражнения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarmorka_2022.docx1.89 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дома»

Мастер-класс для родителей «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дома»...

Зачем родителям заниматься с детьми дома

Очень часто слышится вопрос: "А зачем заниматься с детьми дома?" Также родители пренебрегают к рекомендациям учителя-дефектолога. Да, конечно, это необязательное выполнение, но только совмес...

Мастер-класс (видео) для родителей детей группы раннего возраста «Лепим из пластилина» Тема недели: « В мире прекрасного» 4 неделя марта «Украсим тарелочку для куклы Кати»

Ребенок учится экспериментировать и делать все новые открытия. Через лепку ребенок может выражать, доступным ему способом, свои эмоции, как позитивные, так и негативные. Кроме того, постоянные занятия...

Мастер-класс для воспитателей на тему"Помощь родителям в организации подвижных игр с детьми дома".

Предлагаю вам игры ,в которые можно поиграть с детьми дома ,на природе,на участке детского сада.Вы можете использовать их в своей работе,в семье,научить родителей.Они не требуют особой подготовки,для ...

Мастер – класс для родителей по теме : «Экономические игры с детьми дома»

Цель педагогического опыта – расширить экономический кругозор детей, дать представление о таких экономических качествах, как бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольникам осозн...

Мастер – класс для родителей по теме : «Экономические игры с детьми дома»

Цель педагогического опыта – расширить экономический кругозор детей, дать представление о таких экономических качествах, как бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольникам осозн...