Развитие самостоятельности и инициативности дошкольника через креативную игру-драматизацию.
методическая разработка по аппликации, лепке на тему

Абдулова Мадина Батирхановна

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, где формированию инициативности и самостоятельности ребенка должно быть уделено серьезное внимание. Моя деятельность, как педагога направлена на развитие инициативности и самостоятельности детей, через  развитие креативной личности, развития воображения, дивергентного  мышления, через  театрализованную деятельность, которая обуславливает особое взаимодействие детей и педагогов  на основе свободной творческой атмосферы. Правильно организованная театрализованная деятельность позволяет развивать у детей такие качества творческой личности,  как оригинальность мышления, т. е. способность порождать новые нестандартные идеи, образную память, независимость мышления, умение находить свое собственное решение и умение отстаивать свою точку зрения, способность к импровизации, к выразительному движению, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца, умение продолжать работу,    несмотря  на трудности и неудачи и наконец, умение решать творческие задачи.Во время театрализованной игры, дети чувствуют себя раскованно и свободно, что позволяет им реализовывать свои творческие способности и получать положительные эмоции.  Все эти факты, систематические наблюдения,   совокупность симбиоза  имеющихся у детей коммуникативных и предметно-практических навыков привели нас к новому проявлению театральной деятельности, которую я решила назвать креативной игрой-драматизацией. Креативная игра-драматизация в отличие от традиционной позволяет ребенку следовать своим путем в интерпретации сюжета так, как подсказывает ему его опыт и фантазия, и так, как он хотел бы действовать в изображаемой им ситуации. Креативные игры-драматизации в отличие от других видов игр требуют от детей более свободного владения игровыми навыками, а также умения во внутреннем плане осмысливать и трансформировать события сюжета в практическое общение с партнером. Это связано со спецификой игровой деятельности, в которой используется кукла – объект проекции «я» ребенка, и со спецификой креативной деятельности, когда дети становятся творцами новой, свободной игры сначала в теоретическом, а затем и в практическом плане. Многие дети стремятся дофантазировать известный сюжет, и в этих фантазиях проявляются их личностные и коммуникативные особенности. Именно продолжение известной игры и её переориентация по ходу развития является столь существенной ступенью в подходе к самостоятельному творчеству детей. В креативной игре-драматизации привязанности традиционной игры-драматизации к ширме противопоставляется свобода передвижения в игровом пространстве и активного использования различных предметов-заместителей, но при этом большое внимание уделяется воспитанию у детей чувства эмпатии, исходя из которого дети стремятся строить свои отношения в процессе игры на дружеской основе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_na_fartuke.docx899.92 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 36 «Полянка»

663340, Красноярский край, г. Норильск, район. Кайеркан, ул.  Строительная 4,    39-54-37

/ факс: (3919) 39-54-37  e-mail mdou 36 @ norcom.ru

 Театр на фартуке как один из видов развития детской самостоятельности и инициативности.

Автор: Абдулова Мадина Батирхановна - воспитатель первой квалификационной категории

 «Театр на фартуке» – это нетрадиционный, универсальный язык, который в корне меняет традиционный взгляд на организационный аспект театрализованной деятельности дошкольников.

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\гмо\20160122_164510.jpgПоскольку, для эффективного показа спектакля важно все: какие декорации и их размещения, какие куклы и ширма, где сидят дети и т.п., поэтому педагогу приходится тратить время для решения таких организационных моментов. А данный вид театра поможет воспитателю, одев на себя «театр – фартук», сразу начать спектакль.

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\гмо\20160122_164842.jpgИ уже через минуту декорации движутся вместе с актёрами, быстро меняются, воспитатель умело манипулирует куклами, удачно дополняя их мимикой, жестами, средствами речевой выразительности. Такой театр вызывает у детей интерес к постановке, понимание сюжета, даёт возможность взаимодействия «актёр – зритель». Например   фартук с героями и декорациями к сказке "Колобок". Фартук одевает воспитатель и в процессе рассказа сказки передвигает героев. Все герои сказки объемные, съемные и крепятся при помощи липучки.
Кустики и елки полностью не пришиты - прячем героев. Домик - это карман, в нем могут быть бабка с дедом, ну или  колобок и т.д. 

Материалы пособия доступны для использования в работе с детьми как раннего, так и дошкольного возраста, а также рассматриваются в контексте реализации основных линий развития: физического, социально-нравственного, эмоционально-ценностного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и креативного.

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\гмо\20160122_164950.jpg

В процессе такой театрализованной деятельности педагог имеет возможность упражнять детей в постановке вопросов, сравнивании, рассказывании, побудить к речевому общению в дидактической игре, учит постепенного перехода сказки в рассказ, составлении новой сказки, определение в художественном произведении добра и зла и т.п.

В раннем, младшем и среднем возрасте при проведении занятий по художественной литературе театрализованная деятельность на фартуке может использоваться как метод организации.

В старших группах театрализованная деятельность используется как фрагмент: для заинтересованности детей во время занятия; активизации детей в процессе занятия; работы над художественным произведением; разыгрывания морально-этических ситуаций; при моделировании ситуаций общения; как образец при составлении различных видов рассказов.

Методические ориентиры, которые содержатся в учебно-методическом пособии «Театр на фартуке», помогают педагогу не выпустить из рук и сердца моральный, эмоционально-ценностный, коммуникативный и креативный рост малыша, возможность приобрести знания, умения, навыки в различных сферах жизнедеятельности ребёнка: «Природа», «Культура», «Люди», «Я Сам»; психологизацию его бытия в процессе интересной театрализованной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развивающая предметно-пространственная среда как условие для развития самостоятельности и инициативности дошкольников»

Развивающая предметно- пространственная среда –определенное пространство, организационно оформленное  и предметно насыщенное, предназначенное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, о...

Практикум для родителей "Развитие самостоятельности и инициативности дошкольника"

В данной публикации представлена презентация и конспект занятия для родителей, посвященного проблеме развития самостоятельности и инициативности дошкольника. Преимущество отдается интерактивным и игро...

«Роль игры в развитие самостоятельности и инициативности дошкольника»

В данной статье раскрывается роль игровой деятельности в развитии детской инициативности и самостоятельности....

Родительское собрание в средней группе. Тема: Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников

Тема: Развитие самостоятельности и инициативности дошкольниковЦель: повышение компетентности родителей в области  развития самостоятельности и инициативности дошкольника.Задачи:Повысить...

Сценарный план мастер-класса для воспитателей и родителей на тему: "Развитие инициативности и самостоятельности дошкольников через креативную игру-драматизацию"

Демонстрация способа развития инициативности и самостоятельности детей, через креативную игру-драматизацию....

Консультация для родителей «Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников у детей 4-5 лет»

Консультация для родителей «Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников у детей 4-5 лет»...