«Развитие самостоятельности и инициативности дошкольника»
консультация (старшая группа)

Мастер класс на родительском собрании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnost.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей "Развитие самостоятельности и инициативности дошкольника"

 

 

Цель: повышение компетентности родителей в области  развития самостоятельности и инициативности дошкольника.

Задачи:

  1. Повысить интерес  родителей к проблеме самостоятельности и инициативности.
  2. Помочь родителям определить уровень самостоятельности собственного ребенка  посредством индивидуальной мини-диагностики
  3. В игровой форме отработать способы повышения уровня самостоятельности  ребенка.

Оборудование:

Карточки с фразами, карточки с таблицами, мячик.

 

Вступительная часть:

В: Здравствуйте уважаемые родители. Сегодня наша встреча посвящена развитию самостоятельности и инициативности ребёнка. Вдумайтесь только в это слово – самостоятельность. Что это значит? Это значит самому стоять на своих ногах, это значит уметь делать всё самому, без чьей-то помощи.

Самостоятельность и инициативность - это ценные качества, необходимые человеку. Дети по своей натуре подвижные, активные. Они стремятся сделать всё самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.

Однако, несмотря на то, что развитие самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста – одна из первостепенных задач для любого родителя, выполнить ее не так-то просто.

   В каждом возрасте у ребенка есть те области, с задачами в которых он может справляться. Нередко, однако, складывается ситуация, когда родителям легче спокойнее и удобнее делать многие вещи за ребенка, принимать за него решения, выбирать за него сферу активности. Если инициатива и самостоятельность  ребенка не поощряются, не следует удивляться, что позже готовность ребенка делать что-либо самому идет на убыль.

Сегодня мы поговорим с вами о проблеме развития самостоятельности, попытаемся определить, насколько самостоятельными вы воспитываете своих детей, а также выясним, что же лучше всего делать, чтобы ребенок вырос ответственным, самостоятельным и инициативным.

                                     Игра – разминка «Собери фразу».

   Обратимся к мудрым изречениям. Попробуем составить фразу из тех листов, которые «разлетелись по залу».

Фраза №1: «Не  воспитывай  детей,  все равно они  будут  похожи  на тебя - воспитывай   себя. (Английская пословица)

Фраза №2: «Человек не может быть свободен, если он не самостоятелен»   (М. Монтессори)

Игра: «Линейка образов ребенка».

Предлагаем Вам разделиться с помощью фишек на команды. Каждая команда составит линейку образов ребенка, которая иллюстрирует последовательность в развитии самостоятельности. Задание: расставить выражения по порядку.

«Я сам» - «Я хочу» - «Я умею» - «Я смогу» - «Я буду» - «Я научусь»

Быть самостоятельным – это значит уметь трудиться.

Детская лень - это миф, придуманный взрослыми. Это проблема, созданная взрослыми, самими родителями.

Нередко мамы жалуются: чадо подросло, а по хозяйству помогать не хочет, приходиться заставлять. Но желание трудиться у человека возникает не в подростковом возрасте, а гораздо раньше. И если родители, когда кроха совсем мал, правильно себя ведут, то заставлять потом и не приходится.

Естественное желание помогать родителям появляется у малыша после того, как он начал уверенно ходить. В его понимании это даже не помощь, а стремление участвовать в жизни семьи, научиться делать всё то, что делают мама, папа, дедушка, бабушка, старший брат, сестра, поскольку это необходимо для выживания в мире. Ребёнок запрограммирован на такое поведение генетически. Он ведь чувствует, что скоро всё придётся делать самостоятельно, поэтому и пытается овладеть новыми навыками, подражая старшим. Отсюда такое стремление мыть посуду, подметать пол, стирать, всё делать, как большие. И что он слышит – «Не лезь, уйди, не тронь, отстань, ты ещё маленький» «Не трогай веник, он грязный. Еще успеешь наработаться в жизни». И такие ситуации повторяются. И ребёнок понимает, что домашними делами ему заниматься не следует, ведь взрослые так доходчиво объяснили.

И вдруг через какое - то время он слышит: «Ты должен убирать за собой игрушки, ты уже большой, ты должен помогать маме, теперь у тебя обязанности по дому».

И то, к чему он когда–то рвался, а его не пускали, вдруг становится его обязанностями. А это так скучно и неинтересно, особенно, если это выносить мусор.

Если он станет когда-нибудь что–то делать по дому, то только «из-под палки». Он будет воспринимать домашнюю работу, как неприятную обязанность, а не как естественную часть жизни.

Вот и получается, что сначала родители мешают ребёнку, а потом заставляют, чем порождают и у себя, и у ребёнка массу негативных эмоций.

Когда наши дети пойдут в школу, на них свалиться целое море самостоятельности. Сейчас они слышат:

-не ходи один через дорогу,

-не трогай замок, поломаешь ключ,

-не подходи к плите, не трогай горячий чайник,

-не трогай телефон,

-не бери нож, и т. д.

Но скоро он услышит совсем другие слова:

-перейдешь сам через дорогу,

-откроешь дверь ключом сам,

-разогреешь обед, позвонишь, как у тебя дела, и т. д.

И от этой самостоятельности пойдёт кругом голова. Но можно всё ещё успеть: доверить открыть дверь, разогреть обед в микроволновке, позвонить по телефону папе, вымыть посуду, сходить за хлебом и т. д. Вы рядом, подскажете, поможете, подбодрите, похвалите.

Сейчас мы просим вас разделиться на команды. Мы предложим вам несколько ситуаций, а вы скажите, что можно в данной ситуации доверить сделать ребёнку самому. На обсуждение в группе – 1 минута

1. Утро. Вся семья проснулась.

2. Вы готовитесь к ужину.

3. Вы ремонтируете машину (ремонт в квартире).

4. Вы сажаете огород.

5. Генеральная уборка.

Родители озвучивают итог обсуждения

Результаты анкетирования:

В «Программе воспитания в детском саду» определены задачи воспитания самообслуживания детей всех возрастов. Но приучать детей делать что-то самому надо не потому, что так требует программа, а потому, что так диктует жизнь. Нашим детям по 5 лет и более. Через год с небольшим они пойдут в школу. Достаточно ли они самостоятельны и насколько готовы к предстоящей школьной жизни? К сожалению не все дети в нашей группе могут самостоятельно одеваться, приводить себя в порядок, устранять неполадки в одежде, в причёске, убрать игрушки, выполнить обязанности дежурных по столовой, по занятиям.

Самостоятельный ребенок — мечта родителей. Сейчас мы раздадим вам анкеты, с помощью которых вы сможете определить насколько самостоятелен ваш ребенок и проверить, предоставляете ли вы ребенку возможности для проявления инициативы и самостоятельности.  

Чтобы проверить, предоставляем ли мы ребенку возможности для проявления самостоятельности, предлагаю выполнить упражнение  «Самостоятельность».

Задание 1 Заполните таблицу. В первой колонке перечислите дела, которые ваш ребенок  решает и делает сам. Во второй колонке запишите дела, в которых вы участвуете вместе с ребенком.

 

Сам

Вместе с мамой

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2 Вам предстоит познакомиться с педагогическими ситуациями проявления детьми самостоятельности и инициативы. И оценить их.

 В: Уважаемые родители.

Важно ли оказывать эмоциональную и моральную поддержку ребёнку, если он проявляет свою самостоятельность?

А если у него получается не всё и не так как нужно?

Предлагаю поделиться вашими семейными «похвалилками».

 В: Спасибо за советы. Помним, что главное условие помощи ребенку дружелюбный тон общения. Постарайтесь избегать критики и больше хвалите ребенка за конкретные достижения.

  В-ль: Посмотрите, что из колонки «Вместе» можно сейчас или в ближайшем будущем передвинуть в колонку «Сам».

Уважаемые родители, подумайте, как часто вы вмешиваетесь в дела ребенка из первой колонки, потому что хотите, чтобы он сделал их быстрее или лучше. Постарайтесь предоставить самостоятельность ребенку в их выполнении, обязательно одобрите старания ребенка, несмотря на их результат.

Добрые советы для родителей:

Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.

Не торопитесь помогать ребенку, услышав «Я не могу! Мне надо сделать! И т.п.». Дайте ему возможность самостоятельно действовать, помогите советом. Придите на помощь, когда убедитесь в том, что ребенок действительно не может справиться.

Не вменяйте ребёнку в обязанность то, что сами делать не любите.

Никогда не говорите ребёнку: «Ты мне мешаешь, уйди!»

Никогда не говорите ему: «Ты ещё маленький, у тебя не получится». Дайте ребёнку попробовать всё, к чему он тянется.

Не критикуйте: ты плохо сделал, лучше бы я сама. Не переделывайте то, что сделал ребёнок, тут же, у него на глазах (это же обидно).

Ни в коем случае не смейтесь, если у него вышло что- то не так.

Не ругайте, если малыш что- то разбил, рассыпал или сломал (с кем не бывает). Утешьте и ободрите, если что-то не получилось.

Чаще хвалите, и не бойтесь переборщить!

Обязательно благодарите ребёнка за помощь, благодарите от чистого сердца: «Ты моя хозяюшка! », «Ты мой помощник! »

И помните, в развитии самостоятельности ребенка важно избегать крайностей.

 

                                                              Рефлексия:

В-ль: Скажите, что было сложным для вас?

Что было для вас полезным?

Какой опыт вы приобрели?

 Спасибо за участие

Выразите, пожалуйста, одним словом ваше отношение к нашей встрече.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельности и инициативности дошкольника через креативную игру-драматизацию.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, где формированию инициативности и самостоятельности ребенка должно ...

«Развивающая предметно-пространственная среда как условие для развития самостоятельности и инициативности дошкольников»

Развивающая предметно- пространственная среда –определенное пространство, организационно оформленное  и предметно насыщенное, предназначенное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, о...

Практикум для родителей "Развитие самостоятельности и инициативности дошкольника"

В данной публикации представлена презентация и конспект занятия для родителей, посвященного проблеме развития самостоятельности и инициативности дошкольника. Преимущество отдается интерактивным и игро...

«Роль игры в развитие самостоятельности и инициативности дошкольника»

В данной статье раскрывается роль игровой деятельности в развитии детской инициативности и самостоятельности....

Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Росс...

Родительское собрание в средней группе. Тема: Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников

Тема: Развитие самостоятельности и инициативности дошкольниковЦель: повышение компетентности родителей в области  развития самостоятельности и инициативности дошкольника.Задачи:Повысить...

Консультация для родителей «Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников у детей 4-5 лет»

Консультация для родителей «Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников у детей 4-5 лет»...