Практикум для родителей "Развитие самостоятельности и инициативности дошкольника"
план-конспект занятия (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

В данной публикации представлена презентация и конспект занятия для родителей, посвященного проблеме развития самостоятельности и инициативности дошкольника. Преимущество отдается интерактивным и игровым методам работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon samostoyatelnostt1.ppt415 КБ
Microsoft Office document icon samostoyatelnost.doc87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие самостоятельности и инициативности дошкольника

Слайд 2

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.

Слайд 4

Человек не может быть свободен, если он не самостоятелен (М. Монтессори )

Слайд 5

Правила развития самостоятельности, инициативности и творчества детей. Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Нет ребенка, у которого не было бы любимого занятия. Найдите его. Ребенку важно, чтобы его успех был замечен. Привлекайте детей к принятию решений, учитывайте их мнение. Поощряйте самостоятельность суждений ребенка, его активность.

Слайд 6

Старайтесь воздействовать на ребенка советом, просьбой. Не сравнивайте ребенка с другими, а только с самим собой. Умейте занять позицию ребенка, встать на его место, это вам поможет и в повседневной жизни. Умейте слушать и слышать ребенка.

Слайд 7

Главное условие помощи ребенку – дружелюбный тон общения.



Предварительный просмотр:

Практикум для родителей  «Развитие самостоятельности и инициативности дошкольника».

педагог-психолог Трубникова Т. С.

МБДОУ «Д\с №10», Ачинск

Цель: повышение компетентности родителей в области  развития самостоятельности и инициативности дошкольника.

Задачи:

  1. Повысить интерес  родителей к проблеме самостоятельности и инициативности.
  2. Помочь родителям определить уровень самостоятельности собственного ребенка  посредством индивидуальной мини-диагностики.
  3. Предоставить родителям информацию об условиях развития детской самостоятельности и инициативности.
  4. В игровой форме отработать способы повышения уровня самостоятельности  ребенка.

Ход работы.

Естественное желание большинства родителей - видеть своих детей лидерами, инициативными и активными людьми, умеющим принимать решения и  решать проблемы. В каждом возрасте у ребенка есть те области, с задачами в которых он может справляться. Нередкой, однако, становится ситуация, когда родителям легче спокойнее и удобнее делать многие вещи за ребенка, принимать за него решения, выбирать за него сферу активности. Однако, если инициатива и самостоятельность  ребенка не поощряются, не следует удивляться, что позже готовность ребенка делать что-либо самому идет на убыль.

Это прекрасно демонстрируется следующим стихотворением.

Стихотворение «Взрослым»

(М. Шварц)

Я в своей родной квартире

Как на слyжбе строевой.

Командир на командире...

Я один здесь рядовой!

Всем я должен подчиняться:

По приказy - одеваться,

По приказy - yмываться,

Ровно заправлять кровать.

По команде - есть садиться,

По заданию - yчиться,

По режимy - спать ложиться,

По бyдильникy - вставать!

Теперь вам ясно, почемy

Начал огрызаться я?

Конец терпенью моемy,

ДЕ-МО-БИ-ЛИ-ЗАЦИЯ!

Сегодня мы поговорим с вами о проблеме развития самостоятельности, попытаемся определить, насколько самостоятельными вы воспитываете своих детей, а также выясним, что же лучше всего делать, чтобы ребенок вырос ответственным, самостоятельным и инициативным.

 Начнем с  игры – разминки «Собери фразу».

Предлагаю вам разделиться на две команды. Каждая команда получит слова на  отдельных листочках, ваша задача – как можно быстрее собрать из этих слов фразу. Время пошло.

Фраза №1: «Не      воспитывай     детей,  все    равно    они    будут  похожи    на    тебя - воспитывай     себя. (Английская пословица)

Фраза №2: «Человек не может быть свободен, если он не самостоятелен»   (М. Монтессори) (см. Презентацию)

Обратимся к теории.

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность».

Самостоятельность  обобщенное свойство личности, проявляющееся в  инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Инициативность  частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни.  (см. Презентацию)

Сейчас я раздам вам анкеты (см. Приложение), с помощью которых вы сможете определить уровень самостоятельности вашего ребенка. Работа ведется индивидуально, вы отвечаете на вопросы анкеты, затем самостоятельно обрабатываете ее.  

Если по результатам диагностики уровень самостоятельности вашего ребенка оказался не очень высоким, возможно вам поможет информация об основных правилах  развития самостоятельности ребенка (см. Презентацию). 

Следующее упражнение «Слепой и поводырь» поможет понять значимость некоторых из перечисленных правил. В каждой паре выбирается "слепой" и "поводырь". Инструкция "повыдырям": "Вы ведете своего партнера за собой. Глаза у него закрыты. Познакомьте его с окружающим миром". Участники в парах расходятся по комнате. "Поводырь" ведет "слепого" за собой , знакомит его с предметами окружающего мира, людьми, интерьером. Через пять  минут участники меняются ролями.

Упражнение закончилось, обсудим: как вы себя чувствовали в роли "поводыря" и "слепого", кем вам больше понравилось быть, доверяли ли вы своему партнеру. Дома попробуйте провести данное упражнение с вашим ребенком и обязательно спросите у него, кем ему больше понравилось быть и почему.

Чтобы проверить, предоставляем ли мы ребенку возможности для проявления самостоятельности, предлагаю выполнить упражнение  «Самостоятельность».

Заполним  таблицу. В первой колонке перечислите дела, которые ваш ребенок  решает и делает сам. Во второй колонке запишите дела, в которых вы участвуете вместе с ребенком.

Сам

Вместе с мамой

Посмотрите, что из колонки «Вместе» можно сейчас или в ближайшем будущем передвинуть в колонку «Сам».

Подумайте, как часто вы вмешиваетесь в дела ребенка из первой колонки, потому что хотите, чтобы он сделал их быстрее или лучше. Постарайтесь предоставить самостоятельность ребенку в их выполнении, обязательно  одобрите старания ребенка, несмотря на их результат.

В делах, которые ребенок делает с помощью вас, следите за моментами, когда можно ослабить ваше участие («отпустить руль»), но не делайте этого слишком рано или резко. Обязательно отметьте первые, даже небольшие самостоятельные успехи ребенка; поздравьте его (а заодно и себя!).

А сейчас мы выполним упражнение «Ценные указания».

Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит друг, чтобы чтото сделать вместе, например, отремонтировать телевизор.

Один участник «ремонтирует телевизор». Второй участник садится и читает текст: «Так, достань описание, теперь возьми отвертку и сними заднюю стенку. Да как ты откручиваешь шуруп? Не жми так!».

Участник делятся впечатлениями.

Согласитесь,  такая совместная деятельность вызывает только раздражение. Поэтому помним, что главное  условие помощи ребенку и совместных занятий – дружелюбный тон общения. Постарайтесь избегать критики и больше хвалите ребенка за конкретные достижения.

Потренируемся хвалить наших детей и  выполним упражнение «Похвалилки».

Я буду бросать мяч каждому участнику, а вы должны быстро сказать что-нибудь хорошее о своем ребенке: «Например, моя Маша очень добрая.». Правило –не повторяться.

И помните, в развитии самостоятельности ребенка, важно избегать крайностей (см. Презентацию, слайд 7, 8)

Литература.

  1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: Аст, 2010
  2. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка – Великий Новгород: НовГУ, 2000
  3. Широкова Г. А. Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога – Ростов н\Д:Феникс, 2004

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельности и инициативности дошкольника через креативную игру-драматизацию.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, где формированию инициативности и самостоятельности ребенка должно ...

«Развивающая предметно-пространственная среда как условие для развития самостоятельности и инициативности дошкольников»

Развивающая предметно- пространственная среда –определенное пространство, организационно оформленное  и предметно насыщенное, предназначенное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, о...

«Роль игры в развитие самостоятельности и инициативности дошкольника»

В данной статье раскрывается роль игровой деятельности в развитии детской инициативности и самостоятельности....

Проект по организации работы по обновлению развивающей предметно - пространственнойй среды группы для развития творческих возможностей, самостоятельности и инициативности дошкольников «В гостях у сказки»

Проект по организации работы по обновлению развивающей предметно - пространственной среды группы для развития творческих возможностей, самостоятельности и инициативности дошкольников....

Родительское собрание в средней группе. Тема: Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников

Тема: Развитие самостоятельности и инициативности дошкольниковЦель: повышение компетентности родителей в области  развития самостоятельности и инициативности дошкольника.Задачи:Повысить...

Консультация для родителей «Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников у детей 4-5 лет»

Консультация для родителей «Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников у детей 4-5 лет»...