Развитие инициативности дошкольников
методическая разработка

Ермакова Ирина Валерьевна

Конспект родительского собрания

«Как воспитать инициативного и самостоятельного ребенка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_roditelskogo_sobraniya_1.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Проскоковская средняя общеобразовательная школа»

Конспект родительского собрания

«Как воспитать инициативного и самостоятельного ребенка»

                                                                       Подготовила воспитатель

                                                     Ермакова И.В.

п. Сокольники

 Цель: повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

1) Активизировать взаимодействие с родителями по формированию самостоятельности и инициативности детей.

2) Предоставить родителям информацию об условиях развития детской самостоятельности и инициативности.

Форма проведения: нетрадиционная

Предварительная работа:анкетирование родителей, индивидуальные консультации.

Оборудование:воздушные шары, фломастеры,ватман с нарисованной тучкой.

Повестка дня:

 «Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников.

Ход родительского собрания:

(звучит музыка, в центре творчества - воздушные шары, два шара закреплены на столе, за которым будет проходить мероприятие, на одном – надпись-самостоятельность, на втором – инициатива)

Приветствие.

Добрый день, уважаемые родители! Хочу начать нашу сегодняшнюю встречу со слов благодарности за то, что, несмотря на занятость, нехватку времени, находите в себе силы не поддаваться жизненным обстоятельствам, остаётесь не равнодушными к жизни нашей группы. Вот и сегодня, отложив свои дела, вы пришли на родительское собрание, которое будет проходить в форме «круглого стола».

Тренинг на сплочение «Аплодисменты»

Аплодируйте те, кто пришел на наше собрание с желанием и хорошим настроением.

Аплодируйте те, у кого дома неотложные дела.

Аплодируйте те, кто целует близких, уходя на работу.

Аплодируйте те, кому интересна тема нашей встречи.

Наш «круглый стол» открыт бурными аплодисментами.

Начать нашу работу я бы хотела с притчи о Вечном Путнике.

Притча

«Прожили люди не разумную жизнь и подошли к пропасти. Дальше- гибель.

- Как же нам быть, кто нас спасет? –Забеспокоились люди и пошли к мудрецу.

- С восходом утренний звезды придет Путник Вечности. Он спасет вас! – сказал мудрец.

Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода утренней звезды; надо было встретить Путника Вечности.

- Не он…И это не он… И тот не он…- говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачен в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым- значит, и тот был не он. Но вот взошла утренняя звезда.

Люди уставились на дорогу – где Путник?

Где-то запел жаворонок. Где-то заржал жеребенок. Где-то заплакал ребенок. А Путника Вечности люди на дороге не увидели и пришли к мудрецу с жалобой: «Где обещанный Путник Вечности?» (а вы уже догадались кто им был?)

- Плачь ребенка вы не слышали? – спросил мудрец.

- Но это плач новорожденного! – ответили люди.

- Он и есть Путник Вечности! Он наш спаситель!

Так люди увидели в ребенке свою надежду. Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода, ведь именно ему жить в будущем.»

Знакомство с темой родительского собрания

И каким будет это будущее, зависит на данном этапе от нас с вами, уважаемые родители. Детство – это самый поддающийся педагогическому воздействию период, именно сейчас закладываются основы и создаются предпосылки развития личности.

Сегодня мы поговорим с вами о самостоятельности и инициативности наших детей. Эту тему я выбрала не случайно, и не потому, что этого требует образовательная программа, а потому, что так диктует жизнь.

У вас на столе два воздушных шара с надписью: 1 шар – самостоятельность, 2 шар – инициативность- это тема нашего «Круглого стола».

        Если вы считаете, что для вашего ребенка важно развитие такого качества, как инициативность, рисуете на этом шарике любой знак, (кружочек, цветочек) фломастером яркого цвета, если нет- темным. То же самое с шариком «самостоятельность».

(анализ нарисованного).

Шары стали еще ярче, из этого я делаю вывод, что вы заинтересованы в развитии инициативности и самостоятельности у наших детей.Задача эта не из простых, хотя дети по своей природе от рождения инициативны, и часто стараются выполнить различные действия самостоятельно, но мы, взрослые, из-за отсутствия времени или неуверенности в силах ребенка, стремимся сделать все за него сами. Как вы считаете, действительно ли мы оказываем ребенку помощь?(ответы родителей)

Игровое упражнение «Запрет»

(приглашается один родитель)

Представим такую ситуацию: вы – ребенок, я – очень заботливая мама. Забочусь о том, чтобы ребенок не вымазался, поэтому запрещаю ему бегать по лужам (завязываю ленточкой ноги). Не разрешаю поднимать камешки с дороги и варить «кашу» в песочнице, ведь там столько микробов, вдруг заболеет (завязываю руки). Во время просмотра фильма герой сигаретой, ты не должен этого видеть (завязываю глаза). Это плохие слова, не слушай (завязываю уши). Если ребенок проявляет интерес к семейным проблемам, выражает свое мнение по поводу происходящего – «помолчи, еще мал советы давать» (завязываю рот).

А теперь посмотрите на моего ребенка и ответьте на мой вопрос: «Может ли из него вырасти самостоятельный, уверенный в себе и собственных возможностях человек. Почему?» (ответы родителей)

Знакомство со способами поддержки детской инициативы

Эти действия и слова родителей негативно влияют на развитие инициативы и самостоятельности у ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс, помогите мне.

(Родители находят компромисс для решения этих ситуаций, примерные варианты ответов)

Например, не завязывать ноги – обуть сапоги; не завязывать руки – помыть их после прогулки, не завязывать рот – выслушать ребенка, даже если вы не воспользуетесь его советом ит.д.

Вместе мы нашли решение этих проблем. Нельзя запрещать ребенку познавать окружающий мир.

Запомните, инициатива в условиях авторитарного общения не развивается.Советую вам быть для ребенка не начальником и командиром, а партнером в игре или в любой другой деятельности, даже в повседневной жизни.

Пожалуйста, поделитесь своим опытом, как вы развиваете самостоятельностьи инициативу у своих ребятишек. (Родители могут рассказать о своем опыте)

Я тоже хочу поделиться с вами некоторыми методами и приемами, которые помогают мне в работе, и надеюсь, помогут и вам развить в своих детях эти важные качества.

Есть замечательным приемом – ритуал планирования самостоятельной деятельности.Кто-нибудь из вас составляет список важных дел для себя? А для ребенка? (родители делятся опытом) Пишите и планируйте для ребёнка список ежедневных дел, которые он может делать. Планирование – основа инициативы, это как граница, за которую можно (и иногда так приятно) выйти.

Мы в группе это делаем ежедневно.

И вы по дороге в детский сад побеседуйте с ребенком о том, чем он хотел бы заняться, расскажите ему о своих планах. По дороге домой узнайте, получилось ли у него реализовать задуманное, если нет, то почему.

Хвалите его за проявленную инициативу, за необычный способ выполнения дела.

Есть еще один прием – «Три варианта». Я считаю его просто находкой для формирования у детей самостоятельности и инициативности. Суть его в том, что ребенок самостоятельно находит пути решения различных проблемных ситуаций. Например, ребенок пришел к вам за помощью, вы ему конечно готовы помочь, но сначала пусть назовет три варианта решения этой проблемы. Дело сделано- вы дали ему информацию к размышлению.

Несмотря на то, что ребенок должен стремиться к самостоятельности, важно, контролировать, чем он занят самостоятельно, какие у него желания, ведь он может самостоятельно целый день просто смотреть телевизор или играть в компьютерные игры. Самостоятельность –это не вседозволенность. Важно чтобы ребёнок учился занимать себя полезными делами, для этого, его необходимо побуждать к деятельности, важен мотив. Мотивация побуждает ребёнка к деятельности, ориентирует его на достижение цели.

 Мотивации, которые я использую в работе с детьми:

        1) «Научи меня»:Какая классная у тебя военная база. Как ты это сделал? Научи меня.

2) «Объяснялки»: Не понимаю, как из «трансформера» получается машина, объясни.

3) «Помогатор»: Цветочки хотят пить, давай им поможем.

Ребенку важно прийти на помощь родителям, побыть в роли знающего и умеющего больше, чем взрослый.

        Общение со взрослым дает детям возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам.Очень важно, для развития инициативыне давать однозначных ответов на детские вопросы.

Конечно, проще на вопрос ребенка ответить «да» или «нет», а полезнее спросить: «А ты сам, как думаешь?» «Я, думаю так…Ты со мной согласен?» Аргументированные возражения приветствуйте.

- Какие мотивации используете вы, уважаемые родители?

(ответы родителей)

- Поощряйтели выдумки и фантазии детей? (примеры)

- Поддерживаете ли их энергичность и активность, смелость и рискованность? (ответы родителей)

При вашем доброжелательном отношении и при постоянной поддержке ваши дети обязательно станут инициативными и самостоятельными.

        Подведение итога родительского собрания

В заключении хотелось бы узнать ваше мнение по поводу услышанного сегодня.

Предлагаю создать коллективную композицию. На ватмане нарисована туча.Если материал не понравился и Вы провели время впустую, то пусть из тучи прольется холодный дождь;если данный материал Вас заинтересовал, Вы хотите узнать больше и со временем вернетесь к изучению данной темы, то на ватмане появятся цветы;если Вы чувствуете в себе потенциал творчества, и желание воплощать услышанное в своей деятельности, то пусть яркие лучи солнца озарят все вокруг.

(тихо звучит музыка, родители рисуют, я готовлю памятки)

Тренинг с воздушными шарами.

Вы, наверное, обратили внимание на большое количество воздушных шаров в группе. Как вы думаете сможет ли один воспитатель или родитель удержать в руках все эти шары без ниточки?

(ответы родителей)

Да, не сможет, несмотря на то, что шары легкие. Давайте попробуем сделать это вместе.

Совместными усилиями, мы смогли это сделать.Только сообща, поддерживая и понимая друг друга, мы сможем воспитать самостоятельных, инициативных, всесторонне развитых детей, готовых к любым жизненным обстоятельствам.

(звучит музыка, раздаю памятки «Добрые советы для родителей»)

Памятка «Добрые советы для родителей»

Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.

Не торопитесь помогать ребенку, услышав «Я не могу!». Дайте ему возможность самостоятельно действовать, помогите советом.

Никогда не говорите ребёнку: «Ты мне мешаешь, уйди!»

Никогда не говорите ему: «Ты ещё маленький, у тебя не получится».

Не критикуйте: ты плохо сделал, лучше бы я сама.

Не переделывайте то, что сделал ребёнок, тут же, у него на глазах.

Ни в коем случае не смейтесь, если у него что-то не получилось.

Не ругайте, если малыш, что- то разбил, рассыпал или сломал.

Обязательно благодарите ребёнка за помощь, благодарите от чистого сердца.

И помните, в развитии самостоятельности ребенка важно избегать крайностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Развитие инициативности и самостоятельности дошкольника в общении со взрослым» (с помощью дидактической игры «Карта эмоций»).

Дидактическая игра «Карта эмоций» содержит элементы арт-терапии и учит детей распознавать различные эмоции человека по выражению его лица, расширяет словарный запас названиями эмоций, созд...

Развитие самостоятельности и инициативности дошкольника через креативную игру-драматизацию.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, где формированию инициативности и самостоятельности ребенка должно ...

Развитие интереса дошкольника к познанию истории родного края, развитие инициативности и самостоятельности.

Важнейший  период становления личности человека – это дошкольное детство....

Презентация "Развитие инициативности дошкольников" для подготовительной группы

Презентация "Развитие инициативности дошкольников" для подготовительной группы...

"Особенности организации среды для развития инициативности дошкольников"

Организация предметно-пространственной среды для развития инициативности дошкольников....

Технология поддержки детской индивидуальности и развития инициативности дошкольников - "Утренний круг"

Для облегчения подготовки к проведению утреннего круга в дошкольной группе и самоконтроля соблюдения всех необходимых требований предлагаю чек-лист для подготовки и проведения утреннего круга. Чек-лис...

Технология развития инициативности дошкольников - "Развивающий диалог"

Чек-лист для подготовки и проведения  развивающего диалога с дошкольниками облегчит воспитателю процесс подготовки и поможет провести самоконтроль и самоанализ. Чек-лист является рабочим иснтруме...